Вестник национальной академии туризма. - 2009. - N4(12). - С. 9-11.
Кризис, поразивший мировую экономику в 2008-2009 гг., имеет глубокие исторические корни, уходящие в начальный период построения мировой финансовой системы. Распространенная логика, согласно которой ключ к решению проблемы следует искать в истоках самой проблемы, в данном случае оказывается не вполне верной. За длительный исторический период мир прошел ряд этапов развития, среди которых особенно выделяются переход к постиндустриальному периоду и начало процесса глобализации. Последний можно назвать даже не периодом, а новой эпохой, когда трансформируются не только экономические, но и многие другие компоненты цивилизации.
Глобализация производит фундаментальные структурные преобразования, как в конструкции мировых отношений, так и в проведении экономических реформ на уровне государства, и даже коалиций государств, что ведет к формированию новых экономических сообществ. Причем роль этих сообществ имеет тенденцию к возрастанию, тогда как роль и значение государства, как базовой подсистемы мирового хозяйства, снижается. Безусловно, речь здесь может идти не о любом государстве. Как известно, все страны условно можно разделить на несколько групп по уровню развития. И в современном мире только у стран-лидеров наблюдается тенденция роста их значимости в мировом сообществе [1, c. 7-8].
Теперешний кризис трансформировался неоднократно: если начинался он как ипотечный, то затем перерос в финансовый, и в результате - стал общеэкономическим. Причем, изменив темпы экономического развития с положительных на отрицательные, он по-разному отразился на ряде отраслей мирового хозяйства и на темпах развития отдельных стран.
И все же, нельзя говорить о том, что кризис развивается хаотично. Его развитие явно подчиняется определенной закономерности, которая экономистами еще четко не понята. Это, в частности, выражается в диаметрально противоположных прогнозах, касающихся того, будет ли нынешней осенью новая волна кризиса.
Еще одна тенденция мирового экономического кризиса связана с его воздействием на формирование цепочки экономических и социальных противоречий, одним из которых является противоречие между возникающей новой технико-экономической парадигмой и институциональной структурой общества. Одним из ярких проявлений этого являются массовые беспорядки во Франции, в которых принимают участие представители нетитульных национальностей. Начиная с октября 2005 г., волнения практически ежегодно вспыхивают в Париже и сопровождаются стихийными уличными выступлениями и массовым поджогом автомобилей. Природа этих действий, как нам представляется, связана именно с недовольством, которое провоцируется изменениями в социальной сфере. Они выражаются в экономических трудностях, а также в проблемах в области образования, пенсионного обеспечения, предоставления "первой" работы выпускникам учебных заведений и др. Эти события оказывают явно отрицательное воздействие на характер туристических потоков, в частности, тех, которые направлены в Париж. И если сегодня их пока еще нельзя рассматривать в качестве системных изменений, то в будущем, при наличии определенных условий, они могут стать таковыми. Исходя из этого, следует утверждать, что для развития такой специфической сферы человеческой деятельности, как индустрия туризма, очень важным фактором является институциональная структура общества. Причем в широком смысле она должна образовывать некую "несущую конструкцию общественно-экономических отношений" глобального общества. Занимая центральное место в развитии общества, институциональные преобразования должны обеспечивать защиту рыночной либерализации и конкуренции от тенденций монополизации, чрезмерного интервенционизма государства применительно к экономической жизни, от умышленных банкротств и прочих "полузаконных" и незаконных махинаций. Кроме этого, задача заключается в обеспечении открытости и прозрачности предпринимательских действий субъектов рынка для всех его потребителей (как резидентов, так и нерезидентов). Причем именно это имеет колоссальное значение для рассматриваемой отрасли, поскольку основными потребителями туристского продукта и гостиничных услуг являются нерезиденты. Иными словами, институциональные преобразования в ходе формирования эффективной хозяйственной системы должны быть направлены на такие ориентиры, как:
o преобразование отношений собственности и создание эффективной системы защиты прав собственника;
o создание институтов, принципов и конкретных правил государственного регулирования национального хозяйства - правил выработки и реализации социально-экономической политики на разных уровнях иерархии государственного управления;
o формирование субъектов рынка, адаптированных к его условиям и эффективно функционирующих в рыночной среде или обслуживающих её: предприятий, корпораций, финансово-промышленных групп, банков и инвестиционных фондов, брокерских и дилерских контор, бирж и учреждений страхования различных рисков, с которыми сталкивается туриндустрия;
o беспрекословное обеспечение прав потребителей и производителей туристских услуг (особенно нерезидентов)
o регламентация хозяйственной деятельности, т.е. выработка правил поведения и взаимодействия рыночных субъектов в производственной, финансовой, внешнеэкономической и иных видах деятельности, стимулирующих развитие предпринимательских структур во всех отраслях и сферах хозяйственной жизни.
В соответствии с закономерностями экономической теории, кризис следует рассматривать как основу для определенного старта в будущем. Именно в условиях кризиса, или благодаря ему, легче решиться на проведение преобразований, прежде всего - институциональных. Но и помимо этого, следует осуществлять изменения в использовании инструментов работы различных фирм, как непосредственно занятых в туриндустрии, так и обслуживающих ее деятельность, оптимизировать издержки, численность и структуру персонала, искать новые формы работы и оценки ее результативности. И для решения этих задач необходим детальный анализ рынка, конкурентов и потребностей потребителей.
Рассмотрение данного вопроса начнем с небольшого анализа текущей ситуации на туристическом рынке Санкт-Петербурга.
Несмотря на то, что год еще не закончен, уже можно подводить определенные итоги, основываясь на данных начала года и "высокого сезона". По имеющимся сегодня оценкам, уровень организованного въездного туризма, по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., снизился на 15-20%, а уровень загрузки отелей в этом году составил 55 %. Для сравнения скажем, что в 2008 г. она, в среднем, составляла 70 %. Таким образом, по данным разных отелей нашего города, их загрузка снизилась на 15-60 % [2].
Что же касается цен, то, несмотря на то, что с декабря прошлого года профессионалы и пресса активно обсуждали необходимость их снижения, петербургские отели не спешили это осуществлять. Это не только не способствовало привлечению новых туристов, но даже, как видно из приведенных выше цифр, не удержало прежний поток. В пик сезона, в условиях применения различных ценовых акций, имело место достаточно серьезное снижение цен. Однако это, по нашему мнению, было сделано слишком поздно, и поток туристов, в основном, иностранных, не увеличился.
Аналогичная ситуация наблюдалась в других крупных городах, да и в России в целом (за исключением южных курортов). Так, к июню 2009 г. цена размещения в отелях 5* снизилась на 28 %, по сравнению с январем 2008 г. В сегментах 4* и 3* падение цен составило 38 % и 15 % соответственно. Это повлияло и на снижение доходности номерного фонда [3, с. 4]. Здесь же следует обязательно упомянуть о том, что такое положении дел отельеров не могло не отразиться на темпах строительства новых объектов. По имеющимся сейчас данным, наблюдается замораживание ряда проектов. И в этом году введут в эксплуатацию примерно 70 % из числа запланированных к открытию отелей [4]. Опираясь на эти факты, можно легко обнаружить взаимосвязь различных отраслей хозяйства и проследить, как падение спроса в одной отрасли прямо или косвенно влияет на спад в других отраслях. В данном случае наблюдается связь туристской отрасли со строительством, производством строительных материалов, оборудованием для отелей, спросом на соответствующем рынке труда, потребностями предприятий в выпускниках средних специальных и высших учебных заведений и др.
Возвращаясь к ситуации в Санкт-Петербурге, укажем, что доход, который крупные отели сегодня получают в расчете на номер, снизился в 2-4 раза. Чтобы удержать клиентов, они вынуждены снижать цены. Более того, появилась новая тревожная тенденция: отельеры зачастую не могут привлечь клиента дополнительными услугами, т.к. постояльцев интересует только стоимость проживания. Да и сумма, которую они готовы "оставить" в городе также сократилась на 20-25% [5].
Несмотря на отмеченные негативные факты, есть и поводы для оптимизма. По данным Комитета по инвестициям и стратегическим проектам, Петербургский морской пассажирский порт в этом году принял пассажиров на 7 % больше, чем годом раньше (для сравнения: в 2008 г. число пассажиров выросло на 32 %). С 4 мая по 25 сентября в порт Санкт-Петербурга совершено 323 судозахода (год назад - 317). Через "Морской фасад" в город прибыли 244 300 туристов. При этом заполняемость судов остается на докризисном уровне (99-100 %). Причина этого, скорее всего, в том, что круизным судам стало выгоднее останавливаться в Петербурге, т.к. размер портовых сборов, на которые приходится 30-50 % расходов судовладельцев, из-за девальвации снизился на 25-30 % [6].
Показатели деятельности Петербургского морского пассажирского порта заставляют задуматься об очень важной макроэкономической проблеме, связанной с курсом национальной валюты, что, безусловно, отражается на деятельности туриндустрии. Финансовые власти страны, определяя курс российского рубля, обязаны оценивать не только колебания финансовых и долговых рынков, работу бирж и доходность ценных бумаг, но и то, как это влияет на все остальные отрасли национального хозяйства, включая туризм. Снижение курса российского рубля приводит к увеличению числа иностранных туристов и росту интереса отечественных туристов к отдыху в собственной стране. Это не означает, что только денежной политикой можно стимулировать работу туриндустрии. Должны работать и остальные инструменты. Рассмотрим некоторые из них.
С недавнего времени россияне все более пристально следят за строительством олимпийских объектов в Сочи. И дело здесь не только в том, что огромное внимание этому уделяют первые лица государства, а на строительство и подготовку города выделяются колоссальные финансовые ресурсы, но и в том, что в перспективе каждый россиянин сможет получать качественный отдых, не выезжая за рубеж.
По последним данным Министерства регионального развития РФ, в 2009-2012 гг.
расходы на реализацию правительственной программы строительства олимпийских объектов и развития Сочи, как горноклиматического курорта, составят 1,054 трлн. руб., из которых 699,3 млрд. руб. выделит федеральный бюджет. И даже если россиянин не планирует, приезжая в Сочи, заниматься спортом, то он, конечно, будет пользоваться всей транспортной инфраструктурой, а также инфраструктурой, обеспечивающий качественный отдых. Например, в рамках этого проекта РЖД строит самый дорогой олимпийский объект - совмещенную (автомобильную и железную) дорогу из Адлера в Красную Поляну, две железные дороги, грузовой двор и гостиницу. Уже в этом году правительство внесло в уставный капитал РЖД на олимпийские цели 41,5 млрд. руб. А Федеральная сетевая компания единой энергетической системы вложит собственные средства, как в объекты, необходимые для проведения Олимпиады, так и в повышающие надежность энергоснабжения в Сочинском регионе в целом [7].
Правительство, крупнейшие российские компании, а также те, кто занимается индустрией отдыха, вкладывают, и будут вкладывать, колоссальные ресурсы в развитие Сочи. И если все сделать правильно, то мы получим не только курорт мирового уровня, но и качественный, а главное, доступный, курорт для россиян. В успехе сочинского проекта заинтересована и вся туриндустрия страны. И это не ограничивается получением турфирмами дополнительной возможности работы внутри страны на направлениях внутреннего и въездного туризма, а потребителями - качественной услуги. Я хочу обратить внимание на то, что успех этого проекта приведет к настоящему переосмыслению федеральными и региональными властями того факта, что индустрия туризма и отдыха может быть колоссально прибыльной. Причем о прибыльности следует говорить как в узком, так и в широком смысле: это - не только прибыль частных компаний, но и наполнение региональных бюджетов, увеличение рабочих мест и доходов работников, активизация всей деловой жизни региона, увеличение спроса на образование и многое другое. Если это удастся реализовать в Сочи, то и другие регионы перейдут от слов к делу и повернутся лицом к данной сфере. Особенно это касается Санкт-Петербурга, который имеет фактически неограниченный потенциал в развитии внутреннего и въездного туризма. Считаю, что, несмотря на то, что определенные сдвиги существуют, они не отличаются масштабом и системностью. Что же касается финансирования инфраструктурных проектов, обеспечивающих развитие туриндустрии, то их объем, и направленность также оставляют желать лучшего.
Очень важная проблема развития туриндустрии - это доступность и качество транспортной услуги. И если о морских судах уже было сказано выше, то эту тему хотелось бы продолжить в связи с авиаперевозками.
За январь-август этого года российские авиакомпании перевезли 29,58 млн. человек, что на 15,3 % меньше, чем годом ранее. Все лидеры отрасли, а это - "Аэрофлот", "Трансаеро", "Сибирь", "Ютэйр", ГТК "Россия", - показали отрицательную динамику, но наиболее заметна она в авиакомпании "Сибирь" - 30,9 %. Следует заметить, что ряд компаний, не относящихся к числу лидеров, смогли улучшить свои показатели. Так, самый большой рост перевозок - почти в три раза - показал "Глобус" (входит в группу компаний "S7"), "Red Wings" добавила 66 %, "Оренбургские авиалинии" - 46 %, "Владавиа" - 30 %, "Якутия" - 18%. В августе авиакомпании перевезли 5,57 млн. человек, на 6,1 % больше, чем в июле, но на 10 % меньше, чем в августе прошлого года [8].
Россияне не смогли отказаться от отдыха, особенно за рубежом. Пассажиропоток на маршрутах в страны дальнего зарубежья упал на 7,4 %, в СНГ - на 23 %, а на внутренних рейсах - на 10,4 %. Западные партнеры адаптировались к кризису быстрее, чем российские: к примеру, в Греции гостиницы подешевели на 15-25 %, в итоге отдых в этой стране обходился дешевле, чем в Сочи, примерно на 15 %. Россияне научились отдыхать в кризис: выбирают гостиницы попроще, ждут распродаж путевок, авиабилетов [9].
И все же, экономический кризис сильно ударил по отрасли. С его начала полеты прекратили четырнадцать отечественных авиакомпаний. Кстати, этим пытаются воспользоваться некоторые зарубежные авиаперевозчики. Так, Lufthansa делает попытки занять место находящейся в процедуре банкротства "КД авиа" (летала из Калининграда в Европу, в том числе в пять городов Германии), а также планирует открыть маршрут из Красноярска в Германию. Немцы называет Россию "стратегическим рынком с огромными возможностями". Компания будет стараться наращивать обороты в России, открывая новые направления. Сделать это непросто, тем не менее, доля иностранных авиаперевозчиков на рынке международных сообщений России вырастет до 60 % (в 2008 г. - 50 %). Будут развиваться дискаунтеры, в том числе иностранные. Остальным компаниям сдерживать их натиск будет сложно, особенно на Дальнем Востоке, где рынок быстро занимают азиатские перевозчики [10].
И все же, главное в успехе развития отечественной туриндустрии - это заинтересованность государства. О проблемах государственного регулирования и о возрастании его значимости в условиях глобализации написано очень много [11, с. 35]. Часто говорится сегодня и о роли государства в фазе кризиса. Однако важно подчеркнуть: рассматривать туриндустрию только с точки зрения "летнего отдыха" совершенно неправильно. Именно поэтому в начале статьи речь уже шла о Санкт-Петербурге. Ведь туризм играет роль и познавательную, и обучающую. А что может быть интереснее, чем возможность прикоснуться к истории и увидеть памятники мировой культуры, которыми так богат Санкт-Петербург?
Только за последние десять лет в России утрачены более 2500 памятников, находящихся под охраной государства. Половина оставшихся нуждается либо в срочной консервации, либо в реставрации. Вопрос в том, как оградить оставшиеся от разрушения силами природы и руками человека, часто - недобросовестными арендаторами и девелоперами. По мнению Президента РФ, одна из главных причин плохого состояния многих объектов - это недостаточная нормативная защита памятников, в частности, их незавершенный раздел между федеральным центром и регионами [12].
Действительно, размытая структура собственности порождает желание переложить сохранение памятника на другого владельца. Многие бесхозные здания разрушаются, и это не добавляет авторитета нашему городу. Положение об охранных зонах памятников, где запрещается строительство, а хозяйственная деятельность существенно ограничивается, было разработано лишь в апреле 2008 г. Администрация Санкт-Петербурга подписала соглашение с Федеральным центром о разделе памятников только в мае этого года. Зато приватизация памятников культуры регионального значения уже разрешена. Все это также, пусть и опосредованно, оказывает влияние на перспективы развития туризма в городе.
И последний блок проблем, который обязательно следует затронуть - это кадровое обеспечение рынка туриндустрии. В основном здесь работают небольшие компании, имеющие различные организационно-правовые формы, но проблемы у них одни, и принцип работы един: их сотрудники непосредственно контактируют с туристами: в отелях, музеях, на транспорте и т.д. Поэтому и требования к персоналу во многом унифицированы. Причем это относится не только к профессиональным знаниям, но и к умению общаться с людьми, знанию особенностей психологии и культуры туристов из различных стран и регионов России, владению иностранными языками и др. Кроме того, хороший сотрудник должен иметь представление о методах работы других компаний, обслуживающих туристов. Формирование и постоянное повышение квалификации сотрудников, пожалуй - самое сложное в сегодняшней туриндустрии. К счастью, в нашем городе достаточно много учебных заведений, способных успешно решать эти проблемы. Одним из лидеров здесь по праву является Балтийская академия туризма и предпринимательства.
Прошедшая 14-16 октября 2009 г. Международная научно-практическая конференция "Туризм и туристское образование: достижения и перспективы развития", посвященная 40-летию современного туристского образования в России, позволила не только подвести итоги этой кропотливой работы, но и определить дальнейшие направления ее развития. Были поставлены задачи, как для учебных заведений, так и для компаний, заинтересованных в кадрах, которые они готовят. Для того чтобы эта работа осуществлялась непрерывно и целенаправленно, необходима постоянная взаимосвязь образования с туриндустрией, а также повышение квалификации сотрудников - от рядового персонала до топ-менеджеров. Только так можно поднять российскую индустрию туризма и сделать ее подлинно конкурентоспособной. Ведь кризисы преходящи, а тяга людей к путешествиям была и будет всегда.
Литература
1. Харламов А.В., Чирук И.С. Изменение концепции экономической политики государства в условиях глобализации // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2005. N 2. - С. 5-18.
2. Зборовская Е. Спасение с моря // Ведомости, 25.09.2009. - N181 (2451) - С. 6.
3. Звезды дешевеют // Стены бизнеса. - 2009. - N 7. - С. 4.
4. http://www.knightfrank.ru.
5. Российский союз туристской индустрии // http://www.rata.spb.ru/Rspti/rst-r.html.
6. http://www.gov.spb.ru/gov/admin/otrasl/invest.
7. Министерство регионального развития Российской Федерации // http://www.minregion.ru.
8. Федерального агентства воздушного транспорта // http://www.favt.ru/oa/leaders.
9. Дагаева А. Туристы помогли // Ведомости, 01.10.2009. - N185 (2455) - С. 2.
10. Хрипунов К., Дагаева А. План по захвату // Ведомости, 29.09.2009. - N183 (2453) - С. 5.
11. Харламов А.В. Глобализация и мегаполисы: направления совершенствования развития Санкт-Петербурга // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2007. - N 3. - С. 32-38.
12. Совместное заседание президиума Государственного совета и президиума Совета по культуре и искусству // http://www.kremlin.ru/news/5503.
Харламов А.В. профессор кафедры общей экономической теории
Санкт-Петербургского государственного университета экономики и
финансов, д.э.н., профессор Санкт-Петербург, Россия