29 сентября 2008
6557

Информационное сотрудничество государств - участников Содружества Независимых Государств с использованием Специализированного банка данных Антитеррористического центра СНГ

Информационное сотрудничество государств - участников Содружества Независимых Государств
с использованием Специализированного банка данных Антитеррористического центра СНГ

Уважаемые дамы и господа, коллеги!



Прежде всего, хотелось бы от имени Антитеррористического центра СНГ поприветствовать Вас и поблагодарить Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе за приглашение на сегодняшний семинар.

Эффективная организация информационного сотрудничества в вопросах выявления, предупреждения и пресечения террористической деятельности является одним из важнейших условий успешного осуществления борьбы с терроризмом, как на национальном, так и на межгосударственном уровнях.

В настоящее время устойчивая система обмена информацией в сфере борьбы с терроризмом между органами безопасности, спецслужбами и правоохранительными органами государств СНГ сложилась на двух- и на многосторонней основе.

Практический опыт антитеррористической деятельности в государствах Содружества показывает, что важным элементом такой системы являются межгосударственные автоматизированные информационные системы коллективного пользования, к которым относится Специализированный банк данных (СБД) АТЦ СНГ.

Банк был создан на основании Положения об Антитеррористическом центре, утвержденного Решением Совета глав государств Содружества от 1 декабря 2000 года.

Основой его дальнейшего развития и совершенствования стали Концепция и среднесрочные межгосударственные Программы сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, последняя из которых рассчитана на 2008 - 2010 годы.

Необходимые коррективы в организацию функционирования банка вносятся также на основании ежегодных Планов работы Совета руководителей органов безопасности и специальных служб (СОРБ) государств СНГ и Центра.

Функциональные задачи СБД, структура и режимы его эксплуатации, определены Регламентом эксплуатации Специализированного банка данных АТЦ СНГ, утвержденным Руководителем Центра.

По своему функциональному назначению СБД представляет собой межгосударственную автоматизированную информационную систему коллективного пользования, созданную с целью сбора, накопления, хранения, обработки и выдачи информации, отнесенной национальными законодательствами государств-участников СНГ к компетенции подразделений по борьбе с терроризмом.

На этапе сбора информации и пополнения банка данных нами используются главным образом материалы, поступающие из компетентных органов государств Содружества, а также данные из различных внешних информационных систем.

Кроме того, СБД АТЦ СНГ пополняется аналитическими документами, подготовленными специалистами Центра на основе выявляемых тенденций развития оперативной обстановки, а также сведениями в отношении конкретных объектов, событий и процессов, которые могут представлять угрозу безопасности государств Содружества.

Данный подход позволяет не распылять силы и средства на накопление информации по "терроризму вообще", а концентрировать внимание на наиболее реальных объектах устремлений террористов.

Кроме того, в целях наиболее объективной и глубокой проработки рассматриваемых проблем, нами активно используются и открытые информационные ресурсы - ресурсы глобальной сети Интернет, сообщения информационных агентств, публикации в электронных и печатных СМИ.

Накопление и систематизация указанных материалов осуществляется в виде данных документального (текстовая информация), фактографического (формализованная информация), графического (фотографии, карты, схемы, рисунки), аудиовизуального (оцифрованные звук и видео) типов в различном сочетании.

Гибкое сочетание контекстного поиска и возможностей систем управления базами данных обеспечивает при выдаче информации решение следующих классов задач:

- информационно-аналитических, предполагающих подготовку тематических выборок документов по заданным критериям поиска;

- информационно-справочных, предполагающих многоаспектный поиск и выдачу имеющихся в системе сведений по конкретным объектам;

- статистических, предусматривающих определение количественных характеристик заданных объектов в требуемых сочетаниях.

Тематический перечень накапливаемых сведений, определенный Положением об АТЦ СНГ, первоначально включал информацию:

- о международных террористических и иных экстремистских организациях, их лидерах, а также причастных к ним лицах;

- о состоянии, динамике и тенденциях распространения международного терроризма;

- о неправительственных структурах и лицах, оказывающих поддержку международным террористам.

