12 февраля 2003
837

Губернатор Юрий Евдокимов: `Моя работа мне нравится`

Пресс-служба администрации Мурманской области опубликовала у себя на сайте интервью губернатора Юрия Евдокимова агентству "Интерфакс Северо-Запад". Предлагаем его текст вашему вниманию.

- Юрий Алексеевич, Мурманская область является одним из наиболее крупных и экономически развитых регионов европейского Севера России. В чем ее особенность, уникальность?

- В первую очередь, уникальность - в людях. На севере все человеческие качества проявляются практически сразу, спрятаться под маской не удастся никому, сама природа не позволит. В последнее время все чаще подчеркивается стратегическое значение экономики Мурманской области. Обращают на себя внимание ее выгодное географическое положение в непосредственной близости к центральным регионам страны и, одновременно, общая граница с ЕС, а также возможности круглогодичной навигации с прямым выходом на международные морские торговые пути.

Мурманская область - это уникальные по составу и запасам минерально-сырьевая и рыбопромысловая базы. В недрах Кольского полуострова уже открыто более 60 крупных месторождений различных видов минерального сырья. В настоящее время добывается почти три десятка видов полезных ископаемых, наибольшую ценность из которых имеют руды фосфора, титана железа, алюминия, меди, никеля, циркония и других редких металлов. Значительны запасы слюды, керамического сырья и сырья для строительных материалов, облицовочного камня, полудрагоценных и поделочных камней. На шельфе Баренцева моря открыты богатые залежи нефти и газа, в числе которых получившее мировую известность Штокмановское газоконденсатное месторождение с запасами более 3 трлн. кубометров газа. Освоение этого уникального месторождения в перспективе позволит удовлетворить потребности в газе всего Северо-Запада России на многие годы. Для области такой фактор, как добыча нефти и газа на Арктическом шельфе, может приобрести решающее значение, повлечь развитие всей инфраструктуры полуострова, дать существенное увеличение всех объемов производства на полуострове.

- На каком этапе реализация проекта строительства Мурманской трубопроводной системы, в котором предполагают участвовать пять нефтяных компаний - "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", "Сибнефть", ТНК и "Сургутнефтегаз"?

- Я недавно встречался с президентом "Транснефти" Семеном Вайнштоком, который еще раз высказался в поддержку этого проекта. Для нас его поддержка важна, так как он возглавляет компанию, которая станет оператором проекта. По моим данным, в ближайшее время вся система взаимоотношений, учитывающая интересы как этих пяти компаний, так и государства, будет отрегулирована. Иного пути нет, так как нет альтернативы Мурманску в выходе нефти на внешний рынок. Все остальное, как показали расчеты, неприемлемо. Нет другого порта в России, который способен принимать корабли дедвейтом свыше 200-250 тыс. тонн. А если речь идет о транспортировке нефти за океан, то судами водоизмещением даже в 120 тыс. тонн перевозить невыгодно. Нужны только крупные танкеры, которые способен обрабатывать только Мурманский порт.

- Насколько остро стоят проблемы, связанные с железнодорожным транспортом?

- Сегодня в области мы имеем солидный резерв по работе железнодорожного транспорта. Так, если 10 лет назад силами Мурманского отделения Октябрьской железной дороги из области отправлялось 47 млн. тонн грузов, то в 2002 году - только 25 млн. тонн. Если сегодня мы не ожидаем особого увеличения грузопотока от на наших главных горнорудных предприятий, то предстоящие разработки на шельфе Баренцева и Карского морей и особенно планируемые грузопотоки с Западной Сибири диктуют нам необходимость развития и технического перевооружения Мурманского участка ОЖД

В прошлом году суммарный объем грузооборота в Мурманской области составил 15,5 млн. тонн по всем трем торговым портам. Однако потребности грузовладельцев только по "сухим" грузам уже сегодня составляют 28 млн. тонн, а по нефтеналивным - 10 млн. тонн. Поэтому я считаю необходимым модернизировать и перенастраивать силы железнодорожников по направлению именно к портам. Надо же учитывать и то, что в Мурманск придет трубопровод с перекачкой в порты 60-100 млн. тонн нефти.

- Как у области складываются отношения с ближайшими соседями - субъектами РФ?

Отношения нормальные. Есть, пожалуй, только несколько нерешенных проблем. Одна связана с различным пониманием того, каким образом можно использовать Северный морской путь и каким образом можно загружать наши мурманские и архангельские порты не в ущерб России в целом. Конечно, никто не будет спорить, что Северный морской путь в свое время брал начало из Архангельска и именно там располагался штаб Ивана Дмитриевича Папанина. Но в те времена и Мурманска-то не было. Сегодня в Мурманске создана вся береговая инфраструктура: и портовая, и транспортная, и ремонтная, и по обслуживанию ядерных силовых установок. А чего стоит никогда незамерзающий Кольский залив. В Мурманске уже многие годы действует штаб по управлению всеми морскими операциями в Арктике. И вдруг начинаются кабинетные игры по поводу того, где сегодня должна располагаться штаб-квартира Северного морского пути - в Мурманске или в Архангельске. Да еще за нашей спиной.

Но существует и более серьезная проблема. Как известно, норвежцы очень активно стараются привлечь на свои береговые базы переработку не только рыбной продукции, но и грузов самого различного назначения. Под условным проектом "Мурманский коридор" они предложили нам построить железнодорожную ветку Киркенес-Мурманск. Казалось бы, мурманчане должны были этому радоваться. Но параллельно парламент Норвегии объявляет Киркинес свободной экономической зоной. В результате в Киркинесе льготное налогообложение, и, построив железнодорожную ветку с Киркинесом, мы никогда не сможем удержать грузовладельцев. Можем ли мы согласиться с потерей грузов? Конечно, нет.

Но норвежцы нашли обходной маневр. Они обратились с идеей создания "Северного морского коридора" к руководству Архангельской области, предлагая перевозить грузы малыми судами из Архангельского порта в Киркенес, где будет осуществляться перевалка на суда большого тоннажа. И Архангельская область на это соглашается. То есть отдают за рубеж перевалку - самую дорогостоящую операцию во всей системе транспортировки грузов. Операцию, за счет которой живут Роттердам, Гамбург и десятки других портов мира. Это же прямой ущерб Мурманскому торговому порту, Мурманской области да и России в целом!

- А какова реакция на этот проект федеральной власти, полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе?

- Они знают об этой проблеме и, думаю, отреагируют.

- Как Вы отнеслись к попытке ряда депутатов Областной думы сместить бывшего командующего Северным флотом адмирала Вячеслава Попова с поста представителя Думы в Совете Федерации?

- К сожалению, саму постановку вопроса об отзыве Попова можно считать проявлением политического торга со стороны некоторых народных избранников, не желающих конструктивно работать с исполнительной властью региона. Достаточно того, что одной из основных претензий к Вячеславу Алексеевичу было то, что он помогает в Совете Федерации решать вопросы региона, которые ставит администрация Мурманской области.
Я считал и считаю, что законодательная и исполнительная власть должны работать вместе на благо области, тогда как некоторые депутаты придерживаются другого мнения.

- Выборное законодательство Мурманской области позволяет Вам баллотироваться на третий губернаторский срок. Вы намерены вновь участвовать в выборах?

- Как избиратель - разумеется. А вот как кандидат - пока сказать не могу. Выборы губернатора у нас будут проходить вместе с президентскими весной 2004 года, поэтому время еще есть. А моя работа мне нравится.

www.regnum.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован