18 апреля 2003
1363

Хорошо отлежавшаяся опера `Руслан и Людмила` в Большом театре

23 апреля в Большом театре - премьера оперы Глинки "Руслан и Людмила", поставленной с учетом новейших находок музыковедов и последних сценографических мод.

На авансцене - двухъярусный подиум-треугольник с дырочками в потолке. Из дырочек лезут ростки голых рук. Руки шевелят пальчиками, оборачивают друг к другу ладошки, топырят пятерни. Между ними гуляет Ратмир, изображая голосом Александры Дурсеневой любовное оцепенение, настигшее его в волшебных садах Гориславы. Ключом к сцене - не удивляйтесь - стал эротический эпизод из "Титаника", в котором ладонь Кейт Уинслет отпечаталась на запотевшем стекле.
До Ратмира на том же подиуме Фарлаф (Валерий Гильманов). На ногах шаржированно-трусоватого витязя простые носки, башмаки он несет в руках. В темноте Фарлаф то и дело напарывается на острые, подсвеченные снизу кристаллы. Жуть. А из-за спины ("но кто там? Страшная старуха!") голос Ирины Долженко (Наина) зловеще вещает: "Людмилу мудрено сыскать, она далеко забежала". Режиссер Виктор Крамер говорит, что это эпизод-страшилка, и заставляет певцов играть в игру "двое в темной комнате".
Все действие оперы Глинки "Руслан и Людмила" Виктор Крамер и сценограф Александр Орлов превратили в цепочку мистических, комических, гоняющих адреналин аттракционов. Место действия - треугольная макушка подиума. Вот Крамер учит Фарлафа-Гильманова, как надо прижать ботинок к груди и честно задуматься: "И стоит ли того княжны умильный взор, чтоб за него проститься с жизнью?". Вот объясняет, что по задней оси треугольной площадки будут стоять зеркала, значит, надо думать и о том, что в них отразится.
Зеркала - это гениально. Они усиливают саспенс, нагнетаемый пушкинским сюжетом. Сюжет такой: киевлянку Людмилу похищают прямо с брачного ложа. Как ни крути, тема щекотливая: кому достанется Людмилина девственность, если вообще кому-то достанется. Постановка вопроса, ноль-в-ноль, совпадает с мнением научного консультанта спектакля профессора Евгения Левашева, много лет объясняющего своим консерваторским студентам: единственное, что недопустимо в сказке, это чтоб героиня осталась старой девой. Об этом, собственно, весь "Руслан" - опера, судьба которой разыгралась аналогично мистическому исчезновению Людмилы.
Самая полная партитура "Руслана" тоже исчезала всерьез и надолго. Есть мнение, что первую партитуру Глинка за поспектакльные гонорары продал дирекции императорских театров. Другую переправил за границу в 1850-м или 1854 году. А вот историю самого полного оригинала замутила сестра Глинки и наследница его прав Людмила Шестакова, распространившая мнение, что ноты-де сгорели во время пожара Мариинского театра 1859 года. Оказалось, нигде они не горели.
В феврале этого года Евгений Левашев обнаружил самый полный партитурный комплект в Государственной библиотеке Берлина. Находка ляжет в основу нового издания партитуры. Впрочем, до ее выхода в свет кое-что, в частности расширенную версию Рондо Фарлафа, мы услышим уже на премьере.


ЕЛЕНА ЧЕРЕМНЫХ

www.kommersant.ru

18.04.2003
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован