Кто, где и как будет "делать игру" после президентской "реформы азарта"?
* * *
Комитет по экономической политике Госдумы на прошлой неделе рассмотрел, как и ожидалось, президентский законопроект об изменении правил регулирования игорного бизнеса. Депутаты взяли под козырёк сразу, как только поступило соответствующее предложение от главы государства. Они отказались от первоначального более мягкого варианта, и можно не сомневаться, что нижняя палата проголосует за новый проект в максимально короткие сроки.
Идея отселения игорного бизнеса из населённых пунктов становится реальностью. Кто-то захочет играть по новым правилам и отправится со своими ломберными столами, рулетками и "однорукими бандитами" в места не столь отдалённые (в хорошем смысле слова), а кто-то найдёт для себя другой бизнес. Проект прописывает далеко не все детали, оставляя конкретику на откуп правительству. И, как удалось выяснить "Итогам", в Минфине склоняются к тому, чтобы оставить неизменным схему налогообложения игорного бизнеса, радикально повысив при этом плату за лицензии. Кто и как будет "делать игру" после президентской реформы?
Проблема-2009
В министерствах и ведомствах будущее игорного бизнеса обсуждают пока что неохотно. Ни Минфин, ни Минэкономразвития, которые, вероятнее всего, станут ответственными за реализацию нового закона, пока документ не комментируют. Понять их можно: всего за пару недель рынок изменился до неузнаваемости.
Если кратко резюмировать суть нововведений, то они таковы. С 2009 года в стране появятся четыре зоны, куда переместят все игорные заведения. Они будут двух типов - вне поселений (отдельные конгломераты, созданные на пустых участках земли) и в городской черте. До этого срока будут действовать временные ограничения. С 1 июля 2007 года рынку придётся соблюдать следующий регламент: чистые активы организатора игорного заведения должны быть не менее 600 миллионов рублей, минимальный размер казино - 800 квадратных метров, зала игровых автоматов - 100 квадратных метров, минимальное количество игорных столов - 10, автоматов - 50.
С этого и начнётся второй этап "зачистки" рынка (если в качестве первого считать массовое закрытие московских игорных заведений). Ведь при таких условиях владельцы небольших игорных залов вынуждены будут просто закрыть бизнес. Через два года отпадут и остальные, причём естественным образом - все действующие лицензии, выданные на игорный бизнес, истекут как раз к 2009 году.
Как дают понять в Федеральной налоговой службе, уже, по сути, введён мораторий на выдачу разрешений. Иными словами, открыть игорный бизнес даже на два года не удастся уже никому. "Выдача лицензий приостановлена", - считает и зампред комитета по экономической политике Госдумы Владимир Мединский. После того как зоны, разрешённые для игорного бизнеса, будут определены, лицензии начнут выдавать уже на работу в новых условиях. Теперь главная проблема эти зоны определить. Критерии отбора в законопроекте об игорном бизнесе из администрации президента не указаны, этим займётся правительство.
С этого момента и могут начаться проблемы. Изначально предполагалось, что все четыре зоны относительно равномерно распределят по России - две будут в европейской части страны, одна в Сибири и одна на Дальнем Востоке. Однако пока наибольшее рвение в получении права создать специальные зоны, или, как их уже окрестили, "города азарта", проявляют в основном губернаторы европейских регионов. О своих намерениях принять игроков уже неофициально заявляли Сочи, Калининград, Калмыкия, Подмосковье. Там ждут лишь условий конкурса. В Раменском районе Московской области даже разработали план строительства грандиозного развлекательного комплекса, не дожидаясь вердикта властей. Не менее активен глава Калмыкии. Как рассказал "Итогам" Кирсан Илюмжинов, он изначально и рассчитывал сделать Сити-Чесс после проведения шахматной олимпиады центром игорного бизнеса и интеллектуальных игр. Дескать, для республики это и инвестиции, и рабочие места, и развитие туризма, и престиж, наконец. "Конечно, проект дорогой, но ведь и Москва не сразу строилась. Мы активно налаживаем торгово-экономические отношения с Объединёнными Арабскими Эмиратами. С рядом компаний этой страны достигнута предварительная договорённость об инвестициях в туристическую отрасль республики. Почему не в игорный бизнес?" - заметил Кирсан Илюмжинов.
А вот в других уголках страны особенного рвения пока не наблюдается. Причина проста: по оценкам представителей игорного бизнеса, стоимость возведения одного игорного центра может достигать двух миллиардов долларов или больше. Даже если допустить, что эта цифра завышена, расходы всё равно немалые. А ведь их надо окупить и выходить на прибыли. Очевидно, что зазывать любителей рулетки или покера в Сочи будет значительно проще, чем, допустим, на таёжную заимку. Ясное дело, что речь может идти только о частных инвестициях. К финскому варианту, когда в казино играет государство, мы явно не готовы. Владимир Мединский подчёркивает: "Бюджетных расходов на создание зон предусмотрено не будет - все средства должны поступить от частных инвесторов. Теоретически исключения могут быть сделаны лишь в тех случаях, когда государство согласится вложить средства в инфраструктуру. Например, в строительство дороги к городу, если таковой нет. Похожий принцип применён при создании туристических зон. Но в любом случае возможность участия государства даже в таком ограниченном качестве возможна только после особого рассмотрения".
В общем, потенциальные инвесторы в сибирские и другие труднодоступные зоны оказываются в непростой ситуации - расходы больше, а срок окупаемости проекта значительно увеличен. Собственно, именно этой проблемой часть экспертов склонны объяснить появление в законопроекте новеллы о возможности создания зон внутри поселений. Эта оговорка "на всякий случай" может, кстати, обернуться дискредитацией идеи, поскольку она даёт шанс вернуть всё, ну, или почти всё на круги своя, и игорный бизнес по-прежнему будет процветать в Сочи или Нагатинской пойме Москвы. Правда, в Госдуме полагают, что такого не случится. "Выбор зон привлечёт внимание депутатов, прессы, населения, да и Общественная палата уже взяла ситуацию с игорным бизнесом под свой контроль, - говорит депутат, зампред комитета Госдумы, давний противник казино в Москве Александр Лебедев. - Ведь если правительственная комиссия примет такие решения, то, по сути, извратит идею президентского законопроекта". Насколько это может остановить чиновников, которым предстоит выбирать зоны, станет ясно в середине будущего года, к тому времени регионы-победители будут определены.
Что наша жизнь? Игра!
На каких условиях будет функционировать игорный бизнес после реформы? Начальник отдела имущественных и прочих налогов Минфина Алексей Сорокин поясняет "Итогам": "В сложившейся ситуации повышение налога на игорный бизнес - увеличение верхних ставок на игровые автоматы или столы - маловероятно. В Минфине склоняются к тому, чтобы вместо этого увеличить стоимость лицензии на игорный бизнес".
Напомним, какова сейчас ситуация с налогообложением игорных заведений. Казино платит налог на прибыль лишь в части, касаемой дополнительно оказываемых услуг, например с доходов бара. А основная деятельность сейчас оплачивается по фиксированной ставке. Окончательно она устанавливается регионом. Так, максимальная плата за один автомат составляет 7,5 тысячи рублей в месяц. Планировалось поднять её как минимум в два - четыре раза, но, судя по всему, этого не произойдёт. Зато лицензии подорожают принципиально. "Сейчас она стоит 3 тысячи рублей, но через некоторое время, если одобрит Дума, её стоимость может подрасти до 30 миллионов рублей", - прогнозирует Алексей Сорокин. Выдаваться эти лицензии будут сроком на 5 лет. Иначе говоря, в Минфине не ставят задачу в ближайшее время повысить сборы от казино. Вместо этого будет продолжена политика, направленная на вытеснение с рынка небольших игроков.
Кроме того, как стало известно "Итогам", в ближайшее время планируется изменить стандарты работы игровых автоматов. Сейчас по утверждённым в России правилам игровой автомат должен быть запрограммирован таким образом, чтобы владелец получал не более 25 процентов с его оборота. Остальные 75 процентов должны уходить на выигрыши игрокам. Уже со следующего года этот процент могут повысить до 90. Чем объяснить столь либеральную политику Минфина, который обычно очень неохотно соглашается на минимизацию налогообложения? Всё просто. За прошлый год налог на игорный бизнес принёс в бюджеты субъектов Федерации 21,2 миллиарда рублей, а за девять месяцев года текущего - 20,5 миллиарда. Причём его доля в региональных бюджетах составляет не более сотой части доходов. И это при том, что в самих ассоциациях игорного бизнеса ежегодный оборот оценивают уже в 5-6 миллиардов долларов. То есть фактически налогообложение не работало, а большинство казино и игорных залов существовало как минимум полулегально. "Не меньше двух третей игровых автоматов в Москве установлены с нарушениями", - подчёркивает Александр Лебедев. Получается, что, даже если увеличить налог в два или три раза, по сути ничего не изменится. Поэтому решено взять паузу, а затем решать, как контролировать игорный бизнес уже в новых условиях.
Между тем пока непонятно, как власти рассчитывают "отбелить" игорный бизнес. Никаких новых идей насчёт контроля за ним пока не родилось, нет планов и по учреждению для этого особого органа. После того как рынок вывели из-под управления Росспортом, за лицензии его участников отвечала Федеральная налоговая служба. Во всём остальном компании, связанные со сферой азартных игр, как и любой другой бизнес, находятся под пристальным оком местных властей, санэпидемстанций, пожарных и прочих надзирателей. В этом отношении вряд ли что-то изменится и в дальнейшем. Главный расчёт делается на то, что следить за ограниченным числом зон будет проще. Логика в этом есть. Ведь владельцам возведённых на пустом месте российских "Лас-Вегасов" надо будет окупать расходы, значит, лишний раз обострять отношения с властями им невыгодно. Риск лишиться лицензии чреват значительными финансовыми потерями. Но с местными властями, как и со всеми остальными, можно будет договариваться, как это делалось до сих пор. Пока говорить о том, что авторы закона изобрели рецепт, как этого избежать, оснований нет. Правда, чиновники рассчитывают привлечь к строительству игорных зон иностранных инвесторов - компании, специализирующиеся на развлекательном бизнесе по всему миру. А также и крупный российский капитал. Предполагается, что такие участники рынка более законопослушны и будут исправно платить налоги. Может быть, додумаются ещё до каких-нибудь плодотворных идей. Главное, чтобы радикальная перетряска игорного рынка не обернулась фарсом.
Пока же скептики сомневаются, что строительство удастся закончить в срок. Тогда гемблеры, как называют азартных игроков, рискуют на некоторое время остаться без привычных развлечений. Или им придётся воспользоваться услугами турфирм, которые активизировали предложения туров в Лас-Вегас, Монте-Карло и другие мировые центры азартных развлечений. Тех же, у кого "тормоза" совсем отказывают, депутаты решили ограничить в дееспособности. Соответствующий законопроект уже внесён в Госдуму.
http://www.alebedev.ru/