06 августа 2003
14382

Информационное право - базовая дисциплина специальности `Прикладная информатика в юриспруденции`




Ершов В.В.,

Ректор Российской академии правосудия, доктор юридических наук, профессор

Ловцов Д.А.

Заведующий кафедрой правовой информатики, информационного права и математики, доктор технических наук, профессор

В Российской академии правосудия разработана образовательная программа и в 2006 г. объявлен набор студентов для обучения по новой перспективной двухпрофильной специальности "Прикладная информатика в юриспруденции", ориентированной на подготовку специалистов для правоохранительной системы страны с квалификацией "информатик-юрист" (специалист в области информационного права и информатизации правоохранительной системы).

Целесообразность открытия программы подготовки информатиков-юристов в соответствии с Государственным образовательным стандартом (ГОС) высшего профессионального образования по специальности 080801 - "Прикладная информатика (по областям)", утвержденным Приказом Министерства образования РФ от 2 марта 2000 г. No 686, обусловлена следующими основными причинами.

Развертыванием и интенсификацией работ по созданию и поэтапному внедрению Государственной автоматизированной системы (ГАС) РФ "Правосудие" на базе "Концепции информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента" в соответствии с ФЦП "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 гг. (Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. No 805), эффективное обслуживание и эксплуатация которой возможны только специалистами с соответствующей квалификацией как в области информологии (включая информатику), так и в области юриспруденции.
Развитием частичной автоматизации ряда крупных сфер судебной деятельности, включая, в частности, "судебное делопроизводство", "судебную статистику", "информационноправовое обеспечение деятельности судов" и др., осуществляемой отделами информатизации судов практически самостоятельно, сотрудники которых, как правило, не имеют юридической подготовки, что сказывается на эффективности проектируемых, разрабатываемых и сопровождаемых ими профессионально ориентированных информационных технологий, систем и ресурсов (ИТСР).
Повышением массовости инициативной непрофессиональной компьютеризации видов и процедур юридической (судебной) деятельности, включая установку и применение информационно-справочных, информационно-расчетных, информационно-учетных систем, систем электронного документо оборота и др., осуществляемой судьями, их помощниками, работниками аппарата судов с целью рациональной организации своей профессиональной деятельности.
Государственной инициализацией работ по созданию эффективной нормативно-правовой базы и организационно-правового обеспечения процессов информатизации всех органов государственной власти, включая судебную власть, на базе "Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти" (Распоряжение Правительства РФ от 27 сентября 2004 г. No 1244 р).
Неуклонным расширением законодательства (тысячи нормативно-правовых актов) в информационной сфере, нуждающегося в прагматической систематизации и кодификации, которую способны будут осуществить лишь специалисты с соответствующей квалификацией как в области юриспруденции, так и в области информологии.
Отсутствием в правоохранительных органах достаточного количества квалифицированных специалистов в сфере информационного права, обладающих знаниями и в области юриспруденции, и в области информологии, что затрудняет профессионально рассматривать дела, связанные с правонарушениями в информационной сфере.
Созданием и внедрением в общественно-производственную деятельность различных крупномасштабных информационно-компьютерных сетей (например, типа Интернет), систем (ГАС "Выборы", ЕАИКС - Единая автоматизированная информационно-коммуникационная система арбитражных судов РФ), ресурсов ("Архив ФИПС" Роспатента), технологий общего ("Электронное Правительство") и специального ("АСБР-Москва" Банка России) назначения, что вызывает острую потребность в специалистах с квалификацией как в области юриспруденции, так и в области информатики.
Согласно указанному ГОС высшего профессионального образования информатик-юрист - это специалист, который:

имеет специальное образование в области ин формологии (включая информатику) и занимается анализом, созданием, внедрением и сопровождением профессионально ориентированных ИТСР в сфере юриспруденции;

является профессионалом в области применения ИТСР, решает функциональные задачи, а также управ ляет информационными, материальными и денежными потоками в предметной области с помощью ИТСР.

Выпускник - информатик-юрист должен иметь специализацию, определяемую отраслью права как областью применения методов информатики и профессионально ориентированных автоматизированных информационных систем (АИС), перечнем изучаемых юридических и информационных дисциплин и выпускной квалификационной работой. В своей практической деятельности информатик-юрист анализирует, моделирует, прогнозирует и разрабатывает информационные технологии, процессы и ресурсы в рамках профессионально ориентированных АИС.

Предназначение выпускников - информационно-аналитическое обеспечение функций федеральных судов и мировых судей, органов судейского сообщества, аппарата Судебного департамента и его управлений (отделов) в субъектах Российской Федерации. При этом возможны две основные специализации: информационно-правовая (юридическая) и информатизация правоохранительной системы (информационная).

Объектами профессиональной деятельности информатика-юриста являются:

информационные отношения (отношения в инфосфере) и информационные правоотношения;
информационные процессы в области юриспруденции;
функциональные процессы, базы данных и знаний в области юриспруденции, действия по выработке управленческих и юридических (судебных) решений или по разработке экспертного заключения, информационные потоки, ресурсы (материальные, информационные и иные нематериальные, денежные и др.) - в организациях, характерных для предметной области;
новые направления деятельности в области юриспруденции, требующие внедрения компьютерного оборудования, локальных вычислительных сетей и (или) средств выхода в глобальные информационные сети для осуществления переработки (сбора, хранения, анализа, обработки, преобразования, передачи и др.) информации, необходимой для обеспечения функциональных процессов;
информационные и коммуникационные системы в оперативной деятельности, информационные системы в судебной экспертизе, информационные системы распознавания образов (в юридической деятельности), правовые информационно-справочные системы по видам юридической деятельности, информационные системы в арбитражном судопроизводстве и др.
Основными видами профессиональной деятельности информатика-юриста являются: организационно-управленческая, аналитическая, маркетинговая, эксплуатационная, консалтинговая, проектно-технологическая, экспериментально-исследовательская деятельность.

Информатику-юристу надлежит осуществлять профессиональную деятельность и уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, которая определяется специальной "двухаспектной" совокупностью знаний, умений и навыков. В связи с этим информатик-юрист в соответствии с ГОС высшего профессионального образования должен:

1. Обладать:

специальной подготовкой в области юриспруденции;
знаниями перспективных информационных технологий проектирования, анализа, создания и сопровождения профессионально ориентированных АИС;
специализацией, определяемой перечнем дисциплин из области юриспруденции и информологии;
профессиональной способностью прогнозирования, моделирования и разработки (проектирования) информационных процессов в конкретной правовой отрасли;
умением выполнять работы по развитию возможностей профессионально ориентированных АИС на всех стадиях их "жизненного цикла";
пониманием основных тенденций развития АИС, связанных с изменениями условий в области юриспруденции;
коммуникационной готовностью решения неинформационных задач юриспруденции.
2. Знать:

предметную область - информационное право, область применения - правоохранительную систему, среду деятельности - информационную сферу;
задачи в области юриспруденции, методы и процессуальные аспекты их решения (выполнения);
методологию системного (комплексного) анализа сложных проблем юриспруденции и информологии;
теоретические основы автоматизированного управления и моделирования сложных динамических социально-экономических и информационно-технических объектов;
методы научных исследований по теории, технологии разработки и эксплуатации профессионально ориентированных АИС;
принципы обеспечения информационной безопасности;
основные принципы организации интеллектуальных АИС;
технологии адаптации профессионально ориентированных АИС;
требования к надежности и эффективности АИС в области юриспруденции;
перспективы развития информационных технологий и АИС в области юриспруденции, их взаимосвязь со смежными областями;
информационные системы в смежных предметных областях;
рынки информационных ресурсов и особенности их использования.
3. Уметь:

проводить системный (комплексный) анализ ИТСР, задач и способов правовой информатизации;
ставить задачу системного проектирования и комплексирования локальных и глобальных сетей об служивания пользователей АИС;
формулировать и решать задачи проектирования профессионально ориентированных АИС с использованием методов информационного, имитационного и математического моделирования;
формулировать и обосновывать основные информационно-технические, технико-экономические и эргономические требования к проектируемым профессионально ориентированным АИС;
создавать, разрабатывать и внедрять профессионально ориентированные АИС в области юриспруденции;
ставить и решать задачи, связанные с организацией человеко-машинного диалога "пользователь - АИС";
проводить выбор интерфейсных средств при построении сложных профессионально ориентированных АИС;
разрабатывать ценовую политику применения АИС в области юриспруденции.
4. Владеть:

методиками системного (комплексного) анализа предметной области юриспруденции и проектирования профессионально ориентированных АИС;
методами юридической техники в информационной сфере;
методами системного (комплексного) анализа в области юриспруденции;
методами применения ИРСТ в юридической практике.
5. Иметь опыт:

работы с основными объектами, явлениями и процессами, связанными с профессионально ориентированными АИС, и использования методов их научного исследования;
разработки проектных решений и их реализации в заданной стохастической инструментальной среде;
алгоритмизации и программирования прикладных процессов на электронно-вычислительных машинах (ЭВМ) и информационного моделирования;
выбора методов и средств реализации протоколов в сетях интегрального обслуживания пользователей АИС;
опыт работы с программно-техническими средствами человеко-машинного диалога "пользователь - АИС";
компоновки АИС на базе стандартных интерфейсов.
Основная образовательная программа подготовки информатика-юриста разрабатывается на основании ГОС и включает учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы, к условиям реализации и срокам ее освоения определяются ГОС. Согласно ГОС основная образовательная программа подготовки информатика-юриста состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, факультативных дисциплин, а также итоговой государственной аттестации. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла. Разработанная в академии основная образовательная программа предусматривает изучение студентами следующих традиционных циклов учебных дисциплин: цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; цикл ЕН - общие математические и естественно-научные дисциплины; цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины; цикл СД - специальные дисциплины; цикл ДС - дисциплины специализации; ФТД - факультативы.

В циклах ОПД и СД предусматриваются блоки юридических дисциплин, которые устанавливаются Учебно-методическим объединением в виде дополнения к утвержденному ГОС высшего профессионального образования.

В соответствии с квалификационной характеристикой (в частности, акцентированием внимания на знании процессуальных аспектов права) и требованиями к профессиональной подготовленности специалиста, установленными ГОС, а также имеющимся опытом преподавания в академии ряда юридических дисциплин представляется целесообразным включить в учебный план специальности следующие учебные дисциплины области применения:

а) в цикл ОПД (с суммарным объемом часов более 60% в цикле):

теория государства и права, конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право, информационное право, трудовое право, налоговое право - в федеральный компонент;

конституционное судопроизводство, судопроизводство в судах общей юрисдикции, арбитражное судопроизводство - в национально-региональный (вузовский) компонент;

организация судебной деятельности или криминология, криминалистика или римское право, антимонопольное право или российское предпринимательское право - в блок дисциплин по выбору студента, устанавливаемых вузом;

б) в цикл СД (с объемом часов более 45% в цикле): гражданское процессуальное право, уголовно-процессуальное право, основы уголовно-исполнительного права, международное право, экологическое право, земельное право, финансовое право, правоохранительные органы, семейное право - в федеральный компонент.

Кроме того, с учетом опыта преподавания в академии ряда общенаучных, прикладных и информационных дисциплин, а также современного уровня научных и технических достижений в области информологии и информатики, достигнутого в стране уровня информатизации правовой системы и имеющегося опыта участия преподавателей информатики в создании крупномасштабных АИС (ГАС "Выборы", АСУ КА, "АСБР-Москва", АСУ ОКРВ и др.) представляется целесообразным включить в учебный план следующие учебные дисциплины, содержательно дополняющие федеральный компонент:

1) в цикл ГСЭ (с объемом часов 30% в цикле): логику, латинский язык, историю социальноправовых учений, экономику организации (вузовский компонент); а также профессиональную этику или психологию и педагогику, основы бухгалтерского учета и финансово-экономического анализа или социологию права, менеджмент или конфликтологию, введение в специальность или правовую информологию (блок дисциплин по выбору студента, устанавливаемых вузом);

2) в цикл ЕН (с объемом часов 20% в цикле): правовую информатику (вузовский компонент); а также дискретную математику или теорию автоматов, судебную статистику или информационные технологии в юридической деятельности (блок дисциплин по выбору студента, устанавливаемых вузом);

3) в цикл ДС(с объемом часов 15% от общей учебной нагрузки) - теоретические основы автоматизированного управления, моделирование информационно-правовых систем, методы решения задач исследования операций, структуры и алгоритмы обработки данных в ЭВМ, компьютерную графику, информационно-компьютерные технологии судопроизводства, человеко-машинное взаимодействие, микропроцессорные системы, интерфейсы периферийных устройств ЭВМ.

В качестве факультативных дисциплин целесообразно рассматривать традиционно изучаемые: иностранные языки и основы безопасности жизнедеятельности.

Обучение во всех девяти семестрах должно предусматривать в среднем не менее четырех экзаменов и пяти зачетов в семестр. В четырех четных семестрах целесообразно (для приобретения необходимых практических навыков и опыта самостоятельной работы) предусмотреть последовательное выполнение соответственно четырех курсовых работ по следующим профилирующим учебным дисциплинам:

информатика и программирование - информа ционная дисциплина; теория вероятностей и математическая статисти ка - информационноматематическая дисциплина; информационное право - юридическая дисцип лина; операционные системы, среды и оболочки - ин формационнотехническая дисциплина.

Государственная итоговая аттестация для обеспечения целостной оценки достигнутой обучаемыми двухпрофильной квалификации должна включать наряду с защитой выпускной квалификационной (дипломной) работы сдачу следующих трех базовых государственных экзаменов, включая:

экзамен по теории государства и права;

экзамен по информационному праву;

междисциплинарный экзамен по специальности.

Информационное право, таким образом, представляет собой базовую учебную дисциплину новой специальности, объединяющую ее информационную и юридическую составляющие в "единое целое", что позволяет обеспечить современный уровень требований к квалификации двухпрофильного специалиста, каким является информатик-юрист.

В целом в результате освоения образовательной программы специальности "Прикладная информатика в юриспруденции" студентам академии предоставляется возможность:

получить престижную квалификацию "информатик-юрист" с фундаментальной теоретической подготовкой в области информационного права, информологии и правоведения (юриспруденции);

получить практические навыки и апробировать свои знания в ходе ознакомительной, производственной и преддипломной практики в судах общей юрисдикции, в территориальных органах Судебного департамента при Верховном Суде РФ, в отделах информационного обслуживания ГАС РФ "Правосудие" и "Выборы", в правоохранительных органах и др.;

гарантированно трудоустроиться в правоохранительные (суд, прокуратура; органы юстиции, внутренних дел, государственной безопасности; таможня и др.) и иные государственные органы; в государственные, финансовые и экономические учреждения; архивы, фонды и библиотеки, коммерческие компании и банки, организации - разработчики правовых АИС и др. специалистами как по информационно-правовым вопросам (юристами), так и по вопросам информатизации видов деятельности (информатиками).

Опыт последнего десятилетия показывает, что специальности информационного профиля являются одними из самых востребованных и по рейтингу входят в пятерку направлений, пользующихся наибольшим спросом среди абитуриентов вузов. Спрос на эти специальности связан с интенсивным развитием и внедрением в практику информационных и телекоммуникационных технологий. В ближайшие годы на мировом рынке труда по прогнозам отечественных и зарубежных аналитиков ожидается существенный дефицит специалистов в области информологии и информатики. Несомненно, что профессия "информатик-юрист" в последующие деся тилетия будет пользоваться достаточно высоким спро сом, а дипломированный специалист без труда найдет престижную и интересную работу практически в любой сфере человеческой деятельности.

Учитывая также, что эффективность функционирования правоохранительной системы во многом определяется рациональной организацией информационных процессов и оптимальным использованием информационных ресурсов и технологий, информатики-юристы - специалисты в области информационного права и правовой информатизации в будущем будут играть одну из ключевых ролей в процессах развития и реформирования.



http://www.infolaw.ru/lib/2006-3-informatic-lawyer
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован