Чтобы исключить сироту из лицея, достаточно задержать ему выплату пособия
В редакцию "НД" с просьбой о помощи обратился представитель общественного движения "Дагестан без сирот" Джапар Гаджиев. Пришел он от имени восьмерых ребят, выпускников Дербентского детского дома N2.
Из заявлений ребят следует, что им, учащимся 1-го курса Профессионального технического лицея при дербентском филиале ДГТУ, в течение пяти месяцев не выплачивались ежемесячные пособия, предусмотренные на питание и одежду (размер пособия 6-8 тысяч рублей). И если по прошествии этого времени четверым все задолженности по выплатам были погашены, то остальным руководство лицея указало на дверь.
"Учащихся Профтехлицея Дербентского филиала ДГТУ очной формы обучения, прекративших посещение занятий без уважительных причин, отчислить из состава учащихся с 20.12.2008 года как потерявших связь с учебной деятельностью лицея... - говорится в приказе ректора Дагестанского государственного технического университета Тагира Исмаилова. - Основание: служебная директора Профлицея ДФ ДГТУ".
Между тем сами отчисленные - Рустам Маазов, Виктор Попов, Эльвира Абидова и Юлия Халецкая - утверждают, что у них были уважительные причины для пропуска занятий. Джапар Гаджиев предоставил редакции копии их объяснительных. "Я, Юлия Халецкая, поступила в Технический лицей при ДГТУ 1 сентября 2008 года. Учусь там уже пять месяцев, а никаких ежемесячных пособий на питание и обмундирование я так и не получила. Три месяца я посещала занятия. Но как наступили холода, я стала пропускать их, так как не было теплой одежды. На вопрос: "Когда мы получим деньги?" - у руководства лицея не находилось внятного ответа. Приходилось брать в долг, чтобы прокормить себя... В конце ноября я все еще ходила в резиновых тапочках (не было другой обуви), чем вызывала смех однокурсников. Через неделю я перестала ходить на занятия, так как погода не позволяла..." Вот что пишет Рустам Маазов: "...Мне не на что было купить теплую одежду и еду, поэтому я вынужден был пойти на работу, чтобы прокормить себя...". А Эльвира Абидова вспоминает, что 26 ноября директор лицея сделал ей замечание по поводу ее внешнего вида. Она была в легком спортивном костюме и тапочках. По словам Эльвиры, она ответила, что ей больше нечего надеть, а он только посмеялся и ушел.
Выпускник Махачкалинской школы-интерната N4, ныне активист "Дагестана без сирот" Джапар Гаджиев считает недопустимым то положение, в котором сейчас оказались ребята:
- Они не должны отвечать за чью-то нерасторопность и бумажную волокиту с документами. У многих из них совсем нет родственников, не к кому обратиться за помощью. Соответственно и нет никаких других средств к существованию, помимо тех, что по закону обязаны были им ежемесячно выплачивать. Вначале, при поступлении в лицей, им чинили всевозможные препоны, ссылаясь то на отсутствие необходимых документов, то на наличие у большинства ребят одного бесплатного образования. Хотя в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" черным по белому указано, что эта категория "имеет право на получение первого и второго начального профессионального образования без взимания платы".
По словам Гаджиева, тогда проблему удалось решить, причем не без помощи прокуратуры, возможно, именно поэтому сейчас эти ребята оказались за порогом лицея. Проректор по воспитательной работе ДГТУ Юсуп Абдулкадыров, к которому обратился Джапар Гаджиев, не стал говорить с ним, сославшись на отсутствие времени.
- Их исключили только потому, что они не показывались в учебном заведении, потеряли связь с учебным процессом, - сообщил проректор корреспонденту "НД". - Они обратились не только к вам, но и в ряд других организаций. Мы готовим ответы на письмо из общественного движения "Дагестан без сирот", а также на депутатский запрос. Видите ли, без причины их никто бы не стал исключать из лицея.
На вопрос о задержке ежемесячного пособия Абдулкадыров ответил так:
- Насколько мне известно, пособия не выплачивались им по причине того, что их документы были не в порядке. Видимо, пока они готовили их, прошло определенное время. Кроме того, исключили ведь не всех студентов, не получавших пособия. Понимаете, многие из ребят, о которых идет речь, стремятся поступить в вуз, чтобы получать денежные пособия. Но при этом не хотят посещать занятия. Для выяснения всех моментов вам нужно связаться непосредственно с руководством дербентского филиала. В свою очередь и мы еще раз изучим обстоятельства этого вопроса. И все же вряд ли их восстановят.
"НД" обратилось за разъяснениями и к директору Технического лицея при дербентском филиале ДГТУ Мери Мустафаеву.
- Я не сторонник таких жестких мер, но правила для всех одинаковы, - сказал он. - Ребят при поступлении предупреждали, что основное наше требование - посещение занятий. К тем, кто не игнорирует учебный процесс, никто никаких претензий не предъявляет. Кроме того, детям-сиротам по распоряжению ректора дополнительно были выданы денежные премии. Что же касается отчисленных, то помимо них еще 10 студентов исключены по причине длительного отсутствия на занятиях. Я прекрасно понимаю ребят из детского дома, им тяжело. Они нам не чужие. Я и сам воспитанник интерната. Но нужно понимать, что необходимо соблюдать установленные порядки. Мы проводили с ними разъяснительные беседы, и неоднократно. И вообще, их больше интересуют финансы, а не учеба.
В заключение Мустафаев добавил, что если руководство вуза восстановит ребят, то он ничего против этого не имеет. Кроме того, директор лицея признал, что уже в октябре прошлого года все необходимые для получения выплат документы ребят были готовы. По его мнению, задержка выплат связана с тем, что стипендии детям-сиротам начисляются отдельной статьей, что требует определенного времени. Как объяснил Мустафаев, всеми финансовыми вопросами занимается Федеральное агентство по науке и образованию, к которому относится данный вуз.
Со своей проблемой ребята обратились также к Уполномоченному по правам ребенка в Дагестане Интизар Мамутаевой. Какие меры были приняты ею, к сожалению, выяснить не удалось. Уполномоченный на момент подготовки публикации к выходу находилась в отъезде.
Но зато удалось поговорить с членом комитета здравоохранения и социальной политики, депутатом Народного собрания Ахмедом Азизовым, к которому обратился Джапар Гаджиев.
- Мы сделали официальный депутатский запрос на имя ректора ДГТУ Исмаилова около двух недель назад, но ответа пока не получили. Если не получим разъяснения по поводу этого вопроса, то сделаем повторный запрос от Народного собрания Дагестана. Очень важно добиться восстановления ребят в учебном заведении и впредь не допускать таких ситуаций. Ведь дети-сироты заслуживают особого внимания общества. У них возникает много вопросов социального, психологического и юридического характера. Они лишены поддержки родственников. Поэтому мы обязаны держать на контроле решение этой проблемы, - подчеркнул Ахмед Пирмагомедович.
Оказавшиеся в финансовой блокаде ребята написали заявления и в республиканскую прокуратуру. Оттуда дело передали в Советскую прокуратуру, которая в свою очередь отослала ребят в уже знакомую Дербентскую прокуратуру. Следователя Казимира Галимова, занимающегося этим вопросом, найти так и не удалось. В прокуратуре корреспонденту "НД" объяснили, что он отсутствует по причине болезни.
Знает ли ректор ДГТУ Тагир Исмаилов об обстоятельствах, из-за которых учащиеся лицея "потеряли связь с учебной деятельностью", увы, выяснить не удалось. У ректора не нашлось времени поговорить с корреспондентом "НД".
06.02.2009
www.ndelo.ru