"Когда закончится дискриминация русских?" - стал главным политическим вопросом, заданным Президенту РФ в ходе Интернет-конференции 6 июля с.г. За него высказалось рекордное количество голосовавших - более 10%. Эта цифра говорит сама за себя, как и отсутствие ответа на него. Нельзя не обратить внимания и на тот факт, что "русским вопросом" интересуются сегодня не какие-то там "ребята из Углича", а продвинутая аудитория Рунета.
Конечно, в России есть и такие её граждане, которые считают саму постановку данного вопроса абсурдной и несуразной. Они спрашивают: "Дискриминация русских" - что сие значит? Кто "дискриминирует русских" в России? Видимо, нерусские. Кто же это такие? Как они это делают? На работу не берут? Во власть не пускают? Квартиры не сдают? Жениться не хотят?" "Деловая газета", 5.06. Л.Радзиховский, "Если бы Путиным был я". По этой логике у нас нет и не может быть не только дискриминации русских, но и ксенофобии, и антисемитизма, и прочих зловредных "измов". Разве у нас не берут на работу иностранцев /таджиков, узбеков, азербайджанцев и т.д., не сдают им квартиры, не пускают во власть представителей малых этносов?
Но так думают лишь те, кто считает нацию "метафорой" и кто хотел бы подменить национальные интересы конкретных этносов миражами "глобализма". Сегодня их взгляды уже не являются официальной точкой зрения и отнесены к категории "национального нигилизма". В отличие от 90-х гг., когда упоминать о существовании русской нации было чуть ли не неприлично, статусным представителям власти позволено говорить в наши дни даже о праве русских на национальную идентификацию.
По словам замглавы кремлёвской администрации В.Суркова, "сейчас уже, кроме иллюзий, возникают идеи". И это отрадно само по себе. Каковы же новые идеи во властных структурах, в частности, по "русскому вопросу"? Они пока разные. Вот одна из них. По мнению члена Генсовета "Единой России" А.Исаева, которое он высказал недавно в одной из московских студенческих аудиторий, власть должна "отсечь" пренебрежение интересами коренных народов нашей страны и в первую очередь русского народа. По его словам, "главным фактором национальной самоидентификации" для русских является государство, а угроза государственности в русском этносе воспринимается как угроза существованию этноса, угроза существованию нации. Таким образом, А.Исаев признал факт наличия в России не только "россиян" - граждан РФ, но и русских, а также право русской нации на собственное государство, поддержав тем самым известные лозунги "националистов".
Национальный вопрос всегда был предметом острой идеологической и политической борьбы. Социал-демократы начала прошлого века, в том числе и российские, хотя и не считали его главным для революции, вынуждены были уделять постоянное внимание проблеме межнациональных отношений. Им, однако, не удалось заменить национальные интересы конкретных этносов даже самыми привлекательными социал-демократическими лозунгами. Особенно наглядно это проявилось в годы Первой мировой войны, когда социал-демократы Германии поддержали собственное буржуазное правительство.
Среди большевиков также не было единодушия во взглядах по данной проблеме. Если В. И. Ленин призывал уберечь "российских инородцев от нашествия того истинно русского человека, великоросса-шовиниста, в сущности, подлеца и насильника", то В. И. Сталин считал "несообразной"его "новую теорию о том, что надо поставить великорусский пролетариат в положение неравноправного в отношении бывших угнетённых наций". История СССР убедительно подтвердила, что идея строительства социализма вне национального пространства абсурдна.
В наше время нет недостатка в предложениях по решению "русского вопроса". Одни предлагают "признать ценность каждого народа перед лицом российской государственности с выделением особой роли русского этноса" /А.Дугин, "Время новостей", 7.07., "Национализм любви"/, другие - "осадить богоборчество и запретить русофобию" /М.Смолин, КМ.RU, 10.07., "Революционная ненависть богоборческой русофобии"/. Но при этом все адекватные предложения исходят из явно сложившегося в общественном сознании консенсуса о необходимости признания права русской нации на самоидентификацию и её стержневой роли в российском государстве. Без решения этого вопроса все рассуждения о высоких материях, в том числе и о "суверенной демократии", бессмысленны, поскольку не может быть суверенитета без его конкретных носителей, которыми являются русские и другие коренные народы России.
В общественном сознании постепенно складывается консенсус и по проблеме "русскости", хотя по-прежнему остаётся немало приверженцев использования в политических целях научных и околонаучных изысканий об особенностях разных народов. Признание русской нации как стержневой и государствообразующей в России было бы первым шагом на пути практического решения вопроса о принадлежности к "русскости". Эстонец или латыш, например, сами знают, к какой нации они принадлежат, хотя могут и не знать, сколько процентов в них "чужой" крови. Сами разберутся со своей национальной принадлежностью и русские - "чистокровные" и не очень.
Недавние дискуссии о мигрантах и соотечественниках наглядно показали, что затягивать и далее с адекватным решением "русского вопроса" становится просто опасно для стабильности нашего государства. Политические игры вокруг него пора заканчивать. Иначе "русский вопрос" займётся теми, кто не хочет заниматься им. Хотелось бы надеяться, что власть проявит политическую мудрость и волю, внеся полную ясность в свою политику по национальному вопросу.
Член Коллегии военных экспертов Е.Комиссарчук
12 июля 2006
http://www.iamik.ru/