Якутия настаивает на включении мамонтовой кости в перечень полезных ископаемых
О текущем состоянии отрасли корреспонденту "ВИС-Информ" рассказал заместитель председателя Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию Николай Кириллин.
Расскажите, почему ископаемые остатки мамонтовой фауны признаны особым природным ресурсом?
Республика Саха (Якутия) является регионом, где сосредоточены основные ресурсы остатков мамонтовой фауны России и мира. Мамонтовая кость связана с рыхлыми отложениями, которые ежегодно размываются и образуют скопления россыпных образований кости обломочного типа. Эти отложения занимают почти половину территории региона - около 1,5 миллионов квадратных километров. По данным Приморской партии СПО "Северкварцсамоцветы" (Санкт-Петербург), работавшей в 1979 - 1990 годах на территории арктических улусов прогнозные запасы товарной мамонтовой кости в Якутии оценены в 140 тысяч тонн.
По своему происхождению, физическим свойствам, распространению в геологическом разрезе и по площади они могут быть отнесены к общераспространенным полезным ископаемым с ареалом в сотни тысяч квадратных километров. Но по сохранности в экзогенных условиях - к неустойчивым видам, которые теряют свои потребительские качества или полностью разрушаются с течением времени. Поэтому их относят к особому виду природного ресурса, который требует регулировать его рациональное пользование. По своим потребительским свойствам ископаемые минеральные кости приравнивают к низшим сортам слоновой кости.
Такое ценное ископаемое должно быть на особом контроле. Кто в республике следит за оборотом мамонтовой кости?
В начале 1990 - х годов в Якутии существовал "Национальный Мамонтовый фонд" - монопольное предприятие, контролирующее и осуществляющее сбор и переработку мамонтовой кости. Однако прекращение бюджетного финансирования и запрет экспорта для пополнения оборотных средств фонда по закупке у населения бивней мамонта и их промышленного сбора привело к его финансовой несостоятельности и ликвидации.
Последствием этого и запретительных мер стало практически полное отсутствие на протяжении десятилетия контроля добычи и вывоза сырья за пределы республики со стороны надзорных органов. Ежегодно регион терял 15 - 20 тонн ископаемой кости. Вывозимый в "темную" материал ни кем не оценивался на предмет музейной и научной ценности. Ситуацию усугубило отсутствие на федеральном уровне должной законодательной базы - мы не имели правовой основы для наведения порядка в этой сфере.
В России вообще не существует специальных законов, регулирующих добычу и оборот мамонтовой кости?
Мамонтовая кость до сих пор не включена в перечень полезных ископаемых и регулируется федеральным законом "О недрах" - ресурс может собираться только как коллекционный материал, то есть закон позволяет извлекать единичные образцы, без проведения специальных работ. Однако в ходе традиционной деятельности коренных народов - охотничий, рыбный промысел и оленеводство, а также золотодобычи кость мамонта все равно добывается в больших объемах и реализуется по "теневым" схемам. Поэтому в республике была создана собственная законодательная база с целью рационально и эффективно использовать этот особый ресурс и создать его прозрачный оборот на рынке.
Можете рассказать об этом подробнее?
Легализация промышленного сбора началась с 2003 года, когда Государственный комитет геологии Республики Саха (Якутия) стал выдавать лицензии на добычу путем сбора с поверхности бивня мамонта и других остатков мамонтовой фауны индивидуальным предпринимателям, родовым общинам коренных малочисленных народов Севера и юридическим лицам.
И сразу же общий объем полученной мамонтовой кости составил 14,7 тонн, а налог на добычу полезного ископаемого - 247 тысяч рублей. С каждым годом показатели выхода сырья из теневого оборота увеличивались. Если в 2004 году было добыто 23,1 тонна мамонтовой кости, то в 2007 результат вырос до 33,4 тонны. При этом НДПИ составил почти 1,2 миллиона рублей.
Кроме того, для повышения эффективности работы в области правового регулирования сбора и добычи мамонтовой фауны в Республике Саха (Якутия) были приняты ряд концептуальных нормативно-правовых документов и конкретных рекомендаций. Это позволило усовершенствовать систему предоставления права пользования недрами по лицензиям, определить основные предприятия и физические лица, занимающиеся добычей бивней мамонта. В рамках участия недропользователей в социально-экономическом развитии территорий добычи бивня мамонта, в поселках были созданы небольшие мастерские по переработке сырья, появились дополнительные рабочие места для населения. Вывозимый за пределы республики материал в обязательном порядке проходил санитарно-ветеринарную экспертизу и экспертизу на предмет ее научной и культурной ценности в ФГНУ "Институт прикладной экологии Севера". Контроль добычи привел к увеличению количества палеонтологических открытий, связанных с обнаружением остатков мамонтовой фауны, имеющие уникальную научную ценность. За период действия республиканских законов с 2004 по 2007 год количество пользователей недр для добычи ископаемой мамонтовой кости выросло от 28 до 36, лицензии были оформлены на 46 участках недр Абыйского, Аллаиховского, Анабарского, Булунского, Усть-Янского, Оленекского, Нижнеколымского, Верхоянского и Среднеколымского улусов.
Но в 2007 году постановлением Прокуратуры Республики Саха (Якутия) было приостановлено действие всей региональной правовой базы, касающейся ископаемой мамонтовой кости. По сути, разрушилась выстроенная система государственного контроля добычи и оборота ресурса.
Что повлияло на такое категоричное решение?
Внутренний рынок мамонтовой кости России контролируется несколькими компаниями, которые имеют выход на зарубежный рынок, определенные установившиеся связи как с государственными органами, предоставляющие экспортные лицензии, так и с основными покупателями в Китае, Японии, США и Германии. Доход этих компаний формируется за счет разницы внутренней и экспортной цены. Соответственно, они работают на понижение внутренней цены, которая максимально снижается при "теневой" экономике, контроле бизнеса на Севере криминогенными структурами в условиях отсутствия государственного регулирования. По этой причине законодательное регулирование в Якутии, где добывается около 80 процентов сырья, не устраивает эти компании, и они принимают целенаправленные действия на разрушение системных мер, выстроенных государственной властью за последние годы.
Получается, Якутия вновь лишилась возможности правового регулирования добычи и оборота мамонтовой кости?
Сегодня мы вынуждены действовать в соответствии с федеральным законом "О недрах" - выдавать лицензии только на сбор единичных коллекционных образцов. Но работа по восстановлению порушенной системы уже началась. В конце марта этого года состоялось совещание по вопросам пользования и распоряжения ископаемыми остатками мамонтовой фауны. По его итогам будет отредактирован республиканский проект Закона "О регулировании пользования и распоряжения особым природным ресурсом - ископаемыми остатками мамонтовой фауны". Кроме того, будет завершена работа с Министерством природных ресурсов и экологии России по включению мамонтовой кости в перечень полезных ископаемых. Это должно вновь навести порядок в сфере добычи и оборота ценного ресурса, в частности наладить его промышленный сбор.
Вы упомянули о вывозе бивней мамонта за пределы Якутии. Существует ли сегодня государственный контроль этого процесса?
Чтобы экспорт кости мамонта был легальным и прозрачным, в республике ежегодно проводятся международные аукционы. К тому же это позволяет работать на рынке без посредников и формирует реальные цены. К примеру, стоимость одного килограмма бивня мамонта 1 сорта в 2007 году составляла 6,4 тысячи рублей, а перекупщики предлагали от 780 рублей до 1,5 тысячи.
Какой материал пользуется наибольшим спросом на рынке?
На рынке минеральных ресурсов сегодня имеет большой спрос бивень мамонта как сырье для косторезного искусства и сувенирной промышленности, а также как коллекционный товар. В последнее время повышается спрос на другие остатки мамонтовой фауны и совместно существовавших с ними в плейстоценовое время позвоночных: носорогов, бизонов, лошадей, пещерных львов и оленей. Эти материалы, особенно черепа и рога носорогов имеют коллекционный спрос, в том числе для реконструкции "сборных" скелетов.
В республике проводится научная работа по изучению мамонтовой кости?
Научное изучение ископаемой мамонтовой фауны проводится на основе программ научных учреждений Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), в том числе с участием международных организаций. Основные научные центры, которые работают в этой сфере - ФГНУ "Институт прикладной экологии Севера" совместно с Зоологическим институтом РАН, Мамонтовым Комитетом РАН, Международным мамонтовым комитетом. В 2005 - 2007 годах за счет бюджета Республики Саха (Якутия) проведена научно-исследовательская работа по теме: "Оценка ресурсного потенциала мамонтовой фауны на арктических островах и побережье морей Лаптевых и Восточно-Сибирского" В 2007 году в Якутске проведена на высоком организационном и научном уровне IV Международная конференция по мамонтовой фауне. По инициативе Мамонтового комитета РАН и бывшего главы Аллаиховского улуса Семена Рожина на месте Берелехского "кладбища" мамонтов образован особо охраняемый геологический объект республиканского значения.
Стоит отметить, что наиболее значимые открытия: Юкагирский мамонт, Оймяконский мамонтенок, Колымский носорог, найденные гражданами в процессе традиционной хозяйственной деятельности - оленеводство, золотодобыча, стали достоянием Республики Саха (Якутия), Российской Федерации и мирового научного сообщества только благодаря правовому регулированию рационального пользования ископаемой мамонтовой фауны на региональном уровне.
Беседовал Алексей Паламарчук
www.vis-inform.ru
08.04.2009