Эксклюзив
25 октября 2013
4647

Игорь Терехов: Актуальные проблемы формирования и реализации политики инновационного развития промышленности России

Текст выступления на Парламентских слушаниях
в Государственной Думе 21 октября 2013 г. по теме
"Инновационное развитие промышленности
и ее законодательное обеспечение"

Учитывая, что на выступление отводится мало времени, придется говорить только о предложениях без их детального обоснования. Поэтому требуется пояснить на чем основаны мои предложения.
Несколько лет "Государственный центр системных исследований", который я представляю, осуществлял научно-техническое и организационное сопровождение ФЦП "Национальная технологическая база", в рамках которой разрабатывались ГНЦ, институтами РАН и ведущими организациями ОПК новые технологии, многие из которых превышали мировой уровень.
Кроме того, в соответствии с решением Правительства РФ создана Рабочая группа Военно-промышленной комиссии, которая имеет целью подготовку предложений по использованию в гражданском секторе технологий, созданных в оборонной промышленности, и привлечение организаций ОПК к реализации комплексных инновационных проектов по созданию высокотехнологичных производств гражданского и двойного назначения, оказывающих существенное влияние на достижение приоритетных целей социально-экономического развития России. Руководителем Рабочей группы назначен заместитель генерального директора ФГУП "ГосНИИАС" доктор технических наук Жеребин, а я - ответственным секретарем этой группы. В рамках деятельности Рабочей группы рассмотрено более тысячи проектов. Мы убедились, что в России много талантливых изобретателей и много проектов, требующих реализации.

Перехожу к предложениям.

1. За 18 лет, в течение которых готовилось решение о вступлении России в ВТО, не проведена структурная перестройка и технологическая модернизация промышленности. Если в ближайшие 5 лет эта работа не будет осуществлена, то наша страна на долгие годы останется сырьевым придатком государств Европы и Азии.
Поэтому для формирования механизма развития, способного вывести страну на уровень качества жизни, сопоставимый со странами Европы, необходим мобилизационный переход на новую модель развития на основе создания современной материально-технической базы национальной экономики.
Однако, исполнительная власть основное внимание уделяет строительству нефтепроводов, развитию финансового сектора, наращиванию огромных резервных фондов. Забота о финансовой подушке, стремление избежать всяческих рисков негативно отражаются на экономике страны. Так, практически полностью разрушена такая фондообразующая отрасль, как станкостроение.
В принятом в Госдуме в первом чтении законопроекте о системе стратегического планирования необходимо предусмотреть разработку прогноза, концепции, стратегии и программы реиндустриализации отечественной промышленности.

2. В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 года N 2227-р, не определены роль и место промышленности и промышленной политики в инновационном развитии экономики страны. Вместо этого предложена так называемая "политика закупок", причем эта "политика" распространилась уже и на сферу военных закупок (закупаются французские и немецкие корабли, итальянские вездеходы, израильская авионика, китайская, корейская, японская радиоэлектроника и даже стрелковое оружие). За средства российских налогоплательщиков создаются рабочие места в других странах.
Сложившаяся в стране система управления инновационным развитием является излишне многозвенной и инерционной. Отсутствуют четкая персональная ответственность должностных лиц за реализацию принятых решений, стратегические для страны решения принимаются келейно, без надлежащего обсуждения. Многие решения не выполняются.
Для исправления сложившейся ситуации необходимо создание при Государственной Думе Высшей экономической комиссии, которая должна стать генератором новой экономической политики, коллективно вырабатывать стратегические экономические решения, закрепляемые в федеральных законах, в том числе по крупным проектам национального и регионального значения. Три самостоятельных ветви власти должны слаженно работать как единый механизм: законодательная власть - определять вектор и показатели развития, исполнительная - выполнять принятые решения, судебная - наказывать за неисполнение законодательных установок. Законодательная власть - вносить уточнения по результатам мониторинга происходящих в стране процессов.

3. С 2014 года осуществляется переход на программный Федеральный бюджет на основе Государственных программ РФ.
Однако, несмотря на имеющееся постановление Правительства N 588 (от 2 августа 2010 г.) и методические указания Минэкономразвития о порядке разработке Госпрограмм, реальных механизмов по повышению качества их формирования и реализации не создано. В 17 Государственных программах РФ (ГП РФ) по разделу "Информационное развитие и модернизация экономики" просматривается ведомственный подход, межпрограммная координация не осуществляется, что приводит к несогласованности целей и ожидаемых результатов, особенно в программах "Развитие науки и технологий", "Экономическое развитие и инновационная экономика", "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".
Необходимо создать новую систему управления государственными программами РФ, для чего принять специальный закон, в том числе предусмотреть назначение директоров и научных руководителей государственных программ РФ, определить порядок выбора проектов и контроля за достижение конечных результатов.
Необходим переход страны к четкой и строго выполняемой протекционистской политике по отношению к отечественной промышленности. Целевая направленность и конкретные показатели развития промышленности должны быть зафиксированы в федеральных законах, принимаемых на очередной программный период. В распределение расходов федерального бюджета целесообразно ввести раздел "Инновационная деятельность" и соответствующие статьи в ведомственную структуру расходов федерального бюджета.
В раздаточных материалах имеется подготовленная мной информация о промышленной политике Франции. Многие её положения могут быть адаптированы к России.

4. Сложившаяся структура экспортно-импортных операций консервирует сырьевую направленность экономики России.
Основу российского экспорта составляют топливно-энергетические товары, удельный вес которых в 2012 г. составил 73% (в предыдущие годы почти столько же).
В товарной структуре импорта на долю машин и оборудования в 2012 г. приходилось в закупках нового оборудования в металлургии - 48%, в машиностроении - 56%, химической промышленности - 60%. Причем самое современное оборудование нам не продают.
Необходимо коренное изменение структуры экспорта и импорта. Наши сырьевые ресурсы необходимо подвергать глубокой переработке на российской территории, а экспортировать продукцию конечного передела. Это позволит получать существенно большие доходы, но для этого требуется строительство новых заводов.
Приоритет в импортных операциях надо отдать покупке технологий, заводов "под ключ", патентов, ноу-хау, а также закупке сырья, которого нет в России, с глубокой переработкой его на нашей территории.
Для реализации изложенного потребуется внести в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" дополнения, а также уточнения в таможенное законодательство.

5. НИР, ОКР и технологические работы ведутся в рамках большого количества федеральных, отраслевых и региональных бюджетных программ. Но должной координации этих работ и систематизации их результатов не налажено, передача результатов от одного государственного заказчика к другому затруднены. Результатом НИОКР являются патенты, свидетельства об авторских правах, ноу-хау, большая часть которых принадлежит РФ (государственным заказчикам). На их создание затрачены миллиарды рублей. Так, только в Минпромторге таких результатов, которые хранятся в сейфах чиновников, более 8 тысяч. Однако, государственные заказчики самоустранились от доведения полученных результатов до использования. Вступившее в силу с 1 октября этого года постановление Правительства РФ N 458, которым запланирована публикация на сайте министерств информации об имеющихся РИД и передача организациям лицензий на их использование, существенно не исправит положение.
Необходимо в проект федерального закона N 47538-6, посвященный внесению поправок в ГК РФ в части интеллектуальной собственности, который готовится ко второму чтению, внести статью, обязывающую государственных заказчиков обеспечивать доведение созданных по их заказу технологий до практической реализации.

6. Развитие промышленности не может происходить без восстановления эффективной системы подготовки кадров, в том числе высококвалифицированных рабочих (сварщиков, сборщиков, монтажников и др.), компетентных инженеров и техников. За последние 10 лет из России уехали за границу почти 200 тысяч профессионалов. Получается, что страна готовит инженеров и научных специалистов для других стран, а к себе принимает низкоквалифицированных работников.
Необходимо в приоритетном порядке повысить престижность работы в машиностроении, для чего принять закон о системе мер экономического, социального и морального стимулирования кадров в этой отрасли.
Кстати, вызывает удивление, что в число исполнителей подпрограммы "Кадры для инновационной экономики" (ГП РФ "Экономическое развитие и инновационная экономика", распоряжение Правительства РФ от 29 марта 2013 г. N 467-р) не вошли Минобрнауки и Минпромторг.

7. Необходимо реализовать меры по привлечению на развитие машиностроения средств отечественных и иностранных инвесторов, населения. Необходимо перейти от слов к делу в решении вопроса об использовании части средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (Фонда будущих поколений), а также золотовалютных резервов страны, чтобы при огромных природных, людских и финансовых богатствах не оказаться на обочине мирового развития.

8. а) Большинство изложенных и других проблем связано с необходимостью совершенствования законодательства. Существующая практика разработки новых законопроектов и внесения изменений в действующие законы перестала удовлетворять требованиям времени из-за длительности процедур разработки и согласования законопроектов, их не комплексного рассмотрения. Целесообразно проекты законов рассматривать "пакетно" для комплексного решения задач, связанных с внесением изменений в различные разделы законодательства (гражданское, налоговое, таможенное, уголовное и др.).
Я представил в секретариат Парламентских слушаний конкретные предложения о разработке новых федеральных законов и внесению изменений и дополнений в действующие.
Особенно необходимо в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" ввести дополнение в части повышения роли, определения конкретных функций и стимулов для Российской академии наук, Государственных научных центров в области инновационного развития реального сектора экономики. Определить в этом законе функции Генеральных конструкторов - научно-технических руководителей работ по созданию технически сложных, ресурсоемких, стратегически значимых комплексов гражданского назначения (по ВВТ действует постановление Правительства РФ от 3 мая 2007 г. N 258), а также восстановить Советы генеральных и главных конструкторов в области высокотехнологичных секторов экономики, упраздненные постановлением Правительства РФ от 25 июня 2012 г. N 632.
Господа депутаты, от Вас, народных избранников, в немалой степени зависит судьба нашей страны, в том числе обновление отечественной промышленности и создание новых рабочих мест.


Терехов И.И.
заместитель генерального директора АНО
"Государственный центр системных исследований", ответственный секретарь Рабочей группы ВПК при Правительстве РФ,
к.т.н., профессор Академии военных наук
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован