24 октября 2006
1341

Губайдулина София. Музыка из дома с окнами в сад

София Губайдулина. Кадр из фильма "Сад радости и печали"

24 октября 2006 года исполнилось 75 лет Софии Асгатовне Губайдулиной. "Ее суть - тайна. Она - непонятная, и потому она - явление", - говорил о Губайдулиной Альфред Шнитке. "Ее музыка открывает нам такие вещи, о которых мы в цивилизованном мире забыли, но которые существуют в нашем подсознании", - писала о творчестве композитора западная пресса. В СССР почти до конца 1980-х годов музыка Губайдулиной была фактически запрещена к исполнению - как и произведения ее друзей-коллег по "московской тройке" Альфреда Шнитке и Эдисона Денисова. Возвращение на родину ее странной, необычной музыки (например, "Аллилуйя" для хора, оркестра, органа, солиста-дисканта и цветных проекторов) происходит медленно.
23 октября 2006 года в 18:30 сюжет о творчестве Софии Асгатовны был показан в программе "БлокНОТ". 24 октября в эфире телеканала "Культура" был показан документальный фильм "Сад радости и печали", съемки которого проходили в основном в доме Губайдулиной под Гамбургом.

"Когда я первый раз вошла в этот дом, мой дом, я подумала - Боже, какое счастье, меня отсюда никто никуда не выгонит! - рассказывает София Асгатовна в фильме. - Целую ночь я играла на рояле. В доме ничего не было, еще никакой мебели почти. И моя кошка сидела целую ночь рядом на раскладушке, и тоже не спала, и слушала, как я играю...".

София Асгатовна Губайдулина родилась 24 октября 1931 года в Чистополе Татарской АССР. Росла и училась в Казани, музыкой занималась с пяти лет. После окончания Казанской консерватории в 1954 году поступила в Московскую консерваторию, где занималась по классу композиции у Николая Ивановича Пейко - ученика Дмитрия Шостаковича.

"Я считаю себя москвичкой, - говорит София Асгатовна. - Я люблю этот город больше, чем Казань. Но что из этого моя родина - я не знаю. Наиболее благостное состояние у меня - здесь, в Германии. Но сказать, что это - родина?.. Я могу сказать, что здесь - моя вторая родина: Германия предоставила мне самое комфортное десятилетие моей жизни. Но думаю, что родина для меня - это просто Земля".

В Москве Губайдулина жила до начала 1990-х как "свободный художник", жила бедно и трудно. Ее масштабные произведения не исполнялись; композитор работала в Московской экспериментальной студии электронной музыки, писала, сотрудничая с киностудиями, музыку для игровых, документальных и мультипликационных фильмов ("Маугли", "Чучело", "Кошка, которая гуляет сама по себе").

Одна из характерных черт музыкального почерка Губайдулиной - высокая духовная концентрация. "Я не знаю, насколько продуктивна та боль, которая существует в душе художника, - размышляет композитор. - У меня нет твердого убеждения, что такое количество боли благостно для искусства. Если такая боль в душе превалирует над остальным, то она может дать искусству отравленные плоды. В таком состоянии у меня нет желания прикасаться к звуку. Смысл искусства, в сущности, религиозный: религия - это наша естественная духовная жизнь, а искусство - наша естественная духовная активность. У меня такое впечатление, что искусство только для того и создано - чтобы соединиться с небом.
Общее сознание человечества стало очень прагматичным. Люди, не верящие в Бога или просто равнодушные к храму, часто говорят о наивности религиозных людей. А для меня - все наоборот: прагматики - самые наивные люди, потому что они не предусматривают последствий..."

(По материалам сайта "Belcanto" и документального фильма "Сад радости и печали".)

http://www.tvkultura.ru/news.html?id=120916

24.10.2006
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован