01 сентября 2004
1161

`Горячие точки` бюджета

Основной торг в Думе пойдет вокруг средств для регионов

Правительство передало проект бюджета в Думу, и министр финансов Алексей Кудрин уехал на дачу к родителям под Питер. И пока депутаты с министром отдыхают, проект бюджета на 2005 год обсуждается политической и деловой элитой, общественностью, экспертами.


Представляя свой труд, сотрудники минфина делали упор не только на росте доходов по основным статьям бюджета, но и на его соответствии экономической стратегии страны. Говорилось и об увязке бюджетной идеологии с проведением масштабных реформ, прежде всего межбюджетных отношений, замене льгот деньгами и либерализации налогового бремени.

Однако практически все аналитики обратили внимание на значительный, опережающий все другие статьи, рост финансирования национальной обороны, безопасности и правоохранительной деятельности. Однозначных оценок этому ожидать не приходится. "Если есть соответствующая военная доктрина, которая подразумевает такие расходы, то неплохо было бы обществу о ней услышать от власти", - высказал прагматичную точку зрения президент Ассоциации независимых центров экономического анализа Леонид Григорьев. Увеличение государственного оборонного заказа на 40 процентов нельзя не приветствовать - потребности ВПК и обороноспособности продиктованы временем. Но нужно ли тратить деньги на модернизацию морально устаревших моделей самолетов, о чем говорил недавно министр обороны? И еще - если такой рост не сочетается со столь же масштабным финансированием социальных программ, то сомнения в том, что разработчики бюджета никого не обидели, усиливаются. В связи с этим многие эксперты вспоминают мощный экономический прорыв Южной Кореи в 70 - 80-е годы, который был обеспечен высоким качеством роста. Они подчеркивают, что расходы на образование росли быстрее, чем военный бюджет, несмотря на соседство с непредсказуемой Северной Кореей. Была продемонстрирована четкая связь между образованием и ростом ВВП, показано, что рост - это не только и не столько произведенные товары и услуги, но и качество жизни людей.

Еще одна из "горячих точек" нового бюджета - принятая концепция разграничения полномочий между разными уровнями власти. Общественное мнение пока еще с опаской воспринимает новую линию государства. "На регионы сбрасывается все больше полномочий без достаточных ресурсов для их реализации", - считает один из экспертов, опрошенных "РГ".

По данным Экономической экспертной группы (научный руководитель - Евсей Гурвич), в 2004 году 71 из 89 регионов России был дотационным, а 42 региона остро нуждаются в финансовой помощи. В нынешних условиях сбрасывание на регионы дополнительных социальных обязательств может привести к увеличению их числа. Порой достаточно и незначительного роста расходов, чтобы регион-донор запросил о федеральной помощи. Леонид Григорьев привел такие данные: разрыв в бюджетной обеспеченности самых богатых и самых бедных регионов в России достигает соотношения 1:200, если считать только их собственные доходы, без федеральной помощи. Это сравнимо с доходами развитых и беднейших стран по классификации ООН. В этих условиях поверить в равную инвестиционную привлекательность регионов может лишь профессиональный оптимист. Но тем не менее разграничение полномочий разных уровней власти - вполне обоснованная стратегия.

Много сейчас говорится о фискально-бюджетном смысле принятых законов о замене льгот деньгами. Часть экспертов считает, что это одно из ярких проявлений линии на сокращение бюджетных расходов. Сокращения любой ценой и без соотнесения с целями долгосрочного развития. "Но зачем же именно сейчас вести такую политику?" - недоумевают аналитики. Является ли продуманной социальной политикой снижение ставки ЕСН, в результате которого сократились расходы фондов социального и обязательного медицинского страхования? Это более сложный вопрос. Налог на бизнес сократился - одновременно увеличилась нагрузка на широкие слои населения. Это, как говорится, непопулярные, но, по сути, безальтернативные меры.

Уже пятый год идет существенный рост экономики, а цена на основной экспортный товар - нефть - достигла рекордных высот. Сложились исключительно благоприятные условия не для сохранения накопленного - для использования огромных ресурсов для рывка вперед. И закономерно, что во многие статьи бюджета заложены серьезные средства для инвестиций.

Разрыв в бюджетной обеспеченности самых богатых и самых бедных регионов достигает 1:200, если считать только их собственные доходы.
Но проект бюджета, по мнению экспертов, не отражает достаточно тему "дирижизма", участия государства в экономике. Обычно власть призвана решать те проблемы, которые старательно обходит рынок: инновационная деятельность и доступ к кредитам для малого и среднего бизнеса, дорогостоящая замена инфраструктуры, финансирование проектов в обрабатывающей промышленности. Однако у нас "частногосударственное партнерство" (термин пришел, кстати, из западного опыта) в самом зародыше. Пока есть точечные решения правительства о поддержке тех или иных проектов. Или субсидирование процентных ставок по кредитам в угольной и сельскохозяйственной отраслях. Нельзя, однако, забывать, что вписать сумму инвестиций в строку бюджета и проводить постоянную линию на модернизацию - разные вещи. "Минфин не готов пойти на установление устойчивого механизма". Эксперт, высказавший это мнение, подчеркнул, что говорил именно об однобоком, фискальном характере предложенного на утверждение бюджета. Определенная доля истины в этом есть. Но необходимо принять во внимание, что условия для усиления воздействия власти на экономику только формируются, и жизнь может подсказать нестандартные решения.

Не обойден общественным и экспертным вниманием и Стабилизационный фонд. Уже к началу следующего года его объем превысит рубеж в 500 миллиардов рублей. После этого Бюджетный кодекс разрешает средства использовать не только на покрытие внешнего долга, но и на иные цели. Одна из них - финансирование дефицита Пенсионного фонда. Но что будет дальше? С одной стороны, фактическое замораживание огромных денег приведет к их обесцениванию. Но с другой - и "вброс" их в экономику чреват инфляционным всплеском. Минфин принял сдержанно-консервативное решение. Возможно, инвестированы средства и будут, но в высокодоходные ценные бумаги.

Из числа потенциально перспективных и действенных новаций проекта бюджета-2005 выделяется попытка ввести показатели деятельности министерств и ведомств. Половинчатость этого процесса была неизбежна: реформа правительства идет всего пятый месяц. Но уже очевидно, что министерства нашли нужный механизм, который сможет эффективно заработать в 2006 году. Усилилась роль министерства экономического развития в разработке этой стратегии. У министерств появилось право определять свои стратегические цели, обосновывать их и... выбивать средства. Аргумент противников новой концепции прост: все сведется к схеме "проси больше - дадут меньше". Но есть серьезный контраргумент - высшие эшелоны власти не хотят провала заявленных планов роста, и давление на чиновников нарастает. И это может стать началом перелома многолетних ведомственных традиций. Разумеется, показатели деятельности имеют чисто индикативное значение. А ведомства, выполняющие контролирующие и регулятивные функции, вообще трудно "сосчитать и замерить". Как, например, Федеральную службу по финансовым рынкам или Федеральную антимонопольную службу.

В целом проект бюджета вобрал в себя и как свежие идеи, разработанные под планы удвоения ВВП, так и косность прежних, неэффективных сегодня, подходов. Видны следы напряженного переходного периода, который переживают и ведомства, и общество. Как это совместить, это уже задание на осень для министров и депутатов.


www.rg.ru

01.09.2004

Игорь Велетминский

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован