Но пока неуверенно, так как принятый Думой законопроект "восстанавливает историческую справедливость" лишь отчасти
Государственная дума милостиво разрешила религиозным объединениям пользоваться не только своими культовыми постройками, но и землей, на которой последние находятся. Депутаты нижней палаты приняли в окончательном чтении поправки в Земельный кодекс и ряд "сопроводительных" законов, согласно которым указанным организациям передаются в "безвозмездное бессрочное пользование... сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
По словам главы комитета Госдумы по собственности Виктора Плескачевского, указанный документ не решает всех проблем и касается всего 5-6% объектов культа, ныне закрепленных или переданных представителям религиозных конфессий. Тем не менее законопроект "в какой-то мере восстанавливает справедливость, так как большинство земель, которых касается законопроект, было национализировано после 1917 года и отобрано у церквей, и мы, не применяя слова реституция, возвращаем им землю". Плескачевский уточнил при этом, что земля возвращается не в собственность, а "передается до конца существования организации", что позволит предотвратить "злоупотребление нормами права".
В московском представительстве Центрального духовного управления буддистов RBC daily кратко выразили свое "положительно отношение" к законопроекту. Связаться с Советом муфтиев РФ и Духовным управлением мусульман Европейской России не удалось, хотя известно, что и там во всяком случае негативной реакции на законопроект не было. Заместитель главы Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин сообщил, что "принятый в третьем чтении документ явился плодом долгой совместной работы государства и религиозных объединений. Важно, что в нем преодолена правовая коллизия, возникшая после принятия Земельного кодекса, когда государство, с одной стороны, требовало оформления храмов в собственность или в аренду, а церковь не могла этого сделать". Всеволод Чаплин выразил надежду на то, что "процесс восстановления справедливости пойдет и дальше. Церковь в свое время согласилась не требовать быстрой и безусловной реституции некогда отнятой у нее собственности, однако надеется на то, что со временем все больше храмов будут обретать настоящего хозяина".
Эксперты и политики, опрошенные RBC daily, считают, что процесс восстановления справедливости должен пойти дальше, выйдя за рамки церковного вопроса. Внимание было обращено, в частности, на то, что власти Москвы и Петербурга активно призывают к приватизации многочисленных особняков - памятников архитектуры, несмотря на то, что эти памятники до революции уже имели хозяев. То есть сейчас фактически признается справедливой произведенная советской властью национализация.
"Безусловно, принятие "церковно-земельного" законопроекта - это шаг в правильном направлении, - сказал директор межвузовского Центра по изучению России Игорь Чубайс, - хотя и этот шаг, как и вообще все, что делается у нас в отношении восстановления исторической справедливости, отличается половинчатостью Вот и сейчас говорят не о возвращении церковной собственности, а о ее передаче в пользование, как будто ее не отнимали раньше". По мнению Игоря Чубайса, проблема религиозных организаций и их имущества - лишь часть общей проблемы установления преемственности с исторической Россией. Он отметил, что "все последнее столетие страна находилась в остром идейно-идентификационном кризисе. В 1917 г. от преемственности отказались, обрубив корни с прежней Россией, но и новое советское образование в итоге прекратило существование, отчего кризис только усилился, поскольку страна не может самоидентифицироваться, обрести почву под ногами. А значит - в итоге не может понять, от чего отталкиваться, куда и зачем двигаться. Эту проблему в постсоциалистических странах Центральной Европы решали за счет реституции, возвращения церковной и прочей собственности прежним владельцам и их потомкам, а также люстрации прежней коммунистической номенклатуры. И в результате, хотя детали той же реституции где-то и критиковались, в целом сейчас все согласны в том, что иного пути восстановления исторической духовной нити нет. И это, как ни странно звучит, послужило залогом сравнительно быстрого и успешного развития экономик этих стран. У нас же и номенклатура осталась при своем, а дореволюционные собственники - как бы вне закона. А между прочим, несколько десятков кланов одних Голицыных, обладающие совокупным капиталом в миллиарды долларов, готовы придти в Россию, но только если их права признают на уровне закона".
Вице-спикер Госдумы Сергей Бабурин прокомментировал ситуацию для RBC daily следующим образом: "То, что имущественные права религиозных конфессий признаются хотя бы в такой форме, которая прописана в принятом законопроекте, это шаг вперед. Но безусловно, надо идти дальше и восстанавливать разрушенную революционным хаосом справедливость и связь времен, и не только отношении церкви. Ведь и сейчас мы имеем российский флаг и гимн, а ходим по улицам имени Либкнехта или еще какого-нибудь зарубежного революционера. Говорим о традициях, но при этом почему-то все эти традиции оборачиваются новыми памятниками Дзержинскому и Брежневу, а об увековечении памяти реформатора Столыпина или исследователи Арктики Колчака известно гораздо меньше. Мне кажется, что необходимость восстановления этой утраченной исторической нити понимает президент, начинает понимать и общество".
http://www.rbcdaily.ru/archive/2004/09/27/60861
Алексей Виноградов, 27.09.2004