Не так давно в Московской городской думе прошло заседание "круглого стола" по теме "Территориальные органы самоуправления и безопасность жителей Москвы". "Московская промышленная газета" обратилась за комментарием к одному из разработчиков закона "Об общественных пунктах охраны правопорядка г. Москвы" депутату МГД, главе думской комиссии по безопасности Инне Святенко.
- Как известно, закон "Об общественных пунктах охраны правопорядка г. Москвы" вступил в силу год назад, в январе 2004 г. Суть его заключается в том, что на территории столицы должны быть созданы общественные пункты охраны порядка и при них - советы общественности.
Надо отметить, что помещения, необходимые для пунктов охраны, в Москве есть. Раньше там размещались так называемые опорные пункты милиции, потом их переименовали в общественные пункты охраны правопорядка, а затем, увы, большая часть из них тихо закрылась. Мы с районными властями на местах прошлись по этим помещениям и выяснили, что с ними сегодня происходит. Всего их в Москве 676. Обнаружилось, что в лучшем случае в них ведут прием населения участковые уполномоченные, а в худшем - они сданы в аренду коммерсантам или просто закрыты.
Хотелось бы, учитывая вступивший в силу городской закон "Об общественных пунктах...", законодательно закрепить эти помещения за советами общественности. Надо, чтобы они служили интересам города и его жителей. Без сомнения, общественные пункты и их активисты внесут свой вклад в обеспечение порядка в Москве.
Не надо долго объяснять: проблемы безопасности можно решить только всем миром. А мы лишь критикуем правоохранительные органы: вот, мол, недорабатывают. Но надо четко представлять, что они ничего не могут сделать без помощи населения, так же как и население без обратной связи с ними беспомощно.
Толчком к возрождению в городе общественных пунктов охраны порядка когда-то стала трагедия со взрывами домов на улице Гурьянова и Каширском шоссе. Сразу после них местные жители даже организовали добровольное патрулирование прилегающих территорий, однако время прошло, все забылось и вернулось на круги своя. Да и правоохранительные органы в работе с населением тогда тоже немного расслабились, до следующего теракта!
Повторюсь: в подобной ситуации самое страшное, если все начнут пенять друг на друга. Жители скажут, что виновата милиция, которая нас не охраняет, а милиция, в свою очередь, заявит, что граждане позапирались в своих квартирах и не интересуются ни соседями, ни происходящим в подъезде, ничем вообще!
Поэтому, обговаривая в законе создание советов общественности, мы внесли в него норму о том, что в эти советы в обязательном порядке должен входить местный участковый уполномоченный. Помимо участковых, в совет входят, разумеется, местные жители. В соответствии с законом любой москвич, достигший 18 лет, может записаться в совет общественности. Причем советы должны помогать не только милиции, но и другим органам исполнительной власти на местах, ведь обеспечение безопасности основано как на неких оперативных мерах спецслужб, так и на совершенно элементарной рутинной работе тех же ДЕЗов и управ. Важно, например, есть ли свет в темное время во дворе, работает ли кодовый замок в подъезде, надежно ли закрыты подвалы и чердаки жилых домов, нет ли там бомжей и подозрительных людей... Очень важно, чтобы жители столицы не были равнодушны к этим проблемам по принципу - моя хата с краю, а помогали в их решении.
Главная идея нашего закона: если человек хочет помочь, он должен иметь возможность прийти в пункт охраны порядка и поучаствовать в его работе. И таких активных людей сегодня в Москве очень много. Мы начинали эксперимент по созданию подобных пунктов в Таганском и Щукинском районах столицы. Пошел вал звонков, люди звонили в местные органы власти и спрашивали: где находится общественный пункт охраны правопорядка? Хотим помочь. Были даже сигналы от женщин, которые сидят дома с детьми.
Они звонили, если был сломан замок или домофон в подъезде, сообщали о подозрительных людях во дворе, о хулиганах, ломавших оборудование детских площадок - ведь обострение криминальной ситуации во многих районах города уже начало "доставать" граждан. В результате наш закон оказался одним из немногих, созданных фактически не сверху, а снизу, так сказать, по пожеланиям жителей Москвы.
На сегодня юридический статус граждан, входящих в общественный совет, определяет закон города Москвы. Статус пунктов охраны правопорядка - общественно-государственный, так как их работу поддерживает государство. Оно выделяет помещение, из городского бюджета оплачиваются счета за свет, отопление и прочие текущие коммунальные расходы. С 2005 г. городской бюджет выделяет деньги на зарплату председателям этих общественных советов. Суммы будут небольшими (3 - 4 тыс. рублей в месяц), но для многих пенсионеров-общественников это весьма существенная прибавка к семейному бюджету. Эти люди несут материальную ответственность за имущество пункта охраны порядка.
В состав советов войдут старшие по подъезду, старшие по дому, председатели общественных организаций, которые находятся на данной территории (советы ветеранов, общества инвалидов и т. д.). По желанию в эти советы могут войти и предприниматели. Например, в Щукине в совет вошел председатель местного общества предпринимателей, который живет в этом районе. Он помог обустроить ряд детских площадок во дворах.
Работы у советов немало. К примеру, для обеспечения безопасности детей нужно огораживать многочисленные автостоянки и парковки, ограничивать свободный доступ на проезжую часть возле жилых домов, проводить профилактическую работу с трудными подростками. Необходимо отслеживать и экологическую обстановку на прилегающих к жилым домам территориях и т. д.
Если взять статистику правонарушений по городу, сразу видно, что большая часть правонарушений в Москве происходит на слабоосвещенных, безлюдных участках дворов и улиц, в незакрытых подъездах. И поэтому каждый наш шаг, каждая инициатива по укреплению мер безопасности ведут к уменьшению криминала, к нормализации социальной обстановки в Москве, особенно в ее жилом секторе.
Это заметно в тех районах, где подобные пункты уже работают, регулярно проводятся совещания, на которых граждане, вошедшие в советы, отчитываются о проделанном, планируют работу на ближайшее время. Разумеется, подобные совещания проходят в присутствии представителей местных властей и правоохранительных органов. Между прочим, когда я в свое время внесла в Мосгордуму свой законопроект, первыми, кто поддержал его, были именно участковые, так как наш закон существенно помог им в налаживании полноценной работы с населением.
Записал Борис Глебов
Московская промышленная газета, 26 января 2005 г.