В республике Коми с начала нового года произошли массовые ротации высшего руководящего звена. На фоне практически полной смены в кабинетах правительства РК, уход со своих постов крупных игроков-промышленников остался мало замеченным. Но события, связанные с этими уходами заставляют более внимательно взглянуть во внутренние экономические процессы, происходящие в республике.
Михаил Магий ушел первым. Причем добровольно. В августе прошлого года этого успешного и очень энергичного генерального директора СЛПК "подвинули" с места, пригласив "порулить" предприятием Михаила Чеснакова, который до сих пор никого отношения к бумажной отрасли не имел. Тридцатого января он уже сам и довольно демонстративно покинул почетный пост председателя Совета директоров Сыктывкарского ЛПК (ныне компания "Neusiedler Syktyvkar",). По версии самого Магия, он не был готов менять собственное видение развитие комбината, политику ведения бизнеса на ту, которую ему навязывали новые акционеры "Neusiedler",
Республиканские СМИ растиражировали это событие, как противостояние гражданской позиции российского директора, капиталистическому подходу пришедших иноземцев.
Осмыслить уход второй крупной, в масштабах республики, фигуры пока никто не успел. Это произошло совсем недавно, 14 февраля. Однако совершенно очевидно, без проявления собственной гражданской позиции снова не обошлось. А это уже тенденция. По официальной версии Василий Девятов добровольно сложил с себя полномочия генерального директора ОАО "Тэбукнефть", оставшись впрочем, членом совета директоров компании.
Как это было.
Самым стабильным периодом существования компании эксперты обозначают период правления НГДУ "Тэбукнефть", бывшим министром угля, нефти и газа РК Андреем Якимовым. Предприятием он руководил до того самого момента, когда вышел Указ Президента России о начале приватизации.
Акции компании разошлись оптом и в розницу, где самый главный опт держала в своих руках "Коминефть". В 1996 году контроль над "Тэбукнефтью" перешел к Яну-Бонде Нильсену. Британский гражданин поступил не по-джентельменски, заработав на предприятии деньги, он оставил его не в шелках, а по большей части в долгах.
В ноябре 1998 года Арбитражный суд Республики Коми возбудил в отношении ОАО "Тэбукнефть" дело о банкротстве. Причиной столь категоричного вывода стала традиционная неуплата налогов. Истцом к компании выступило Территориальное агентство Федерального управления по делам о несостоятельности в Коми.
Перепродажа "Тэбукнефти" состоялась в 1999 году, когда акции почти банкротного предприятия перешли к московской группе "Юралс" и "Лукойлу", которым принадлежало около 48 и 40 процентов акций соответственно.
После долгих арбитражных разборок удалось выйти с кредиторами на мировое соглашение. Они согласились подождать с выплатой денег до тех пор, пока компания не вырулит из сложного экономического положения. Спасителем "Тэбукнефти" назначают Василия Девятова.
Самый трудный для компании год 1999 начинается с подписания мирового соглашения. Девятов решал не простую задачу. Кредиторская задолженность плюс обязательства по выплате заработной платы нефтяникам, заставила менеджеров практически полностью изменить схему поведения компании, как с потребителями, так и кардинально пересмотреть кадровую политику. Необходимо было очень оперативно решить вопрос увеличения добычи сырья, его транспортировки. Для этого команда Девятова разработала принципиально новую стратегию продвижения своего бренда. Эта стратегия вкратце выглядит вполне банально, однако, эффективность ее трудно переоценить: расширение зоны охвата нефтяными разработками, поиск и внедрение новых технологий по разработке всего фонда скважин. С Василием Девятовым связывают выравнивание социальной ситуации в месте дислокации компании - Сосногорском районе.
Справка: по итогам первого полугодия 2001 года средняя заработная плата по акционерному обществу составляла 11 600 рублей, увеличившись по сравнению с 1999 годом почти на 60 процентов. На содержание объектов социальной сферы, в том числе спорткомплекса и хоккейного корта, в течение двух лет потрачено 27 миллионов рублей.
Заручившись успехами компании, правительство РК задумало грандиозный проект создания единой региональной нефтяной компании, которая смогла бы "подтянуть" экономику и социалку края. Три года совместными усилиями искали надежного инвестора. В итоге, в мае 2000 года, в Ухте было зарегистрировано ЗАО "Коми нефтяная компания". В создании новой компании на старый лад принимали участие "НК ЮРАЛС" и Республиканское правительство.
Довольно стабильное существование Василия Девятова в "Тэбукнефти", "Коми нефтяной компании" нарушил, как это ни странно бывший муж дочери Ельцина Татьяны - Леонид Дьяченко. Неожиданно для всех он стал президентом ЗАО "Коми нефтяная компания".
По сведению источника это решение было принято руководством ОАО "Тэбукнефть" и ЗАО "НК Юралс", которые контролируют "Коми нефтяную компанию".
И последнее, в хронике пикирующего "Тэбука" -- 20 января 2002 года компания "Spring Seagals Holdings Limited", акционер ОАО "Тэбукнефть", созывает внеочередное общее собрание акционеров ОАО "Тэбукнефть". Официальная версия - нарушение протокола, компания не назначила совет директоров по требованию одного из акционеров (10% голосующих акций). Однако эта версия не выглядит убедительно, если иметь в виду, что у Девятова - гражданская позиция - (см. начало материала). Наблюдатели и эксперты снова указывают, на странное совпадение событий. "Neusiedler", приходя в регион, показывает свою капиталистическо-рациональную ухмылку и намерен стряхнуть с себя всю социалку и непрофиль. То же самое "НК Юралс", который начал потихоньку сворачивать свое социальное присутствие в районе и республике. Василий Девятов, как и Михаил Магий, не соглашаются терять свои наработанные позиции, ни как состоявшиеся бизнесмены, ни как жители республики, которые собираются жить и работать здесь.
http://archive.businesskomi.ru/comments/87/