Два качества политика имеют определяющее значение в его карьере - умение говорить и умение держать слово. И если первому можно научиться, то второе является исключительно врожденным свойством конкретного человека. В России сегодня разговорами "в пользу бедных" - красивыми и долгими -никого не удивишь. С делами, напротив, вечная проблема. Обещания давно составляют у нас львиную долю ВВП, здесь мы перегнали и Европу, и США вместе взятых. Хочется, чтобы политики за свои слова наконец-то отвечали. Пусть не на 100%, а хоть на какую-то их заметную часть. Например, хотелось бы добиться четкого исполнения обещанного хотя бы от Минфина (в области борьбы с инфляцией) или от Минздравсоцразвития по вопросу обеспечения лекарствами инвалидов. Нельзя сказать, что никакие обещания в нашей стране не выполняются властями предержащими, но, каждый разамахиваясь на "исторические свершения", мы в итоге продвигаемся на "воробьиный шажок".
Будто бы солженицынская утешительная теория "малых дел", спасающих в трудные годы людей и страну, была создана великим писателем-диссидентом именно для тех, кто сегодня управляет страной.
Взять хотя бы, к примеру, итоги нескольких месяцев активных поездок по стране Дмитрия Медведева. Уже очевидно, что Медведев - фигура не декоративная, мотается по регионам, лезет в конкретику. И все же сомнения не отпускают: не подсовывают ли ему местные власти до боли знакомые нам всем деревни имени светлейшего князя Потемкина-Таврического?
Вроде и давит первый вице-премьер всем своим авторитетом на Минобразования, Газпром, на ставшего притчей во языцех Зурабова. И даже вроде двигается в итоге телега нацпроектов вперед, но - ох как медленно! Может, именно поэтому первый вице придает такое большое значение "мини-делам", "чудесам местного значения", совершаемым им проездом по регионам?
Во Всеволожске, например, Медведев углядел плачевное состояние единственного футбольного стадиона и обещал, что у детей этого города вскоре появится возможность играть в настоящий взрослый футбол без скидок на "провинциальность" и отсутствие у города средств на ремонт спортсооружений.
Проектирование нового стадиона на месте старого было начато немедленно, хотя в базовой программе помощи спортшколам этого объекта не было. А заниматься на этом стадионе будут не только школьники Всеволожска, но и дети из окрестных детских домов... Другой эпизод: под Казанью, в поселке Лаишево, в местном интернате Медведев появился, уже заранее зная, о чем мечтает каждый из живущих здесь детей. Вице-премьерский кортеж приехал в поселок, "под завязку" нагруженный спорт-инвентарем. Ребятам привезли все - начиная от экипировки для занятий любым видом спорта, до горных велосипедов и надувных бассейнов. Или вот Калининградская область: Медведев накануне начала учебного года заехал во время своего рабочего визита в одну из школ Гурьевского района. Несмотря на все приготовления школьного начальства, вице-премьер настоял, что"так начинать учиться нельзя". И школьные помещения, и двор были в течение нескольких дней приведены в образцовый порядок. Приятно. Но почему даже такие элементарные текущие вопросы, как косметический ремонт и уборка в школе перед началом учебного года, требуют у нас вмешательства первого заместителя главы Правительства?
Иногда кажется, что Медведев, сталкиваясь с огромными трудностями в реализации нацпроектов, хочет сделать что-то, что напрямую зависит только от него. Можно себе представить отношение к нацпроектам целого чиновничьею слоя на местах - для них это в первую очередь возможность очередного "распила" средств. Самые четкие директивы из Москвы часто просто "замыливаются", сводятся к полумерам и канцелярскому пустословию. Расстояния в России огромны - не только между населенными пунктами, но и между словом и делом. Может, поэтому Медведев и не упускает малой возможности изменить положение вещей к лучшему? Помочь детям и старикам? И пользуется своими неограниченными возможностями, чтобы решать задачи, не решенные властным звеном в диапазоне от губернатора до домоуправа? Грустно сознавать, что для обеспечения велосипедами и футбольными мячами нескольких детских домов нужна вся мощь нашей государственной машины. И что "малыми делами" вынужден заниматься один из самых важных по уровню властных полномочий членов Правительства. Но, с другой стороны, - что грустить? Хоть кто-то в Правительстве отвечает
за свои слова - пусть в мелочах. И Бог с ними, с Потемкинскими деревнями - пусть строят, главное - чтобы потом не растаскивали. А может, именно это и сработает, и удастся ему также сдвинуть с места большое дело нацпроектов? Несмотря на то, что работает он вице-премьером в правительстве "малых дел".
И. Прохоров
01.11.2006
www.kp.ru