09 апреля 2008
1843

Илья Константинов: Ни о чем не жалею. Глава II. По волчьим законам

Питерский университет всегда был источником вольнодумства. Так повелось издавна, так было и в мое время. Это не означает, конечно, что среди студентов и преподавателей ЛГУ не было стукачей - в каждой группе обязательно была своя "наседка", но дышалось у нас все равно легче, чем в других вузах. Весь фокус был в преподавателях, умевших и любивших ходить "по лезвию".
Убедиться в этом мне пришлось уже на вступительных экзаменах. Дело было в 1975 году, в разгар эпохи застоя. Поступал я на экономический факультет по специальности "политическая экономия", считавшейся в те годы сверхидеологической, так что сами понимаете, как старательно я заучивал казенные фразы из учебников. Первым экзаменом была история СССР, вопрос касался революции 1905 года, что-то по поводу "Кровавого воскресенья".
В официальной советской истории лидера петербургских рабочих того времени - священника Георгия Гапона принято было называть агентом царской охранки и провокатором. Я, не задумываясь, выпалил в экзаменатора этими штампами. Преподаватель поморщился, остановил меня и мягко поправил:
- Георгий Аполлонович Гапон был неординарным человеком и крайне противоречивой политической фигурой. Не стоит мазать его одной краской...
Тем не менее, за этот экзамен я получил "отлично" и благополучно поступил на экфак.
Специальности "политическая экономия" в современных российских университетах уже нет - есть экономика, социология, политология. Оно и понятно: политэкономия - составная часть марксистского учения, а марксизм давно уже перестал быть "наукой всех наук".
Но в середине 70-х годов прошлого века в любом вузе страны еще можно было увидеть плакат: "Учение Маркса всесильно, потому, что верно!" (В скобках замечу, что лозунг: "Наша цель - коммунизм!", который долгие годы висел на фасаде Ленинградского артиллерийского училища, к тому времени уже сняли).
Большинство советских людей не обращали на эти лозунги никакого внимания, но, тем не менее, в глубине души, в них верило. В том числе и я: несмотря на врожденные скептицизм и склонность к критиканству, глубоко верил в преимущество советского социализма, а все недостатки этого общества склонен был списывать на отклонения от "всепобеждающего учения Маркса - Энгельса - Ленина".
Да и как можно было думать иначе, если никакого другого учения мы просто не знали? Мы и марксизма - то еще не знали, как следует, но твердо верили, что равенство людей - это хорошо. Маркс и Ленин боролись за равенство, что может быть прекрасней!
Это уж потом, много, чего перевидав в жизни, я понял, на сколько права пословица "Бог леса не выровнял" и осознал, что социальное неравенство столь же естественно, как и биологическое.
Итак, наш факультет призван был готовить пропагандистов и идеологов официозного марксизма - ленинизма.
Самое удивительное, что при этом на факультете царила атмосфера идеологической раскованности и духовной свободы.
Представьте себе такую сцену: 1 сентябре - первый день учебы в университете. Я вхожу в старое здание на набережной Невы, поднимаюсь на второй этаж и вижу целую стайку девиц, окружившую высокого красивого парня, громко, но несколько жеманно декламирующего запрещенные тогда стихи белогвардейского цикла Марины Цветаевой:

"Не лебедей белокрылых стая
Белогвардейская рать святая!"

Сказать, что я был удивлен, значит не сказать ничего: это же контрреволюция чистой воды!
Но стихи мне понравились, и скоро мы с Александром Беляевым стали добрыми друзьями. Вообще у нас была замечательная компания: Саша Беляев, Сергей Иванов, Сергей Васильев... с этими именами нам еще придется встретиться.
Гуляли, случалось - выпивали, ухаживали за девушками, но при всем при том главным в нашей дружбе было интеллектуальное соперничество. Часами спорили обо всем на свете. От смысла жизни, до достоинств и недостатков модной пластинки, но в центре всегда оставалась политика.
Нет, нас интересовали не последние высказывания Леонида Ильича Брежнева и не материалы недавнего съезда КПСС. Все споры вращались вокруг одного: готовы ли лично мы мириться с идиотизмом окружавшей нас политической реальности.
А чем, собственно, мы были не довольны? Жили в великой стране, учились в элитном университете, не голодали, не бедствовали, советские ракеты летали в космос, наши хоккеисты выигрывали чемпионаты мира... Как пел в те годы Владимир Высоцкий:

"И текли, куда надо, каналы
И в конце, куда надо, впадали"

Конечно, существовало такое понятие как "дефицит". Были очереди: на жилье, на покупку автомобиля, на получение дачного участка, на путевку в санаторий, на книги, мясо, апельсины...
Но я покривлю душой, если скажу, что нас, двадцатилетних парней, эти проблемы шибко беспокоили.
Нам был противно жить в атмосфере лицемерия и цинизма.
На деле это выглядело, например, так: в конце первого курса нашу троицу (Сашу Беляева, Сергея Васильева и меня) вытащили "на ковер" - общефакультетское комсомольское собрание рассматривало наши комсомольские дела. Повод для разбора полетов был самый банальный - неуплата членских взносов за несколько месяцев. Студенческие взносы были тогда, в буквальном смысле, копеечные. Как сейчас помню, что в месяц мы должны были перечислить родному комсомолу эквивалент стоимостью кружки пива. Так что дело, конечно, было не в деньгах, а в принципе, хотя лишняя кружка пива бедному студенту тоже не помешает.
Первым на допрос вызвали меня:
- Почему не платите членские взносы, комсомолец Константинов? - ледяным голосом спросил секретарь комитета комсомола.
Я сделал глупое лицо:
- Так сложились обстоятельства, исправлюсь.
- Предлагаю объявить комсомольцу Константинову выговор без занесения в учетную карточку.
Можно было вздохнуть с облегчением: без занесения - наплевать.
У Александра Беляева процедура повторилась с минимальными вариациями. А вот с Сергеем Васильевым вышел форменный скандал.
На стандартный вопрос "почему не платите членские взносы" он ответил не сразу. Помолчал, подумал и заговорил тихим голосом:
- Видите ли, хотя я и являюсь членом ВЛКСМ, но, по зрелому размышлению, считаю эту организацию ненужной и, отчасти, вредной. На собраниях мы занимаемся пустой болтовней, комсомольские мероприятия - типа "ленинских зачетов" - лишь отвлекают студентов от учебы. А, что касается стройотрядов, то каждый зарабатывает, как умеет, причем здесь комсомол? Вот я и решил, что платить членские взносы больше не стану.
В зале установилась мертвая тишина. Все мы чувствовали, что происходящее на наших глазах событие выходит за привычные рамки.
На этом же собрании Васильев был исключен из комсомола, а через неделю отчислен из университета. Вскоре его забрали в армию, и вновь мы встретились года через три, когда Сергей приехал восстанавливаться в вуз. Он изменился до неузнаваемости и производил впечатление внутренне надломленного человека.
- Зачем ты это сделал? - спросил я его тогда.
- Надоело врать.
- Не жалеешь?
- Сергей пожал плечами и отвернулся.
Больше мы не общались, обоим было как-то неловко.
Всем нам в то время опостылела ложь, не все были готовы платить такую цену за каждое слово правды. Мы учились изворачиваться, тренировались в двоемыслии и иносказании.
Это даже поощрялось начальством. Никто из преподавателей не требовал от нас горящего взора при цитировании классиков. Уместным считалось усмехнуться, даже пошутить. Допускалось и открытое инакомыслие в умеренных дозах и без особой аффектации.
Грань между дозволенным и преступным инакомыслием не регламентировалась инструкциями, но была всем хорошо известна. Как только разговоры переходили в нечто большее, немедленно следовало наказание, часто неадекватно суровое.
Мой близкий знакомый Александр Скобов, который в те же годы учился на истфаке ЛГУ, попытался вместе с друзьями издавать машинописный журнал с незамысловатым названием "Марксизм сегодня". Взяли их за изготовлением второго номера, большинству дали по пять лет строгого режима. Скобова отправили на принудительное лечение в психиатрическую больницу, откуда ему удалось вырваться только через несколько лет.
Содержали его в известном питерском дурдоме на Пряжке. Поначалу, конечно, кололи всякой гадостью, успокаивали. Потом режим стал помягче, разрешили передачки, свидания с друзьями. Как-то и я навестил его в больнице: он бродил в толпе психов по зарешетчатому дворику в сером больничном халате и грустно смотрел на мир через треснутые стекла очков.
- Запад забыл обо мне! Надо напомнить!
Это была его первая, но не последняя ходка.
Так, или примерно так, обычные советские ребята становились диссидентами.
Хватит, однако, о грустном. Жили мы, в общем, весело: ходили в театры, на выставки, занимались спортом. Кстати, тогда в моду входили "восточные штучки": йога, каратэ. Причем все это носило полуподпольный характер.
Наш однокурсник - Слава Устинов - чрезвычайно увлекался восточными единоборствами, несколько лет ходил к некоему таинственному сэнсею (учителю то есть). Там Славу обучили восточному мордобитию и забавному японскому ритуалу: ходить по кругу, приседать, кланяться...
В конце концов, он решил, что постиг основные премудрости каратэ, а, будучи человеком практичным, решил незамедлительно конвертировать свои навыки в живые деньги. Он создал собственную подпольную школу боевых искусств, занятия в которой, разумеется, были платными. Желающих поколоть кирпичи оказалось более чем достаточно, и в карманах у Славы завелись денежки.
Но в том то и была прелесть эпохи, что деньги сами по себе не являлись для нас абсолютной ценностью. Мы искали Смысл. Дальнейшие события достойны пера автора авантюрного жанра.
Как-то раз мы посасывали сухое вино, сидя в комнате университетского общежития, и болтали на свободные темы. Разумеется, речь зашла о каратэ, восточных единоборствах. Вспомнили мы и о так называемом "восстании боксеров" в Китае, главную роль в организации которого играло тайное общество ИХЭЦЮАНЬ (кулак во имя справедливости и согласия), состоящее из мастеров рукопашного боя.
И вдруг Славка загорелся:
- Слушай, нам нужно создать собственное тайное общество на базе секции каратэ.
- Зачем?
- Мы свергнем коммунистов.
- Ты это серьезно?
- Абсолютно. Наберем молодых парней, обучим их, воспитаем, сплотим железной дисциплиной...
- А во имя чего?
- Это уж твоя забота, идеологией займешься ты. Станешь учителем.
- Ты шутишь, я никогда не занимался каратэ.
- Ерунда. Зато у тебя вид солидный, и язык подвешен.
Через неделю я был представлен ученикам в качестве старшего сэнсея, только что вернувшегося из Шау-Линъского монастыря.
Выглядело это так: после очередной тренировки, проходившей в спортзале обычной питерской школы, Славка попросил нескольких самых продвинутых учеников задержаться для "важного разговора".
- Илья Владиславович - мастер бесконтактного каратэ, признанный на востоке Сэнсей.
Он представил мне всех участников группы, и мы обменялись церемониальными поклонами, технику которых я долго репетировал перед зеркалом. В раздевалке была подготовлена импровизированная чайная церемония, в нарушение всех китайских традиций - с сушками и сухарями.
Ученики уселись кружком, младший из присутствующих разлил по чашкам зеленый чай, и Славик "взял быка за рога".
- Я обучаю вас основам техники каратэ киокусинкай. Вы знаете, что каратэ - это путь не только физического, но и духовного совершенствования. Именно духовная практика ведет к настоящим вершинам мастерства. Сам я еще только вступил на этот путь. А вот мой друг и учитель, Слава указал на меня, - уже прошел его добрую половину. Обращайтесь к нему так же как и ко мне - Сэнсей. Послушаем мастера...
От разговоров о бесконтактном каратэ мне стало смешно и неловко. Но деваться было некуда - назвался груздем...
О философии киокусинкай я не знал абсолютно ничего. Но незадолго до описываемых событий пролистал на досуге знаменитый трактат Лао-Дзы: "Дао Дэ Дзин" и, рассуждая примерно так,- восток он и есть восток - начал смело цитировать китайского классика:
- Сказал Дао - не сказал ничего.
Промолчал о Дао - выразил пустоту.
Назвал имя - обрек имя на смерть.
На первый раз хватило разговора о Дао, поскольку мои слушатели не поняли, ровным счетом, ничего. Я ораторствовал полчаса, а затем воспользовался мудрым советом того же Лао-Дзы: "Завершил дело, уходи не мешкая".
Слава Устинов был в полном восторге от первой беседы:
- Ну, ты дал! - он просто захлебывался от восторга, - настоящий Сэнсей. И где ты всего этого нахватался?
Но теперь нам нужно было думать, как выруливать из недеяния Дао на идеологию тайного союза. Ведь мы же не шутки пытались шутить, а делать революцию!
Выручил нас Ницше. На следующей беседе я вовсю сыпал цитатами из "Так говорил Заратустра":
- В чем моя добродетель? Она еще не заставила меня безумствовать.
В чем моя справедливость! Я не вижу, чтобы был я пламенем и углем. А справедливость - это пламя и уголь.
Но где же та молния, что лизнет вас своим языком? Где-то безумие, что надо бы привить вам?
Подразумевалось, что та "молния" - это наше учение, а то "безумие" - то, чем мы собираемся заниматься.
Под аккомпанемент Лао-Дзы и Ницше мы постепенно переходили к разговору о несправедливости сущего, о том, что пора выходить на борьбу!
С кем? С коммунистической номенклатурой, разумеется, паразитирующей на светлых идеалах коммунизма.
Во имя чего? Во имя свободы, справедливости и братства.
Конечно, все это оставалось, во многом, игрой - романтической игрой в современных карбонариев. Вряд ли все наше подпольное братство было способно на нечто большее, чем банальная драка с участковыми милиционерами. Тенденция, однако, просматривалась, весьма опасная тенденция.
Думаю, если бы не счастливое стечение обстоятельств - сидеть бы нам всем в местах хорошо охраняемых и сидеть долго.
Спасла нас великая случайность с очаровательным женским лицом. Я влюбился, потерял голову и пошел в разнос. В нашей сугубо мужской компании появилась девушка, вместе с ней пришли страсти, ревность и недоверие.
Завершилась наша история анекдотично. Один из самых продвинутых учеников решился ухлестнуть за моей избранницей. Крутой мужской разговор чуть не закончился мордобоем. Остановил меня мой друг Слава со словами:
- Учитель, ты же работаешь бесконтактно.
Действительно, мог бы я позволить себе размахивать кулаками? Поговорили и разошлись. Однако парень, судя по всему, не на шутку испугался и настучал куда следует. Несколько дней спустя у меня дома появился Слава Устинов необыкновенно серьезный и неприлично молчаливый.
- Меня вызывает КГБ.
Напомню для молодых, что это аббревиатура обозначала Комитет Государственной Безопасности - организацию, - от одного имени которой у многих слабели коленки.
- Когда?
- Завтра с утра.
Под ложечкой засосало, во рту появился противный металлический привкус.
- Провал?
Он вяло пожал плечами:
- Тебя не вызывают?
- Нет.
Слава еще больше погрустнел.
- Ты, главное, все отрицай, - со знанием дела советовал я ему, - и ничего не подписывай.
Он неуверенно кивнул, его лицо приобрело лимонно - кислое выражение:
- Понятное дело!
На следующий день картина прояснилась. Слава побывал на профилактической беседе у следователя, где ему популярно разъяснили, что создание подпольной секции каратэ - само по себе нарушение закона, а уж ведущиеся там разговоры и вовсе граничат с государственной изменой.
Мой друг клялся и божился, что никаких разговоров не было, да и секции больше не будет. Подписал ли он какие - либо обязательства? Не знаю. Но с тех пор бесконтактному каратэ я больше никого не обучаю.
К тому времени мы благополучно окончили университет, отбарабанили положенный срок на воинских сборах (никогда не забуду вкус перловой каши, которая была нашим основным блюдом на завтрак, обед и ужин) и распределились.
Меня направили на кафедру истории КПСС и политэкономии Завода - ВТУЗа - так называлось своеобразное высшее учебное заведение при Ленинградском металлическом заводе. Особенность его состояла в том, что студенты-дневники полгода учились днем, полгода - вечером, работая в то же время рабочими на заводе.
Ассистент кафедры, да еще - непрофильной, да еще - идеологической - существо по определению несчастное и забитое. Его удел - вести политзанятия, рисовать стенгазеты и ездить со студентами "на картошку".
Какое-то время мне удавалось героически сносить участь кафедрального мальчика для битья, но продолжалось это недолго.
Для начала я позволил себе проигнорировать ленинский зачет - формальное мероприятие, на котором задолбанные учебой и работой студенты должны были продемонстрировать политграммотность. Чуть позже, отказался выпускать стенгазету, сославшись на полное отсутствие художественного вкуса.
А вскоре произошло событие, после которого дни моего пребывания на кафедре марксизма-ленинизма были сочтены.
Пришла повестка: вызывали на беседу в Комитет государственной безопасности - тот самый Большой дом на Литейном, о котором ходили самые страшные слухи и легенды.
С момента только что описанных приключений по линии "бесконтактного каратэ", прошло уже изрядное время, порядка года, и я совершенно не понимал, откуда дует ветер.
Правда, мне приходилось общаться кое с кем их питерских диссидентов, группой молодых ребят из СМОТа (Свободное межпрофессиональное объединение трудящихся). Это была одна из первых в СССР попыток создания независимого профсоюза.
Лидером питерских СМОТовцев считался не раз сидевший Лев Волохонский (в наших глазах он был стариком - за 30), а его правой рукой был тот самый Александр Скобов, который тогда уже вышел из дурдома.
Мне нравилась эта компания. Дело даже не в том, что ребята пытались вести некую политическую деятельность. Какие независимые профсоюзы могли быть в СССР начала 80-х? Их и сейчас-то в 2008 году в России можно перечесть по пальцам.
В те годы рабочие от диссидентов просто шарахались: об организации забастовок не могло быть и речи, а распространение в пролетарской среде запрещенной литературы носило эпизодический характер. И тогда и сейчас большинство рабочих отличалось аполитичностью.
Но для меня эти книги были интереснее самого увлекательного детектива. В основном это бал самиздат - перепечатанные на старенькой машинке или перефотографированные книги Солженицына, Зиновьева, Буковского; иногда попадались отдельные номера нелегально доставленного из-за границы журнала "Посев", зарубежные издания Бердяева или Пастернака.
Все эти книги пользовались в нашей среде небывалым спросом: получить "Зияющие высоты" Зиновьева мне удалось только на одну ночь, но этого оказалось достаточно. Я прочел все от корки до корки, и история "города Ибанска" навсегда врезалась в память. Трудно назвать еще хотя бы одну книгу политического содержания, которая произвела на меня сопоставимое впечатление. "Зияющие высоты" - гениальная сатира на реальный социализм.
Правда, сам автор относился к этому своему детищу неоднозначно. Много лет спустя, году в 93-м, когда Александру Зиновьеву впервые удалось приехать в Россию после многолетней иммиграции, мне посчастливилось пару раз побеседовать с этим замечательным человеком. Александр Александрович с раздражением говорил о своем "антисоветском периоде", не любил вспоминать о книгах тех лет.
- Я всегда был коммунистом, - уверял меня он.
Я и верил ему, и нет. Уж больно много яда было разлито автором по улицам города Ибанска.
Вернемся, однако, в 1981 год. Напомню, - вызов КГБ. Светлый, скромно обставленный кабинет, молодой, симпатичный и крайне вежливый следователь с грустной и участливой улыбкой:
- Проходите, проходите, Илья Владиславович! - он указал на стул, достал из ящика толстую канцелярскую папку с надписью "Дело No", любовно погладил ее, - это все о Вас!
- Неужели так много? - искренне удивился я.
- А как Вы думали? Со студенческой скамьи, с первого курса.
- И что же я такого наворотил с первого курса?
- "Язык мой - враг мой!" Вы разговорчивы, я бы даже сказал - болтливы. Не обижайтесь, - он примирительно поднял руки, - но факт остается фактом. Вот, что Вы говорили в своем выступлении на одном из семинарских занятий еще в университетские годы...
И он длинно процитировал какой-то доклад по политэкономии социализма, из которого следовало, что я сомневаюсь в скором построении коммунизма.
- А вот, что Вы говорили в курилке, - опять длинная цитата, причем с матком и анекдотами. - Но это все еще цветочки, а вот и ягодки, - он полистал папку и, найдя нужную страницу, с выражение прочел: "Ленин утверждал, что вопрос о победе в соревновании двух мировых систем: капитализма и социализма будет решен соревнованием в производительности труда. Статистика свидетельствует, что по уровню производительности труда СССР не имеет шансов в ближайшем будущем догнать ведущие капиталистические страны".- Это Вы совсем недавно говорили своим студентам. Было дело?
- Не помню.
- Бросьте юлить, молодой человек, да или нет?
- Понимаете, я не могу дословно воспроизвести весь текст лекции, а здесь, согласитесь, важна каждая деталь. И потому - не помню!
Цитаты сменяли одна другую, и каждый раз я, как заведенный, повторял "не помню".
- Откуда Вы взяли всю эту информацию? Кто снабжает Вас нелегальной литературой? Кто склонил Вас к антисоветской деятельности? С кем Вы связаны за рубежом...
- Не знаю, не знаю, не знаю...
Наконец, он подустал, снизил накал своих обличительных речей и доверительно почти шепнул мне:
- А ведь нам известно, где Вы проживаете и с кем. Мы знаем, где работает Ваша Галя. Некрасиво, семейный человек.
- Угрожаете?
- Просто предупреждаю. Как отреагирует Ваше начальство на аморалку? Вы ведь, наверное, в партию собираетесь вступать?
- Не собираюсь.
- Вот это правильно, в партию Вас не примут. И про аспирантуру советую забыть. Поймите, Вы сами перечеркнули собственную карьеру.
Он многозначительно помолчал:
- Может быть, посадить Вас лет на восемь? Жалко: молодой, а уже дети есть. Ладно, поживите пока. А вот бумажку эту подписать придется.
Он протянул мне машинописный лист со стандартным обязательством "впредь антисоветской деятельностью не заниматься".
- Подписывайте!
- Не буду, - уперся я, - антисоветской деятельностью не занимаюсь, и слово "впредь" здесь неуместно.
Следователь глянул на меня с легким сожалением:
- Ну что ж, каждый сам кузнец своего несчастья. Пока Вы свободны. Но следующая наша встреча состоится в следственном изоляторе.
Эта беседа имела определенные последствия. Не прошло и недели, как меня вызвал заведующий кафедрой- преклонных лет профессор с твердокаменными коммунистическими убеждениями:
- Нда, Илья Владиславович, - пожевал он старческими губами, - что-то у нас с Вами совместная работа не клеится. Общественной работы Вы не ведете, я бы сказал, демонстративно. Моральный облик - хромает. Преподаватель Вы тоже весьма посредственный.
- Позвольте, - возмутился я, - как это "посредственный", только что вынесли мне благодарность и признали лучшим преподавателем года?
Завкафедрой печально улыбнулся:
- Популизм все это, любезнейший. А еще, свидетельство того, что Вы не достаточно требовательны к студентам. Хорошего преподавателя "лучшим" не признают. К тому же, бумага на Вас пришла. Вы в курсе? Очень серьезный документ. Так что, мой Вам совет: пишите заявление по собственному желанию. Всяко лучше, чем по статье.
И я написал заявление "по семейным обстоятельствам".
Завкафедрой прочел, удовлетворенно кивнул седой головой и завизировал. Я уже собрался уходить, но он остановил меня осторожным прикосновением к плечу.
- На прощание хочу сказать Вам пару слов, по-товарищески. Сколько лет живу на свете, такого, мягко говоря, странного человека встречаю впервые. Вы живете по каким-то своим, я бы сказал, волчьим законам. Добром это для Вас не кончится. Прощайте.

Илья Константинов
09.04.2008
www.nasledie.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован