26 февраля 2008
7178

Игорь Семенихин: Дмитрий Медведев за экологически чистую Россию

Россия, как известно, - страна большая, богатая природными ресурсами, но экологически незащищенная в силу отсутствия современных законов по охране природы и контроля над их исполнением. Леса у нас хищнически вырубаются, нефть добывается варварскими методами, в реки сливают смертоносные отходы и нефтепродукты. Словом, губят обитатели земли русской природу-матушку. Губят ничтоже сумнящеся, не думая ни о собственном здоровье, ни о детях и правнуках. Грустная картина и процесс последних 15 с лишним лет...
И вот первый проблеск в конце тоннеля: Дмитрий Медведев, которого многие уже называют следующим президентом России, обозначил экологию вопросом государственной важности, а охрану окружающей среды - приоритетом российской политики
"Руководство предприятий весьма спокойно идет на нарушение экологического законодательства. Число подобных нарушений, ежегодно выявляемых прокуратурой, выросло с 2000 по 2006 год в 3,5 раза", - заявил Д. Медведев в конце января на Совете безопасности России, посвященном вопросам экологии.
К слову сказать, Дмитрий Медведев озвучил то, что воспринималось в стране уже как нечто само собой разумеющееся -штрафы за загрязнение окружающей среды давно никто из злостных нарушителей не воспринимает всерьез, потому что на фоне прибыли нарушителей экологического законодательства они просто смехотворны.
А между тем нарушения эти происходят чуть ли ни каждый день...
Приведу несколько примеров:
***** 9 процентов россиян живут в условиях экологической катастрофы
Более половины россиян (55 процентов) считают экологическую обстановку в местах своего проживания неблагополучной, а 9 процентов назвали ее катастрофической. Согласно результатам опроса, проведенного ВЦИОМ, в целом жители Москвы, Санкт-Петербурга и сельской местности оценивают экологическую обстановку скорее положительно. 72 процента респондентов из крупных городов с населением более 500 тысяч человек считают ее скорее отрицательной.
Треть опрошенных не видит никаких изменений в экологии своего региона за последние 5 лет, однако каждый второй россиянин отмечает ухудшение. Лишь каждый десятый респондент (11 процентов) считает, что положение в этой сфере улучшилось. Ответственность за состояние экологии должны нести, прежде всего, местные и региональные власти, уверены 28 и 20 процентов опрошенных соответственно. При этом считают ответственными за состояние природы самих себя только 16 процентов респондентов.
Более половины россиян (56 процентов) не выразили никакого желания участвовать в работе экологических организаций, а среди москвичей и петербуржцев доля таких людей достигает 73 процентов. Треть опрошенных готова присоединиться к акциям по посадке деревьев, уборке мусора и так далее, а вот собственные средства на природоохранную деятельность смогли бы пожертвовать не более 4 процентов. Всероссийский опрос был проведен 23-24 июня 2005 года. В исследовании приняли участие 1600 человек из 153 населенных пунктов 46 областей, краев и республик России. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4 процентов, сообщается на сайте ВЦИОМ.
**** Владимирской области грозит экологическое бедствие из-за мазута в Клязьме
(via www.avtoradio.net)
Владимирской области грозит экологическое бедствие, считают эксперты-экологи. Разлив мазута в ручье в подмосковном Королеве грозит загрязнением реки Клязьма. На месте утечки мазута собрано более 60 тонн топлива, сообщили в МЧС.
Как утверждают экологи, загрязнение ручья уже привело к гибели нескольких десятков уток. На устранение последствий утечки мазута понадобится около двух недель. 11.01. 2008
**** 19 млн руб. выделено на реабилитацию населения, проживающего в загрязнённых районах Екатеринбурга
26 февраля, депутаты Екатеринбургской городской Думы утвердили городскую целевую комплексную программу "Реабилитация здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях муниципального образования "город Екатеринбург", на 2008-2010 гг.". Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе гордумы, основной задачей программы является адресная реабилитация здоровья детей, беременных женщин и женщин репродуктивного возраста из групп риска, а также развитие системы диагностики, лечения и профилактики экологически обусловленных заболеваний.
Общий объем финансирования программы составит 19 млн рублей. По мнению разработчиков специалистов городского Управления здравоохранения экономическая эффективность программы составит 5 руб. 5 коп. на каждый затраченный рубль.
Этот печальный список можно продолжать до бесконечности.
Что было констатирован на январском заседании Совбеза России.
"Сами эти платежи превратились в способ кормления довольно значительной части федерального и регионального чиновничества, - признал Дмитрий Медведев. - Нужно выработать такую систему экологических платежей, которая стимулировала бы предприятия к модернизации основных фондов и использованию ресурсо- и энергосберегающих технологий". Он также настаивает на том, что следует ужесточить отношение государства к "грязным" производствам. "Они не только затратны и ресурсоемки, - отметил Д. Медведев, - но крайне опасны для людей, а в перспективе абсолютно неконкурентоспособны".
Первый вице-премьер и кандидат в президенты РФ при этом особо подчеркнул: "Следует шире привлекать экологические движения к мониторингу природоохранной ситуации, прогнозированию и предупреждению экологических угроз". Власти на всех уровнях должны работать совместно с экологическими организациями, которые "к этому готовы". За последние годы, следует отметить, такое многообещающее внимание к вопросам окружающей среды было предъявлено обществу впервые.
Важно, что Медведев предложил начать работу в экологической сфере с наведения порядка в самих природоохранных ведомствах. Он читает, что "нужно исключить существующее сегодня дублирование". "В этой сфере, - заметил он, - действуют сразу несколько федеральных структур - Росприроднадзор, Ростехнадзор, Роспотребнадзор и Россельхознадзор. Кроме того, отдельные надзорные полномочия в сфере экологии есть и у других ведомств. Полагаю, надо упорядочить их функции. При этом четко разграничить полномочия экологической экспертизы и экологического контроля. А также завершить процесс разграничения полномочий между федеральными и региональными органами в сфере экологии".
Отметим, что с 1995 года проводилась интенсивная "деэкологизация" государственного управления: были ликвидированы министерство по охране природы, экологический департамент в правительстве, межведомственная комиссия по экологической безопасности в Совете безопасности России и т.д. Теперь власти, похоже, осознали ошибку и поняли, что нельзя улучшить состояние окружающей среды, изгоняя слово "экология" и "природа" из государственного лексикона. Дмитрий Медведев выступил за создание единого и полноценного природоохранного ведомства, которое должно серьезно заняться, по большому счету, вопросами жизни и смерти миллионов граждан России.
В том, что ситуация действительно настолько серьезна, можно убедиться, заглянув, в частности, в "Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды". Из него следует, что в 140 городах России уровень загрязнения воздуха оценивается как очень высокий и высокий. От 10 до 20 тыс. квадратных километров российской земли относятся к территориям, подвергнутым "экологическому ущербу" только по этому "воздушному" параметру. Здесь проживают 60 млн человек, т.е. едва не половина всего населения страны. По данным из доклада, около 1 млн человек живут на территориях, уровень загрязнения которых оценивается как "опасный".
Еще одна серьезная проблема - радиоактивное загрязнение части земель и водных ресурсов страны. Согласно докладу, опубликованному Министерством природных ресурсов России в конце прошлого года, "глобальное загрязнение окружающей среды техногенными радионуклидами на территории Российской Федерации было обусловлено проводившимися в 1954-1980 гг. испытаниями ядерного оружия в атмосфере и на полигонах разных стран, обладавших таким оружием". Кроме того, "дополнительное радиоактивное загрязнение окружающей среды" произошло на азиатской части России в 1957 г. из-за аварии на производственном объединении "Маяк" в Челябинской области. А в 1967 г. - из-за ветрового переноса радионуклидов с озера Карачай, куда десятилетиями сливались жидкие радиоактивные отходы этого предприятия.
Как отмечается в докладе министерства, на европейской территории России, в 1986 г. радиоактивное загрязнение окружающей среды явилось следствием аварии на Чернобыльской АЭС. Плюс к этому "источниками локального радиоактивного загрязнения окружающей среды являются некоторые предприятия ядерно-топливного цикла: сибирский химический комбинат в Томской области, горно-химический комбинат в Красноярском крае, ФГУП "ПО "Маяк" в Челябинской области и некоторые другие". По оценкам независимых экспертов, на радиационно-загрязненной территории России проживают от двух до трех миллионов человек.
"За последние 10 лет общая площадь нарушенных земель в РФ составляет более 1 млн га. Из них на сельское хозяйство приходится - 10%, цветную металлургию - 10%, угольную промышленность - 9%, нефтедобывающую промышленность - 9%, газовую промышленность - 7%, торфяную промышленность - 5%, черную металлургию - 4%. Такие данные содержатся в пресс-релизе к заседанию.

Надо признать, экологическая ситуация в России характеризуется значительными региональными различиями. К наиболее "грязным" регионам, например, относятся районы Красноярского края, Кемеровской, Свердловской, Челябинской областей, а также территории городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Однако следует отметить, что комплексная оценка экологического ущерба, накопленного в РФ в результате хозяйственной деятельности, до настоящего времени не проводилась".
Ростехнадзор РФ предложил свой "План первоочередных мероприятий (2008-2010 годы) по ликвидации экологического ущерба". В него включены, в частности, разработка критериев и оценка уровня загрязнения территорий, определение степени их загрязнения, создание единого реестра "опасных территорий", "банка" по признакам собственности (федеральная, региональная, муниципальная), упорядочивание подготовки и подачи заявок для предоставления бюджетных субсидий для реабилитации территорий.
Ведомство ответственное, по большому счету, за безопасную окружающую среду и здоровье людей, предложило правительству два "пилотных проекта" по ликвидации загрязнений на территориях в кризисном экологическом состоянии. В качестве "подопытных кроликов" предлагаются Иркутская и Кемеровская области. По мнению специалистов, в частности, "следует оценить затраты на проведение работ по реабилитации загрязненных территорий, в том числе, исходя из площади территорий, вида загрязнения, методов реабилитации, оценка стоимости работ, порядка размещения заказа, потенциала подрядчиков - отечественных и зарубежных".
По мнению Д. Медведева, государственные преференции для реабилитации окружающей среды могут распространяться только на проекты по ликвидации проблем, возникших в предыдущие годы. А для "ущерба, который наносится сегодня, не может быть никаких преференций - тут надо подходить максимально жестко".
В связи с ростехнадзоровскими слушаниями в правительстве и предложенным двухлетним планом по улучшению окружающей среды напрашивается вопрос: осуществится ли широко разрекламированная и одобренная в обществе идея Медведева об экологизации российской власти, или она так и останется предвыборным ходом, перейдя постепенно в статус благих пожеланий?
В ходе недавней январской поездки на Южный Урал первый вице-премьер Дмитрий Медведев, признался, что экология имела все шансы стать пятым проектом в этом ряду, но, тут же оговорился, "это - окружающий всех мир и выделить регион, который дороже", центр не сможет.
Вообще, в Челябинске Медведеву пришлось пройти сквозь снег, огонь и медные трубы. Ему показали заводы - электрометаллургический и металлургический, по площади близкие к малым городам. Здесь было все: лед, пламя, трубы..
"Существующая система охраны окружающей среды пока проигрывает системам всех стран", - признал после посещения этих предприятий первый вице-премьер.
И в этом экологический вопрос настолько похож на четыре существующих нацпроекта, что отсутствие его в числе приоритетных может объясняться разве что отсутствием денег. Но теперь в России недостатка в финансах практически нет
"Недопустимо, чтобы эти проблемы были на обочине, - считает Медведев. - Российские города продолжают обрастать свалками. Всем этим нужно заниматься и на федеральном, и региональном, и муниципальном уровнях. И это должно быть мироощущением грамотного человека".
Кстати, местным экологам удалось убедить Медведева, что индивидуальные нормативы по выбросам вредных веществ для отдельных предприятий должны быть отменены. И хотя значимость экологических инвестиций пока осознают не все, лед тронулся: пересмотреть отношение к "грязному" производству, которое морально устарело, и должно быть перепрофилировано, и сохранить здоровье россиян призвали уже неэксперты- экологи в одиночку, а сам первый вице-премьер.
Медведев предлагает исключить субъективную оценку допустимого воздействия на экологическую среду, поскольку установленные ранее нормативы - вчерашний день. Да и вообще, первый вице-премьер считает, что Россию нужно делить на зоны, устанавливая для каждой свои нормы. Экологические.
Теперь министру экономического развития и торговли Эльвире Набиуллиной придется воплотить в жизнь идею Общественной палаты: ввести экологический показатель в планы социально-экономического развития регионов и, возможно, создать систему экологического прогнозирования в виде института. У власти появились и возможность, и желание решать экологические проблемы.
"И если хотите, государственная воля", - заявил Д. Медведев.
Таким образом, он послал бизнесу довольно недвусмысленный сигнал: стать экологически ответственным. Если так, то у экологически чистой России появляются шансы на возрождение.

26.02.2008
www.nasledie.ru

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован