МАРК КОЛВИН: Прошло всего две недели после того, как Джон Говард предложил Австралии рассмотреть вопрос о том, чтобы перейти на атомную энергетику. Однако бывший советский лидер Михаил Горбачев выразил глубокую озабоченность в связи с этой идеей.
На днях, выступая в Брисбене на Форуме "Диалоги о Земле", Горбачев предупредил, что страны могут рассматривать вопрос о переходе на атомную энергетику только в одном случае, а именно когда отсутствуют иные альтернативы, и отметил, что Австралия располагает значительными запасами угля.
Он также выразил озабоченность в связи с распространением ядерного оружия.
Мелани Кристиансен сообщает из Брисбена.
МЕЛАНИ КРИСТИАНСЕН: Сегодня в Брисбене под вспышками камер проходила встреча бывшего советского лидера с представителями СМИ. В настоящее время Михаил Горбачева возглавляет экологическую группу Международный Зеленый Крест. Он также будет руководить работой Форума "Диалоги о Земле", который состоится в Брисбене в конце этой недели. Один из вопросов, который особенно беспокоит его, связан с тематикой Форума. Это вопрос о том, что Австралия и некоторые другие страны могут перейти на атомную энергетику.
МИХАИЛ ГОРБАЧЕВ: У себя в стране мы были свидетелями аварии на Чернобыльской АЭС, и это кардинально изменило наше отношение к атомной энергетике. Я полагаю, что строительство новых атомных электростанций может диктоваться необходимостью, но строить такие электростанции можно только в случае крайней необходимости и как меньшее из остальных зол.
МЕЛАНИ КРИСТИАНСЕН: Что касается энергетических потребностей Австралии, то Михаил Горбачев моментально указал на имеющиеся здесь альтернативы.
МИХАИЛ ГОРБАЧЕВ: Конечно, у вас в стране много угля. Поэтому еще раз хочу повторить, что в вопросе о строительстве новых атомных электростанций у всех стран должен быть очень серьезный, очень ответственный и осторожный подход.
МЕЛАНИ КРИСТИАНСЕН: Его не удовлетворяют заверения правительств ряда стран, что они пойдут по более природосберегающему альтернативному пути.
МИХАИЛ ГОРБАЧЕВ: Все равно я считаю, что альтернативные источники недоступны именно потому, что мало инвестируется в такие новые источники энергии, в создание условий для их использования.
Например, война в Ираке. На ведение войны в Ираке очень быстро нашлись 100 миллиардов долларов, тогда как на 10-летнюю программу исследований в области солнечной энергетики нам нужно всего 50 миллиардов.
МЕЛАНИ КРИСТИАНСЕН: Но Михаил Горбачев считает опасным не только развитие атомной энергетики.
МИХАИЛ ГОРБАЧЕВ: По своей мощности одна российская ракета наземного базирования класса SS18 равна 100 Чернобылям.
МЕЛАНИ КРИСТИАНСЕН: Учитывая это, он выражает озабоченность в связи с разворачивающимся в мире новым витком гонки вооружений.
МИХАИЛ ГОРБАЧЕВ: Позвольте также напомнить вам, что в мире все еще остается огромное количество ядерного оружия, и нам надо от него избавляться.
В 1985 мы с президентом Рейганом заявили, что в ядерной войне не может быть победителя, что ее нельзя начинать, и это привело к изменениям в доктринах безопасности.
Однако сегодня мы видим, что доктрины снова изменились, и что ядерное оружие снова считается оружием первого удара.
Я считаю, что было бы совершенно неверно и недопустимо, интеллектуально неправильно и безответственно начинать новую гонку вооружений. Как говорят у нас в России, это значит снова наступить на те же грабли, чтобы тебя снова стукнули по голове.
Мелани Кристиансен
ABC
27.07.2006
http://www.gorby.ru/rubrs.asp?art_id=25377&rubr_id=21&page=4