Информационное сотрудничество государств - участников Содружества Независимых Государств
с использованием Специализированного банка данных Антитеррористического центра СНГ
Уважаемые дамы и господа, коллеги!
Прежде всего, хотелось бы от имени Антитеррористического центра СНГ поприветствовать Вас и поблагодарить Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе за приглашение на сегодняшний семинар.
Эффективная организация информационного сотрудничества в вопросах выявления, предупреждения и пресечения террористической деятельности является одним из важнейших условий успешного осуществления борьбы с терроризмом, как на национальном, так и на межгосударственном уровнях.
В настоящее время устойчивая система обмена информацией в сфере борьбы с терроризмом между органами безопасности, спецслужбами и правоохранительными органами государств СНГ сложилась на двух- и на многосторонней основе.
Практический опыт антитеррористической деятельности в государствах Содружества показывает, что важным элементом такой системы являются межгосударственные автоматизированные информационные системы коллективного пользования, к которым относится Специализированный банк данных (СБД) АТЦ СНГ.
Банк был создан на основании Положения об Антитеррористическом центре, утвержденного Решением Совета глав государств Содружества от 1 декабря 2000 года.
Основой его дальнейшего развития и совершенствования стали Концепция и среднесрочные межгосударственные Программы сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, последняя из которых рассчитана на 2008 - 2010 годы.
Необходимые коррективы в организацию функционирования банка вносятся также на основании ежегодных Планов работы Совета руководителей органов безопасности и специальных служб (СОРБ) государств СНГ и Центра.
Функциональные задачи СБД, структура и режимы его эксплуатации, определены Регламентом эксплуатации Специализированного банка данных АТЦ СНГ, утвержденным Руководителем Центра.
По своему функциональному назначению СБД представляет собой межгосударственную автоматизированную информационную систему коллективного пользования, созданную с целью сбора, накопления, хранения, обработки и выдачи информации, отнесенной национальными законодательствами государств-участников СНГ к компетенции подразделений по борьбе с терроризмом.
На этапе сбора информации и пополнения банка данных нами используются главным образом материалы, поступающие из компетентных органов государств Содружества, а также данные из различных внешних информационных систем.
Кроме того, СБД АТЦ СНГ пополняется аналитическими документами, подготовленными специалистами Центра на основе выявляемых тенденций развития оперативной обстановки, а также сведениями в отношении конкретных объектов, событий и процессов, которые могут представлять угрозу безопасности государств Содружества.
Данный подход позволяет не распылять силы и средства на накопление информации по "терроризму вообще", а концентрировать внимание на наиболее реальных объектах устремлений террористов.
Кроме того, в целях наиболее объективной и глубокой проработки рассматриваемых проблем, нами активно используются и открытые информационные ресурсы - ресурсы глобальной сети Интернет, сообщения информационных агентств, публикации в электронных и печатных СМИ.
Накопление и систематизация указанных материалов осуществляется в виде данных документального (текстовая информация), фактографического (формализованная информация), графического (фотографии, карты, схемы, рисунки), аудиовизуального (оцифрованные звук и видео) типов в различном сочетании.
Гибкое сочетание контекстного поиска и возможностей систем управления базами данных обеспечивает при выдаче информации решение следующих классов задач:
- информационно-аналитических, предполагающих подготовку тематических выборок документов по заданным критериям поиска;
- информационно-справочных, предполагающих многоаспектный поиск и выдачу имеющихся в системе сведений по конкретным объектам;
- статистических, предусматривающих определение количественных характеристик заданных объектов в требуемых сочетаниях.
Тематический перечень накапливаемых сведений, определенный Положением об АТЦ СНГ, первоначально включал информацию:
- о международных террористических и иных экстремистских организациях, их лидерах, а также причастных к ним лицах;
- о состоянии, динамике и тенденциях распространения международного терроризма;
- о неправительственных структурах и лицах, оказывающих поддержку международным террористам.
По мере развития Специализированного банка данных, с учетом расширения и уточнения приоритетных направлений деятельности Центра сформирован ряд тематических информационных массивов в отношении:
- лиц, объявленных в международный розыск по обвинению в совершении преступлений террористического и экстремистского характера;
- юридических и физических лиц, подозреваемых в финансировании террористических и экстремистских организаций;
- лиц и организаций, подозреваемых в причастности к совершению актов терроризма с использованием террористов-смертников;
- лиц и организаций, причастных к подготовке и совершению проникновения в закрытые автоматизированные системы и электронные базы данных органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ;
- террористических и экстремистских организаций, деятельность которых запрещена на территориях государств-участников СНГ;
- международных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в сфере борьбы с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма;
- типов, особенностей применения взрывных устройств, которые использовались при совершении преступлений террористического и экстремистского характера, используемых в них взрывчатых материалов и других компонентов, иных сведений по взрывным устройствам;
- лиц и организаций, вынашивающих намерения или совершивших преступления с использованием радиационного, химического и биологического оружия или их компонентов;
- юридических и физических лиц, подозреваемых в причастности к использованию оружия массового уничтожения, компонентов и материалов, используемых для его создания, а также средств их доставки для осуществления террористической деятельности;
- образцов экстремистской литературы и заключений к ним судебных экспертиз о наличии признаков разжигания вражды и розни на межнациональной и/или межконфессиональной основе;
- транснациональных преступных группировок и неправительственных организаций (объединений), причастных к насильственным проявлениям экстремизма.
При этом следует отметить, что формирование СБД как совокупности взаимосвязанных тематических массивов позволяет обеспечить концентрацию сведений по конкретным объектам и проблемам с сохранением единства и целостности накапливаемой информации.
Необходимость сочетать возможности доступа к накапливаемой информации с требованиями по обеспечению ее защиты обусловила структуру СБД, которая состоит из трех самостоятельных сегментов:
- Центральное звено СБД;
- Информационные массивы СБД АТЦ СНГ, размещенные на отдельном сервере, подключенном к телекоммуникационному оборудованию Объединенного банка данных органов безопасности и специальных служб государств - участников СНГ по борьбе с организованной преступностью (ОБД СНГ);
- Открытый сегмент СБД в глобальной сети Интернет.
Центральное звено развернуто на базе локальной вычислительной сети Центра и включает следующие подсистемы:
Банк данных оперативной информации, предназначенный для обработки и накопления поступающих из компетентных органов Содружества сведений, а также подготовленных в Центре документов, реализованный в виде текстового и формализованного банков данных;
Банк данных открытой информации, включающий материалы средств массовой информации и информационных агенств стран СНГ, документы информационно-аналитического, статистического и справочного характера по различным аспектам проблемы борьбы с международным терроризмом;
Банк данных юридической информации, который содержит справочные правовые системы по Российскому федеральному и региональному законодательству, а также международные нормативные правовые акты и документы об их ратификации.
Немного подробнее остановлюсь на таком перспективном направлении развития банка данных, как информационные массивы СБД АТЦ СНГ, размещенные на отдельном сервере, подключенном к телекоммуникационному оборудованию ОБД СНГ.
Актуальность их создания обусловлена наличием в большинстве государств Содружества абонентских пунктов ОБД, с которых обеспечивается непосредственный on-line доступ к ресурсам центрального информационно-коммуникационного узла этой межгосударственной системы.
С учетом пункта 3.1 Программы сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2008 - 2010 годы, предусматривающего продолжение развития ОБД СНГ в целях обеспечения доступа к информационным ресурсам СБД АТЦ СНГ, Центром были подготовлены соответствующие предложения, рассмотренные и одобренные на 23 заседании СОРБ.
На основании принятых решений осуществлена предварительная проработка правовых, организационных и технических вопросов обеспечения одновременного доступа с абонентских пунктов ОБД СНГ к его банкам данных и информационным массивам СБД АТЦ СНГ, содержащим сведения в отношении:
- террористических и экстремистских организаций, деятельность которых запрещена в соответствии с национальным законодательством государств-участников Содружества Независимых Государств;
- лиц, объявленных в международный розыск по обвинению в совершении преступлений террористического характера.
Что касается открытого сегмента СБД, то его создание связано с таким направлением информационно-аналитической деятельности как проведение комплекса информационно-пропагандистских мероприятий в сфере борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.
В этой связи на Интернет-сайте Исполнительного комитета СНГ www.cis.minsk.by была создана страница АТЦ СНГ, а в декабре 2007 года открыт самостоятельный сайт АТЦ СНГ в глобальной сети Интернет. Его адрес: http://www.atcsng.ru.
При его создании учитывались положения разработанной Центром Концепции сотрудничества органов безопасности и спецслужб государств-участников СНГ в сфере информационного противодействия терроризму и иным насильственным проявлениям экстремизма, одобренной 25 октября 2007 года на 23 заседании СОРБ.
Таким образом, указанная выше структура СБД АТЦ СНГ ориентирована на получение необходимой информации компетентными органами государств Содружества в следующих режимах:
- информирования по поступающим разовым запросам;
- информирования о поступлении новых данных в отношении объектов постоянной заинтересованности;
- самостоятельного on-line поиска необходимых сведений в соответствующих сегментах СБД.
Предметной областью обращений к СБД являются не только конкретные лица и организации, но и тематические запросы.
Проблематика возможных обращений, как я полагаю, достаточно очевидна исходя из названия упоминавшихся специализированных массивов, но, конечно же, ими не исчерпывается.
По опыту обработки поступавших к нам запросов можно констатировать, что накопленные в СБД объемы информации позволяют нам подобрать в том или ином объеме необходимые сведения по большинству вопросов, отнесенных к компетенции антитеррористических подразделений.
В качестве одного из примеров могу привести мероприятие по обеспечению безопасности прошедших в августе этого года олимпийских игр в Пекине.
В данном случае Центром, по запросу одного из подразделений российского МВД, были подготовлены материалы в отношении лиц, разыскиваемых по подозрению в совершении преступлений террористического характера органами безопасности, правоохранительными органами и спецслужбами государств СНГ.
Накопленная в СБД информация используется и в аналитической деятельности АТЦ СНГ.
Результаты аналитических исследований, проводимых специалистами Центра, находят отражение в подготавливаемых нами как разовых, посвященных конкретной проблематике, так и регулярно направляемым в заинтересованные ведомства документах.
Так, ежемесячно готовится и рассылается в органы Содружества, компетентные органы и МИДы государств-участников СНГ аналитическая справка о состоянии и тенденциях развития обстановки, складывающейся под влиянием деятельности международных террористических организаций.
На регулярной основе выпускается Информационный бюллетень АТЦ СНГ, двенадцатый номер которого был направлен в государства-участники в июле этого года.
Что касается проблематики аналитических исследований, проводимых Центром, могу упомянуть изучение таких представляющих повышенную опасность направлений современного терроризма, как терроризм смертников, ядерный терроризм, кибертерроризм и т.д.
Большое внимание уделяется исследованию вопросов антитеррористической защищенности критической инфраструктуры. В частности, речь идет о вопросах транспортной и энергетической инфраструктуры.
Не могу не отметить, что значительную помощь в проведении этих исследований оказывает наличие опыта проведения под эгидой АТЦ СНГ совместных антитеррористических учений. Применительно к объектам энергетической инфраструктуры это были:
- совместное командно-штабное учение "Каспий-Антитеррор-2005" по теме: "Организация и проведение оперативно-розыскных мероприятий и специальной операции по пресечению диверсионно-террористических акций на объектах топливно-энергетического комплекса", проведенное в августе 2005 года Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан с участием сотрудников органов безопасности и специальных служб Российской Федерации и Украины;
- совместное оперативно-стратегическое командно-штабное учение "Атом-Антитеррор-2006" по теме: "Организация и проведение оперативно-розыскных мероприятий по выявлению диверсионно-террористических групп. Подготовка и проведение Вооруженными Силами Республики Армения, во взаимодействии с оперативной группой ОШ ОДКБ, войсковой операции по блокированию и уничтожению диверсионно-террористических групп. Проведение специальной операции по освобождению заложников и нейтрализации террористов на объекте атомной энергетики", проведенное на атомной станции г. Мецамор в сентябре 2006 года сотрудниками органов безопасности и специальных служб Республики Армения и Российской Федерации.
Подробнее об этом опыте представитель Центра рассказывал на экспертном семинаре по теме "Защита критически важных объектов энергетической инфраструктуры от террористических атак", проводившемся Отделом по борьбе с терроризмом ОБСЕ в июле этого года в Вене.
В рамках подобных мероприятий происходил и обмен опытом и по другим тематикам аналитических исследований, проводимых Центром.
Упомяну проблематику только некоторых из них, в частности это семинары по вопросам:
- жертвенного терроризма;
- развития правового сотрудничества по уголовным делам, связанным с терроризмом;
- финансового мониторинга потоков капитала с целью предупреждения финансирования терроризма;
- борьбы против использования Интернета в террористических целях;
- правовой имплементации универсальных инструментов против терроризма и региональному опыту в продвижении международного сотрудничества против терроризма.
Кстати, одно из таких мероприятий, в котором принимали участие представители государств-участников СНГ и АТЦ СНГ - "Симпозиум о законодательном воплощении универсальных антитеррористических инструментов", организованный УНП ООН в сотрудничестве с РАТС ШОС, ОБСЕ и Правительством Узбекистана, проходило здесь, в Ташкенте в апреле 2005 года.
Поскольку речь зашла о международном сотрудничестве, хочется также отметить, что в настоящее время мировым сообществом выстраивается глобальная система координации деятельности спецслужб и правоохранительных органов в сфере борьбы с международным терроризмом. Это вертикаль включает подразделения ООН - региональные (субрегиональные) антитеррористические структуры - антитеррористические подразделения национальных "силовых" ведомств.
При этом возрастает роль АТЦ СНГ как региональной антитеррористической структуры в качестве связующего звена между "силовыми" ведомствами государств-участников и подразделениями Организации Объединенных Наций, прежде всего КТК и УНП, с которыми установлены рабочие контакты.
Кроме того, Антитеррористическим центром установлены и активно поддерживаются рабочие контакты с Организацией Договора о коллективной безопасности, Региональной антитеррористической структурой Шанхайской организации сотрудничества и рядом других организаций.
Основой взаимодействия АТЦ с указанными структурами является именно сотрудничество в вопросах информационно-аналитической составляющей борьбы с терроризмом.
Для более эффективной организации этого сотрудничества Центром готовятся специализированные нормативные акты, юридически закрепляющие наши рабочие контакты.
Так, в 2006 году был подписан Меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества и взаимодействия в области обмена информацией в сфере борьбы с терроризмом между Региональным узлом связи по правоохранительной работе Всемирной таможенной организации по странам СНГ "RILO - МОСКВА" и Антитеррористическим центром государств-участников СНГ.
В рамках реализации его положений представитель АТЦ СНГ принял участие в 7-ом заседании руководителей национальных узлов связи таможенных служб стран-участниц RILO, проходившем 2 недели назад здесь, в Ташкенте.
Положительный опыт взаимодействия в рамках этого документа был использован при разработке Меморандума о взаимопонимании по вопросам сотрудничества и взаимодействия в области обмена информацией с Международной организации уголовной полиции - Интерпол. Этот документ планируется подписать на очередной сессии Генеральной ассамблеи Интерпола, которая пройдет в октябре в Санкт-Петербурге.
Одновременно в АТЦ СНГ осуществляются предварительные работы по созданию абонентского пункта доступа к банку данных Интерпола, что поможет нам повысить эффективность сотрудничества с подразделениями полиции других стран.
Поскольку речь зашла о юридических вопросах, не могу не упомянуть о вопросах совершенствованию нормативной правовой базы организации информационно-аналитической деятельности в области борьбы с различными проявлениями терроризма.
Для этого специалистами АТЦ СНГ был подготовлен проект Соглашения об обмене информацией в сфере борьбы с терроризмом. Впервые в международной практике это Соглашение призвано регламентировать межгосударственный обмен информационными ресурсами антитеррористических подразделений в многостороннем формате.
Однако в процессе его согласования с компетентными органами государств Содружества выявился ряд вопросов, в первую очередь касающихся взаимной защиты государствами-участниками СНГ секретной информации, требующих самостоятельного правового урегулирования.
Недостаточность существующих правовых механизмов защиты секретной информации потребовала разработку специализированного правового акта - Протокола дополнений и изменений в действующее Соглашение о взаимном обеспечении сохранности межгосударственных секретов, принятое главами правительств государств-участников СНГ 22 января 1993 года.
Он будет рассмотрен на ближайшем заседании СОРБ в октябре этого года.
В заключение мне хотелось бы затронуть проблему формирования международной нормативной правовой базы координации борьбы с терроризмом в области информационного обмена.
В качестве правового механизма разрешения данной проблемы в глобальном масштабе, Центр неоднократно предлагал рассмотреть вопрос о целесообразности разработки глобальной Конвенции об обмене информацией в сфере борьбы с терроризмом. По нашему мнению, данная Конвенция могла бы послужит эффективным правовым механизмом взаимодействия государств-членов ООН в борьбе с терроризмом.
Однако разработке этого документа препятствует ряд объективных факторов, в частности, отсутствие всеобъемлющей Конвенции борьбы с терроризмом в рамках ООН, которая должна ввести соответствующий унифицированный понятийный аппарат и сформировать однородное правовом поле антитеррористической деятельности.
До ее принятия могла бы быть сформирована нормативная база антитеррористической деятельности в области информационного обмена в рамках международных организаций, например ОБСЕ или Совета Европы, участниками которых являются страны Содружества, в виде региональной Конвенции об обмене информацией в сфере борьбы с терроризмом.
Учитывая имеющийся опыт по разработке проекта Соглашения об обмене информацией в сфере борьбы с терроризмом на пространстве Содружества Независимых Государств, АТЦ СНГ готов принять участие в этой работе.
Разработка и принятие подобного документа позволит поднять на новый уровень сотрудничество государств в противодействии терроризму.
Завершая свое выступление, хочу отметить, что сложившаяся с момента создания Центра практика организации его информационно-аналитической деятельности, составной частью которой является формирование и эксплуатация Специализированного банка данных, позволяет АТЦ СНГ не только решать задачи, определенные руководящими органами Содружества и потребностями компетентных органов государств-участников, но и адекватно реагировать на изменения обстановки, формирующейся под воздействием угроз международного терроризма.
Благодарю за внимание.
www.atcsng.ru
29.09.2008
Андрей Быконя