- Игорь Алексеевич, ваше предприятие и вы лично стояли у истоков газификации юга области. Как начинался этот процесс, и почему в этом направлении мы так отстали от Запада?
- Основа была заложена еще в конце восьмидесятых, начале девяностых годов. Все начиналось на наших глазах. Нас тоже волновало обсуждали, почему в Европе газ есть, а у нас нет. Тогда еще обком КПСС был. Приняли решение провести магистральный трубопровод на Омск. Разработали целую программу по строительству газораспределительных станций, газопроводов, газоотводов. У нас появились цеховые организации в Заводоуковске, Ялуторовске, Голышманово, Омутинке, Ишиме. Объекты нужно было принимать, запускать, испытывать. Я в те годы оттуда практически не вылезал. Затем Запсибгазпром занялся сетями низкого давления, развитием газопотребляющего оборудования. Газ пошел по деревням, по котельным, куда раньше нужно было завозить уголь, соляру. Сегодня этот комплекс создан. Почти ежедневно я подписываю до 10-20 обращений с просьбой рассмотреть возможность отпуска газа, согласовать объекты, получить разрешение на строительство... Газифицируются и крупные предприятия, и небольшие церкви, школы. Таких согласований в год набирается до нескольких тысяч. Объемы, может, и небольшие, но это сотни, тысячи потребителей. Целая лавина. И это огромный прорыв. Такие темпов газификации, наверное, нет нигде. По уровню газопотребления, я думаю, в ближайшие годы область выйдет на передовые позиции в России.
Что касается второй части вопроса, то ответ лежит на поверхности. Выгоднее продать газ на Запад за 100 долларов, чем населению за 10. Однако мы в первую очередь обеспечиваем потребности россиян, российских предприятий, а на Запад продаем избытки. Если бы газ в России стоил столько, сколько на Западе, я думаю, тот же Газпром вложил бы немалые деньги в рекламу газа. На Западе продавец агитирует, кредитует газопотребителей. А у нас что агитировать? У поставщиков газа нет особой заинтересованности в увеличении внутреннего рынка. При этом ясно, что какая-нибудь бабушка в деревне должна не дрова колоть для печки, а спокойно обогреваться газом. Вот такое противоречие.
- В ноябре прошлого года вы выступили инициатором депутатских слушаний на тему: "Использование сжатого природного газа в качестве моторного топлива на автотранспорте". Есть результаты?
- Эффект от мероприятия очень большой. Люди узнали о дешевом топливе, о его экономичности, экологичности. К нам уже поступила масса обращений с просьбой оказать содействие в переводе автотехники на газ. Обращаются автотранспортные предприятия, автоколонны различных фирм, частные лица. Кто-то консультируется, кто-то уже конкретно просит перевести на газ сорок машин. Будучи заинтересованными в развитии этого направления, мы по-прежнему оказываем услуги с некоторым дисконтом, берем часть затрат на себя.
- Спрос растет?
- Времени прошло немного. Пока что получаем заявки, заказываем газобаллонное оборудование, подсчитываем, сколько надо будет газонаполнительных компрессорных станций, пунктов по переоборудованию автотехники. Кто-то уже предлагает партнерство. Одна фирма имеет автомастерские, и видимо, может их отдать под автоцентры. В Тюмени есть АГНКС на Ялуторовском тракте. Там же можно автомобиль переоборудовать. Но с теми объемами, которые сейчас заявляются, один пункт не справится. Сеть центров и АГНКС надо расширять. Картина потихоньку прорисовывается.
- Мы снова отстаем от Запада, и даже от наших соседей-свердловчан, курганцев. Насколько я знаю, программа развития сети АГНКС на дорогах Тюменской области была подготовлена еще в 1998 году...
- И я, став депутатом, решил ее реанимировать. К этому времени мы уже получили патент на изготовление метановоза-заправщика. Когда газ появился на местах стоянки автотранспорта, это уже был большой шаг вперед. Таких метановозов в Тюмени нынче два. Надо заказывать третий. На слушаниях наши предложения были приняты и одобрены. Поддержала нас и администрация Тюменской области. Появилось предложение разработать закон об использовании метана в качестве топлива на автотранспорте. На днях на заседании Тюменской областной Думы этот вопрос включен в план законотворческих работ на 2003 год. Некоторые предлагали ограничиться программой. Однако, мы знаем, как обстоят дела в других регионах. Программы ни к чему не обязывают. Там, где есть закон, например, в Самарской области, там видно - вот автобусы работают на газе. То, чего мы добиваемся, это не настолько уж прибыльное дело. Это больше вопрос экологии, перспективы. Да, у автотехники окупаемость затрат быстрая - от 3 до 18 месяцев. АГНКС окупаются медленнее. И чтобы инвестор, потребитель вложил в развитие АГНКС деньги, надо их в этом как-то заинтересовать... И без закона тут вряд ли обойтись. Признаюсь честно, я его лоббирую. Я на 100 процентов уверен, что закон нужен и полезен. Чтобы его принять, надо еще много потрудиться. Мы, наверное, еще попросим депутатов съездить в регионы, где такой закон уже работает. Как говорится, за опытом. Ведь главное показать, что там, где закон принят, и сдвиги уже появились. Это, конечно, ускорит работу над областным законом.
- Игорь Алексеевич, что в вашей деятельности превалирует: экономика или политика?
- Я полагаю, тут сложится некий баланс интересов. Так же, как среди трех губернаторов, трех Дум. У нас появились совместные программы, и экономические, и социальные. Надо и дальше так работать. Договариваться, идти не к компромиссам, а к общему пониманию. Вот как сейчас разделить санаторий "Сибирь"? Двадцать пять процентов вложенных в него средств поступили от "Сургутгазпрома", по 25 - от администраций округов и юга области. Так чей сегодня санаторий? С тюменскими моторостроителями у нас нынче совместное предприятие. Ведется большая работа. Наверное, на 60-70 процентов завод работает по нашим заказам. Мы ремонтируем у них газотурбинные установки, те, что используются для транспортировки газа. Сегодня там делают запасные части для Газпрома, Питера, Перми, Нижнего Новгорода. За последние два года на завод пришли 1,5 тысячи человек. Какое предприятие может этим похвастаться?
- Чем руководствуются депутаты, принимая решения на заседаниях областной Думы?
- К примеру, на последнем заседании Думы мы решали судьбу футбольного клуба "Тюмень". Вице-губернатор Якушев доложил - столько-то клуб стоит, такой-то эффект имеется. Если команда где-то плетется, перспективы туманные, зачем нам ее содержать? Мы в Сургуте работаем с хоккеистами. Клуб состоит практически из своих, местных игроков. Мы их финансируем, поддерживаем. А как было с клубом "Тюмень"? Это не промышленность, но принцип-то один: в любом деле должен быть здравый смысл, здравый риск, здравый расчет.
- А вокруг чего складываются ваши научные интересы?
- Как главный инженер предприятия, я отвечаю и за научную деятельность. Мы всегда вели какие-то разработки, производственная деятельность к этому подталкивала. Ведь как поведет себя газопровод на болотах, в вечной мерзлоте, точных научных обоснований было мало. Все работали с чистого листа. Почему все идет успешно, почему выходит отрицательный эффект - в эти вопросы приходилось глубоко вникать, разрабатывать собственную научную базу. На сегодня у нас на предприятии двадцать пять кандидатов наук, два доктора. Мы построили крупнейший завод по стабилизации конденсата, и, понятно, что там масса новых направлений развития науки. Активно подключается к ним молодежь. А мне приходится идти немножко впереди. Последние три года я плотно занимался проблемами трубопроводов, повышением их надежности, экономичности, экологичности. Защитил докторскую. Творческие устремления у нас поощряются. Можно сказать - ты иди, занимайся своим делом, а думать другие будут. Но это, наверное, неправильный подход. Коллективный разум всегда дает более высокий экономический эффект.
- На ваш взгляд, социальное поведение людей, психология труда за последние годы изменились или нет?
- Мотивация у людей осталась прежней. Каждый хочет получать за хорошую работу соответствующую зарплату, и знать, что его никто не обманывает... Другое дело, что сейчас от инициативы каждого зависит многое. Взять нашу молодежную Думу, которая недавно появилась при областном парламенте. Это большое дело. Молодежь почувствовала интерес к власти, ответственность за свою собственную судьбу. Это хороший пример. На нашем предприятии есть совет молодых специалистов. Кто-то затухает, а кто-то наоборот, движется в сторону общественной, социальной активности. Если молодым не отказывать в знаниях, в возможности самостоятельно принимать решения, то они растут на глазах. Это видно.
- Игорь Алексеевич, вы входите в постоянную комиссию Думы по бюджету, налогам и финансам. Говорят, в Центробанк нынче возвращаются люди, которые не исключают того, что Россия вновь будет брать взаймы на Западе. Почему Россия - богатейшая страна - не может прожить без кредитов?
- Да и кредиты, к сожалению, берут не всегда самые выгодные. И берут одни, а отдают другие. Если думать, мол, я сейчас перезайму и спокойно проживу свой срок, а отдавать будет другой - это, наверное, неправильно. Я считаю, всем нужно жить по средствам. Последние десять лет показали, сколько бы мы ни брали взаймы, жизнь кардинально не улучшается. Валовый продукт, производительность труда не растут. Поэтому опираться надо на свои знания, опыт, ресурсы. Искать баланс, меру. В государстве все должно быть как в семье. Если у одного нет штанов, значит, другому пока что нужно обождать с покупкой телевизора. Остановиться, подумать и вместе найти выход.
www.duma72.ru/Articles.aspx?id=97