Евразийское Экономическое Сообщество было основано в 2000 году, и история нашего существования невелика, хотя мы являемся правопреемником Таможенного союза, существовавшего с 1995 года. Но в новом качестве, с теми целями и задачами, которые прописаны в наших уставных документах, а именно - создание Таможенного союза и далее Единого экономического пространства, мы существуем с 2000 года. Реально в ЕврАзЭс входят шесть государств: Белоруссия, Россия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Киргизия.
В рамках пяти государств (исключение пока составляет Узбекистан, который вступил в нашу организацию недавно) у нас реально существует режим свободной торговли. То есть товары, которые произведены на территории государств-членов сообщества, не облагаются налоговыми пошлинами: как ввозными, так и вывозными. Это один из основных элементов режима свободной торговли. Сейчас мы работаем над созданием Таможенного союза, который определит единообразие в торговом режиме с внешним миром. А это означает унификацию импортных таможенных пошлин в торговле с третьими странами, внешнюю таможенную границу, наличие регулирующего органа с наднациональными функциями.
Помимо этого мы ведем активную работу в реальном секторе экономики. Одно дело - создавать правовое поле для развития торгово-экономических отношений, а другое - просто стимулировать их развитие, побуждать бизнес работать на поле сообщества, в которое входит шесть государств и порядка двухсот миллионов человек населения.
Именно в рамках решения этой задачи у нас реализуются некоторые проекты в энергетической сфере в Центральной Азии, - в частности, строительство гидроэлектростанций, а также проекты, связанные с обменом электроэнергией из энергоизбыточных регионов в энергодефицитные.
Гидроэлектроэнергетика тесно связана с водным регулированием - очень чувствительная тема для всех государств этого региона, и, естественно, эти вопросы могут продуктивно решаться только с учетом интересов всех сторон. Тема сложная, но у нас есть свое собственное представление относительно того, как надо ее решать.
Мы полагаем, что международные институты, в частности, Фонд спасения Арала, с этой задачей не справились. Арал погиб как уникальное море, хотя было истрачено очень много "донорских" денег иностранных государств. Деньги в основном тратились на научные исследования и шли ученым из тех же государств, из которых поступали. Наверняка там была масса хороших идей и многие из них нам известны, но они не подкреплялись никакими механизмами их реализации как в сфере технологической, так и в сфере политической.
ЕврАзЭС также занимается этими вопросами. У нас есть четыре приоритетных направления в области реальной экономики. Это вопросы водопользования и энергетики; вопросы транспорта, в частности, развитие транспортного потенциала стран ЕврАзЭС; вопросы агропромышленного комплекса и вопросы миграции.
В порядке информации должен сказать, что Секретариату Евразийского экономического сообщества поручено выполнять секретарские функции в части, касающейся Единого экономического пространства. Также очень значимым событием в сфере интеграции было решение о слиянии двух институтов: Организации Центрально-Азиатского содружества и Евразийского экономического сообщества на базе ЕврАзЭС.
Вызвано это было тем, что по числу и составу участников, а также по выполняемым задачам эти организации идентичны и было бы расточительно держать на одной территории с одним числом участников и с едиными задачами две таких организации.
Мы знаем, что Шанхайская организация сотрудничества была создана как структура региональной безопасности. Наверное, это является одним из факторов, которые привлекают внимание не только участников этой организации, но и наблюдателей, к числу которых относятся Индия, Афганистан, Иран и другие государства.
С недавнего времени идет речь об экономической составляющей ШОС. Здесь у меня больше вопросов, чем ответов. Это нормально, когда собирается группа государств, объединенных какой-то единой идеей в сфере безопасности, и хочет ее подкрепить взаимодействием в области экономики. Но что реально имеется в виду? То ли выстраивание некоего правового пространства, которое предполагало бы зону свободной торговли, таможенный союз, то ли стимулирование взаимодействия бизнеса? Пока видно, что Шанхайская организация сотрудничества охотнее идет по второму пути. В частности, характерна готовность, выраженная Китайской Народной Республикой, инвестировать деньги в проекты, которые реализовывались бы на территории стран ШОС.
У нас есть один проект, который мог бы стать интересным как ШОС, так и ЕврАзЭС, - развитие транзитного потенциала.
О чем речь? Если взять товарооборот между Восточной Азией и Западной Европой, то суммарно в течение года взаимные поставки грузов достигают пятисот миллиардов долларов. 99 процентов этого товара идет морским путем и лишь один процент грузов (в стоимостном выражении) перемещается через государства Евразийского Экономического Сообщества.
Развитие транзитного потенциала означает создание восполняемого ресурса экономического развития всех государств, входящих в этот, давайте условно его назовем, "Шелковый путь". Путь, который охватывал бы территории Казахстана, Узбекистана, Киргизии, России и Белоруссии.
Очень многое в решении этой задачи зависит от позиции Российской Федерации, от ее политики в области транспорта. Должен заметить, что в последнее время возрастает интерес к развитию возможных транспортных путей со стороны основных игроков в этой сфере в Российской Федерации, в первую очередь, РАО ЖД и Министерства транспорта.
Мы не видим большой проблемы в конкуренции Евразийских коридоров и других магистралей. В качестве примера приведу такие данные. Возможность контейнерных перевозок по Транссибирской магистрали достигает двухсот тысяч контейнеров в год. А расчетный потенциал контейнерных перевозок, которые могли бы идти по сухопутному маршруту между Китаем и другими странами Восточной Азии и Западной Европы, достигает трех миллионов контейнеров в год. Поэтому работы хватит всем.
Для нас это наиболее перспективное направление взаимодействия с Шанхайской организацией сотрудничества.
РАПОТА Григорий Алексеевич,
генеральный секретарь Евразийского Экономического Сообщества
http://www.fondedin.ru/