13 февраля 2003
866

Губернатор Юрий Евдокимов выступил с докладом о социально-экономической и общественно-политической ситуации в регионе


Предлагаем вашему вниманию доклад губернатора Мурманской области "Социально-экономическая и общественно-политическая ситуация в Мурманской области" (по состоянию на 01.02.2003), опубликованный пресс-службой областной администрации.

"Уважаемые северяне!

В последнее время общение Президента РФ Владимира Владимировича Путина с населением страны при помощи телевизионных каналов, то есть напрямую, становится традицией. Существующая система общественных приемных "Диалог" позволяет Полномочному представителю президента в Северо-Западном федеральном округе В. В. Черкесову оперативно доводить до населения информацию о целях и конкретных действиях главы государства. Возможности исполнительной власти Мурманской области, естественно, скромнее. Но, несмотря на это, в конце минувшего года мной принято решение о предоставлении средствам массовой информации, населению ежеквартального доклада о социально-экономической и общественно-политической ситуации в Мурманской области. Пусть это будет нашей региональной традицией.

В одном докладе невозможно отразить все аспекты деятельности Правительства Мурманской области, но в этом, вводном докладе, основные, принципиальные вопросы, которые затрагивают интересы большинства населения и мою позицию по ним, попробую изложить. При этом акцент будет сделан на тех проблемах, которые по данным региональных СМИ, социологов, пресс-служб больше всего волнуют население области. Цели исполнительной власти Мурманской области, как и цели президента и российского правительства, неизменны - демократическое развитие России, становление цивилизованного рынка и правового государства. И самое главное для нас - повышение уровня жизни северян.

Здесь подвижки все же есть. Уровень регистрации безработных по области хоть и остается на прежнем уровне, но в ряде городов снизился. Среди северных районов страны в Мурманской области положение дел с выплатой заработной платы одно из наилучших. И при сохранении значительной дифференциации в оплате труда по отраслям как положительную тенденцию можно отметить следующее. Если в прошлом году уровень начисленной заработной платы работникам здравоохранения, образования и искусства был в 2,5-3 раза ниже, чем у тружеников промышленности, то в 2002 году этот разрыв сократился до 1,7- 2,1 раза. Размер пенсии в среднем за прошлый год сложился в сумме 1708 рублей. Ее реальное наполнение превысило уровень 2001 года на 18%. Выплаты пенсии в течение года производились своевременно.

Денежные доходы, полученные населением в 2002 году и являющиеся важнейшим индикатором уровня жизни, увеличились по сравнению с предшествующим годом в 1,2 раза и сложились в сумме 62,1 млрд. рублей. При этом мы прожили очень трудный год, и нас ожидает еще более сложный период. В своей работе и мне, и Правительству Мурманской области постоянно приходится учитывать, что основные риски для региональной экономики продолжают сохранять свое значение, и это может в любой момент создать кризисную обстановку в экономике области. Среди них необходимо отметить высокую зависимость нашей экономики от мировых цен на сырьевые и энергетические ресурсы, интенсивное старение и высокий износ основных производственных фондов. Особо подчеркну, что промышленности региона приходится работать в очень непростых условиях. Потому что к началу 2002 года износ основных фондов составил 39,7% - один из самых высоких уровней старения с 1991 года. В число основных рисков также входят низкая конкурентоспособность товаров российских производителей относительно импортозамещающей продукции, падение рентабельности и замедление темпов роста инвестиций в основной капитал. В 2002 году и у нас в регионе число прибыльных предприятий и организаций уменьшилось с 63,2% до 53,5%. А объем инвестиций в основной капитал составил (оценочно) 9,3 млрд. руб. или 83,6% к уровню 2001 года. Ко всему прочему, рост цен и тарифов в отраслях естественных монополий создает устойчивый инфляционный фон в экономике. Так темпы инфляции в 2002 году превысили прогнозируемые показатели и сложились практически на уровне 2001 года - 122,4% (к декабрю 2001 года). Например, темпы инфляции в декабре 2001 года по отношению к декабрю 2000 года составили 122,6%.

Не случайно, некоторые аналитики склонны сравнивать нынешнюю ситуацию в экономике с кризисным 1998 годом и у них, действительно, есть для этого основания. Экономический рост замедляется, а покупательная способность населения растет опережающими темпами. При совершении покупок люди отдают предпочтение более качественным и дорогим товарам, к полномасштабному производству которых экономика страны пока не готова. Соответственно, конкурентоспособность отечественного товаропроизводителя падает, снижается производство и его рентабельность, растет импорт. В этом смысле сценарий кризиса повторяется. Но в 1998 году кризисные явления в экономике усугубились кризисом в сфере финансов, когда отток спекулятивного иностранного капитала с рынка государственных ценных бумаг привел к резкому росту стоимости обслуживания государственного долга, а золотовалютных резервов Центрального банка не хватило на удержание курса рубля к доллару США. Результатом, как известно, стал временный отказ государства от исполнения обязательств по обслуживанию и погашению займов (дефолт) и прекращение регулирования валютообменного курса Центральным Банком России.

В настоящее время золотовалютные резервы ЦБ РФ достигли рекордной за всю историю новой России величины, превысив 40 млрд. долларов США. Минфин России осуществляет обслуживание и погашение государственного долга по графику, а иногда даже с опережением. Федеральный бюджет 2002 года выполнен на 100%, в полном объеме сформирован финансовый резерв, предназначенный для преодоления пика платежей по погашению государственного долга, который приходится на текущий год (около 17 млрд. долларов США). Таким образом, риск дефолта на сегодняшний день, с точки зрения чисто финансовой, по-моему, - минимален. На первый план выходят риски другого рода. Многие эксперты оценивают 2003 год как год предельно допустимого уровня износа основных фондов не только в промышленности, но и в сфере теплоснабжения, ЖКХ, некоторых других сферах жизнеобеспечения. И все это на фоне участившихся природных катастроф, экстремальных погодно-климатических явлений. Хочу подчеркнуть, что совпадение этих рисков требует как никогда четкого взаимопонимания и взаимодействия с федеральным центром, его структурами в регионе, нашими представителями в Совете Федерации и Государственной Думе.

Совпадение по времени (в 2003 году) пика выплат по внешнему долгу и критического состояния основных фондов - крайне тревожный симптом. А отношение к ситуации - как в известной поговорке: надеемся на лучшее, а готовимся - к худшему. Такое же изречение применимо сегодня и по отношению к жилищно-коммунальной сфере. Известно, что жилищно-коммунальный фонд и в Российской Федерации, и в Мурманской области находится в тяжелом состоянии. Эта проблема постоянно находится в поле зрения и у меня, и у Правительства региона. Качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг низкое, а вот стоимость их высока. Основные причины такого положения отрасли заключаются в следующем. Для более быстрого обеспечения населения жильем, особенно северян, еще на стадии проектирования строительства сооружений закладывались параметры количества в ущерб качеству. Это и низкие потолки, и отопительная система в стенах, и прокладка сетей без соответствующей изоляции, и низкое качество применяемых материалов. Дополняет не особо приглядную картину низкое качество исполнения строительно-монтажных работ, хищение материалов и другие нарушения в ходе строительства. Поэтому-то в относительно новых домах промерзают стены, расходятся панельные швы, образуются дыры в оконных проемах. Из-за плохих труб и не закрывающихся подвалов досрочно выходят из строя коммунальные сети и оборудование. В нынешней ситуации без конкретных целевых программ органов местного самоуправления этих проблем не решить. И Правительство Мурманской области всегда найдет возможность поддержать такие программы, эксперименты.

Отсутствие необходимых средств на эксплуатацию и поддержание жилищного фонда на должном техническом уровне также усугубляет картину, способствует преждевременному старению и ухудшению технического состояния жилфонда, сетей, основных средств предприятий, оказывающих коммунальные услуги. Такое строительство и эксплуатация привели к тому, что на поддержание жилья в нормальном санитарном состоянии нам требуются значительные финансовые ресурсы, а расход материальных и топливно-энергетических ресурсов на 1 кв. метр жилья в полтора- два раза превышает среднеевропейские стандарты. По большому счету, денег хватает только на текущее поддержание жилищ в соответствующем техническом состоянии, на подготовку к эксплуатации в сложные осенне-зимние периоды, на обеспечение водой и теплом. Поэтому и модернизация, и реконструкция, включая и энергосберегающие технологии, ведутся медленно и недостаточно.

В этой связи не могу не напомнить о проблеме, о которой мы говорим вот уже несколько лет. Это, конечно, платежи населения за жилищно-коммунальные услуги. На 1 октября прошлого года средне областной уровень их составил 67%. На эту же дату допустимая доля платежей граждан в совокупном семейном доходе составила 17%. При этом за 9 месяцев прошлого года 101821 семья обратилась за предоставлением субсидий, что составляет 27,7% от общего числа семей. По сравнению с прошлым годом количество граждан, обратившихся за субсидией, увеличилось на 58,5%.

Наибольший удельный вес семей, получающих субсидии, сложился в Терском районе (55,9%), Ловозерском районе (46,9%), Кандалакше (52,7%), Кольском районе (32,1%). Отмечу, что в ходе подготовки к зиме особую тревогу вызывали Ловозерский и Кольский районы, где главы администраций даже не представляли, каким образом будут решать вопрос по погашению долгов, а также закупать топливо на текущий отопительный сезон. За 9 месяцев прошлого года средний размер начисленных субсидий составил 339,9 рублей в месяц (179,4 рубля за аналогичный период 2001 года). Реальная картина по начислению субсидий наверняка изменится в сторону увеличения, так как в конце 2002 года начислена плата за ЖКУ с учетом нового уровня стоимости за отопление и горячее водоснабжение, а также меняющегося уровня платежей.

Для снижения уровня задолженности за оказанные жилищно- коммунальные услуги главам администраций городов, районов области было рекомендовано провести сверки расчетов задолженностей за потребленное тепло и составить графики погашения долгов, а также обеспечить своевременную проплату текущих платежей. Кроме того, рекомендовано направлять финансовые ресурсы, выделяемые в виде кредитов и ссуд, строго на закупку топлива с целью обеспечения теплом населенных пунктов в текущий отопительный сезон.

В результате к 1 декабря минувшего года удалось создать запасы угля на 72,4% и мазута на 63,4% от нормативов. По предприятиям промышленности и промышленной энергетики топливо завезено на отопительный сезон в нормативных объемах. К началу декабря прошлого года паспорта готовности к отопительному сезону выданы всем теплоэнергетическим предприятиям области. Помощь в поддержании жилкомхоза области в должном состоянии и реконструкции оказывают градообразующие предприятия. В Мончегорске, например, переоборудование тепловых сетей помогает провести комбинат "Североникель".

В Кандалакшском районе там, где позволяет возможность, жилые дома обогреваются при помощи электроэнергии. Этот опыт взяли на заметку в Мурмашах. Сейчас его изучают и примеряют к своей ситуации. В Умбе решили остановиться на комбинированных источниках энергии, включая использование биотоплива - опилок. Работает над энергосберегающими технологиями Кольский центр энергетической эффективности в Апатитах. Таким образом, вопрос прохождения зимнего периода находится под постоянным контролем ответственных должностных лиц Правительства Мурманской области и муниципальных образований. Но мы все должны понимать, что своевременно произведенные жилищно-коммунальные платежи позволяют, например, срочно закупить топливо, когда цены на него временно снижаются. Это, наконец, и гарантированное тепло зимой в наших домах!

Между тем при сложившейся системе финансирования жилфонда дотацию из бюджета одинаково получают и граждане с большими доходами, и малоимущие. Не способствует улучшению деятельности жилищно-коммунального комплекса и сложившаяся система управления и функционирования на всех уровнях (федеральном, региональном и муниципальном), где отсутствует единый ответственный орган. Именно поэтому коренная реформа всего жилищно-коммунального комплекса и стала велением времени, без этого сегодня уже не выжить. Причем реформу нельзя рассматривать только как переход на 100% оплату за жилье, требуется перестроить взаимоотношения между всеми участниками системы. Они должны строиться на четко прописанных законах и нормативных актах, учитывающих интересы всех заинтересованных лиц. При этом население должно проживать в качественном безопасном жилье, получать качественные жилищно-коммунальные услуги, а предприятия, оказывающие их, должны получать возмещение своих затрат своевременно и в полном объеме.

В этих условиях мы стремимся не только оказывать адресную социальную помощь малообеспеченным слоям населения, предоставляя им льготы и субсидии при оплате за жилищно-коммунальные услуги. Учитывая социальную значимость отрасли, во время переходного периода мы будем всеми доступными методами влиять на сохранение государственного регулирования отдельных параметров, отражающихся на стоимости услуг, таких как: тарифы, правила оказания услуг, нормативы материальных и трудовых ресурсов, объемы дополнительного финансирования и принципы социальной защиты населения. Учитывая изношенность основных фондов, государство должно способствовать и координировать деятельность по ремонту и модернизации, а также сносу и выводу из оборота ветхого жилого фонда и высокозатратных малоэффективных предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги. Не только россиянам холодно в своих квартирах. Опрос, который провел один из норвежских центров изучения общественного мнения, показал, что сегодня каждый третий житель этой страны мерзнет дома. Среди детей таких еще больше 53%. Причина в том, что с начала года цены на электроэнергию выросли в Норвегии почти наполовину, так что многие предпочитают мерзнуть, но экономить.

В настоящее время жилищный фонд и обслуживающая инфраструктура еще не полностью приняты в муниципальную собственность от ведомств, которые не имеют возможности и заинтересованности в качественном обслуживании и содержании, предполагая ближайшую передачу этих объектов. Данную работу мы должны закончить в ближайшее время, чтобы уже комплексно налаживать деятельность всей системы. Учет количества потребляемых услуг является одним из основных источников экономии. Обязательная и повсеместная установка приборов учета должна стать предметом не только утверждения на самом высоком уровне с обеспечением соответствующего финансирования, но и заботой каждой семьи.

Из четырех основных услуг - подача воды, тепла, электричества и газоснабжение - самой безупречной оказалась последняя. Ни одной жалобы на обеспечение "голубым топливом" в государственную жилищную инспекцию области (ГЖИ) не поступило. Правда, в некоторых домах Мурманска перебои с ним все-таки были, но специалисты устраняли непорядок так оперативно, что люди успевали обратиться только устно - в "аварийку". Та же история с электроснабжением. Конечно, до упорядочения в финансировании отрасли очень трудно развивать рыночные отношения, сложно привлекать инвестиции и надеяться на конкурсное заключение договоров подряда. Однако такую работу проводить необходимо. Все это значится в программе развития жилищно-коммунального комплекса области на период 2003 - 2010 гг., которая будет утверждена Правительством Мурманской области в первом квартале текущего года. Предложения по решению проблем, находящихся в ведении центра, направлены в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу.

Я намеренно уделил так много внимания проблемам ЖКХ, поскольку, только поняв их масштабность, можно оценить то, что жилищно-коммунальное хозяйство области в настоящее время функционирует стабильно. По сравнению с другими регионами России, где порой для обогрева пользуются допотопными буржуйками и замерзают малыши, в наших домах в абсолютном большинстве случаев - тепло и светло. Надеюсь, и эту холодную зиму мы переживем без особых аварийных ситуаций и катаклизмов. На второе место по значимости после жилищно-коммунального хозяйства вышли в настоящее время проблемы рыбной отрасли. Это сегодня одна из серьезных болевых точек социально-экономического развития Мурманской области.

Объем вылова за годы реформ сократился наполовину и составляет сейчас 650 тысяч тонн, выпуск продукции береговыми перерабатывающими предприятиями упал в 5 раз. Остались без работы предприятия судоремонта, средний возраст промысловых судов превысил 17 лет. Треть из них попросту подлежит списанию. Численность занятых в отрасли сократилась в 2 раза Здесь резко упало поступление налоговых средств в местные бюджеты. Ныне 70% рыбы и рыбной продукции, добываемой и производимой северянами, уходит на экспорт как сырье или в качестве продукта первичной переработки. Все это, как вы понимаете, с точностью до наоборот отвечает задачам, которые поставлены Президентом России в ежегодных посланиях и особенно ясно изложенных в Морской доктрине Российской Федерации до 2020 года. Между тем главный их смысл - обеспечивать продовольственную безопасность страны и являться источником занятости населения в большинстве приморских регионов - никто не отменял. Замечу, кстати, что мы не собираемся стоять на месте, ссылаясь на упомянутые трудности. Правительство Мурманской области совместно со специалистами, учеными предпринимает усилия по изменению положения дел в такой важной для экономики края отрасли в лучшую сторону. В Стратегии экономического развития региона до 2015 года мы ставим задачу увеличить вылов до 800 тысяч тонн, производить при этом 580 тысяч тонн пищевой продукции, сохранить численность работающих, в два раза увеличить в денежном выражении объем производства.

И некоторые положительные тенденции уже появились. Стабилизировался вылов. Удалось модернизировать 10 судов. Оживилась переработка рыбы на береговых предприятиях. И многие из них уже просто требуют сырье, чтобы поставлять продукцию на внутренний рынок. Развиваются предприятия по переработке нетрадиционных гидробионтов. Вводятся в строй современные суда для прибрежного и ярусного лова. Правительством Мурманской области разработано, утверждено и отправлено в Москву на согласование положение по распределению промышленных квот водных биоресурсов, так как согласно типовым положениям Гсокомрыболовства регионы в управлении ими играли самую незначительную роль. В конце 2002 года столичные чиновники дали мурманчанам "зеленый свет".

Разработана "Стратегия развития прибрежных промыслов и организации фермерских хозяйств", включающая в себя научный и социально-экономический блоки. В результате нашей твердой позиции в отношении оздоровления береговой рыбопереработки, а также целенаправленной работы комитета по рыбохозяйственному комплексу, удалось сохранить береговые предприятия рыбопереработки и направить их деятельность в русло дальнейшей социально-экономической стабилизации. Это произошло за счет выделения отдельным блоком целевой специальной квоты на вылов рыбы (для стимулирования, развития и поддержки береговых рыбоперерабатывающих предприятий) с последующей поставкой рыбного сырья на обозначенные предприятия Мурманской области на договорной основе. В рамках стратегии создана и работает НО "Ассоциация прибрежных промыслов и фермерских хозяйств Мурмана". База обозначенной стратегии положена в конкретную "Программу развития ЗАТО Североморск на 2001 - 2004 годы", которая утверждена Правительством Российской Федерации. Рядом муниципальных образований области (Ловозерский, Терский и Печенгский районы, ЗАТО Островной) разработаны применительно к ним собственные проекты развития прибрежных промыслов.

По инициативе комитета по рыбохозяйственному комплексу Госкомрыболовством России внесены предложения по объединению этих программ в единую целевую федеральную программу. Для работы над ней создана при Госкомрыболовстве России специальная рабочая группа, в состав которой вошли специалисты регионального Правительства, а также руководители заинтересованных муниципальных образований Мурманской области. Успешно осуществлен первый этап международного проекта по искусственному товарному выращиванию атлантического лосося (семги). Проектом предусматривается ежегодное выращивание этой ценной рыбы до 25000 тонн. Первая партия, около 300 тонн товарной семги, уже готова к забою. Средний вес одного экземпляра семги сегодня достиг 5-8 кг, хотя год назад он был равен 70 - 100 грамм Для обеспечения гарантированной продовольственной безопасности настойчиво и целенаправленно создается в области альтернатива океаническим морским промыслам - индустриальное лососеводство, впервые осуществляемая нами на Кольском полуострове (п. Лиинахамари).

Увы, положительных примеров пока мало, а попытки наладить дело жестко блокируются федеральными, экономическими, административными механизмами, отдельными законодательными актами. В совокупности все это не позволяет обеспечить устойчивое развитие рыбохозяйственного сектора региона. Скажу откровенно, хватает и собственных недоработок. Но главный тормоз все-таки находится в Москве - он в правительстве, в федеральных органах экономического и финансового управления и, не обессудьте, в родном Госкомитете по рыболовству. Несколько слов по приватизации рыбного порта. И я, и Правительство Мурманской области считаем, что она не является сегодня остро необходимой. Если экономическое положение предприятия не будет ухудшаться - вопрос снимется сам по себе. Спешить мы не намерены. Не остается без внимания и агропромышленный комплекс. Позиция регионального Правительства по его развитию подробно изложена в Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года. Она предусматривает небольшой количественный рост поголовья крупного рогатого скота, свиней и птицы, оленей. В 2002 году животноводы области впервые в истории сельского хозяйства Заполярья достигли продуктивности по надоям на одну корову - 5500 кг. Это самый высокий результат в России! Нашим животноводам есть, чем гордиться.

Согласно Стратегии, к 2015 году предполагается довести объем производства молока до 36,6 тыс. тонн, яиц до 226 млн. штук, мяса всех видов животных и птицы до 15,5 тыс. тонн, картофеля до 33,6 тыс. тонн. Сегодня, чтобы выжить, труженики села вынуждены искать новые формы развития своих предприятий. Уже в ближайшее время, вероятно, будет создана новая агрофирма на базе свинокомплекса "Пригородный" и ОАО "Мурманский мясокомбинат". В поисках денег на модернизацию производства находятся обе птицефабрики и оленеводческие сельхозкооперативы. Финансовое положение сельских товаропроизводителей ухудшается из-за сохраняющегося диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и потребляемые селом материально-технические ресурсы, роста цен на корма и энергоресурсы, недостаточной привлекательности сельскохозяйственного производства для инвестиций. И, видимо, в условиях рынка не все сельскохозяйственные предприятия удастся сохранить.

Много трудностей придется преодолеть звероводческим хозяйствам и тепличным комбинатам, производящим свежие овощи. Ведь то, что могло жить и процветать при директивной экономике, не всегда имеет право на жизнь в условиях рынка. Но, несмотря ни на что, задача максимально сохранить имеющийся потенциал агропромышленного комплекса в интересах жителей Кольского полуострова для Правительства области все равно останется одной из главных. Кстати, меня часто спрашивают, как я отношусь к экспансии московского капитала в Мурманскую область? Когда мы говорим об иностранных инвестициях, то считаем, что их объем - это показатель развития региона. А когда говорим об отечественном финансовом капитале, а он, в силу известных обстоятельств, сконцентрирован в Москве, отчасти - в Петербурге, то называем его приход в регион экспансией. Я же считаю, что любое вложение капитала, за исключением того, что имеет криминальное происхождение, в развитие экономики области, поддержку или создание новых мощностей - дело весьма полезное для региона. Если эта "экспансия" будет способствовать инвестированию финансовых средств в рыбное хозяйство, агропромышленный комплекс Мурманской области, обеспечению занятости населения, то я такую "экспансию" приветствую.

Широко обсуждается сейчас общественностью региона решение о введении так называемой "повременки". Считаю необходимым высказать свою позицию по поводу введения повременной оплаты за телефонные услуги. С учетом высокой социальной значимости услуг местной телефонной связи и низким уровнем доходов населения области (особенно пенсионеров, инвалидов, других малообеспеченных слоев), введение повременной системы оплаты услуг ГТС в настоящее время на территории Мурманской области нецелесообразно и преждевременно. Это решение может послужить причиной социальных конфликтов и массовых отключений телефонов - как у отдельных граждан, так и в организациях бюджетной сферы. Поэтому Правительством Мурманской области на соответствующие обращения ОАО "Мурманэлектросвязь" (МЭЛС) в 1998 и 2002 годах были даны отрицательные заключения не только по срокам и порядку внедрения повременной системы оплаты услуг, но и по уровню предполагаемых тарифов как для населения, так и для организаций.

Свое негативное отношение к введению "повременки" высказано мною и на заседании Мурманского областного общественного Собрания 25 декабря 2002 года. Общественное собрание решило обратиться к руководству "Северо-Западного телекома" и МЭЛСа с просьбой воздержаться от введения повременной системы оплаты, а также попросить Правительство России передать полномочия по установке тарифов на услуги местной телефонной связи субъектам РФ. К депутатам Госдумы обратились с просьбой обеспечить защиту прав потребителей услуг связи и принять изменения к закону "О связи", закрепляющие право граждан на выбор системы оплаты телефонных разговоров. При том принятие решений по уровню тарифов, системе оплаты услуг связи и сроках ее введения в субъектах РФ находится в исключительной компетенции Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. А органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с принятыми Правительством РФ нормативными правовыми актами фактически устранены от решения этого вопроса.

К сожалению, ни один проект федерального закона, направленный на изменение существующего порядка установления системы оплаты услуг, защиту прав абонентов, не нашел поддержки в Государственной Думе РФ и не был принят. Предложение Правительства Мурманской области о делегировании субъекту РФ полномочий по регулированию тарифов на услуги местной телефонной связи также не поддержаны. И все-таки, главная забота Правительства Мурманской области на предстоящий год - создание условий, при которых северяне смогут зарабатывать деньги. Зарабатывать и, конечно же, с выгодой для себя вкладывать в экономику Мурманской области. Для этого необходимо существенно изменить саму систему государственных институтов на всех уровнях. Проблема не только в их количестве, но и в том, что работа таких институтов плохо организована. Потому в прошлом году мы провели "болезненную" реорганизацию Правительства Мурманской области. Реорганизация преследовала две основные цели. Первая - привести структуру органов исполнительной власти в соответствие с изменившимся федеральным и региональным законодательством. Вторая - привести организационное построение системы органов исполнительной власти в соответствие с задачами по реализации Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года. Обе цели мы реализовали.

Параллельно ставилась задача оптимизировать структуру управления, исключив дублирование в работе различных звеньев и исполнение функций, которые не входят в компетенцию органов исполнительной власти вообще и областных, в частности. В процессе реорганизации осуществлена передача ряда функций, не входящих в компетенцию органов исполнительной власти, во вновь созданные специализированные государственные областные учреждения. Они, оказывая услуги, должны приносить бюджету доходы, отчасти или полностью компенсируя бюджетные расходы на свое содержание. Подобные процессы происходят и сейчас - области делегированы федеральные функции по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности, по вопросам помилования, появились функции управления и распоряжения областными землями. В настоящее время для обеспечения деятельности мировых судей в соответствии с Законом Мурманской области создается специальный орган исполнительной власти численностью (с учетом аппарата мировых судей) 90-100 государственных служащих и 45 технических работников.

На 1000 граждан России приходится 2,8 госслужащего, тогда как в США - 3,9, а в Великобритании - вообще 5,3. В России сегодня 1 млн. 53 тыс. госслужащих - вдвое больше, чем было в 1992 году. Средний возраст российских чиновников - 40 лет. В администрации Президента Российской Федерации завершается разработка законопроектов, касающихся разграничения полномочий и регулирующих порядок реализации предметов совместного ведения между федеральными и региональными органами исполнительной власти. Ожидается, что многие функции, которые неэффективно выполняются в центре, будут переданы в ведение регионов, что опять отразится на численности чиновников.

Между тем, в результате проведенной нами реорганизации количество органов исполнительной власти области сократилось с 43 до 21, количество работающих в органах исполнительной власти уменьшилось на 188 человек, (или на 20%), т. е. произошло укрупнение и концентрация функций, что улучшило управляемость в системе. Все это стоило делать, поскольку прогнозируемые доходы в 2003 году ограничивают наши финансовые возможности, и сама жизнь обязывает выделить приоритеты в деятельности Губернатора и Правительства Мурманской области и, прежде всего, в социальной сфере. Это, как и в прошлом году, - оплата труда работников бюджетной сферы, теплофикация населенных пунктов области. Однако, мы не намерены прекращать финансирование капитальных затрат на строительство и реконструкцию таких важных социальных объектов, как здание областного Дворца культуры, школы в Варзуге, поставок оборудования для центра иммунологии, других медицинских объектов.

Приоритетными останутся: реализация на территории области федеральных программ ("Дети - инвалиды", "Дети - сироты", "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года", "Жилищные субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и др.), региональных целевых программ в области здравоохранения, народного образования и социальной защиты населения. Мы продолжим финансовую поддержку сельскохозяйственных и транспортных предприятий. Основное направление в работе с предприятиями горнопромышленного комплекса - поддержка на должном уровне сырьевой базы и устранение диспропорции между объемами добычи и прироста запасов основных видов сырья. Сообща будем добиваться своевременной и непрерывной реализации проектов по развитию рудной базы ОАО "Апатит" и Кольской ГМК, в первую очередь - на "Печенганикеле", подтверждения бурением нефтеносности Кольского участка шельфа, постепенного и безболезненного возврата специализированных судов и буровых платформ морских геологоразведчиков. Надеемся, что в 2003 году КАЗ приступит к реализации проекта развития этого предприятия с утроением мощностей по производству алюминия, что должно обеспечить также и улучшение эффективности работы Кольской АЭС.

Замечу, многих сегодня беспокоят следующие вопросы. Как строятся взаимоотношения крупных предприятий региона и Правительства Мурманской области? Не привела ли смена собственника крупных предприятий к тому, что многие из них стали управляться из Москвы, и там же концентрируются финансовые потоки региональных промышленных предприятий? Как можно воспрепятствовать уходу в федеральный центр налоговых потоков от крупнейших предприятий региона? Отношения строятся так, как и должно быть в рыночных условиях. На федеральном уровне занимаются регулированием макроэкономическими методами, мы действуем в пределах своей компетенции. Что касается смены собственника, то тут следует вспомнить, что до приватизации все крупные предприятия управлялись из Москвы министерствами. И все денежные потоки были там. Мы управляли лишь местной промышленностью, стройматериалами, службой быта, "коммуналкой", торговлей, сельским хозяйством и пищевой отраслью без рыбопереработки, и то совместно с республиканскими министерствами. В общем денежном потоке это была несоизмеримо малая часть.

Сейчас наши предприятия управляются также из Москвы, но частными собственниками. А там ли финансовые потоки, я бы не рискнул утверждать. Даже если наши предприятия превратятся в филиалы, как это произошло с КАЗом, то стоимость имущества завода и зарплата его сотрудников не уменьшатся, а это основная база для налогов, зачисляемых в бюджет территорий. Другое дело прибыль. К сожалению, законодатель, с одной стороны, освободив налогоплательщика от льгот на часть прибыли, реинвестируемой в производство, а с другой - создав массу возможностей минимизировать прибыль, сформировал условия для того, чтобы налогоплательщик скрывал реальные финансовые результаты. И здесь уже нет разницы, где получают финансовые результаты - в Москве, Кандалакше или Ковдоре. Для увеличения занятости населения области предусматривается активизировать работу по развитию малого предпринимательства, претворяя в жизнь Программу государственной поддержки развития малого предпринимательства в Мурманской области на 2000 - 2004 годы.

На комбинате "Североникель" Кольской горно-металлургической компании введен в промышленную эксплуатацию крупный производственный комплекс, рассчитанный на выпуск 15 тысяч тонн листовой меди, качество которой соответствует высшим мировым стандартам. Впервые в отечественной медно-никелевой промышленности утилизация отходящих газов - сернистого ангидрида - на новом технологическом участке увеличится до 90 процентов, что само по себе является важней-шей базой для достижения баланса экологии и экономики в развитии предприятия. Это начало хорошего броска в борьбе за улучшение экологической обстановки и подъем экономики региона. Теперь обращусь к проблеме, которая, не сомневаюсь, постоянно волнует всех северян. Это - охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Здесь приоритетными направлениями являются повышение ядерной и радиационой безопасности, строительство временного хранилища кондиционированных радиоактивных отходов на РТП "Атомфлот" за счет средств федерального бюджета и комплекса по переработке жидких радиоактивных отходов на Кольской АЭС, дамбы на птицефабрике "Мурманская", реконструкция канализационных очистных сооружений и главной насосной станции г. Мурманска. С 1997 года мы серьезно занимается решением проблемы хранения вырезанных реакторных отсеков в губе Сайда. Она ныне является критической в программе утилизации АПЛ. Вырезаемые реакторные отсеки уже через 2-3 года некуда будет ставить.

Поэтому вместе с Минатомом России принято решение о строительстве в губе Сайда комплекса долговременного наземного хранения реакторных отсеков атомных подводных лодок. В 2001 году разработано технико-экономическое обоснование на создание такого комплекса. Стоимость его строительства оценивается в 75 млн. долл. США и необходимо изыскать еще около 15 млн. долл. США для создания транспортно-технологической схемы доставки реакторных отсеков. Как видно, основное тут - найти финансовые средства. Их поиском мы вместе с Минатомом России и занимаемся все последние годы. В бюджете страны денег на это нет. Мы надеемся, что сможем решить такую проблему, привлекая международную помощь. И буквально недавно специально по этому вопросу

Мурманскую область посетили две делегации: 21-23 января - делегация Германии и 23-25 января - делегация США и Норвегии. Хочу отметить, что в федеральном бюджете Германии предусмотрено выделить 200 миллионов евро, чтобы закупить специальное оборудование для оздоровления окружающей среды и предоставить его России. Значительная часть оборудования будет направлена на Кольский полуостров и использована, в частности, для утилизации подлодок на судоремонтном заводе "Нерпа". Продолжаем мы работать с Правительством России по разграничению полномочий и упорядочению межбюджетных отношений (компенсация выпадающих доходов от арендных земельных платежей, от платы за квоты на вылов водных биологических ресурсов и территориального дорожного фонда).

Ведь исполнительную власть региона порой упрекают, мол, у нас не стабилен областной бюджет. В одни годы доходная часть растет эффективнее, чем предусматривалось, в другие приходится вводить секвестр, туже затягивать пояса. И, дескать, не понятно - то ли это просчеты исполнительной власти в планировании и хозяйствовании, то ли вся соль в общей экономической ситуации в стране. "Непредвзятым" аналитикам отвечу так. Даже поверхностный анализ фактического исполнения доходной части бюджета по сравнению с первоначальными цифрами по доходам, утвержденными Законом о бюджете, позволяет сделать вывод: в течение, например, всего прошлого года происходило изменение макроэкономических показателей, конъюнктуры цен на мировых рынках, реструктуризация задолженности по налогам предприятий. В течение года менялось налоговое законодательство РФ, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с начала года. В связи с отменой, например, с 01.01.2002 всех льгот по налогу на прибыль, в том числе и инвестиционной льготы, и включения в состав затрат с целью налогообложения всех экономически оправданных и документально подтвержденных затрат, наметилось общее снижение рентабельности экономики области и снижение инвестиционной активности. Сравните - доля убыточных предприятий в различные годы характеризуется следующими данными: за 2000 год - 34,8%; за 2001 год - 36,8%; на 1 ноября 2002 года - 47,6%.

С другой стороны, Законом Мурманской области от 09.07.2002 No 346-01-ЗМО "О плате за пользование водными объектами на территории Мурманской области" установлены конкретные ставки платы, в зависимости от вида пользования водными объектами, примерно в 2 раза выше ранее действующих. Таким образом, налогооблагаемая база увеличилась в течение года. Далее. Средняя цена никеля в 1999 году составляла 6024,37 рубля за тонну, в 2000 году - 8643,17 рублей. В 2001 году в апреле - 6499,63 рубля, в сентябре - 5270,00 рублей, а в октябре уже 4880 рублей. За это время изменились тарифы на электроэнергию, на железнодорожные перевозки, оплата труда и другие факторы, влияющие на себестоимость производства никеля, что, несомненно, отразилось на прибыли и, соответственно, на налоге на прибыль одного из основных налогоплательщиков области - ОАО "Кольская ГМК".

Примеры можно приводить и дальше. Можно много и долго дискутировать на такие темы, чем в настоящее время и занимаются некоторые "особо заинтересованные" депутаты областной Думы. Но бюджет на 2003 год до сих пор депутатами областной думы не принят, и я достаточно наслушался мнений о его проекте. И "провальный", и "скандальный" он, и даже "предвыборный". На самом деле - это реальный бюджет. Легко, например, имея деньги на велосипед, пообещать сыну купить мотоцикл. А как выполнить? А мы, в отдельных случаях, хотим пообещать не то что мотоцикл, а целый "Мерседес"... Поэтому я остаюсь на своей позиции: бюджет надо принимать, после чего делать передвижки в любую сторону, как посчитаем нужным. Мы не раз уже предпринимали попытки договариваться с депутатами. Но можем и не договариваться. Можем жить и без принятого бюджета. Но тогда надо забыть о стройках, приобретении оборудования, продлении ссуд муниципальным образованиям, да и кредитов нам банки не дадут. Нужны ли нам эти трудности? Тут каждый должен исходить из того, что говорит ему собственная совесть.

И еще. В год трехсотлетия российской прессы хотел бы подчеркнуть - без эффективного взаимодействия власти и региональных СМИ этой и подобных проблем без неоправданных издержек не решить. Только тогда будет меньше финансовых потерь, забастовок, протестных голосований и т. д. Сегодня мы видим, как отчетливо проявляются две на первый взгляд разные тенденции: первая - контролировать прессу; вторая - не нести ответственность за сказанное, за написанное. Вторая тенденция особенно четко проявляется в обилии так называемых "заказных", то есть по определению тенденциозных, необъективных материалов. Согласитесь, практически не осталось изданий, которые избежали бы такой печальной участи. Но, как мне кажется, есть прямая взаимосвязь этих негативных тенденций. Чем меньше веры в сохранение гарантий независимости прессы, тем легче журналисту согласиться с установленными для него "правилами игры", легче идти на компромисс с самим собой.

Не стоит полагаться, что на свои места все расставит рынок, что присутствие нескольких сильных игроков на рынке СМИ обеспечит присутствие в масс-медиа разных точек зрения, даст возможность обществу обсуждать общественно значимые проблемы с различных позиций. Мы часто видим, как самые острые, самые больные проблемы не становятся предметом общегражданской дискуссии, загоняются под ковер. Если законы и инструкции, а также рыночные механизмы не могут до конца гарантировать свободу слова, а общество защитить от "вседозволенности" некоторых журналистов, то, на мой взгляд, остается только один механизм, который всегда, во все периоды нашей истории, истории нашей журналистики играл определяющий характер. Это - опять совесть. Когда такой механизм по каким-то причинам не срабатывает, засыпает, у журналиста не остается никаких сомнений в правильности того, что он пишет. Он с легкостью дает определения, вворачивает острое словцо, обыгрывает афоризмы, выносит вердикты, навешивает ярлыки. Когда совесть не спит, у журналиста до конца будут оставаться сомнения, все ли обстоятельства, факты он учел, не допустил ли где ошибки, не сместил ли акценты, не нарушил ли этические правила.

Мы очень рассчитываем в предстоящем трудном для всех нас году на помощь СМИ в объективной, оперативной, постановке актуальных для населения области вопросов и проблем, формировании в регионе позитивного и стабильного общественно-политического климата. А раз речь зашла о климате, то отмечу вот что. Закончилась полярная ночь и хочется напомнить всем о том, без чего не может в жизни обойтись практически ни один человек - о спорте. В минувшем году в Мурманской области прошло 240 состязаний по 50 видам спорта, в которых приняли участие свыше 5000 северян. Нельзя не вспомнить яркое и незабываемое зрелище, что представляет собой широко известный в России традиционный Праздник Севера. В 2002 году в нем посчитали за честь принять участие в различных мероприятиях свыше 20 тысяч спортсменов из всех уголков нашей страны. Только в финале уже 68-го по счету Праздника Севера по 22 видам спорта померялись своими силами более 3000 физкультурников. А на том же традиционном лыжном марафоне за них азартно болели зрители - более 10 тысяч человек.

Год от года становится все популярнее и международный лыжный праздник - "Лыжня Дружбы" стран Баренцева региона. В прошлом году он проводился в 8-й раз и состязались в нем свыше тысячи северян. С удовольствием участвуют жители Мурманской области и в традиционных массовых лыжных и легкоатлетических пробегах, проводимых во многих городах и районах региона. Кому сегодня не известны легкоатлетические пробеги Мурманск-Североморск, Мурманск-Кола, Апатиты-Кировск, Мончегорск-Оленегорск, конкурсы "Лыжня зовет", "Мурманская снежинка"? Уверен, со мной согласятся все: низкий поклон тем, кто своим повседневным трудом способствует возрождению массовых соревнований на призы клубов "Кожаный мяч", "Золотая шайба" и других, кто готовит очередной, традиционный Праздник Севера 2003 года.

Только добрые и самые теплые слова заслуживают и труженики системы образования Мурмана. Они традиционно идут в ногу со временем. В 2001-2002 учебном году в школах практически завершился переход на четырехлетнее начальное образование. Сегодня по четырехлетней программе обучается 99,7% первоклашек. В текущем учебном году в средних учебных заведениях началась подготовка к проведению эксперимента по введению единого государственного экзамена. Поскольку в 2005 году он станет обязательным на всей территории России, то мы заранее решили попробовать "с чем его едят", узнать все достоинства и недостатки нововведения. Не могу не упомянуть здесь и о том, что дополнительное образование для детей до сих пор остается практически бесплатным.

Кстати, немаловажно, что в нашей области удалось сохранить сеть образовательных учреждений. Например, в отличие от многих российских регионов, у нас детские сады посещают 38 тысяч малышей, что составляет 85,3% от числа всех детей в возрасте от 2 до 7 лет. Правда, нам не удалось избежать большинства российских "болезней" образования. Есть у нас нерешенные проблемы и в учебном процессе, из-за чего возникают перегрузки у школьников. Нет денег на достойную оплату труда наших великолепных профессионалов - учителей. Устаревает учебно-материальная база образовательных учреждений. Однако Правительство Мурманской области приложит все силы, чтобы труд работников системы образования оценивался по достоинству и материально-техническая база образования соответствовала современным требованиям.

Судя по всему, теперь нужно перейти к главной задаче на текущий период. Понятно, что развитие региона и его будущее - в инвестициях. Минувшей осенью произошли важные для нашего региона события, связанные с освоением запасов углеводородного сырья на шельфе Арктических морей и перевалкой нефти через порты Кольского полуострова. Приближение "большой нефти" к берегам Мурмана - это возрождение мурманских предприятий, госзаказ на выполнение морских геологоразведочных работ, новые рабочие места. Мы будем очень настойчивы в решении этой проблемы, и, надеюсь, в 2003 году начнутся конкретные действия федерального центра и нефтяных компаний по проработке строительства нефтепровода и терминала.

В прошлом году в Москве четыре крупнейшие российские нефтяные компании подписали Меморандум о взаимопонимании по вопросу создания нефтепроводной системы для транспортировки нефти через морской нефтеналивной терминал в районе Мурманска. В Мурманске состоялась международная конференция "Нефть и газ Арктического шельфа". Само ее проведение является шагом и шагом существенным для приближения "большой нефти" к берегам Мурмана. Возрождение мурманских предприятий, госзаказа на выполнение морских геологоразведочных работ - это тоже результат нашей настойчивости в решении проблемы.

Во время недавнего визита в Мурманскую область Председателя Правительства РФ М. М. Касьянова были обсуждены вопросы строительства нефтепровода Западная Сибирь - Мурманск, а также ускорения работ по оценке нефтеносности Кольского участка шельфа Баренцева моря. Думаю, в нынешнем году объем перевалки нефти в Кольском заливе по схеме, отработанной пароходством и компанией "Юкос", достигнет 3 млн. тонн. В Протоколе, подписанном главой российского правительства, предусмотрено осуществить ряд мер, обеспечивающих для того необходимые условия. Поскольку предполагается создание и обустройство соответствующей береговой инфраструктуры, эффект должен проявиться уже в 2003 году.


В своем докладе я затронул лишь часть проблем, над которыми мы сейчас работаем. По объективным причинам не всегда возможно полностью реализовать все задуманное. Но все, что я обещал северянам, может быть выполнено и будет выполняться согласно тому курсу, который определен мной и моей командой в 1996 и 2000 годах. Я очень хорошо помню те дискуссии, которые шли тогда в ходе избирательных компаний и сейчас с чистой совестью могу сказать: ни одним своим шагом, ни одним решением не отступил от намеченного. Могу заверить северян, что в рамках этой политики мы можем решить все те проблемы, о которых говорил им, когда избирался на пост Губернатора Мурманской области. Более того, я буду благодарен жителям области и средствам массовой информации, если они напомнят мне о каком-то обещании, которое, на их взгляд, не реализуется или реализуется не так быстро, как хотелось бы.

С уважением,

Губернатор Мурманской области Ю. Евдокимов"

www.regnum.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован