17 октября 2005
2241

Игорь Добаев: `Терроризм как червь - отрежешь кусочек, а завтра он вырастет до полного размера`

Нападение на Нальчик, закончившееся серьезным поражением боевиков, вызывает у аналитиков массу вопросов. Какую цель преследовали бандиты, нападая не ночью, а среди бела дня? Почему они организовали нападение не на беззащитных людей и незащищенные социальные объекты, а на вооруженные структуры, которые, естественно, оказали активное сопротивление? На эти и некоторые другие вопросы ответил в интервью обозревателю Страны.Ru Диане Игошиной заведующий сектором геополитики Южного научного центра РАН Игорь Добаев.

- Игорь Прокопьевич, какова, на ваш взгляд, в настоящий момент ситуация в КБР?

- В настоящий момент ситуацию в этой республике и в самом Нальчике, после всех этих событий, я оцениваю, как нормальную. Особенно - итог операции. Единственное, что сейчас волнует нас всех, мы пытаемся понять, почему бандиты повели себя таким образом? Они напали, в общем-то, на разрозненные объекты и - не такими большими силами. Тем более, объекты нападения это - серьезные структуры, где находятся хорошо вооруженные люди, и в данной ситуации боевики фактически выполняли роль камикадзе. Они не могли не предполагать, что их будут уничтожать. Единственное, что пока можно предположить в этой ситуации, для чего все это было задумано, - это нападение на город, как отвлекающий маневр. Стоит подождать два-три дня. Если за это время где-нибудь еще, в каком-то другом месте произойдет теракт, значит, мы, к сожалению, окажемся правыми. И эта группа террористов сознательно пошла на смерть, чтобы отвлечь максимальное количество милиции, военных и спецслужб к этой точке. Вы же видите, сколько войск и техники стянуто теперь в одно место. Значит, где-то какой-то участок оказался оголен. Если на этом участке и произойдет что-то, значит, вывод один - это был отвлекающий момент.

- Как выглядит ситуация с вовлечением в террористическую деятельность представителей других северокавказских республик?

- Чечня сейчас является зоной контртеррористической операции. На ее территории все реже и реже происходят вылазки бандитов. Зато наблюдается активизация террористического движения в сопредельных республиках - Ингушетии и Дагестане. К примеру, за 9 месяцев в Дагестане совершено более 100 терактов. Тогда как, в 2004 их было только 30. А в позапрошлом году еще в 2 раза меньше. Из всех терактов на территории Дагестана 80% - в Махачкале. Махачкала - самый крупный населенный пункт в Дагестане. Там есть где затеряться. Но, обратите внимание, что все те люди, которые совершают теракты, они - урожденными и проживающими махачкалинцами не являются. Они просачиваются точно так же, как просочились вчерашние боевики в Нальчик. Кроме того, на территории центрального и северного Дагестана сейчас идет процесс ускоренной исламизации. Причем - пришлой исламизации. Там же находятся основные ареалы террористического движения, и оттуда рекрутируются те, кто совершают эти теракты. К примеру, - трагические события в Беслане. 32 убитых боевика, из них 22 - ингуша.

- А как было раньше?

- Раньше подавляющее большинство террористов были чеченцы. Или наемники, число которых по всему Кавказу достигало 3000 человек. Сегодня же эта цифра уменьшилась в 10 раз. Другое дело, что сейчас наемники занимают ключевые позиции. Они являются связными, инструкторами, финансистами, они входят в руководство. Новым и, к сожалению, характерным для нашего времени стало явление растекания террористического движения по многим республикам Северного Кавказа, и одновременно - приобретение на территории других республик не `чеченского лица`. То есть, теперь в террористических актах и нападениях в основном задействованы другие этнические единицы.

- В чем, на ваш взгляд, причина такого легкого задействования?

- Активизация террористического движения на территории других республик - это, своего рода, протестное движение. Население Северного Кавказа не в восторге от того, что происходит на их территории. Тем более, нельзя не учитывать особый колорит кавказцев, наличие этнических режимов, сложившихся клановых отношений. Что сейчас происходит в республиках? Деньги властью разворовываются, коррупция процветает. От этого, в большей степени, страдает молодежь. У нее нет возможности получить нормальное образование, устроиться на нормальную работу. К примеру, в той же Ингушетии 80%-ная безработица. Да и в других республиках ситуация не лучше. Кроме того, не стоит забывать, что в свое время многие народы были депортированы. И у них осталась обида за прошлые поколения. Наслоение всех этих факторов и привело к общему эффекту - растеканию терроризма по всем республикам Северного Кавказа.

- Как вы считаете, события, подобные Нальчику, могут повториться в других кавказских республиках?

- Да, конечно, могут. Кроме того, я должен сказать, что мы должны ожидать, видимо, таких терактов не только на территории северокавказских республик, но и в значимых российских городах. Нападение на Нальчик является в политическом смысле для нас знаковым.

- Как вы думаете, что нужно было боевикам в Нальчике, и почему для нападения был выбран именно этот город?

- Это мог бы оказаться и какой-то другой центр. В настоящее время этот район был просто удобен - произошла смена президентов. Один ушел, а второй еще, как говорится, не пришел. К тому же, этот регион длительное время слыл самым спокойным. Кроме того, по всей видимости, неподалеку было сосредоточено достаточное количество сил и средств. `Ярмук`, в общем-то, организация не малочисленная. Точных данных, разумеется, у нас нет, но по моим подсчетам ее численность составляет от 100 до 200 боевиков. Кроме того, у `Ярмука` уже есть определенная практика ведения боевых действий.

- В таком случае, получается, что во время нападения на Нальчик, руководители `Ярмука` отправили на смерть половину своих людей?

- Получается, что - так. Но, по сути, это ничего не меняет. Международное террористическое движение очень хорошо регенерирует. Оно, как червь - отрежешь от него кусочек, а завтра он снова вырастает, до полного размера. И это явление характерно не только для нашей страны. Американцам не удалось подавить `Талибан` - они восстановились, не удалось подавить `Аль Каиду`. Убивают одних лидеров, вместо них приходят другие, еще более ожесточенные. То же самое происходит и у нас. Главарем `Ярмука`, к примеру, был Муслим Атаев. Его убили, - пришел Анзор Антемиров. Во время вчерашней операции его уничтожили, вместо него сейчас следует ожидать другого, более озлобленного. Ведь, посмотрите, что происходит. За тот период времени, что идет война на Кавказе, произошла серьезная ротация радикального исламистского движения. В него все больше и больше вовлекается молодежи. Военные действия на Кавказе длятся больше 10 лет, и те, кому 10 лет назад было по 10-12 лет, сейчас выросли в крепких и здоровых ребят. А эта молодежь - носитель соответствующих идеологий. Кроме того, не стоит забывать, что у них существует понятие `кровной мести`. И мы консолидировано для них являемся `кровниками`. И не только мы, а и отступники от мусульманства - сотрудники правоохранительных органов, милиционеры, лидеры республик, которые по рождению являются мусульманами, но не идут мусульманским путем.

14.10.05.

Диана Игошина

Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2005.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован