Самое запоминающееся общение с Николаевым было за день до приезда высокой делегации GM для подписания соглашения о совместном производстве новой «Нивы» 2123. Подготовка в производствах по маршруту движения делегации подходила к концу. Я в то время исполнял обязанности директора по производству ОАО «АВТОВАЗ». С утра проехал по маршруту, встретился с ответственными представителями от производств, мы отработали с ними оставшиеся вопросы и замечания. Вдруг перед обедом звонок по прямой связи – генеральный! Алексей Васильевич довольно грозно спросил: « Вы собираетесь завтра встречать делегацию GM? Тогда почему отбойники на треке в неприглядном виде, ржавые? Срочно исправьте!». Я каким-то шестым, а может быть, десятым чувством понял, объяснять сейчас генеральному, что трек принадлежит НТЦ, и я не несу за него ответственность, категорически нельзя. Я просто принял его указание к исполнению. Но для выполнения этого указания, необходимо несколько компрессоров, краска, специалисты. В производствах завода всего этого быстро не найти. Тогда очень помогли решить вопрос Добындо М.Н. и Штрих Н.Я. Они привлекли подрядчиков. И к приезду делегации на трек все видовые части отбойников были покрашены.
Приходилось встречаться с Алексеем Васильевичем и в неформальной обстановке на разных спортивных мероприятиях: на автогонках, на хоккее, футболе и других. В быту Алексей Васильевич был демократичен, весел, доброжелателен, со своеобразным чувством юмора. Но при всем при этом, в критические моменты, он мог принять тяжелые решения, а их в те смутные времена конца 90-х годов было не мало. Можно вспомнить его решение о задержке выплаты заработной платы менеджменту, до тех пор, пока не будут ликвидированы долги по заработной плате работникам завода. Сегодня, это может показаться, что в этом решении нет ничего сверх естественного, а кто помнит те времена, поставьте себя на место президента. Думаю, что далеко не каждый взял бы на себя ответственность за принятие такого решения.
Таким в моей памяти остался Алексей Васильевич Николаев – пятый генеральный директор-президент, человек и руководитель с Большой буквы!
И.М.Дубровин. В период с 1989 г. по 2013 г. – зам.директора ПТО, зам.директора по производству ОАО «АВТОВАЗ», директор по производству ОАО «АВТОВАЗ», вице-президент по производству ОАО «АВТОВАЗ».
Глава из книги, готовящейся к изданию из серии «История АВТОВАЗа в лицах», под редакцией В.Арцыкова.