N | Мероприятие | 2010 | 2011 | |
1 | Вводится в действие единый таможенныйтариф, а полномочия по его формированию передаются наднациональному органу — КомиссииТаможенного союза. | 01.01 | ||
2. | Поэтапная отмена ограничительных мер экономического характера во взаимной торговле по мере введения единых правил в соответствующих сферах экономики | 01.07 | ||
3. | Выработка и введение механизма зачисления и распределения сумм таможенных пошлин, иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, и заключение соответствующего соглашения | 01.07 | ||
4. | Обеспечить поэтапный перенос согласованных видов государственного контроля на таможенную границу Таможенного союза в части, касающейся:белорусско-российской границы;казахстанско-российской границы | 01.07 | 01.07 | |
5. | Создание единой таможенной территории Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС | 01.07 | ||
6. | Создание Единого экономического пространства | 31.12 |
Составлено по материалам Решения N14 МГС
Создание Таможенного союза с 1 января 2010 года открывает перспективы для реального процесса формирования единого экономического пространства в формате трех государств России, Беларуси и Казахстана. В настоящее время реализуется Таможенный кодекс Таможенного союза, который обеспечил основы для перехода с 1 июля 2010 года на единое таможенное пространство в формате трех стран. Причем произошло существенное изменение подхода к геоэкономическому сотрудничеству, так как появилась возможность свободного перемещения товаров в рамках внутреннего пространства России, Беларуси и Казахстана.
Главная цель Таможенного союза состояла в ликвидации к 1 июля 2010 года внутренних границ между интеграционными партнерами и создание единой таможенной территории, единых внешних границ и единого таможенного тарифа по всем номенклатурным товарам и изделиям.
В рамках Таможенного союза геоэкономическое взаимодействие выходит за рамки традиционных форм экономического сотрудничества на постсоветском пространстве. Формирование Таможенного союза предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках Таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.
Таможенный союз формируется в соответствии с общепризнанными международными нормами: с единой системой регулирования внешнеторговой деятельности, с единым таможенным тарифом и единой таможенной территорией.
Таможенный кодекс Таможенного союза, принятый соответствующим Договором от 27 ноября 2009 года определил - таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Нормы Таможенного кодекса основаны на положениях и стандартах Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур.
25 января 2010 года в Брюсселе в штаб-квартире Всемирной таможенной организации (ВТамО) прошла презентация "Евразийское экономическое сообщество - этапы развития. Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации". Со вступительным словом выступил Генеральный секретарь ВТамО Кунио Микурия, который приветствовал создание нового Таможенного союза трех динамично развивающихся экономик и подчеркнул, что Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России будет содействовать расширению общеевропейского рынка, а также создаст новые возможности для развития инфраструктуры, особенно в связи со значительным облегчением таможенных процедур, которое согласуется с реализуемой в рамках ВТамО инициативой "Таможня XXI века"[8].
Участники таможенного союза являются друг для друга важными геоэкономическими партнерами, и их взаимные внешнеэкономические связи характеризуются высокими темпами роста: товарооборот России с Беларусью и Казахстаном увеличился в 2000-2009 гг. более чем в 3 раза. Устранение тарифных барьеров во взаимной торговле улучшит условия для деятельности хозяйствующих субъектов: позволит сократить время, транспортные издержки и расходы по оформлению таможенных документов.
Создание Таможенного союза обеспечивает следующие преимущества: вводится Единый таможенный тариф, беспрепятственно перемещаются товары на единой таможенной территории; применение мер нетарифного регулирования сократит административные барьеры в торговле; устанавливается единый механизм таможенного контроля на внешней границе, обеспечивающий прозрачность таможенных формальностей и их отмену на межгосударственных границах государств; будут сокращены технические барьеры.
Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана создает условия для переноса функций таможенного контроля с внутренних границ государств-членов на внешний периметр интеграционного объединения. Предполагается сохранить эффективно действующую на сегодняшний момент процедуру таможенного контроля на внешней границе Таможенного союза, после чего товар беспрепятственно проследует к потребителю независимо от того в какой из стран Таможенного союза он находится.
Значительно упроститься и процедура транзита товаров по территории Таможенного союза, которая предусматривает сквозное перемещение товаров от места ввоза до места вывоза, с применением таможенного контроля в таможенных органах на внешнем контуре Таможенного союза. Таким образом создаются реальные условия для формирования глобально конкурентоспособных геоэкономических анклавов.
Средняя величина таможенных пошлин в 2008 году составила 11,6%, в 2009 году снизилась до 10,6%. "На текущий год мы ожидаем ее дальнейшего уменьшения до 10,15%", - сообщил премьер-министр РФ Владимир Путин на заседании президиума правительства РФ, на котором рассматривались основные направления таможенно-тарифной политики на 2011-2013 годы [9].
Высший орган Таможенного союза - Межгосударственный совет - принял следующие документы:
- Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза;
- Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия;
- Соглашение таможенного союза по санитарным мерам;
- Соглашение таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам;
- Соглашение таможенного союза о карантине растений;
- Протокол о внесении изменений в Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 года;
- Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе;
- Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе.
Перспективы развития Таможенного союза влияют на характер реализуемой инвестиционной политики в странах Сообщества и именно анклавы могут стать целевым приоритетами реализации программ устойчивого экономического развития стран на принципах модернизации. При этом одной из ключевых проблем по формированию Единого экономического пространства как в рамках ЕврАзЭС, так и Таможенного союза становится формирование единой системы технического регулирования.
В настоящее время в рамках Таможенного союза подготовлен проект Соглашения "О единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации", в рамках которого будут определены общие подходы стран к разработке единых технических регламентов, что существенным образом изменит инвестиционный рынок трех стран.
Данное Соглашение планирует проведение странами Таможенного союза согласованной политики в области технического регулирования принимая во внимание положения, установленные Соглашением об основах гармонизации технических регламентов государств - членов ЕврАзЭС от 24 марта 2005 года, Соглашением о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер от 25 января 2008 года, Соглашением об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории Таможенного союза от 11 декабря 2009 года, Соглашением о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия, от 11 декабря 2009 года и Договором о Комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 года.
В целях формирования нормативной правовой базы Таможенного союза в области технического регулирования Стороны формируется единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза. Для продукции, включенной в единый перечень, в отношении которой не вступили в силу технические регламенты Таможенного союза или технические регламенты Евразийского экономического сообщества, действуют нормы законодательства Таможенного союза и законодательств стран Таможенного союза в сфере технического регулирования.
Технические регламенты Таможенного союза будут иметь прямое действие на таможенной территории Таможенного союза. При этом оценка (подтверждение) соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза осуществляется до выпуска ее в обращение. Стороны обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям техническим регламентам Таможенного союза, на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте Таможенного союза требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки (подтверждения) соответствия.
В целях обеспечения сопоставимости результатов оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза страны проводят согласованную политику, направленную на обеспечение единства измерений.
В случае принятия технического регламента Евразийского экономического сообщества в отношении продукции, на которую принят технический регламент Таможенного союза, действие технического регламента Таможенного союза или соответствующей его части прекращается с даты вступления в силу технического регламента Евразийского экономического сообщества.
Технические регламенты Таможенного союза будут разрабатываться и приниматься в целях обеспечения на территории Таможенного союза защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
В технических регламентах Таможенного союза будут устанавливаться требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, а также правила идентификации, формы, схемы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия. В техническом регламенте Таможенного союза также могут содержаться требования к терминологии, упаковке, маркировке, этикеткам и правилам их нанесения, санитарные, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные требования и процедуры.
Следует отметить, что технические регламенты Таможенного союза разрабатываются в соответствии с Рекомендациями по типовой структуре технического регламента Евразийского экономического сообщества, утвержденными Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 октября 2006 года N 321.
В качестве основы для разработки технических регламентов Таможенного союза применяются соответствующие международные стандарты (правила, директивы и рекомендации и иные документы, принятые международными организациями по стандартизации), за исключением случаев, когда соответствующие документы отсутствуют, не соответствуют целям принятия технических регламентов Таможенного союза, в том числе вследствие климатических и географических факторов или технологических и других особенностей, а в случае их отсутствия - региональные документы (регламенты, директивы, решения, стандарты, правила и иные документы), национальные (государственные) стандарты, национальные технические регламенты или их проекты.
В то время как работа по созданию технических регламентов в рамках Таможенного союза только планируется реализовать в полном объеме в соответствии с разрабатываемым Соглашением "О единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации", в рамках ЕврАзЭС в настоящее время разработан план действий, предусматривающий подготовку и принятие единых технических регламентов ЕврАзЭС.
В рамках ЕврАзЭС планируется принять 38 технических регламентов, определенных графиком разработки первоочередных технических регламентов Евразийского экономического сообщества. Следует обратить внимание, что стороной, ответственной за разработку первоочередных технических регламентов по 26 регламентам является Российская Федерация, 5 регламентам - Республика Беларусь, 5 регламентам - Республика Казахстан, 2 регламентам - Кыргызская Республика.
Разработка технических регламентов в рамках ЕврАзЭС осуществляется на основе следующих законодательных актов принятых в ЕврАзЭС к настоящему времени:
- Решение от 24 марта 2005 г. N 206 "О Соглашении об основах гармонизации технических регламентов государств - членов Евразийского экономического сообщества";
- Решение от 27 октября 2006 г. N 321 "О Рекомендациях по типовой структуре технического регламента Евразийского экономического сообщества";
- Решение от 25 января 2008 г. N 2 "О формировании правовой базы Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества";
- Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер (25 января 2008г.);
- График разработки первоочередных технических регламентов Евразийского экономического сообщества (12декабря 2008г.);
- Решение от 12 декабря 2008 г. N 404 "О Типовом договоре о принятии технического регламента Евразийского экономического сообщества".
Планируется, что работа по подготовке технических регламентов ЕврАзЭС завершиться к 2012 году. Вместе с тем следует обратить внимание, что в рамках рабочих групп уже возникает ряд серьезных проблем, связанных с практической реализацией намеченных планов.
Прежде всего, создание регламентов должно идти одновременно с созданием институтов, отвечающих за сертификацию и аккредитацию в рамках ЕврАзЭС.
Более того отмечается существенные различия сторон в требованиях, предъявляемых к безопасности товаров исходя из достигнутого уровня экономического развития.
В подтверждение вышесказанного можно отметить, что в настоящее время в России лишь готовиться законодательный проект о создании специального единого института координирующего работу в области аккредитации на территории Российской Федерации, в тоже время в Казахстане такой институт действует еще с 1991 года и в настоящее время страна завершает процедуру международного признания данного института Международным форумом по аккредитации в 2011 году. Причем сегодня в Российской Федерации функционирует 7 ведомственных систем аккредитации, которые аккредитовали 4000 организаций по оценке соответствия. На заседании Правительства РФ подробно рассматривался вопрос о создании единой системы аккредитации органов подтверждения соответствия. Но в проектах Постановления Правительства сохраняется ведомственная система аккредитации, причем планируется количество ведомственных систем увеличить с 7 до 19 (замечание автора).
Рабочими группами по разработке технических регламентов ЕврАзЭС в настоящее время подготовлены проекты технических регламентов:
1. "На соковую продукцию из фруктов и овощей";
2. "Безопасность упаковки";
3. "Масложировая продукция";
4. "Безопасность оборудования, предназначенного для работы во взрывоопасных средах";
5. "Безопасность лифтов".
Следует обратить внимание, что в отличие от партнеров по Таможенному союзу Российская Федерация заметно отстает в области разработки и принятии технических регламентов. Важно отметить, что российская сторона испытывает определенные проблемы с реализацией намеченных мероприятий по переходу на систему технических регламентов. В частности из 17 первоочередных регламентов, которые должны были принять к 1 января 2010 года, на сегодняшний день приняты лишь три (о безопасности лифтов, машин и оборудования, автомобилей). Кроме того, еще 8 техрегламентов в отношении отдельных видов пищевой продукции, продукции машиностроения и нефтеперерабатывающей промышленности приняты по инициативе бизнес-сообщества.
Вместе с тем принятие даже всех первоочередных регламентов обеспечит обязательность требований лишь к 5% продукции, обращающейся на российском рынке и потенциально несущей в себе риски причинения вреда потребителям. При этом к 1 июля 2010 года закончился переходный семилетний период, установленный для принятия новых технических регламентов взамен устаревших ведомственных нормативов. После этой даты обязательные требования к продукции, содержащиеся в подзаконных актах и не вошедшие в технические регламенты, утрачивают юридическую силу.
В целях недопущения правового вакуума и реализации внешнеэкономических приоритетов России в период 2010-2012 годов на территории РФ начнут действовать регламенты стран ЕС и Таможенного союза (на период формирования единого экономического пространства с Беларусью и Казахстаном), устанавливающие требования к продукции, в отношении которой пока не приняты российские внутренние технические регламенты. Планируется, что к в 2012 году более 50% российских товаров будет попадать под действие технических регламентов.
Таким образом, в настоящее время активизировался процесс создания Единого экономического пространства в рамках Таможенного союза и ЕврАзЭС. Причем успех в реализации данного проекта зависит от согласованности действий интеграционных партнеров, призванных создать объективные предпосылки для перехода к качественно новой модели геоэкономического взаимодействия, обеспечивающей институциональные приоритеты расширения экономического интеграционного сотрудничества.
Создание единого экономического пространства в рамках Таможенного союза подразумевает гармонизацию норм в области перемещения товаров, услуг и капиталов на его территории. На данный момент необходимо заключить между государствами 20 базовых соглашений, касающихся правил конкуренции, субсидирования сельского хозяйства и промышленности, доступа к энергетической инфраструктуре и других вопросов. При этом с принятием общих правил регулирования перемещения товаров через территорию единого таможенного пространства можно ожидать формирование новых геоэкономических ядер, способных привлечь в страну инновационную, энергетически эффективную и ресурсосберегающую техники и создать реальные геоэкономические анклавы.
В современных условиях приоритеты развития геоэкономического сотрудничества Беларуси, Казахстане и России должны строиться на инновационной модели развития национальных экономик. Таможенный союз и ЕврАзЭС открывают перспективы интеграции в направлении перехода к инновационной модели, в том числе посредством перехода к высокотехнологичной информационной компоненте и модернизации на основе формирования геоэкономических анклавов, способных обеспечить преимущества в условиях глобальной конкуренции [10].
_____________________
© Филькевич И.А. 2010, октябрь
[1] Фундаментальные постановки российской школы геоэкономики и глобалистики изложенны в работах: Кочетов Э.Г. "Геоэкономика (освоение мирового экономического пространства). 4-е изд. - М.: НОРМА 2010; его же: Глобалистика: теория, методология, практика. - М.: НОРМА, 2002. - 648 с.; его же: Геоэкономический (глобальный) толковый словарь (Основы высоких геоэкономических технологий современного бизнеса): Сборник стратегических понятий-новелл. - Екатеринбург: ОАО "Уральский рабочий", 2006; Юрий Шишков. Оживит ли СНГ: новая концепция его развития? // Безопасность Евразии, 2008, N 3; его же: Глобализация экономики - закономерный продукт индустриализации и информатизации социума / Глобализация экономики - закономерный продукт индустриализации и информатизации социума. Материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых "Глобальный мир". -М.: "Издательский Дом "НОВЫЙ ВЕК"", 2001; Филькевич И.А. Новая эра. Глобализация и Россия: история, реалии, перспективы. - М.: Издательство МГИПКиПК, 2006; Филькевич И.А. Приоритеты геоэкономического партнерства в процессе создания Союзного государства России и Белоруссии. // Вестник экономической интеграции, 2007, N 4; Филькевич И.А Геоэкономическая интеграция в рамках создания Союзного государства России и Белоруссии (поиск оптимальной модели). // Безопасность Евразии, 2005,N 4; Елена Фролова. Образ Уральского индустриального района в глобальном геоэкономическом пространстве: воспроизводственный срез // Безопасность Евразии, 2007, N 1; Байдаков М.Ю. Вызовы геоэкономики: не только учитывать, но и давать ответы // Банковское дело в Москве, 2006, N 8; Сапир Е.В. Геоэкономическое измерение локальных систем: Теория и методология глобально-локального анализа / Под общ. науч. ред. д.э.н., академика РАЕН Кочетова Э.Г. / Яросл. Гос. Ун-т. - Ярославль, 2004; ее же: Геоэкономическая теория (гносеологические корни современной геоэкономической концепции) // Безопасность Евразии, 2003, N 2; ее же: Мировая экономика: Геоэкономический подход / Яросл. Гос. Ун-т. - Ярославль, 2003; Игорь Пилипенко. Новая геоэкономичёская модель развития страны: повышение конкурентоспособности с помощью развития кластеров и промышленных районов // Безопасность Евразии, 2003, N 3; Валерий Боков. Современные возможности сетевого экономического взаимодействия в цепочке "регион - государство - внешний рынок" // Безопасность Евразии, 2003, N 3; Рогов В.Ю. Основы формирования геоэкономических регионов современной России. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2002; Александр Неклесса. Глобализация: новый цивилизационный контекст // Безопасность Евразии, 2001, N 1; Морозов И.Н. Геоэкономические реалии и безопасность. -М.: Издательство "Молодая гвардия", 2001 и др.
[2] Подробно см. статью руководителя Рабочей группы по разработке стратегии экономического развития СНГ до 2020 года: Мунтиян В.И. Стратегический замысел экономического развития стран СНГ // Инновации. 2008, N 7.
[3] www.cis.minsk.by/webnpa/text.aspx?RN=N90800661
[4] Геоэкономический подход как научно-концептуальное сопровождение при выстраивании интеграции стран-членов СНГ ярко отображен в статье: Эрнест Кочетов. Стратегия экономического развития СНГ до 2020 года: формируется мощный геоэкономический ареал мирового роста на базе консолидации ресурсов и воспроизводственного сотрудничества. www.viperson.ru, 25.02.2009
[5] Филькевич И.А. Приоритеты экономического сотрудничества в рамках ЕЭП. // Формирование ЕЭП капитала: возможности и риски: Материалы круглого стола. / Министерство промышленности и энергетики РФ. - М.: МИПЭ, 2005. - www.minprom.gov.ru/special/eep
[6] По данным Межгосударственного статистического комитета Содружества Независимых государств.
[7] Филькевич И.А. Приоритеты экономической интеграции 2030. Союзное государство России и Беларуси. - М.: Экон-Информ, 2008.
[8] Пресс-служба ЕврАзЭС. г. Алматы, 25 января 2010 года.
[9] Прайм-ТАСС, 24.03.2010.
[10] См. подробней: Геоэкономика и конкурентоспособность России: Научно-концептуальные основы геоэкономической политики России: Научно-аналитический доклад / М.Ю. Байдаков, Н.Ю. Конина, Э.Г. Кочетов, Е.В. Сапир, В.Л. Сельцовский, Н.С. Столярова, Е.Д. Фролова; Под науч. ред. Э.Г. Кочетова; Обществ. ак. наук геоэкономики и глобалистики. М.: Книга и бизнес, 2010. 388 с.
Филькевич Игорь Александрович, доктор экономических наук, профессор Дипломатической академии МИД РФ, член рабочих групп ЕврАзЭС по разработке технических регламентов
Viperson