Эксклюзив
Мурашев Александр Михайлович
23 июня 2021
1116

Горно-таёжная страна Нижнее Приамурье

Оценка туристического потенциала

 

Александр Мурашев


C:\Users\Мурашев Александр\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20170813_114703.jpg

Говоря о Нижнем Амуре и вообще о территории Нижнего Приамурья в аспекте планов развития горно-таёжного туристического сектора в Хабаровском крае, мы имеем в виду, прежде всего, географическое положение и топографию местности вне связи с административно-территориальным делением. Естественным образом сложившееся подразделение реки на верхнее, среднее и нижнее течение соответственно относится и к прибрежной территории. Это отражено и в топонимике приамурской территории  (например, Среднеамурская низменность) и в названии Нижнеамурской области с центром в Николаевске-на-Амуре (1934 – 1956 годы). В географическом смысле к Нижнему Приамурью можно отнести прибрежную территорию Комсомольского-на-Амуре административного района, Ульчского, Николаевского-на-Амуре и примыкающий западный участок  верхне-тумнинского бассейна (в верхнем течении рек Чичимар, Ларгасу и Тумнин) Ванинского района. Это горно-таёжная страна, простирающаяся севернее железнодорожной магистрали Комсомольск-Совгавань, включает центральный хребет Сихотэ-Алинь, пересекающий его на северной оконечности хребет Ян-Индя, и несколько водораздельных хребтов, разделяющих бассейны крупных рек, впадающих в Амур и в Татарский пролив. По железнодорожной линии это расстояние равно 491 километру.

Практически невозможно классифицировать и перечислить  ландшафтное многообразие, отразить особенности памятников природы вышеобозначенной территории в фото- и видеоматериалах. Несмотря на деятельность промышленных добывающих отраслей, район в целом можно отнести к территориям, не нарушенным техногенезом. В настоящее время зарастающие зимники, таёжные лесовозные дороги, редкие следы охотничьего промысла и геологоразведки в виде заброшенных бараков только упрощают рекреационные мероприятия, расширяют сферу доступности памятников природы и снижают риски туристических походов по горной тайге, возможные маршруты которых исчисляются сотнями.

Географическая зона перехода к северным видам растительности с сохранением редких очаговых участков краснокнижных видов, привлекает внимание к Нижнему Приамурью не только краеведов и туристов, но и учёных. Например, горный массив Тиуль-Шаман был всесторонне исследован в 2013 году учёными ИВЭП ДВО РАН (shaman_yay_ekologo_ekonomicheskoe-obosnovanie.pdf). Целью исследования было включение локальной сопочной гряды в состав особо охраняемых природных территорий Хабаровского края путём учреждения  государственного комплексного (ландшафтного) заказника «Шаман-Яй» для «сохранения биологического и ландшафтного разнообразия северной части Сихотэ Алиня и Нижнего Приамурья, типичных и уникальных природных комплексов, редких и исчезающих видов растений и животных, включенных в Красные книги Российской Федерации и Хабаровского края и среды их обитания.» В заметке «Экспедиция на гору Шаман» (01-04. 06.2018 г.) мной освещались эти вопросы. Были и другие публикации в СМИ  (в том числе «Шаман: гора тайн и легенд». – Вадим Решетняк. – «Комсомольская правда. Хабаровск», № 63 (26840) 15 июня 2018 г. – С. 5, фото.) Горные системы, представляющие локальные, изолированные горообразования, являются типичными в этой части правобережья Амура. 

Из железнодорожных станций Снежный (Кун), Кенай, Кенада, Высокогорная, Тулучи, туристы по зимникам и лесовозным дорогам без больших усилий попадут в географический район, обозначенный нами  как Нижнее Приамурье. Разумеется, эти трассы открывают возможность побывать и в южных горах Джаур-Хунгарийского (-Кунского) бассейна или на р. Хуту, а от станции Высокогорной имеется хорошая грунтовая дорога к побережью Татарского пролива в бухту Сизиман с уникальной рощей окаменелых деревьев на мысе Нитуси. Однако наиболее простой вариант оказаться в стране горных хребтов и чистых рек – это ехать по трассе Хабаровск- Циммермановка – Де-Кастри до посёлков Циммермановки и Решающего. Отсюда по лесовозным путям можно подойти к горам Северного Сихотэ-Алиня (Яй, Длинная, Белая, Купол, Пик и др.) образующим высокогорную систему (1200 – 1500 м. над уровнем моря) с уникальными скалистыми обнажениями и останцами, обширными каменистыми плато и ледниковыми озёрами.

Интересны во всех отношениях и другие многодневные маршруты.  Например, можно пройти вдоль реки Яй и по ключу Улун подняться на сам хребет в седловине, где он пересекается с хребтом Ян-Индя (перевал М. Шера, названный мной так в 1998 году). Здесь, в истоках реки Садуингры и ключей Улюн и Улун обрывается северная оконечность хребта Сихотэ-Алинь. Здесь же находится известный памятник природы – скалы «Крепость». По хребту можно выйти к перевалу Размытому, названному так В.К. Арсеньевым в 1909 году и далее, побывав на горе топографа Лёвкина, спуститься в реку Ашмар, по которой выйти к реке Эльге и грунтовой дороге «ж.д. станция Высокогорная – бухта Сизиман». Именно таким путём шли первые исследователи В.К. Арсеньев и служащий переселенческого управления М.Л. Шер. 

Конечно, было бы полезно исследовать наиболее значимые маршруты и составить туристический справочник этой части Нижнего Приамурья. Эта задача уже для молодёжи. А пока идеей развития туристической отрасли в Нижнем Приамурье обеспокоены казаки Амурского казачьего войска из Хабаровска, Циммермановки и Быстринска. 

Топография Нижнего Приамурья и ландшафты этой горно-таёжной местности, а также история освоения территории казачеством представляют интерес для развития различных видов туризма, в том числе познавательного и экстремального. Казачество заинтересовано в формировании туристической базы и в развитии туристической инфраструктуры на территории Нижнего Приамурья. В 2020 году АКВ совместно с ХКО РГО разработан проект «Оценка туристического потенциала Нижнего Приамурья». Предлагаемый проект впервые рассматривает горно-таёжный туристический сектор, как отрасль региональной экономики. Приложение предпринимательской инициативы в данном секторе не может быть успешным без детальной разведки приоритетных горно-таёжных маршрутов на местности и оценки реальных возможностей туристического бизнеса, минимизирующих предпринимательские риски. К сожалению, этот важный проект не получил финансовой поддержки руководства и попечителей РГО, несмотря на приоритетность задач экономического развития региона, но общественники не отказались от решения поставленной задачи внести свой вклад в развитие Хабаровского края. В 2021 году казаками намечены новые исследовательские маршруты, а поддержку оказывает ООО промышленно-производственное предприятие «СУГДАК» Амурского казачьего общества (войска), несмотря на значительно более скромные возможности, чем у попечителей РГО. 

Также на основании Постановления Правительства Хабаровского края от 27.06.2007 г. № 124-пр в части развития экологического образования и просвещения населения края Амурское войсковое казачье общество поддерживает исследовательские и патриотические инициативы граждан – членов Краевого военно-патриотического союза, членов Русского географического общества и Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Для популяризации туризма в воспитательном и познавательном аспектах, по инициативе почётного атамана АКВ Владимира Крюкова было издано для юношества справочное пособие «Готовимся к походам» (2015, 2018 гг.) Вопросам организации современного массового приключенческого туризма на коммерческой основе посвящён один из разделов пособия «Теория и практика путешествий. Быт отшельника» (Хабаровск: ДВ НАН, - А.Мурашев, 2004 г.) 

Вместе с тем, как общеизвестно, социальная и коммерческая инфраструктура не возникает и не развивается на пустом месте. Становление и развитие туристической индустрии так же сопряжено с определёнными затратами, в том числе на проведение исследований и экспедиций для разработки туристических маршрутов, на издание  рекламных и иных информационных материалов и, в целом, на поддержку предпринимательской инициативы населения. Теоретически важная роль отводится общественным и общественно-научным организациям, таким как РГО, деятельность которого в масштабах России весьма значительна. Но Дальний Восток представлен в руководящих органах РГО всего лишь одним учёным – академиком П.Я. Баклановым (ТИГ ДВО РАН); из Хабаровского края (ХКО РГО) – никого(!?) Может быть, поэтому возникает перекос в оценке геостратегической важности для страны проектов развития территорий? 

Разумеется, туристическая индустрия, представляющая непроизводительный сектор экономики, не решит всего комплекса необходимых мер по экономическому развитию края. В настоящее время в Нижнем Приамурье действуют предприятия рыболовства, заготовки леса и добычи полезных ископаемых, основное из которых – золотодобыча. 

Первые старатели появились в Приамурье в 1850 годы. История развития этой отрасли представляет научный, краеведческий и практический интерес, поскольку многие ныне действующие коммуникации, возникшие благодаря геологоразведке и золотодобыче, могут быть востребованы туристической отраслью.

Наличие такого гигантского экономического потенциала как на правобережье, так и на территории левобережья Нижнего Амура, оправданного и геостратегической важностью трансграничных сообщений, теоретически должно быть притягательным для промышленного и банковского капитала, который практически не проявляет серьёзных признаков желания закрепиться на территории Нижнего Приамурья.  Приостановлено строительство дорог с улучшенным покрытием, несмотря на интенсивное применение автомобильного транспорта. Железнодорожная ветка Комсомольск-Ягодное была ликвидирована, несмотря на важность проекта строительства железной дороги на остров Сахалин через пролив Невельского (мыс Лазарева) и ответвления на левобережье через Николаевск-на-Амуре. Причём строительство моста через Амур в этом месте и на остров Сахалин, не представляет технической сложности, а изыскательские работы на проектируемых трассах были произведены ещё в тридцатых годах прошлого века.

Несмотря на громкие заявления и признание важности дальневосточных территорий России, как в насмешку над здравым смыслом, страна развивала экономику западных и южных союзных республик в ущерб собственной экономической безопасности. И сегодня состояние транспортной системы, состояние памятников археологии, истории и культуры в Хабаровском крае, продолжающаяся депопуляция Дальнего Востока, наконец, сигнализируют Правительству о необходимости перестройки экономического мышления. Пора бы уже всерьёз заняться обустройством собственного дома без оглядки на притязания воинствующих соседей, укрепляя и пограничные вооружённые силы страны в Приамурье и на Дальнем Востоке. Однако, по мнению ведущих экономистов, у Востокгосплана отсутствует понимание перспективного развития Дальнего Востока, нет ни идей, ни обоснованных научных предложений, что уж говорить о непрофессиональных структурах, тем не менее, принимающих решения по вопросам социально-экономического развития.

Туристический бизнес  практически во всех его аспектах развивается за рубежом, а в иных странах составляет значительную часть государственного бюджета. В России также Правительство и в целом управленческий сектор страны осознают  экономическую целесообразность развития туристического сектора.  Однако в отдалённых районах  Сибири и на Дальнем Востоке туристический кластер слаборазвит по отношению к рентным отраслям, если не сказать большего: он практически незаметен при наличии значительного потенциала. Причины общеизвестны, это медленно восстанавливаемая сфера материального производства -  производительный сектор, который обычно, как локомотив, тянет за собой непроизводительную сферу, в том числе и туристический сектор. Экономисты склонны объяснять импотенцию в производстве высокой затратностью, которая, на мой взгляд, в большей степени создаётся искусственно в неуправляемой некоммуникативной среде. 

Местных краеведов и туристов, которые прошли горно-таёжными маршрутами Нижнего Приамурья и соприкоснулись с непотревоженной природой, беспокоит ещё один важный вопрос, в связи с чем они опасаются развивать туристический бизнес. Это низкий уровень культуры полчищ туристов, которые ринутся в этот край, загрязняя территорию и уничтожая памятники природы. Ведь контролировать поведение граждан в тайге, где «медведь хозяин», представляется невозможным в настоящее время без организационной структуры, которая взяла бы на себя заботу о контроле и экологическом просвещении. В этой связи давно назрела необходимость внести соответствующие дополнения в Гражданский кодекс РФ.  

Учитывая реальную социальную обстановку, можно согласиться с опасениями экологов, однако, имея в виду эти риска, наоборот, следует всячески поощрять желание молодёжи исследовать неизведанное. Походы сквозь горную тайгу к тайнам природы сами-по-себе являются мощным воспитывающим фактором, воспитывающим дисциплину, мужество и патриотизм. Нижнее Приамурье с его тайнами и легендами открыто не только для непоседливой, увлекающейся молодёжи, но вполне доступно людям старшего поколения, ведущим здоровый образ жизни, не утратившим интерес к природе. 

 

 

 
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован