Реферат. После распада Советского Союза и образования Содружества Независимых Государств (СНГ) на постсоветском пространстве произошли кардинальные структурные преобразования, повлекшие за собой серьезные структурные и системные осложнения в политической, экономической и социокультурной сферах. Поэтому проблема развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве является крайне актуальной.
Даже сейчас по прошествии двадцати с лишним лет, существует множество проблем, которые так и не были разрешены, даже с учетом образования СНГ.
Ключевые слова: Российская Федерация, постсоветское пространство, СНГ, интеграция, устойчивое развитие.
Все усилия России по практическому сближению фрагментов постсоветского пространства позволяют рассматривать СНГ не только как организацию, призванную минимизировать последствия переходных процессов 1990-х годов, но и как стратегический инструмент, обеспечивающий продвижение интеграционных инициатив на основе пошагового согласования действий заинтересованных сторон.
При этом многое в этом процессе зависит от реализации объединительной идеи российской государственности на постсоветском пространстве.
По своей сути, постсоветское пространство представляет собой уникальную «исследовательскую площадку» для сравнительного поиска анализа моделей интеграции, когда на весьма значительной территории и в достаточно сходных условиях реализуется множество альтернативных способов интегрирования пространства.
СНГ – основа постсоветского пространства. Основу постсоветского пространства составляет Содружество Независимых Государств, образованное 8 декабря 1991 года. Первым практическим вопросом, с которым столкнулись страны – участники СНГ, стала проблема правопреемства в отношении бывшего СССР. Юридическим каркасом СНГ стал Устав Содружества. На основании Устава различаются государства – учредители и государства – члены Содружества. К первой категории относятся государства, которые подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и Протокол к нему от 21 декабря 1991 года. Таких государств на то время было 11.
Государствами – членами СНГ считаются те государства, которые приняли на себя обязательства по Уставу СНГ в течение года после его принятия Советом глав государств (в 1993–2008 гг. таким была Грузия). Предусматривается также возможность участия государств в отдельных видах деятельности Содружества на правах ассоциированного члена (с 2005 г. – Туркмения).
В преамбуле Устава говорится, что Содружество действует в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права, положениями Устава ООН, Хельсинкского Заключительного акта и другими документами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Учредительные документы СНГ, его Устав, практическая деятельность позволяют сделать вывод, что СНГ – это международная региональная организация.
Содружество создано суверенными государствами путем подписания международного договора, его юридической базой стало международное право. СНГ преследует определенные цели, которые зафиксированы в учредительных документах.
Образованы и действуют координационные органы. СНГ должно рассматриваться как международная межправительственная организация потому, что в него входят суверенные независимые государства, получившие практически универсальное юридическое признание.
Государства-участники СНГ признаны практически всеми странами мира, они как члены ООН, входят в состав многих ее специализированных учреждений, а также в состав ряда авторитетных международных межправительственных организаций.
Государства-участники СНГ поддерживают дипломатические отношения не только с сопредельными государствами и великими державами, но и со значительным числом государств Европы, Азии, Африки, Латинской Америки и Океании.
Юридическую основу деятельности СНГ составляют международные договоры, подписанные и ратифицированные государствами-участниками с учетом требований конституций.
Устав определил цели и задачи СНГ как регионального объединения государств. Его не подписали Туркмения и Украина, которые формально не являются странами-участницами СНГ и относятся к государствам-учредителям и государствам-участникам Содружества.
В Уставе определены условия членства государств в СНГ, цели и принципы деятельности организации, взаимодействие в сфере коллективной безопасности, усилия в области предотвращения конфликтов и разрешения споров, направления сотрудничества в экономической, социальной и правовой областях.
Содружество основано на началах суверенного равенства всех его членов, и входящие в СНГ страны являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права.
Страны СНГ закрепили статус организации как исключительно межгосударственной структуры: «Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями». СНГ обладает статусом субъекта международного права.
Это предопределяется положениями Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года и положениями Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями от 21 марта 1986 года.
Главным органом Содружества является Совет глав государств. В нем на высшем уровне представлены все государства-члены. Совет глав государств принимает решения по принципиальным вопросам, связанным с деятельностью государств-членов в сфере их общих интересов.
Совет глав правительств координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-участников в экономической, социальной и иных сферах общих интересов.
В первые годы СНГ не предполагалось создание каких-либо координирующих органов, а возникшие вопросы должны были решаться на ежемесячных встречах глав государств и правительств. Но в апреле 1999 года был принят документ о разграничении компетенции Совета глав государств и Совета глав правительств.
Решения по всем вопросам принимаются простым большинством. Вопросы координации внешнеполитической деятельности государств-членов СНГ решает Совет министров иностранных дел государств-участников Содружества. Интересы стран представляет министр иностранных дел.
Вопросы военной политики и военного строительства решает Совет министров обороны государств-членов Содружества. Членами Совета являются министры обороны (кроме Молдавии, Туркмении и Украины), а также начальник штаба по координации военного сотрудничества государств-участников Содружества.
Вопросы охраны внешних границ и обеспечение стабильного положения на них решает Совет командующих Пограничными войсками. Членами Совета являются командующие пограничными войсками или другие полномочные представители стран СНГ кроме Азербайджана, Молдавии и Украины, а также председатель координационной службы Совета командующих.
Межпарламентская ассамблея государств-участников СНГ проводит межпарламентские консультации, обсуждает вопросы сотрудничества в рамках Содружества, разрабатывает совместные предложения в сфере деятельности национальных парламентов.
Постоянно действующим исполнительным и координирующим органом Содружества является Координационно-консультативный комитет.
В его функции входит выработка и внесение предложений по вопросам развития социально-экономических связей. Комиссия по правам человека – консультативный орган, следящий за выполнением обязательств по правам человека, взятым на себя государствами-членами в рамках Содружества.
Цели обеспечения единообразного применения соглашений государств-участников СНГ призван служить Экономический суд СНГ, образованный 15 мая 1992 года. Положением об Экономическом суде СНГ установлено, что его судьи избираются для избрания или назначения судей высших хозяйственных, арбитражных судов государств-участников Содружества, сроком на 10 лет.
Экономический суд СНГ установил, что в качестве субъекта международного права Содружество Независимых Государств обладает следующими правами: на участие в международных отношениях посредством установления отношений с государствами и международными организациями; заключать международные договоры с государствами и международными организациями; применять санкции при нарушении международных обязательств; органы Содружества обладают правом принимать решения от своего имени.
В апреле 1999 года было принято решение о создании Исполнительного комитета СНГ. Основными направлениями деятельности Комитета являются: разработка предложений, проектов документов, направленных на развитие сотрудничества стран СНГ в политической, экономической и социальной областях; анализ хода экономических реформ в странах СНГ; оказание содействия развитию в странах СНГ частного предпринимательства, формированию транспортных коридоров, развитию сельскохозяйственного рынка; разработка предложений о стратегии Содружества. Исполнительный комитет состоит из департаментов.
На начальном этапе своей деятельности СНГ было механизмом, позволившим ослабить дезинтеграционные процессы, смягчить некоторые негативные последствия распада СССР. Уже в базовых документах СНГ была сделана заявка на интеграцию высокого уровня. Однако основополагающий документ Содружества – Устав СНГ не поставил перед государствами-участниками задач в достижении общей конечной цели, не налагал на них обязанностей, а лишь фиксировал их готовность к сотрудничеству.
После приобретения независимости перед странами СНГ встала задача не только сохранить кооперационные связи, но и обеспечить их дальнейшее развитие, только уже на новой рыночной основе. Необходимо было устранить допущенные странами Содружества в первые годы своего становления серьезные ошибки и просчеты, вызванные разрывом этих связей, падением производства и их массовым перепрофилированием, утратой доступа к традиционным источникам сырья, возросшей конкуренцией на мировых рынках теперь уже бывших партнеров по производству.
Однако не все страны одинаково относятся к интеграционным процессам в рамках СНГ, одних сдерживает ориентация на Европейский Союз (Украина, Молдавия) или США (Грузия, Узбекистан), других – внутренние проблемы (Таджикистан).
Следовательно, развитие интеграционных процессов в СНГ является прямым отражением внутренних политических и социально-экономических проблем государств-участников. Существующие различия в структуре экономики и степени ее реформирования, социально-экономическом положении, геополитической ориентации государств Содружества определяют выбор и уровень их социально-экономического и военно-политического взаимодействия.
В настоящее время в СНГ входят: Россия, Белоруссия, Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Узбекистан. Украина до настоящего времени не ратифицировала Устав СНГ, поэтому де-юре не является государством-членом СНГ, относясь к государствам-учредителям и государствам-участникам Содружества. Грузия официально вышла из состава СНГ 14 августа 2008 года. Что касается Туркмении, то на казанском саммите СНГ, состоявшемся 26 августа 2005 года, Туркмения заявила о том, что будет участвовать в организации лишь в качестве «ассоциированного члена».
Следовательно, следует отметить, что в настоящее время в СНГ реально приемлемой и действующей является интеграция «по интересам». Этому способствуют и основополагающие документы СНГ. Они не наделяют это международно-правовое объединение государств в целом, либо его отдельные исполнительные органы наднациональными полномочиями, не определяют действенные механизмы реализации принимаемых решений. Форма участия государств в Содружестве практически не налагает на них никаких обязательств.
Так, в соответствии с Правилами процедуры Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ любое государство, входящее в него, может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не рассматривается как препятствие для принятия решений.
Это позволяет каждому государству выбирать формы участия в Содружестве и направления сотрудничества.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время государства-члены СНГ занимают значительное место в системе международных отношений и обладают значимым потенциалом.
Площадь стран СНГ составляет более 16% мировой территории, на ней проживает более 4% населения мира. Запасы природных ресурсов оцениваются в 25% мировых, например, запасы нефти – 20%, природный газ – 40%, уголь – 25%, запасы леса – 25% мировых запасов[1]. Промышленный потенциал стран СНГ оценивается в 10% мирового, в то же время их доля в мировом ВВП в 2000–2014 годах возросла с 1,1% до 3,1%.
Поэтому сегодня постсоветское пространство остается ареной конкуренции за энергетические коммуникации и месторождения, стратегически выгодные территории и плацдармы, ликвидные производственные активы, и одним из немногих регионов, куда идет постоянный поток российских инвестиций.
Исходя из этого, в будущем, безусловно, будет нарастать как проблема их защиты, так и конкуренция с западным и китайским капиталом. Естественно будет расти и противодействие деятельности российских компаний, обострится конкурентная борьба за традиционный для отечественной обрабатывающей и перерабатывающей промышленности рынок.
Уже сейчас на постсоветском пространстве не осталось государств, во внешнеэкономических связях которых доминировала бы Россия, исключение, составляет только Белоруссия.
Гусев Алексей Александрович Место и роль России на постсоветском пространстве. // М., «Научное обозрение», 2015. – С.36-40.
[1] http://www.ellib.library.isu.ru/