17 января 2008
6863

И космос у нас один

Российские и белорусские ученые готовятся провести уникальный эксперимент на орбите

По инициативе Постоянного Комитета Союзного государства прошло совещание по научно-техническим результатам выполнения совместной программы "Космос-СГ" и перспективам их реализации. О подробностях в беседе с корреспондентом "СОЮЗа" рассказывает заместитель Генерального директора ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, директор НИИ космических систем, доктор технических наук, профессор Валерий Меньшиков.

- Валерий Александрович, напомните, как расшифровывается наименование союзной программы "Космос-СГ"?

- Полное наименование - "Разработка и использование перспективных космических средств и технологий в интересах экономического и научно-технического развития Союзного государства". Она выполнялась в течение последних четырех лет. Заказчиками выступали Роскосмос и Национальная академия наук Беларуси. Исполнителями были наш НИИ, другие российские предприятия и организации ракетно-космической промышленности, а также Объединенный институт проблем информатики НАН Беларуси совместно с академическими институтами и организациями Беларуси. Всего в кооперацию входят 55 предприятий, организаций, академических институтов и вузов России и Беларуси.

- Одна из задач программы состояла в том, чтобы на базе научно-технического потенциала России и Беларуси выйти на создание конкурентоспособных космических средств. Какие приборы или технологии появились?

- Если честно, то результаты впечатляют. Пожалуй, наибольший интерес представляют ключевые элементы бортовых специальных и служебных систем микроспутника нового поколения. Их создано более 65 процентов. Сделано главное - ученым России и Беларуси удалось создать блестящую математическую модель новой системы, способной контролировать любой объект в любой точке планеты.

Уже разработаны бортовые видеоспектрометры нового поколения, широкопольные телевизионные регистрирующие станции, новейшие антенные модули. В результате родилась концепция "микроспутника", первые подобные машины появятся над планетой уже в ближайшее время.

- И сколько этот спутник будет весить?

- Он потянет всего на 120 килограммов. Для сравнения: сейчас работающий на орбите спутник мониторинга планеты "Метеор-3" весит около тонны. Представляете, какой выигрыш в стартовой массе космического аппарата! Наши ракетоносители - тот же "Протон" или перспективная "Ангара" - смогут забросить на орбиту в девять раз больше оптики и электроники, способной заглянуть в любой угол земного шара. Разработан бортовой комплекс управления массой до 20 кг и потребляемой мощностью не более 30 Вт. Особенность в том, что он имеет не только наиболее низкие из существующих характеристики, но и производительность, которая его аналогам, как говорится, и не снилась: 230 млн операций в секунду против 40 млн. Представляете, какие это возможности?

- Говорят, гарантированный срок "жизни" российско-белорусского микроспутника на орбите будет вдвое больше по сравнению с теми, что летают сейчас?

- Да, ресурс его эксплуатации рассчитан до 10 лет. Естественно, он имеет и повышенную радиационную стойкость. Элементная база, разработанная для жестких условий открытого космоса, создана на основе самых передовых конструктивно-технологических принципов. А вот двигательная установка - на новых физических принципах.

- А правда, что вы с коллегами готовитесь запустить в космос на борту микроспутника некую экспериментальную установку, предусматривающую создание тяги без выброса реактивной массы?

- Правда. Поскольку с точки зрения классической физики эти самые двигатели, или, как говорят специалисты, движители, создать вроде бы невозможно, проводимые работы часто воспринимаются как достаточно "крамольные". Однако необходимость в их проведении весьма насущна.

- Почему?

- Энергетические параметры существующих реактивных двигателей уже почти приблизились к своему пределу, а возможности их совершенствования практически исчерпаны. Поэтому даже незначительное улучшение их энергомассовых и экологических характеристик требует больших затрат: по времени, технологиям, финансам. Более того, реактивные двигатели весьма прожорливы и при длительной работе потребляют колоссальное количество топлива. Оно на один-два порядка превышает вес самих двигателей. Словом, нужны свежие идеи. И они у нас есть.

- В чем принципиальное отличие новых двигателей?

- Если совсем просто, то в таких двигателях необходимость в больших запасах топлива может быть существенно снижена или снята путем преобразования, например, солнечной энергии в электрическую, а затем - в силу тяги. Мы уже провели десятки испытаний с макетами движителей в институте. Но, понятно, достоверное подтверждение идеи можно получить только в условиях невесомости.

- А "летающая лаборатория" - пикирующий с ускорением свободного падения самолет - тут не годится?

- Невесомость в "летающей лаборатории" достигается на слишком короткий период - всего 10-15 секунд. Но хочу заметить, что в рамках современных космических программ Союзного государства наработан значительный задел и по созданию новых двигательных установок на основе современных технических решений: абляционный, лазерно-плазменный, кислородно-водородный двигатели. Они могут быть использованы в составе космических аппаратов для их ориентации и стабилизации коррекции орбиты, межорбитальных перелетов, а также в составе разгонных блоков и космических буксиров.

- Какие еще наиболее значимые результаты?

- Вместе с белорусскими коллегами мы вплотную подошли к созданию единой системы обеспечения космической информацией потребителей России и Беларуси. Одним из основных ее элементов стал белорусский высокоинформативный приемный комплекс с рефлектором диаметром девять метров, который обеспечивает двухканальный прием информации с российских и белорусских спутников дистанционного зондирования Земли. Создана сеть из семи тестовых полигонов: они обеспечивают возможность обработки информации всей территории Беларуси и северо-западной части России. Впрочем, продолжать можно долго.

- А какие перспективы?

- Прежде всего напомню: в июле прошлого года между НАН Беларуси и российским предприятием ФГУП "НПП ВНИИЭМ" был подписан контракт на создание белорусского космического комплекса дистанционного зондирования Земли. Его запуск совместно с аналогичным российским спутником "Канопус-В" запланирован на конец 2009 года. Их выведет на орбиту одна ракета-носитель.

"Космос СГ" - уже вторая научно-техническая программа нашего сотрудничества в космосе, на которую выделено 600 миллионов рублей. Начало ему положила предыдущая программа "Космос-БР" - по строительству приборов и развитию технологий, бюджет которой составил 70 миллионов. А впереди программа "Космос НТ", которая рассчитана на 2008-2011 годы, по "масштабности" она перекроет предыдущие: на нее предусмотрено свыше миллиарда рублей. Программа сейчас проходит согласования в Правительстве России и Совете Министров Беларуси.

- Чему она будет посвящена?

- Разработке базовых элементов, технологий создания и применения орбитальных и наземных средств многофункциональной космической системы. Полученные результаты наряду с их использованием в совместных российско-белорусских программах должны найти достойное применение как в существующих, так и в перспективных федеральных и национальных программах России и Беларуси. Кроме того, научно-технический задел может быть использован при создании Международной многофункциональной космической системы глобального мониторинга и информационного обеспечения. В итоге должно быть закончено построение цикла освоения космического пространства нашими странами.

Наталия Ячменникова, Москва - Минск

Опубликовано в газете Союз. Беларусь-Россия N342 от 17 января 2008 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован