В глухой глубинке, в медвежьих углах Приангарья, уж не знаю, как в других российских регионах, обыкновенному человеку хоть вой от тоски, хоть спивайся. Мы много обидных, хотя и справедливых слов сегодня говорим о нашем общем прошлом. В нем, действительно, было "несахарно" жить. Но вспомните, что открывалось перво-наперво в отдаленных деревнях и селах. Избы- читальни! Пусть невелик был выбор чтения, но ведь хоть что-то было. А сами избачи, взявшие на себя миссию просветителей и одновременно агитаторов за "новую власть", -- разве не были они настоящими идеологическими бойцами, по которым еще очень долго после октябрьского переворота "плакали кулацкие пули"? Я вовсе не считаю, что библиотекарь в глубинке сегодня должен уподобляться тем первым советским сельским бойцам идейного фронта. Более того, я уверен, что сейчас человек, приставленный к книге, не должен думать ни о какой классовой борьбе, он просто должен быть хорошо образованным и по-современному мыслящим человеком. Но где его взять-то, образованного и готового пропагандировать новое СЛОВО в искусстве и в литературе, коль заработная плата у служащего даже в крупной библиотеке унизительно низка, коль во многих селах и деревнях Приангарья вообще нет никаких очагов культуры? Книга давно перестала быть каждодневной потребностью россиян -- ее вытеснили Интернет и телевидение, эти "суррогатные музы" современной духовной жизни. Но все равно рано или поздно мы все поймем: без библиотек, без прямого общения с книгой Россия обречена на духовную деградацию. Лучше понять это раньше, пока еще не совсем упущено время.
Иван Галактионович Васильев, сельский интеллигент в третьем поколении. Поселок Чунский
От редакции. Выживание библиотечного дела в условиях жесткой коммерциализации российской жизни не раз становилось предметом обсуждений на страницах "Восточки". Вот и письмо нашего читателя из Чунского района касается этой наболевшей темы. Мы обратились с просьбой прокомментировать его к депутату Государственной Думы Сергею Дубровину .
Советский Союз по праву гордился статусом самой читающей страны в мире. Немалая заслуга в этом принадлежала развитой сети библиотек в стране. Но реформы внесли свои жесткие коррективы в существование всех некоммерческих структур. В числе других учреждений культуры библиотеки испытали на себе, что значит лишиться поддержки и заботы государства. В Иркутской области случилось с библиотеками то, что стряслось с ними по всей России. Только за последнее десятилетие прошлого века их число сократилось в Приангарье на 17,2 процента. Первыми уходили в небытие библиотеки городов и поселков городского типа. Ведущим методическим центром, несмотря на наступившие трудные времена, оставалась областная библиотека имени Молчанова-Сибирского, сама находящаяся в аварийном состоянии. Обрушение ее стен в октябре 1995 года явилось неким символом фактического положения в библиотечном деле нашей области.
Сегодня у нас действуют 694 публичные (общедоступные) библиотеки, и Приангарье занимает по этой графе шестое место в Сибирском федеральном округе. При этом их материальное состояние крайне неблагополучно. 8 зданий вообще находятся в аварийном состоянии; около пятидесяти требуют капитального ремонта; еще больше полусотен помещений не могут представить ни своим работникам, ни посетителям необходимые условия.
Особая тема -- сельские библиотеки. Совсем не исключено, что число маленьких, из разряда изб-читален, станет уменьшаться. И, соответственно, станет сокращаться совокупный книжный фонд сельских библиотек -- сегодня он составляет более 4 миллионов единиц хранения. И тут нельзя не согласиться с читателем "Восточно-Сибирской правды" из Чунского района: периферийными библиотеками сегодня охвачено меньше половины жителей так называемых сельских районов области. И, конечно, дважды правы читатели газеты, когда они пишут о непростительно малой заработной плате библиотекарей. Присовокупите к этому сокращение поступлений в книжные фонды, почти полное отсутствие современного технического обустройства библиотек, и вы получите представление об их нынешнем состоянии. Где уж тут заботиться об увеличении числа читателей -- дай-то бог достойно обслужить тех, кто пока переступает порог библиотек. Кстати, Прибайкалье находится аж на 69 месте по числу читателей, обслуживаемых одной библиотекой, среди российских регионов.
Осенью нынешнего года в Государственном музее имени А.С. Пушкина состоялся всероссийский "Форум чтения". В нем приняли участие директора центральных библиотек и руководители департаментов культуры из 76 областей страны. Одна из острых проблем, о которой с горечью говорил на "Форуме" известный писатель Алексей Слаповский, -- общество не знакомо с современной отечественной литературой; современная художественная книга уходит из личной жизни россиян.
Не только в нашей области, по всей России книга на периферии -- острый дефицит. В маленькие города и поселки плохо доходят деньги и, как следствие, не доходят книги. Все просто: читателей мало, покупательные их способности невелики; современные крупные книжные издательства ориентируются на большие города. В резолюции, принятой "Форумом", отмечено: "Книга перестает быть основным носителем культуры, определяющим фактором социализации и духовного развития личности". Увы, жителям глубинки, где население в городах меньше 100 тысяч человек, книжно-журнальная продукция стала фактически недоступна.
Но тем востребованнее должны стать в сегодняшней России именно библиотеки! О чем же кричит статистика? О том, что, как свидетельствует Аналитический центр Юрия Левады, почти 80 процентов россиян вообще забыли дорогу в библиотеку и более 40 процентов издаваемых в стране книг не доходит до читателя. Что касается именно нашей, Иркутской, области, то статистика такова: услугами библиотек в прошлом году воспользовалась всего 871 тысяча человек; из этого числа 248 тысяч -- подростки и молодежь.
Налицо угроза духовного обнищания наших сограждан. Чтобы избежать полного кризиса, необходимо менять само отношение к библиотекам. Я уверен в том, что в бюджетах всех уровней должны быть заложены средства на строительство новых и ремонт старых помещений "домов книги". Причем особое внимание нужно уделять именно сельским библиотекам, часто единственным очагам культуры в наших захолустьях. Без воспитания интереса к чтению, уважения к художественному литературному слову нам нечего даже мечтать об успехе в нравственном воспитании подрастающего поколения. Лично у меня, как у депутата, есть свой накопленный годами опыт. Скажем, в Шаманке, что в Шелеховском районе, мы начали с помощи школьной библиотеке; потом сумели помочь приобрести оборудование для Дома культуры и обустроить уже поселковую библиотеку. Появился интерес к работе с читателем -- проявилась инициатива клубных работников. Организовали и провели вечер, посвященный творчеству Сергея Есенина; не один и не два человека придут после такого мероприятия в библиотеку и возьмут в руки сборнички его прекрасных стихов. Только в течение нынешнего года мы выделили всем библиотекам 84-го избирательного округа изданные с нашей же помощью книги сибирских прозаиков Валерия Хайрюзова и Кима Балкова; ветераны Ольхонского района получили в подарок аудиосборник "Сто поэтов ХХ века". Была собрана и отправлена в подшефную часть библиотечка художественной литературы; помогли с книгами школьникам в поселке Манзурка. И еще о чем хочется сказать: совместными усилиями мы добились возобновления строительства научной библиотеки Иркутского классического университета. После пятилетнего затишья на стройке вновь возродилась жизнь. Я привел эти примеры просто для того, чтобы доказать: очень много зависит от депутатского корпуса всех уровней, от личного желания и личной энергии каждого, кто заинтересован в духовном здоровье России, особенно ее подрастающего поколения. Я уверен, что поддержка и дальнейшее развитие библиотечного дела должны стать программой национального приоритета, какими сегодня стали медицинская и образовательная программы в России.
СМИ: Восточно-Сибирская Правда. Иркутск
8 Декабря 2005 г.