По мере развития Специализированного банка данных, с учетом расширения и уточнения приоритетных направлений деятельности Центра сформирован ряд тематических информационных массивов в отношении:

- лиц, объявленных в международный розыск по обвинению в совершении преступлений террористического и экстремистского характера;

- юридических и физических лиц, подозреваемых в финансировании террористических и экстремистских организаций;

- лиц и организаций, подозреваемых в причастности к совершению актов терроризма с использованием террористов-смертников;

- лиц и организаций, причастных к подготовке и совершению проникновения в закрытые автоматизированные системы и электронные базы данных органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ;

- террористических и экстремистских организаций, деятельность которых запрещена на территориях государств-участников СНГ;

- международных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в сфере борьбы с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма;

- типов, особенностей применения взрывных устройств, которые использовались при совершении преступлений террористического и экстремистского характера, используемых в них взрывчатых материалов и других компонентов, иных сведений по взрывным устройствам;

- лиц и организаций, вынашивающих намерения или совершивших преступления с использованием радиационного, химического и биологического оружия или их компонентов;

- юридических и физических лиц, подозреваемых в причастности к использованию оружия массового уничтожения, компонентов и материалов, используемых для его создания, а также средств их доставки для осуществления террористической деятельности;

- образцов экстремистской литературы и заключений к ним судебных экспертиз о наличии признаков разжигания вражды и розни на межнациональной и/или межконфессиональной основе;

- транснациональных преступных группировок и неправительственных организаций (объединений), причастных к насильственным проявлениям экстремизма.

При этом следует отметить, что формирование СБД как совокупности взаимосвязанных тематических массивов позволяет обеспечить концентрацию сведений по конкретным объектам и проблемам с сохранением единства и целостности накапливаемой информации.

Необходимость сочетать возможности доступа к накапливаемой информации с требованиями по обеспечению ее защиты обусловила структуру СБД, которая состоит из трех самостоятельных сегментов:

- Центральное звено СБД;

- Информационные массивы СБД АТЦ СНГ, размещенные на отдельном сервере, подключенном к телекоммуникационному оборудованию Объединенного банка данных органов безопасности и специальных служб государств - участников СНГ по борьбе с организованной преступностью (ОБД СНГ);

- Открытый сегмент СБД в глобальной сети Интернет.

Центральное звено развернуто на базе локальной вычислительной сети Центра и включает следующие подсистемы:

Банк данных оперативной информации, предназначенный для обработки и накопления поступающих из компетентных органов Содружества сведений, а также подготовленных в Центре документов, реализованный в виде текстового и формализованного банков данных;

Банк данных открытой информации, включающий материалы средств массовой информации и информационных агенств стран СНГ, документы информационно-аналитического, статистического и справочного характера по различным аспектам проблемы борьбы с международным терроризмом;

Банк данных юридической информации, который содержит справочные правовые системы по Российскому федеральному и региональному законодательству, а также международные нормативные правовые акты и документы об их ратификации.

Немного подробнее остановлюсь на таком перспективном направлении развития банка данных, как информационные массивы СБД АТЦ СНГ, размещенные на отдельном сервере, подключенном к телекоммуникационному оборудованию ОБД СНГ.

Актуальность их создания обусловлена наличием в большинстве государств Содружества абонентских пунктов ОБД, с которых обеспечивается непосредственный on-line доступ к ресурсам центрального информационно-коммуникационного узла этой межгосударственной системы.

С учетом пункта 3.1 Программы сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2008 - 2010 годы, предусматривающего продолжение развития ОБД СНГ в целях обеспечения доступа к информационным ресурсам СБД АТЦ СНГ, Центром были подготовлены соответствующие предложения, рассмотренные и одобренные на 23 заседании СОРБ.

На основании принятых решений осуществлена предварительная проработка правовых, организационных и технических вопросов обеспечения одновременного доступа с абонентских пунктов ОБД СНГ к его банкам данных и информационным массивам СБД АТЦ СНГ, содержащим сведения в отношении:

- террористических и экстремистских организаций, деятельность которых запрещена в соответствии с национальным законодательством государств-участников Содружества Независимых Государств;

- лиц, объявленных в международный розыск по обвинению в совершении преступлений террористического характера.

Что касается открытого сегмента СБД, то его создание связано с таким направлением информационно-аналитической деятельности как проведение комплекса информационно-пропагандистских мероприятий в сфере борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

В этой связи на Интернет-сайте Исполнительного комитета СНГ www.cis.minsk.by была создана страница АТЦ СНГ, а в декабре 2007 года открыт самостоятельный сайт АТЦ СНГ в глобальной сети Интернет. Его адрес: http://www.atcsng.ru.

При его создании учитывались положения разработанной Центром Концепции сотрудничества органов безопасности и спецслужб государств-участников СНГ в сфере информационного противодействия терроризму и иным насильственным проявлениям экстремизма, одобренной 25 октября 2007 года на 23 заседании СОРБ.

Таким образом, указанная выше структура СБД АТЦ СНГ ориентирована на получение необходимой информации компетентными органами государств Содружества в следующих режимах:

- информирования по поступающим разовым запросам;

- информирования о поступлении новых данных в отношении объектов постоянной заинтересованности;

- самостоятельного on-line поиска необходимых сведений в соответствующих сегментах СБД.

Предметной областью обращений к СБД являются не только конкретные лица и организации, но и тематические запросы.

Проблематика возможных обращений, как я полагаю, достаточно очевидна исходя из названия упоминавшихся специализированных массивов, но, конечно же, ими не исчерпывается.

По опыту обработки поступавших к нам запросов можно констатировать, что накопленные в СБД объемы информации позволяют нам подобрать в том или ином объеме необходимые сведения по большинству вопросов, отнесенных к компетенции антитеррористических подразделений.

В качестве одного из примеров могу привести мероприятие по обеспечению безопасности прошедших в августе этого года олимпийских игр в Пекине.

В данном случае Центром, по запросу одного из подразделений российского МВД, были подготовлены материалы в отношении лиц, разыскиваемых по подозрению в совершении преступлений террористического характера органами безопасности, правоохранительными органами и спецслужбами государств СНГ.

Накопленная в СБД информация используется и в аналитической деятельности АТЦ СНГ.

Результаты аналитических исследований, проводимых специалистами Центра, находят отражение в подготавливаемых нами как разовых, посвященных конкретной проблематике, так и регулярно направляемым в заинтересованные ведомства документах.

Так, ежемесячно готовится и рассылается в органы Содружества, компетентные органы и МИДы государств-участников СНГ аналитическая справка о состоянии и тенденциях развития обстановки, складывающейся под влиянием деятельности международных террористических организаций.

На регулярной основе выпускается Информационный бюллетень АТЦ СНГ, двенадцатый номер которого был направлен в государства-участники в июле этого года.

Что касается проблематики аналитических исследований, проводимых Центром, могу упомянуть изучение таких представляющих повышенную опасность направлений современного терроризма, как терроризм смертников, ядерный терроризм, кибертерроризм и т.д.

Большое внимание уделяется исследованию вопросов антитеррористической защищенности критической инфраструктуры. В частности, речь идет о вопросах транспортной и энергетической инфраструктуры.

Не могу не отметить, что значительную помощь в проведении этих исследований оказывает наличие опыта проведения под эгидой АТЦ СНГ совместных антитеррористических учений. Применительно к объектам энергетической инфраструктуры это были:

- совместное командно-штабное учение "Каспий-Антитеррор-2005" по теме: "Организация и проведение оперативно-розыскных мероприятий и специальной операции по пресечению диверсионно-террористических акций на объектах топливно-энергетического комплекса", проведенное в августе 2005 года Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан с участием сотрудников органов безопасности и специальных служб Российской Федерации и Украины;

- совместное оперативно-стратегическое командно-штабное учение "Атом-Антитеррор-2006" по теме: "Организация и проведение оперативно-розыскных мероприятий по выявлению диверсионно-террористических групп. Подготовка и проведение Вооруженными Силами Республики Армения, во взаимодействии с оперативной группой ОШ ОДКБ, войсковой операции по блокированию и уничтожению диверсионно-террористических групп. Проведение специальной операции по освобождению заложников и нейтрализации террористов на объекте атомной энергетики", проведенное на атомной станции г. Мецамор в сентябре 2006 года сотрудниками органов безопасности и специальных служб Республики Армения и Российской Федерации.

Подробнее об этом опыте представитель Центра рассказывал на экспертном семинаре по теме "Защита критически важных объектов энергетической инфраструктуры от террористических атак", проводившемся Отделом по борьбе с терроризмом ОБСЕ в июле этого года в Вене.

В рамках подобных мероприятий происходил и обмен опытом и по другим тематикам аналитических исследований, проводимых Центром.

Упомяну проблематику только некоторых из них, в частности это семинары по вопросам:

- жертвенного терроризма;

- развития правового сотрудничества по уголовным делам, связанным с терроризмом;

- финансового мониторинга потоков капитала с целью предупреждения финансирования терроризма;

- борьбы против использования Интернета в террористических целях;

- правовой имплементации универсальных инструментов против терроризма и региональному опыту в продвижении международного сотрудничества против терроризма.

Кстати, одно из таких мероприятий, в котором принимали участие представители государств-участников СНГ и АТЦ СНГ - "Симпозиум о законодательном воплощении универсальных антитеррористических инструментов", организованный УНП ООН в сотрудничестве с РАТС ШОС, ОБСЕ и Правительством Узбекистана, проходило здесь, в Ташкенте в апреле 2005 года.

Поскольку речь зашла о международном сотрудничестве, хочется также отметить, что в настоящее время мировым сообществом выстраивается глобальная система координации деятельности спецслужб и правоохранительных органов в сфере борьбы с международным терроризмом. Это вертикаль включает подразделения ООН - региональные (субрегиональные) антитеррористические структуры - антитеррористические подразделения национальных "силовых" ведомств.

При этом возрастает роль АТЦ СНГ как региональной антитеррористической структуры в качестве связующего звена между "силовыми" ведомствами государств-участников и подразделениями Организации Объединенных Наций, прежде всего КТК и УНП, с которыми установлены рабочие контакты.

Кроме того, Антитеррористическим центром установлены и активно поддерживаются рабочие контакты с Организацией Договора о коллективной безопасности, Региональной антитеррористической структурой Шанхайской организации сотрудничества и рядом других организаций.

Основой взаимодействия АТЦ с указанными структурами является именно сотрудничество в вопросах информационно-аналитической составляющей борьбы с терроризмом.

Для более эффективной организации этого сотрудничества Центром готовятся специализированные нормативные акты, юридически закрепляющие наши рабочие контакты.

Так, в 2006 году был подписан Меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества и взаимодействия в области обмена информацией в сфере борьбы с терроризмом между Региональным узлом связи по правоохранительной работе Всемирной таможенной организации по странам СНГ "RILO - МОСКВА" и Антитеррористическим центром государств-участников СНГ.

В рамках реализации его положений представитель АТЦ СНГ принял участие в 7-ом заседании руководителей национальных узлов связи таможенных служб стран-участниц RILO, проходившем 2 недели назад здесь, в Ташкенте.

Положительный опыт взаимодействия в рамках этого документа был использован при разработке Меморандума о взаимопонимании по вопросам сотрудничества и взаимодействия в области обмена информацией с Международной организации уголовной полиции - Интерпол. Этот документ планируется подписать на очередной сессии Генеральной ассамблеи Интерпола, которая пройдет в октябре в Санкт-Петербурге.

Одновременно в АТЦ СНГ осуществляются предварительные работы по созданию абонентского пункта доступа к банку данных Интерпола, что поможет нам повысить эффективность сотрудничества с подразделениями полиции других стран.

Поскольку речь зашла о юридических вопросах, не могу не упомянуть о вопросах совершенствованию нормативной правовой базы организации информационно-аналитической деятельности в области борьбы с различными проявлениями терроризма.

Для этого специалистами АТЦ СНГ был подготовлен проект Соглашения об обмене информацией в сфере борьбы с терроризмом. Впервые в международной практике это Соглашение призвано регламентировать межгосударственный обмен информационными ресурсами антитеррористических подразделений в многостороннем формате.

Однако в процессе его согласования с компетентными органами государств Содружества выявился ряд вопросов, в первую очередь касающихся взаимной защиты государствами-участниками СНГ секретной информации, требующих самостоятельного правового урегулирования.

Недостаточность существующих правовых механизмов защиты секретной информации потребовала разработку специализированного правового акта - Протокола дополнений и изменений в действующее Соглашение о взаимном обеспечении сохранности межгосударственных секретов, принятое главами правительств государств-участников СНГ 22 января 1993 года.

Он будет рассмотрен на ближайшем заседании СОРБ в октябре этого года.

В заключение мне хотелось бы затронуть проблему формирования международной нормативной правовой базы координации борьбы с терроризмом в области информационного обмена.

В качестве правового механизма разрешения данной проблемы в глобальном масштабе, Центр неоднократно предлагал рассмотреть вопрос о целесообразности разработки глобальной Конвенции об обмене информацией в сфере борьбы с терроризмом. По нашему мнению, данная Конвенция могла бы послужит эффективным правовым механизмом взаимодействия государств-членов ООН в борьбе с терроризмом.

Однако разработке этого документа препятствует ряд объективных факторов, в частности, отсутствие всеобъемлющей Конвенции борьбы с терроризмом в рамках ООН, которая должна ввести соответствующий унифицированный понятийный аппарат и сформировать однородное правовом поле антитеррористической деятельности.

До ее принятия могла бы быть сформирована нормативная база антитеррористической деятельности в области информационного обмена в рамках международных организаций, например ОБСЕ или Совета Европы, участниками которых являются страны Содружества, в виде региональной Конвенции об обмене информацией в сфере борьбы с терроризмом.

Учитывая имеющийся опыт по разработке проекта Соглашения об обмене информацией в сфере борьбы с терроризмом на пространстве Содружества Независимых Государств, АТЦ СНГ готов принять участие в этой работе.

Разработка и принятие подобного документа позволит поднять на новый уровень сотрудничество государств в противодействии терроризму.

Завершая свое выступление, хочу отметить, что сложившаяся с момента создания Центра практика организации его информационно-аналитической деятельности, составной частью которой является формирование и эксплуатация Специализированного банка данных, позволяет АТЦ СНГ не только решать задачи, определенные руководящими органами Содружества и потребностями компетентных органов государств-участников, но и адекватно реагировать на изменения обстановки, формирующейся под воздействием угроз международного терроризма.

Благодарю за внимание.

www.atcsng.ru

29.09.2008

Андрей Быконя
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован