Идеология и адекватность оценки национальных интересов

В реальной международной жизни отношения между государствами основываются не на праве и даже не на договорённостях, а на силе[1]

Д. Тренин, директор центра Карнеги в Москве

 

Это высказывание Д. Тренина абсолютно верно и даже банально, но примечательно, что в СССР, а нередко и в современной России до сих пор апеллируют к «международному праву» и некой «абсолютной» правовой справедливости во внешней политике, не делая порой выводов из того, как подобный подход разрушительно сказался на СССР и России. Идеология «правового дебилизма» – удел правоведов, которые крайне далеки от современной политики.

В реальной политике важна идеология, опирающаяся на силу, при том понимании, что сила это категория очень широкая, включающая в себя самые разные формы – от применения оружия, в том числе ядерного (или угрозы применения), до силы примера, образца, модели (мягкой силы). При этом постоянно ведется поиск всё более эффективных силовых инструментов и способов их применения, нового баланса между такими силовыми инструментами в политике. Если в прежние годы и тысячелетия этот баланс был между «груженым золотом ослом (подкупом)» и завоеванием, то теперь спектр таких средств и приёмов существенно расширился, но конечная цель стратегии практически не изменилась – подчинение правящей элиты (или её уничтожение)[2].

Если национальные и государственные интересы преимущественно объективны, то их трактовка может (и чаще всего бывает) не просто необъективна, но и неадекватна. В особенности если идеологические и ценностные установки правящей элиты частично или в основном противоречат национальным интересам. Пример гитлеровской Германии начала 30-х годов, правящая элита которой стремилась пересмотреть результаты Первой мировой войны, – характерен: от относительно адекватного восприятия реалий до шовинистического угара прошло всего несколько лет, полностью изменивших её оценку МО в мире.

В настоящее время подобные переоценки происходят достаточно регулярно, более того, стратегическое прогнозирование и планирование в области формирования национальных стратегий предполагает подобный обоснованный пересмотр заранее. Так, заявление Дж. Байдена о пересмотре силовой политики в сентябре 2021 года отнюдь не было случайностью. В РЭНД, например, уже в январе 2021 годы был подготовлен специальный доклад, который обосновывал такую необходимость. В нём, в частности, говорилось[3]: «Соединенные Штаты сталкиваются с рядом проблем национальной безопасности, в то время как федеральный бюджет испытывает давление из-за кризисов в области общественного здравоохранения и инфраструктуры. В ответ на эти вызовы растет общественный интерес к переосмыслению роли США в мире. Согласно одному варианту – реалистичной великой стратегии сдерживания – Соединенные Штаты примут более согласованный подход к другим державам, уменьшат размер своего военного и передового военного присутствия, а также прекратят или пересмотрят некоторые из своих обязательств в области безопасности. Чтобы помочь политикам США и общественности понять этот вариант, авторы этого отчета объясняют, как политика безопасности США по отношению к ключевым регионам может измениться в рамках общей стратегии сдерживания, выявляют ключевые вопросы, на которые нет ответа, и предлагают следующие шаги для разработки политических последствий этого варианта. Авторы находят, что региональная политика в рамках общей стратегии сдерживания варьируется в зависимости от уровня интересов США и риска того, что одно сильное государство может доминировать в регионе. Из-за значительного военного потенциала Китая сторонники сдержанности призывают к большей военной роли США в Восточной Азии, чем в других регионах. Авторы рекомендуют сторонникам широкой стратегии сдерживания продолжать разработку своих рекомендаций по политике. В частности, они должны определить, какие изменения в возможностях и поведении великих держав поставят под угрозу жизненно важные интересы США, морские районы, в которых Соединенные Штаты должны сохранять превосходство, приоритеты военной деятельности в мирное время и сценарии войны, которыми должно руководствоваться Министерство обороны США при планировании.

В качестве основных выводов авторы доклада сделали следующие выводы, большинство которых нашло своё подтверждение в последующей политике Дж. Байдена: 1. «Сторонники сдержанности» имеют оценки угроз и предположения, которые отличаются от оценок и допущений политиков, которые формировали общую стратегию США после окончания холодной войны»[4].

Эти отличия заключаются в следующем: «Как правило, «Сторонники сдержанности» будут больше полагаться на дипломатию для урегулирования конфликтов интересов, поощрения других государств к лидерству и сохранения военной мощи для защиты жизненно важных интересов США». Если бы использовалась грандиозная стратегия сдерживания, Соединенные Штаты имели бы меньшие вооруженные силы, меньше обязательств по обеспечению безопасности и сил, базирующихся за границей, и более высокую планку для использования военной силы по сравнению с нынешней политикой.

1. Конкретные последствия этой великой стратегии варьируются в зависимости от региона и от уровня интересов США и риска того, что одна-единственная держава может доминировать в регионе.

2. Сторонники сдержанности стремятся к более тесному сотрудничеству с нынешними противниками США, такими как Россия и Иран.

3. Основная область разногласий среди сторонников сдержанности – стратегия США в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

4. Сторонники сдержанности утверждают, что возвышение одного могущественного государства в Восточной Азии, Европе или Персидском заливе поставит под угрозу жизненно важные интересы США, но пока не предложили руководителям политики, как узнать, что такая угроза возникает.

Адекватное понимание интересов и ценностей, лежащих в основе стратегии, возможно на основе некой относительно устоявшейся системы взглядов, которая представляет собой идеологию. На мой взгляд, идеология – не только вполне научное явление, выражающее систему фундаментальных взглядов на потребности (интересы) общества, но и обязательное условие для формирования эффективной политики и стратегии, т.е., во-первых, это – система взглядов и идей, упорядочение различных идей, концепций и самых разных представлений – от религиозных и политических до экономических и военных, а, во-вторых, эта система, отражающая социальные интересы (потребности)  части общества (классов, социальных групп, правящей элиты, отдельных индивидуумов[5]). Напомню в этой связи, что категория «интерес» – «реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений»[6].

В-третьих, это система управления обществом и государством. Именно в это качестве она имеет самое прямое отношение к эффективности Стратегии национальной безопасности. Исключительно точно и подробно это описал крупный русский военный теоретик Александр Андреевич Свечин. Так, в своей работе «Безыдейность», посвященной стратегии и идеологии самых разных ракурсов:

– значения идеи для стратегии;

– операционная линия и идея;

– направление и стратегия;

– объем средств и энергии;

-идея и решение в стратегии и т. д.[7].

Это создает вполне научную картину для политики. Идеология, как отражение интересов, означает некую систему взглядов, формирующих эти интересы, их защиту внутри субъекта и продвижение вовне. Это качество идеологии очень хорошо видно на примере Украины, где с помощью русофобской идеологии удалось переформатировать сознание значительной части общества в стране.  Другими словами, идеология – не просто и не только «отражение потребностей», но и искусственное создание таких потребностей, как, впрочем, это действует и общепризнанно в рекламе, когда создаются искусственные, нередко не только не нужные, но и вредные потребности для части потребителей.

С точки зрения субъектов, формирующих МО-ВПО-ЛЧЦ, – наций, государств, социальных групп и отдельных акторов – это означает, что идеология, как система взглядов, наиболее точно отражает потребности таких субъектов. Так, в 90-е годы главным политическим субъектом в России была достаточно широкая социальная группа либеральной буржуазии, которая стала активно формироваться в СССР с конца 80-х годов. Поэтому идеология нации, общества и страны (Российской Федерации) находилась под сильнейшим давлением и силовым влиянием именно этой социальной группы и её потребностей в идеологии – либеральной идеологии и её идеологов – политиков, ученых, журналистов, – среди которых были сформированы идеи, идеологемы и концепции преимущественно на основе западных либеральных идей, не допускавших иных толкований. Все другие идеи и идеологии были практически запрещены. Их назвали в своей массе «красно-коричневыми» и пр. «самодельно-придуманными», а для надежности даже запретили в Конституции РФ 1993 года.

Тем самым был расчищен путь для монопольной, но достаточно примитивной либеральной идеологии, как системы взглядов на развитие общества, экономики и государства, на базе которой стали создаваться учебные программы и формировать политический курс. Однако, эта заимствованная искусственная для России идеология не смогла по вполне очевидным причинам совместиться с мировыми и российскими реалиями и уже с конца 90-х годов столкнулась с сильными кризисными явлениями, которые стали следствием экономического кризиса, финансового кризиса, войны в Чечне и кризиса государственных институтов.

 

_____________________________________

[1] Тренин Д. Новый баланс сил: Россия в поисках внешнеполитического равновесия. М.: Альпина Паблишер, 2021, с. 53.

[2] Флавий, И. Против Апиона. О древности иудейского народа. В кн.: Иудейские древности- М.: «Издательство АЛЬФА-книга», 2017 (Полное издание в одном томе), с. 1213.

[3] Miranda Прибе, Bryan Rooney. Применение сдержанности. Изменения в региональной политике безопасности США для реализации реалистичной великой стратегии сдерживания / РЭНД, 2021, январь / https://www.rand.org/pubs/research_reports/RRA739-1.html

[4] См. подробнее: Байгузин Р.Н., Подберёзкин А.И. Политика и стратегия. Оценка и прогноз развития стратегической обстановки и военной политики России. М.: Юстицинформ, 2021, сс. 8–9.

[5] Индивидуум – зд.: каждый самостоятельно существующий, отдельный гражданин. См.: Краткая Российская энциклопедия. М.: ОНИКС, 2003, с. 1019. Категория, которая в связи с быстрыми темпами роста креативного класса и самозанятых становится отдельной социальной категорией.

[6] Краткая Российская энциклопедия. М.: ОНИКС, 2003, с. 1032.

[7] Свечин А.А. Безыдейность. В кн.: Стратегия в трудах военных классиков. М.: Финансовый контроль, 2003, сс. 562–571.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован