Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
31 августа 2020
650

Государство, политика и война

Уже исторический очерк с несомненностью установил, что между государством и войной всегда существовала тесная и неразрывная связь. Почти все государства создавались войной, ею поддерживались… и очень многие ею же свергались в пучину забвения[1]

А. Снесарев, военный теоретик

 

Традиционное отношение к государству как главному субъекту формирования МО и ВПО, существовавшее со времен Вестфальского мира[2], попытались поставить под сомнение сторонники глобализации и универсализации с 70-х годов прошлого века по понятным причинам: суверенитет государств стал главным препятствием для всех процессов глобализации, когда институты государства стали откровенно мешать глобальному проникновению в жизнь общества и экономик идей универсализма. Именно поэтому государство, как объект, стало основной мишенью, а его институты – конкретными объектами для дезинтеграции и последующего уничтожения.

Все основные идеи и принципы, постулаты и приоритеты, которые утверждались государством в последние столетия, были поставлены под сомнения. В том числе и значение военной силы, войны как инструментов политики государства, значение военной мощи[3] и преувеличенная роль других акторов[4] в политике и т. д. Так, усиленно продвигалась идея о некой универсальной роли независимых (от государства) институтов гражданского общества, которые могли противостоять и даже навязывать свою волю государству. Таким образом создавалась иллюзия слабости или даже бесполезности институтов государства.

Наивные и нередко лицемерные пожелания «навечно устранить войну из политики» – только вводили в заблуждение, причём сознательно, ту часть правящей советско-российской элиты, которая по разным причинам решила либо капитулировать, либо отказаться с самого начала от суверенитета и государственных институтов. Подобные ситуации бывала прежде всего в тех случаях, когда правящая элита превращается из национальной в часть чужой правящей элиты, иногда даже правящей элиты противника. Именно это произошло при М. Горбачёве и Б. Ельцине, когда значительная часть правящей российской элиты была «денационализирована» извне, идеологически и политически превращена в придаток правящей элиты Запада. Её основные материальные активы и интересы оказались за рубежом, а их сохранение было в определённый период поставлено Западом в зависимость от лояльности к нему этой части правящей элиты.

Военно-политическая обстановка (ВПО), как часть международной обстановки, становится прямым следствием развития процессов внутри таких государств. Именно так и произошло в последнем десятилетии ХХ века в СССР, а также в других социалистических странах Европы, а затем и России, когда сознательно и целенаправленно институты государства и само государство разрушались. В том числе и под влиянием внешне «позитивной» политической установки о «невозможности войны в ядерную эпоху». Войны, которая в иной форме продолжала вестись и велась против советского и российского государства. В результате к концу 90-х годов российское государство оказалось фактически разрушенным: было уничтожено до 80% промышленности, ОПК и ВС страны, а оставшиеся институты показывали свою недееспособность. Достаточно сказать, что когда в конце 1999 года всему Северокавказскому военному округу, насчитывавшему формально порядка 350 тыс. военнослужащих, потребовалось создать 50-и тысячную группировку против чеченских террористов, то собирали подразделения от Тихого океана  до Северного моря (именно тогда в горы были отправлены бригады морских пехотинцев (!) Северного, Балтийского и Тихоокеанского флотов.

Постепенно набиравший в России процесс с конца 90-х годов «национализации элиты» привёл к началу 2000-х годов к тому, что государство и его институты стали медленно и не последовательно восстанавливаться. Параллельно с возвращением функции ведения войны государством: Россия с 1999 года фактически стала находиться в состоянии «горячей войны» не только с бандформированиями на Северном Кавказе, но и их внешними спонсорами, которые отнюдь не закончили войну с Россией. На последнем этапе этой войны должно было бы быть уничтожение государства и его институтов, развал и раздел страны по отдельным регионам и национальным образованиям, перераспределение политического, финансово-экономического контроля в пользу внешних сил. Этот процесс (как и несколько параллельных с ним на Украине и в других регионах) был сначала замедлен, а затем и остановлен с приходом В.Путина. Позже, в конце второго президентского срока, Россия смогла вернуть себе и субъектность во внешней политике и некоторые военные возможности, т. е. фактически внешнеполитический суверенитет, который был зафиксирован в конфликте с Грузией в августе 2008 года.

Более того, как говорилось выше, по мере развития новых образцов вооружений и военной техники (ВВСТ) и способов их применения, особенно стратегических наступательных вооружений (СНВ), высокоточного оружия (ВТО)[5] и создания эффективных систем противоракетной обороны (ПРО), которые превращают эти достижения в политические возможности, этот спор ещё более обострился[6].

Таким образом именно ложные политические установки правления правящих элит М.Горбачёва–Б.Ельцина привели к ложным представлениям о роли государства, его институтов и военной силе, что в итоге оказало крайне негативное влияние на положение СССР и России в мире и ещё более негативно отразилось на формировании ВПО в мире. Прежнее состояние ВПО, сложившееся после ялтинско-потсдамских соглашений и договоренностей 1975 года в Хельсинки, а также переговоров по ограничению и сокращению вооружений и военной деятельности, было заменено на состояние ВПО, характеризовавшегося абсолютным доминированием США и их союзников. Более того, даже это состояние ВПО в мире не вполне устраивало Запад, который стал проводить политику силового принуждения России к тем нормам и правилам, которые ему были выгоды, в частности, по отношению к другим государствам и собственной безопасности. Расширение НАТО на восток, серия военных операций США и их коалиции против Югославии, Ирака, Ливии и других стран демонстрировали намерения завершить формирование ВПО в мире, которое полностью соответствовало бы интересам одного государства – США.

 

_____________________________________

[1] Снесарев А.Е. Философия войны. М.: Финансовый контроль, 2003, с. 187.

[2] Вестфальский мир обозначает два мирных соглашения – Мюнстерское и Оснабрюкское, подписанные, соответственно, 15 мая и 24 октября 1648 года. Ими завершилась Тридцатилетняя война в Священной Римской империи. Вестфальский мир являлся результатом первого современного дипломатического конгресса (собрания). Он положил начало новому порядку в Европе, основанному на концепции государственного суверенитета. Соглашения затронули Священную Римскую империю, Испанию, Францию, Швецию, Нидерланды и их союзников в лице князей Священной Римской империи.

[3] Военная мощь государства – зд.: совокупность постоянно задействованных в военное и мирное время материальных и духовных сил государства, которые оно способно отмобилизовать для ведения войны.

[4] Акторы – зд.: в данном контексте – не государственные субъекты политики.

[5] Аббревиатуры и другие сокращения см.: Подберёзкин А.И. Сборник сокращений по международной, политической, социально-экономической и военно-политической тематике. М.: МГИМО-Университет, 2013. 239 с.

[6] 2019 Missile Defense Review. Office of the Secretary of Defense. Wash., Jan. 2019. P. 8–14.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован