12 октября 2006
2395

Губернатор Пензенской области В.Бочкарев: `Региональные и муниципальные органы власти должны активнее поддерживать медицинские организации`

На вопросы агентства "Интерфакс-Поволжье" отвечает руководитель рабочей группы президиума Госсовета РФ по повышению доступности и качества медицинской помощи, губернатор Пензенской области Василий Бочкарев.


Василий Кузьмич, вопрос к Вам и как к главе региона, и как к руководителю рабочей группы президиума Госсовета РФ: как, на Ваш взгляд, идут преобразования здравоохранения на региональном уровне?


Именно региональный и муниципальный уровни здравоохранения ближе всего к людям и наиболее доступны им. В то же время именно эти уровни являются уязвимыми звеньями системы, а преобразования здесь идут недостаточными темпами.


Ослабление здоровья народа, демографический кризис - результат множества масштабных причин. И винить в этом только здравоохранение - несправедливо и неконструктивно. Необходима мобилизация ресурсов и усилий всех уровней власти.


Несомненно, ключевая роль в этом принадлежит самой системе здравоохранения, прежде всего, в решении проблем укрепления здоровья россиян, - повышения рождаемости, снижения заболеваемости и смертности населения. А готовность здравоохранения к выполнению столь ответственной миссии непосредственно зависит от развития его наиболее массовых и, по сути, основных звеньев - регионального и муниципального здравоохранения.


И все же, какая картина складывается в регионах, какой информацией располагает рабочая группа, которую Вы возглавляете?


Рабочей группой проведен подробный анализ состояния здравоохранения, основных проблем и их причин, на основании чего разработаны меры по повышению дееспособности регионального и муниципального здравоохранения.


Хотелось бы выделить основные моменты. Неблагополучие в здравоохранении, в том числе на региональном и муниципальном уровнях, накапливалось годами, десятилетиями. Реализация приоритетного национального проекта "Здоровье" положила начало коренному улучшению ситуации, прежде всего, в первичном звене здравоохранения.


Менее чем за год масштабные финансовые инвестиции, а также внимание со стороны правительства, министерства здравоохранения и социального развития, региональных органов власти принесли значительные результаты. В частности, созданы предпосылки для повышения доступности высокотехнологичной медицинской помощи, развернута широкая диспансеризация и вакцинация населения, важные шаги сделаны для улучшения системы родовспоможения. Это явные плюсы, но вместе с тем ряд существенных факторов еще серьезно тормозит развитие регионального и муниципального здравоохранения.


Что Вы имеете в виду, говоря о факторах, тормозящих развитие регионального здравоохранения?


В первую очередь, это финансовая необеспеченность территориальных программ госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Такие программы есть во всех регионах, но в большинстве из них они не выполняются. И, прежде всего потому, что в течение многих лет их финансирование составляет 60-70 %.


В результате конституционное право граждан на бесплатную медпомощь почти повсеместно соблюдается не в полной мере, а гарантированные виды этой помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в ощутимой мере оплачиваются из кармана пациентов.


И причина - не в учреждениях здравоохранения, а в том, что действующие механизмы финансового покрытия дефицита программ госгарантий не приводят к равенству жителей различных регионов в получении гарантированной государством медицинской помощи.


Как выяснилось в ходе исследований, проведенных членами рабочей группы, подушевое финансирование бесплатной медицинской помощи различается в территориях порой в 10-12 раз! Вот почему я считаю (и мое мнение разделяют многие руководители регионов), нужен такой механизм распределения финансовых ресурсов, который реально выравнивал бы возможности субъектов Российской Федерации по реализации территориальных программ бесплатной медицинской помощи.


Одним из основных элементов такого механизма могло бы стать законодательное установление единого для всех субъектов Федерации размера минимального платежа на медицинское страхование неработающего населения. Убежден, что это станет серьезной предпосылкой обеспечения гарантий медицинской помощи. Причем, гарантий государства, а не отдельных регионов.


Еще одной серьезной проблемой является несовершенство механизмов финансирования регионального и муниципального образования.


Оплата медицинской помощи в рамках программы госгарантий осуществляется из двух источников - средств обязательного медицинского страхования и бюджетных средств. При этом значительная часть бюджетных ассигнований поступает в учреждения, минуя фонды медицинского страхования, и в результате стимулы к эффективному использованию финансовых ресурсов на уровне медицинской организации оказываются разнонаправленными.


В рамках бюджетного финансирования в качестве финансовообразующих показателей используется число коек и расчетное число посещений медучреждений, а система обязательного медицинского страхования ориентирована на объемы и качество фактически оказанной медпомощи. Поэтому, считаю, приоритетным направлением должно стать создание одноканальной системы с передачей всех средств на финансирование территориальных программ госгарантий в фонды ОМС. Это позволит перейти к единому плательщику за медицинские услуги, а значит, улучшит использование ресурсов, повысит ответственность медицинских организаций за результаты своей деятельности.


Пензенская область готова принять участие в таких проектах и на практике проверить эффективность такого механизма финансирования.


Василий Кузьмич, не секрет, что одним из острых вопросов здравоохранения остается оплата труда.


Я бы, в первую очередь, говорил о недостаточной мотивации медицинских работников к повышению качества медицинских услуг, что является тормозом развития здравоохранения в целом. К сожалению, приходится констатировать, что рост зарплаты не повлек за собой существенного улучшения лечебно-профилактической работы. На мой взгляд, причина в том, что существующая система оплаты труда не связана с конечными результатами деятельности медицинских работников.


По мнению рабочей группы, которую я возглавляю, необходимо уже в текущем году утвердить такой порядок оплаты труда медицинских работников, при котором главными критериями станут результаты лечения пациентов и показатели здоровья обслуживаемого населения. Вот тогда и солидные доплаты медицинским работникам первичного звена заработают в полную силу.


Василий Кузьмич, даже из перечисленного Вами видно, сколько проблем высветила реализации проекта. Какие же меры предлагаются рабочей группой для их решения?


Это целый комплекс мер, касающийся, в первую очередь, завершения разработки и принятия пакета законодательных актов, создающих правовую основу ускоренного развития регионального и муниципального здравоохранения. В частности, предстоит нормативно закрепить качественные и количественные показатели бесплатной медпомощи, а также определить стандарты медицинской помощи в соответствии с уровнем ее оказания.


Второе: следует строже регламентировать этапность оказания медицинской помощи на всех уровнях - от первичного звена до региональных медицинских центров.


Третье: утвердить для обязательного исполнения табель оснащения и формуляр медикаментозного обеспечения медучреждений.


Четвертое: создать единую региональную медицинскую информационную сеть, которая позволит сформировать единый банк данных медицинской информации и обеспечит возможность использования медперсоналом современных компьютерных технологий, в том числе телемедицины.


Кроме того, необходимо создать в регионах единую систему контроля качества медицинской помощи, а основными показателями оценки работы региональных органов здравоохранения определить снижение смертности и повышение продолжительности жизни населения региона. Наконец, для более эффективного сотрудничества региональных и муниципальных органов власти в области здравоохранения необходимо расширить практику заключения соглашений о совместном решении задач, стоящих перед здравоохранением. Ощутимо может способствовать этому и передача региональным органам власти полномочий территориальных органов Росздравнадзора.


Реализация таких мер может стать реальной основой для решения многочисленных проблем регионального и муниципального здравоохранения, но при одном непременном условии: если региональные и муниципальные органы власти будут не только уповать на федеральный центр, но и сами активно поддерживать медицинские организации.

12.10.2006
http://www.interfax.ru/r/B/0/0.html?id_issue=11603811
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован