Григорий Вадимович, правительство хочет вернуть себе право самостоятельно устанавливать экспортные пошлины на нефтепродукты, что называется, "вручную", то есть, речь идет об отмене "поправки ЮКОСа". Объясняют это в правительстве заботой о сельхозпроизводителе, но такое объяснение стало уже традиционным. В чем причина, на Ваш взгляд?
Законодательное закрепление максимальное значение ставки пошлин на нефтепродукты на уровне 90% от ставки по пошлинам на нефть обосновывалось нефтяниками очень просто: средневзвешенная стоимость корзины нефтепродуктов при реализации на экспорт составляет как раз примерно 90% от цены Urals, если мерить в тонах. Однако эта логика справедлива только если относиться к экспортным пошлинам на нефтепродукты исключительно как к налогу. На самом деле пошлины играют также роль инструмента, регулирующего поставки нефтепродуктов на внутренний рынок. Можно с иронией относится к заботе о сельхозпроизводителе, но на самом деле в России имеют место сезонные колебания спроса. Скажем, зимой в отопительный сезон растет спрос на мазут, когда наступает посевная - растет спрос на дизтопливо, когда "подснежники" весной садятся в машины, и люди начинают ездить на дачи - растет спрос на бензин. Особенно такие колебания спроса характерны для стран расположенных в северном полушарии земного шара, в том числе для России. Например, для стран Западной Европы разница между максимальным и минимальным потреблением нефтепродуктов в течении года достигает 4 млн барр./сут. Когда возникают сезонные всплески, естественно может случиться так, что нефтепродукты, которые нужны в этот момент на внутреннем рынке, на него не попадают, они уходят на экспорт. После того как Правительство отказалось от балансовых поставок нефти и нефтепродуктов, единственным инструментом по регулированию спроса и предложения на внутреннем рынке остались экспортные пошлины. Устанавливая запретительные пошлины, т.е. такие, при которых экспорт становился невыгодным, Правительство могло удовлетворить внутренний спрос. Все-таки надо признать, что для крупнейшего производителя нефти иметь на внутреннем рынке дефицит нефтепродуктов было бы очень странно. Поэтому здесь желание Правительства вернуть себе право устанавливать пошлины вручную, я думаю, совершенно оправданно. Если рынок не работает или работает не так как нужно, для бесперебойных поставок топлива потребителям должен быть соответствующий механизм госрегулирования.
Нефтяники, конечно, справедливо боятся определенных "злоупотреблений" - роста пошлин из одного только желания собрать побольше налогов. Действительно, в 2001 г. средняя ставка пошлины по корзине нефтепродуктов была выше пошлины на нефть, тогда как средняя цена тонны нефтепродуктов- ниже цены на нефть. Однако слишком сильно пошлины "задираться" не будут, поскольку если они превышают запретительный уровень, то экспорт прекращается и доходов от пошлин просто не будет. Кроме того, сама идея устанавливать единую ставку пошлины для всех нефтепродуктов неверна, поскольку цены, например, на бензин и мазут, могут различаться в разы. Я думаю, что с таким положением вещей нефтяникам нужно смириться, сильно они не обеднеют.
19 ноября 2003
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=43515