18 августа 2006
3228

Григорий Томчин изложил свою программу реформирования системы финансирования среднего и высшего образования в России

В заседании приняли участие Я.И.Кузьминов, ректор ГУ-ВШЭ, член ОП РФ, председатель Комиссии ОП РФ, А.Н.Шохин, председатель Координационного совета Предпринимательских союзов России, член ОП РФ, председатель Комиссии ОП РФ, члены ОП РФ: С.А.Марков, Г.Б.Мирозоев, А.И.Адамский, М.М.Фридман и другие. На заседание Комиссий были также приглашены В.А.Садовничий, ректор МГУ, А.Ф.Шмидт, президент Московской молодежной палаты, Б.Л.Рудник, проректор ГУ-ВШЭ, Е.В.Ковалевская, советник ректора ГУ-ВШЭ, Б.А.Лёвин, ректор МИИТ, М.Б.Лукьянчук, ответственный секретарь РГ РСПП по реформированию образования, А.Г.Грязнова, ректор Финансовой академии при Правительстве РФ и другие ответственные лица.

С докладом "Партнерство государства и бизнеса: система "эндаумент", участие бизнеса в учредительстве профессиональных образовательных заведений и независимых рейтингах вузов>> выступил А.Н.Шохин. О взаимодействии государства, общества и работодателей в создании образовательных стандартов, ориентированных на профессиональные квалификации и компетенции, предъявляемые современной экономикой, рассказал Я.И.Кузьминов.


Свои предложения по поводу реформирования системы образования в Российской Федерации высказал на заседании президент Фонда поддержки законодательных инициатив Григорий Томчин. По его мнению, финансирование школ должно быть прозрачно, контролируемо и рассчитано из соображений экономической целесообразности выделения той или иной суммы конкретной школе. Г.А.Томчин также предложил механизм расчета требуемого финансирования конкретным образовательным учреждениям. Подробнее о предложениях ФПЗИ по реформированию системы образования в Российской Федерации можно прочитать здесь:


Предложения по реформированию системы образования в Российской Федерации.


Среднее образование


В Российской Федерации обязательное всеобщее среднее образование гарантировано статьей 43 Конституции Российской Федерации.


В настоящее время основной задачей является сохранение в России бесплатной системы образования, а также совершенствование его бюджетного финансирования.


Все школы в Российской Федерации должны получать финансирование исключительно из средств федерального бюджета РФ по единой для всех школ ставке, независимо от того в чьем ведении находиться та или иная школа - в федеральном или в ведении субъекта.


При этом бюджетное финансирование общеобразовательных школ должно быть прозрачно, контролируемо и рассчитано из соображений экономической целесообразности выделения той или иной суммы конкретной школе.


Для реализации такой системы бюджетного финансирования общеобразовательных школ необходимо откорректировать бюджетное законодательство Российской Федерации.


А именно необходимо законодательно закрепить обязательность наличия в ежегодном бюджете строки "Текущее финансирование одного ученика средней школы на год" с финансированием из Федерального бюджета по единой ставке по всей стране. При этом могут быть учеты и изменения, но только те которые касаются разных тарифов на коммунальные услуги и казначейское исполнение.


Причем, бюджетное финансирование школа должна получать, исходя из заключаемого гражданско-правового договора между родителями (опекунами) ученика и школой с указанием на обязательства обеих сторон. Школа является получателем средств бюджета исходя из количества заключенных договоров.


Таким образом, школа получает финансирование из федерального бюджета из расчета суммы, определенной бюджетной строкой "Текущее финансирование одного ученика средней школы на год" умноженной на количество учеников в ней обучающейся (согласно заключенным контрактам) и не больше ни меньше. В сумму финансирования одного ученика обязательно должно входить финансирование не только самого образовательного процесса, но и коммунальные затраты, затраты на питание, техническое обслуживание школы, а также обеспечение ученика необходимой единой школьной литературой, в соответствии с образовательной программой.


Все дополнительные образовательные услуги выше образовательных стандартов должны быть платными. Кроме того может быть предусмотрено дополнительное бюджетное финансирование отдельных школ (сельских некомплектных школ, школ для инвалидов, школ для особо одаренных детей и т.п.). При этом такое дополнительное финансирование должно вестись по отдельным статьям бюджета, не касающимся образования ( "Поддержка села", "Реабилитация инвалидов", "Развитие науки" и т.д.) Таким образом, школы будет застрахованы от проволочек, от перетаскивания их денег на другие статьи расходов, наконец, от нецелевого использования средств - попросту, от разворовывания, а общество (родители) будут знать, что и в каком объеме они могут потребовать от школы. То есть реализуется гарантированное конституцией "всеобщее среднее обязательное образование", а также финансирование среднего образования станет прозрачным, контролируемым и будет рассчитано из соображений экономической целесообразности выделяемых из бюджета сумм.


Высшее образование.


Та же проблема неэффективной системы бюджетного финансирования касается и высшего образования. Чтобы новая система начала работать, во-первых, необходимо определить, сколько денег необходимо на обучение одного студента. Во-вторых, нужно учесть, какими финансовыми возможностями на сегодня располагает страна. И в-третьих, свести необходимые показатели, и получить ту часть студентов, которую может финансировать государство. Но это только первая, переходная часть реформы вузовского образования, которая бессмысленна без всего остального.


Необходимо развивать в Российской Федерации систему Единого государственного экзамена, а в последствии целиком перейти на эту систему.


Единый государственный экзамен должен быть ассоциирован с "государственным заказом на специалистов".


При распределении государственного заказа в высшем образовании необходимо исходить из рейтинга ВУЗов, определяемого путем выявления приоритетов студентов при сдаче единого государственного экзамена, а также рейтинга ВУЗов, исходя из заказов бизнеса. При этом необходимо: - определить, сколько денег необходимо для обучения одного студента и ввести в ежегодном бюджете отдельную строку "Текущее финансирование одного студента на год", - определить, за скольких студентов и каких специальностей государство может платить, с внесением необходимых поправок в бюджет текущего года, - определить, сколько вообще студентов и по каким специальностям необходимо стране с учетом финансирования их из иных источников.


После сдачи единого государственного экзамена гражданин автоматически зачисляется в высшее учебное заведение, при этом он сам будет определять ВУЗ в котором будет учиться, не зависимо от того в каком городе он находиться.


Процедура бюджетного финансирования студентов ВУЗов должно быть таким же как и финансирование школьников. Т.е. ВУЗ, принимая на обучение по результатам единого государственного экзамена студента, получает и бюджетное финансирование на этого студента.


При этом в ВУЗе должно быть определено количество студентов, которые обучаются на бюджетной основе и платной основе.


В случае "недобора" в ВУЗе студентов, обучающихся на бюджетной основе, должен быть предусмотрен прием в него граждан на платной основе и наоборот - в случае, если все бюджетные "места" в ВУЗе заняты, должны быть предусмотрены аналогичные платные "места". При этом необходимо законодательно урегулировать цены на обучение на платной основе из тех соображений, чтобы руководству ВУЗа было безразлично, откуда поступает финансирование ученика, тем самым исключая коррупцию в ВУЗе.


Кроме того, в целях развития высших учебных заведений в Российской Федерации, а также в целях привлечения для работы в них высшего, квалифицированного научного и преподавательского состава необходимо предусмотреть другие источники финансирования ВУЗов. Целью реформы высшего образования в России должно быть изменение финансирования науки, для чего необходимо установить порядок конкурентного распределения грантов на научно-исследовательские работы (НИР) в сфере образования и науки только среди ВУЗов России.


Т.е. право участия в конкурсах на проведение НИР должны иметь исключительно ВУЗы. В свою очередь для проведения таких НИР ВУЗом на договорной основе могут быть привлечены различные профильные НИИ и академии. Для повышения уровня подготовки молодых специалистов необходимо также установить порядок участия студентов и аспирантов в научно-исследовательских работах с возможностью продолжения их участия в долгосрочных проектах по окончании ими ВУЗов.


Также необходимо установить, что интеллектуальный продукт, появляющийся в результате НИР по заказам государства, принадлежит исполнителям научно-исследовательской работы, а государство может наложить только срочный сервитут по использованию этих результатов, исходя исключительно из интересов национальной безопасности России, при этом государство должно упростить и удешевить регистрацию интеллектуальной собственности.


Определить конкретный порядок создания технопарков, включая необходимое и достаточные финансовые и административные преференции создателям технопаров, при обязательном участии в создании технопарков одного или нескольких ВУЗов России.


До перехода на контрактную армию не сокращать военные кафедры в ВУЗах страны, имеющих рейтинговый приоритет у поступающих.


Предложенная система реформирования среднего и высшего образования Российской Федерации способствует повышению мирового рейтинга образовательного процесса, позволяет повысить уровень знаний у молодых специалистов, тем самым возрастет интеллектуальный потенциал России. Кроме того, выстраивание в России современной системы финансирования среднего и высшего образования позволит вывести на современный уровень техническое и административное состояние общеобразовательных школ и ВУЗов, а также будет способствовать прекращению оттока интеллектуального потенциала России за границу.


http://www.oprf.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован