"Мы в шоке от того, что сегодня увидели и услышали. Шокированы тем, что народ готовится к войне, тогда как на протяжении десятка лет Еврокомиссия, Европарламент готовятся к миру. Когда мы встречаемся с людьми, то они говорят о мире, но на самом деле готовятся к войне. Это нас пугает, и мы призываем всех сесть за стол переговоров и решать вопросы мирным путем. Мы встретимся с Саакашвили, и мы ему тоже предложим сесть за стол переговоров", - заявила 11 сентября в Цхинвали глава делегации Европарламента Мари Анн Ислер Бегин. А еще через три дня Генеральная Ассамблея ООН приняла к своему рассмотрению проблему "замороженных конфликтов" на постсоветском пространстве. Так Россия оказалась в цугцванге.
Цугцвангом в шахматах, как известно, называется ситуация, когда любой ход игрока ухудшает его позицию. Но при этом правила игры вынуждают его сделать ход. В политике правила игры не столь жесткие, как в шахматах, и игрок может позволить себе тактику выжидания. Именно такова и была до сегодняшнего дня политическая стратегия России на постсоветском пространстве - ее миротворцы обеспечили мир в Молдавии и Грузии и в начале 90-х даже заслужили благодарность Совбеза ООН, но затем Москва перешла в режим выжидания: политическое урегулирование конфликтов не входит в мандат миротворческих сил и должно быть задачей самих сторон. За истекшее десятилетие Россия привыкла к тому, что многие практически смирились с самостоятельным существованием мятежных образований. Ситуация резко изменилась после "оранжевых" революций. Первой ласточкой оказалась как раз Южная Осетия, где пришедший к власти в Грузии экспансивный Саакашвили попытался летом 2004 г. силой свергнуть режим Эдуарда Кокойты. Но после поражения близ Цхинвали грузинские формирования были отведены. Причем важную роль в прекращении вооруженного конфликта сыграли США, дав понять Тбилиси, что дальнейшее обострение конфликта нежелательно.
Сегодня Вашингтон посылает Тбилиси совсем другие сигналы. "Правительство Грузии продемонстрировало, что оно очень осторожно и аккуратно может урегулировать любой конфликт, существующий на территории страны. Эта была операция против криминала, и надеюсь, что все остальные конфликты на территории Грузии будут урегулированы так же мирно, как и Кодорский" - так охарактеризовал недавнюю кодорскую операцию на территории Абхазии Мэтью Брайз, заместитель советника госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии. И окрыленный Тбилиси уже готовится повторить ее против уже объявленного криминальным режима Эдуарда Кокойты в крошечной Южной Осетии - благо, в отличие от Абхазии, численность ее населения всего 70 тыс. человек, а территория перемежается грузинскими анклавами. Однако для ввода сюда своих вооруженных сил ему необходимо вначале добиться вывода отсюда российских миротворцев. Отсюда и нынешний демарш Грузии вместе с прочими странами ГУАМ на Генеральной Ассамблее ООН.
МОСКВА ИДЕТ ВА-БАНК
Свой ответный ход Москва сделала немедленно, даже до начала обсуждения грузинского демарша на сессии ООН: "По имеющейся информации, в своем выступлении в ходе 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН президент Грузии намерен в ультимативной форме поставить вопрос о прекращении миротворческих операций в Абхазии и Южной Осетии и выводе российских миротворцев с их заменой на некие международные полицейские силы. Однако руководители Абхазии и Южной Осетии однозначно заявляют о жизненно важной необходимости присутствия российских миротворческих контингентов. Проигнорировать такие просьбы мы не имеем права, тем более с учетом того, что большинство населения Абхазии и Южной Осетии составляют российские граждане. Россия уверенно продолжит выполнение имеющихся международных договоренностей и соглашений в рамках существующих переговорных и миротворческих форматов", - заявило МИД РФ уже на следующий день после того, как ГА проголосовала за рассмотрение просьбы ГУАМ.
Своим заявлением Москва дала ясно понять, что российские миротворцы останутся на территории Грузии независимо от любых решений ассамблеи ООН. Заявление "крутое", но пока еще вполне легитимное - решения ГА ООН носят лишь рекомендательный характер, а в Совете Безопасности ООН Россия обладает правом вето. Однако Соединенные Штаты взяли Грузию под свое покровительство и не отдадут ее "России на съедение", уверен Виктор Кременюк, замдиректора Института США и Канады. Ибо "эта проблема вполне решаема, что бы там Россия ни говорила. Россия может сколько угодно быть против, но если Грузия выйдет из СНГ, то все соглашения СНГ мгновенно теряют на территории Грузии свою силу. И Грузия может решить проблему вывода российских миротворцев путем того, что выйдет из СНГ. Хотя они тоже понимают, что если они пойдут на выход из СНГ, то потеряют многие преференции", - объяснил он предполагаемую стратегию грузинского цугцванга.
Действительно, легальный политический фундамент для пребывания российских миротворцев в Грузии предоставляет Сочинское соглашение от 24 июня 1992 г. Оно было заключено в рамках СНГ, но Тбилиси уже сделал первый шаг на пути выхода из Содружества - в феврале этого года Михаил Саакашвили приостановил действие в отношении Грузии положения "О Совете министров обороны стран - участниц СНГ". Поводом для принятия такого решения стали планы Грузии по вступлению в НАТО: "Грузия четко намерена стать членом НАТО, а одновременное участие в Советах глав оборонных ведомств СНГ и НАТО невозможно", - пояснил позицию Тбилиси председатель парламентского комитета по обороне и безопасности Гиви Таргамадзе. Но окончательный выход Грузии из СНГ "произойдет тогда, когда она получит достаточно сильные гарантии от Запада, от Соединенных Штатов и когда ее уже наметят в следующие члены НАТО", - считает Виктор Кременюк.
2006 г. должен стать годом НАТО, пообещал грузинам в своем новогоднем обращении президент Михаил Саакашвили. И теперь ждать осталось недолго: "освящение" Грузии для приема в НАТО должно произойти 28-29 ноября на саммите НАТО в Риге - Грузия станет участником так называемого плана действий по подготовке к членству в этом альянсе. К этой процедуре готовили и Украину, но Янукович, как известно, предпочел не спешить. Саакашвили же, наоборот, рвется сейчас в НАТО изо всех сил. Рассчитывая, судя по его сегодняшним действиям, немедленно, уже в декабре, приступить к "смене режима" в Южной Осетии по описанному выше варианту. Ибо, как известно, министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили добавил к президентскому свое собственное обещание - новый 2007 год он будет встречать в Цхинвали.
"АНОМАЛИЯ" ДОЛЖНА ИСЧЕЗНУТЬ
В январе этого года в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) состоялось обсуждение доклада по обязательствам Грузии перед Советом Европы - члены Ассамблеи были обеспокоены усилением президентской власти в Грузии. В Грузии слаба оппозиция в парламенте, недостаточно свободные СМИ и недостаточно развитые неправительственные организации. Поэтому предстоящие местные выборы в Грузии станут "лакмусовой бумажкой" для нынешних властей - таково было общее мнение депутатов ПАСЕ. Эти выборы были назначены как раз на декабрь, и вдруг, совершенно неожиданно для всех, президент Грузии 26 августа перенес их на 5 октября. Оппозиционные партии Грузии дружно и не сговариваясь назвали это решение президента страны пиком подлости, на который не отважился бы ни один диктатор, ибо после этого для подготовки и оформления всех необходимых документов и комплектации избирательной комиссии у оппозиции остался всего один день.
Однако перенос выборов был всего лишь цветочками - ягодки последовали через неделю. Ибо в пять утра 6 сентября в Грузии начались аресты лидеров оппозиционной и пророссийской партии "Справедливость" и ее, как выразился глава МВД Грузии Вано Мерабишвили, "сателлитных организаций". Власти обвинили "Справедливость" в подготовке "заговора с целью свержения государственной власти". Хотя Игорь Георгадзе не раз грозил Саакашвили "революцией крапивы", однако обвинять людей в государственной измене за подготовку "цветных революций" сейчас как-то не принято, и поэтому уже немало аналитиков сравнивают аресты сторонников Георгадзе со сталинской чисткой в 1937 г. Но ведь лейтмотивом сталинской чистки было предчувствие неизбежной войны. Соответственно напрашивается мысль, что "диктаторский" перенос выборов и расправа над проросийской оппозицией в Грузии свидетельствуют не только о неуемном властолюбии Михаила Саакашвили, но и о его серьезной подготовке к "тотальной обороне" Грузии уже в декабре, о необходимости которой объявил за день до начала арестов председатель парламентского комитета по вопросам евроинтеграции Давид Бакрадзе.
Парламент Грузии вскоре рассмотрит изменения в Концепции национальной безопасности. Суть изменений сводится к внедрению "принципа тотальной обороны" в случае внешней агрессии против Грузии. "Это означает, что в случае внешней агрессии Грузия не будет обязана защищаться вооруженными силами численностью в 20-30 тысяч военнослужащих, а применит методы тотальной обороны", - заявил 5 сентября Бакрадзе. И, что характерно, парламент утвердил эти "методы" уже через несколько дней. Причину столь неожиданного изменения Концепции национальной безопасности выяснить несложно - достаточно просто прислушаться к другим заявлениям, сделанным грузинскими политиками в тот день. "Надо покончить с беспределом, чинимым бандформированиями на территории Грузии. Аномалия под названием Республика Южная Осетия на территории Грузии должна исчезнуть", - заявил, например, заместитель председателя комитета по обороне и национальной безопасности парламента Грузии Ника Руруа. А председатель парламентского комитета по внешним связям Константин Габашвили сообщил журналистам, что он намерен обратиться с предложением к парламенту - предпринять необходимые меры по немедленному задержанию "так называемого министра обороны Южной Осетии Анатолия Баранкевича, отдающего приказы сбивать грузинские вертолеты на грузинской территории". Он выразил уверенность, что в самое ближайшее время он и другие персонажи в цхинвальском руководстве окажутся за решеткой в тбилисской тюрьме. Дело не ограничилось одними словами - через три дня в 6 км от Цхинвали в перестрелке погибло трое южноосетинских милиционеров и один грузинский полицейский.
НИКТО НЕ ХОТЕЛ УСТУПАТЬ
6 декабря прошлого года на саммите ОБСЕ в Любляне Москва неожиданно поддержала предложенную Тбилиси схему трехэтапного разрешения конфликта. Цхинвали был страшно недоволен, но югоосетинский лидер Эдуард Кокойты, побывав в Москве, согласился встретиться с грузинским президентом Михаилом Саакашвили для обсуждения этого плана. Однако за неделю до саммита в Любляне МВД Грузии разместило на своем официальном сайте "схему криминальной деятельности в так называемой Южной Осетии" с упоминанием в этой связи практически всех первых лиц республики, и Михаил Саакашвили уверенно пошел по той же тропе, что и Борис Ельцин в Чечне десять лет назад. И теперь, с точки зрения Тбилиси, президенту Грузии нет никакой необходимости встречаться с "этим господином" - вполне достаточно его встречи с премьер-министром Грузии. В результате никакой встречи в верхах до сих пор так и не состоялось. А функционирование Смешанной комиссии (СКК), созданной для урегулирования конфликта, превратилось в фарс - Тбилиси не желает работать в старом формате СКК, а Цхинвали столь же упорно объявляет о неприемлемости того или иного нового члена грузинской делегации. И 17 сентября президент Южной Осетии Эдуард Кокойты вновь предложил Тбилиси, уже через ОБСЕ, встречу на высшем уровне. Однако только Вашингтон может принудить Саакашвили к подобной встрече. Проблема же в том, что он этого делать явно не собирается.
В конце августа в Грузии побывали одна за другой две делегации Конгресса США. "Правительство Соединенных Штатов Америки выражает согласие с позицией Грузии по поводу того, что российских миротворцев на территории страны ни в какой зоне конфликта быть не должно", - заявил в Тбилиси 23 августа председатель комитета по внешним связям сената Ричард Лугар, руководитель первой из них. Вряд ли стоит считать случайностью, что как раз после встречи с ним Михаил Саакашвили перенес местные выборы с декабря на октябрь. А через неделю в Тбилиси и Цхинвали побывала вторая делегация сената США во главе с влиятельным республиканцем Джоном МакКейном, которого Саакашвили даже назвал следующим президентом Америки. Прибыв в Цхинвали, МакКейн умудрился уклониться от встречи с президентом Южной Осетии, что, однако, не помешало ему по возвращении из Цхинвали заявить, что Кокойты не дал делегации "прямых ответов" о том, почему мешают деятельности миссии ОБСЕ в конфликтной зоне, и что "настало время, чтобы их (российских миротворцев) заменили миротворцы Евросоюза или ОБСЕ".
Проблема, однако, в том, что югоосетинская "аномалия" при этом никуда не исчезнет, что смену режима в Цхинвали Тбилиси придется проводить силовым путем и что вместо кодорской операции Грузия получит собственную Чечню - Сухуми уже пообещал прийти на помощь Южной Осетии. Москва это понимает значительно лучше Вашингтона, но беда в том, что легитимным субъектом международного сообщества является только Грузия, а не Южная Осетия или Абхазия. Именно поэтому она находится в цугцванге. Как, впрочем, и Тбилиси - просто Саакашвили, истово следуя в фарватере американской политики "распространения демократии", так и не осознал, что политика смены режима является ситуацией цугцванга.
26.09.06 10:49 Политический журнал