Предисловие
В Федеральной программе развития образования, утвержденной ФЗ N 51 от 10.04.2000 г., отмечается необходимость гуманизации образования, в частности проведения структурных и содержательных изменений в профессиональном образовании в соответствии с достижениями российской и мировой науки, техники, производства и культуры. В связи с этим приоритетными направлениями становятся разработка современной структуры учебных дисциплин общественного и социально-гуманитарного цикла, их содержания и подготовка соответствующей научной, учебной и методической литературы. (1)
Государственный образовательный стандарт ВПО по специальности 021100 "Юриспруденция", утвержденный приказом Министерства высшего образования РФ 27.03.2000 г., является весьма куцым, бессодержательным, отражающим по своему существу структуру тех советских учебников и учебных программ, которые объясняли закономерности развития государственно-правовых явлений с догматических и схоластических позиций. Это особенно касается той части стандарта, которая посвящена общетеоретической фундаментальной юридической науке и дисциплине.
В отечественной литературе общетеоретической юридической наукой и дисциплиной одни авторы (В.К. Бабаев, Д.А. Керимов, М.Н. Марченко, О.В. Мартышин, В.Н. Казаков и др.) считают "Теорию государства и права", другие (А.С. Пиголкин, Б.А. Страшун, В.Е. Чиркин и др.) - "Общую теорию права", "Теорию права", "Введение в теорию права", "Энциклопедию права" и т.д. (2)
В настоящее время и та, и другая точки зрения по поводу названия, предмета, структуры и пр. вопросов фундаментальной науки и учебной дисциплины, на наш взгляд, требуют существенного пересмотра.
Так, основные аргументы авторов в пользу изучения государства и права в качестве единой науки заключаются в том, что эти явления тесно связаны и взаимообусловлены, не существуют одно без другого. Данный тезис опровергается не только современной наукой, но и практикой (имеются в виду широкие полномочия по формированию и реализации права у органов местного самоуправления, хозяйствующих и других негосударственных субъектов). "Однако на факультетах права продолжают формировать - если не сказать деформировать - представление студентов на основе концепции, что право является продолжением государства как единственной, абсолютной, целостной и исключительной суверенной власти", - пишет крупнейший французский социолог права А.-Ж. Арно. (3)
Как известно, предмет науки обозначает некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе их познания. Поэтому следует согласиться с теми учеными (А.С. Пиголкиным, Б.А. Страшуном, Е.В. Чиркиным и др.), которые полагают, что государство и право представляют собой особые самостоятельные явления, имеющие собственные закономерности становления, развития, функционирования, и с объективной необходимостью требуют изучать их разными науками.
Действительно, государство - это суверенная организация особой политической власти, внешне выраженная в аппарате управления и принуждения. Государство является центральным элементом политической системы, главным субъектом политической жизни общества. Поэтому теория государства в этом плане - не юридическая наука. Она составляет важнейшую часть теории политической системы общества, государствоведения, политологии, политических наук. Как верно замечают Б.А. Страшун и др. авторы, в отличие от указанных наук вопросы государства в "Теории права и государства", по сути, дублируются, излагаются более примитивно и зачастую с ошибками, которые обусловлены недостаточным знакомством авторов с государственным (конституционным и т.п.) правом множества конкретных стран (4). В подавляющем большинстве зарубежных стран учение о государстве рассматривается обычно в рамках политических дисциплин. В соответствии с ? 15 Общего устава императорских российских университетов от 18.06.1863 г. общетеоретическая юридическая дисциплина именовалась энциклопедией права. В названии большинства дореволюционных учебников по этой дисциплине термин "государство" отсутствует. (5) Позитивное право в интегративном его понимании представляет собой систему общеобязательных нормативно-правовых предписаний, которая отражает (должна отражать) идеи и состояния свободы и ответственности, справедливости и юридического равенства, гуманизма и общественного порядка и т.д. Причем, еще раз подчеркнем, что в настоящее время в России формируется качественно новое позитивное право, в создании, обеспечении и реализации которого участвуют не только государственные, но и негосударственные субъекты.
"Право, - как верно замечает А.С. Пиголкин, - тесно связано не только с государством, но и с такими социальными явлениями, как мораль, политика (добавим - экономика. - В.К.) и другими, причем точки соприкосновения с ними не менее существенны, чем с государством". (6)
Подобные связи, однако, (продолжим мысль А.С. Пиголкина) не дают основания выделять такие "единые науки", как "Теория экономики и права", "Теория политики и права", "Теория морали и права" и др. Указанные теории находят обоснования в различных юридических, экономических, политических и иных науках.
Не требует доказательства либо опровержения тот общеизвестный факт, что право - один из главных компонентов правовой системы общества. В рамках как "Теории государства и права", так и "Общей теории права" изучаются не только собственно право, но и другие элементы правовой системы общества (юридическая практика, правонарушения, юридическая ответственность и т.д.). Поэтому предметом фундаментальной юридической науки и учебной дисциплины являются не только право, но и правовая система общества в целом, ее основные свойства, структуры, закономерности возникновения, развития и функционирования. Не замечать этого - значит сознательно либо бессознательно отождествлять право и правовую систему общества. Предмет же науки, естественно, определяет и ее название - "Теория правовой системы общества", а не "Общая теория права".
"Теория права" (точно так же, как и "теория правосознания", "теория правотворческой практики" и пр. юридические теории) является лишь частью "Теории правовой системы общества". Таким образом, в предмет фундаментальной юридической науки, на наш взгляд, кроме права, входят правосознание и правовая культура, юридическая практика (правотворческая, правореализационная, интерпретационная и т.п.), правовые отношения и связи, правонарушения и иные социально-правовые отклонения (юридические ошибки, конфликты, риски и т.п.), механизмы правовой защиты и юридической ответственности субъектов, проблемы правового прогресса и детерминации правовой системы общества, правового наследия и преемственности, правовой аккультурации и экспансии, качества, эффективности и социальной ценности юридических явлений, вопросы взаимодействия правовой системы с экономической, политической и социальной системами общества, его гуманистическим и другими духовными началами.
Такой подход к фундаментальной юридической науке позволит, во-первых, уже в самом названии правильно отразить ее предмет; во-вторых, более грамотно определить в современных условиях основные направления и объекты общетеоретических исследований; в-третьих, преодолеть этатистский подход при изучении не только права, но и других правовых явлений. Анализ современных научных (кандидатских и докторских диссертаций, монографий, статей и т.п.) и учебных (учебников, учебных пособий, текстов лекций и т.п.) трудов показывает, что при изучении любого юридического явления практически каждый из авторов пытается связать его (явление) с государством даже в тех случаях, когда этих связей нет в реальной действительности. Все это свидетельствует, на наш взгляд, об отрицательных последствиях этатистского подхода в юриспруденции, а также о том, что правовая система общества очень длительное время изучалась в рамках единой "двухпредметной" науки - "Теории государства и права".
В рамках науки "Теории правовой системы общества" не отвергается тесная связь государственных и правовых явлений. Наоборот, при исследовании места политической и правовой систем в гражданском обществе достаточно обстоятельно рассматриваются роль государства в обществе, его соотношение (единство, различие и взаимодействие) с правом, юридической практикой, правосознанием, правовой культурой и другими элементами правовой системы. Государство выступает в качестве важнейшего субъекта права, юридической практики, правоотношений и т.п., что находит отражение при исследовании соответствующих тем.
Существенным недостатком многих научных, учебных и учебно-методических работ, изданных в нашей стране, в последние десятилетия является то, что авторы, как правило, рассматривая общие закономерности развития и функционирования юридических явлений, ограничивали и ограничивают предмет данной науки правовой системой России, отвергая практический опыт и юридические знания, накопленные в дореволюционной России и за рубежом. Все это, естественно, не способствует развитию как фундаментальных, отраслевых и других юридических наук (дисциплин), так и практики государственного и правового обустройства в нашей стране.
Являясь фундаментальной юридической наукой, "Теория правовой системы общества", как никакая другая наука, должна выполнять интегративную и методологическую роль в правоведении. Эта наука призвана изучать правовой опыт самых различных стран. Общетеоретический подход требует выяснения социально-правовых закономерностей, объективных связей и отношений, присущих любым правовым системам (семьям), правовым явлениям независимо от их исторического и социального типа. Естественно, что выделение общих черт (структурных элементов, функций, тенденций развития и т.п.) позволяет более четко показать многообразие и особенности, присущие тем или иным правовым семьям (романо-германской, скандинавской и пр.), правовым системам (России, Франции и пр.), конкретным правовым явлениям, процессам и состояниям.
Данный подход в юридической науке должен находить отражение и в современной учебной литературе (учебниках, учебных пособиях, курсах лекций и т.п.).
Безусловно, что Государственный образовательный стандарт ВПО по специальности 030501 "Юриспруденция" в данном плане нужно коренным образом менять. И чем быстрее это будет сделано, тем более качественным и эффективным станет юридическое образование в стране. Подготовленная нами Программа по курсу "Теория правовой системы общества", надеемся, позволит устранить многие недостатки в преподавании общетеоретической юридической дисциплины, а также даст новый импульс для развития фундаментальных юридических исследований в России в XXI веке.
Здесь представлены лишь основные темы курса.
Основные темы курса
Раздел 1. Введение в теорию правовой системы общества (далее - ПСО)
Тема 1. Место теории ПСО в системе юридических наук.
Тема 2. Методология юридической науки и практики.
Тема 3. Функции юридических наук.
Тема 4. Взаимодействие юридической науки и практики.
Тема 5. Теория ПСО как фундаментальная наука, ее логическая структура.
Тема 6. Теория ПСО как учебная дисциплина. Структура учебного курса.
Тема 7. Развитие юридической науки и теории ПСО.
Раздел 2. Общая характеристика ПСО
Тема 8. ПСО: понятие, основные черты и структуры.
Тема 9. Принципы ПСО.
Тема 10. Основные ПСО современности. Соотношение национальной и международной ПСО (проблемы гармонизации).
Тема 11. Функции ПСО.
Раздел 3. Право в ПСО
Тема 12. Понятие и общая характеристика права.
Тема 13. Содержание права (общая характеристика).
Тема 14. Принципы права (содержание права - продолжение).
Тема 15. Нормы права (содержание права - продолжение).
Тема 16. Нестандартные нормативно-правовые предписания (содержание права окончание).
Тема 17. Источники и формы права.
Тема 18. Система и структура права.
Тема 19. Функции права: понятие, классификации, содержание и формы.
Раздел 4. Юридические практики и технологии в ПСО
Тема 20. Общая характеристика юридической практики.
Тема 21. Юридическая технология - перспективное направление развития теории юридической практики и ПСО.
Тема 22. Правотворческая практика и технология в ПСО.
Тема 23. Практика реализации права в ПСО.
Тема 24. Правоприменительная практика и технология в ПСО.
Тема 25. Интерпретационная юридическая практика и технология в ПСО.
Тема 26. Правосистематизирующая практика и технология в ПСО.
Тема 27. Правовые отношения и связи в юридической практике и ПСО.
Раздел 5. Правосознание и правовая культура в ПСО.
Тема 28. Правосознание в ПСО.
Тема 29. Особенности отдельных видов и компонентов правосознания.
Тема 30. Психический (социально - психический) механизм юридического поведения личности.
Тема 31. Правовая культура в ПСО.
Тема 32. Правовое воспитание: российский и зарубежный опыт.
Тема 33. Юридическое образование: российский и зарубежный опыт.
Раздел 6. Юридическая антикультура (далее ЮАК) и ее отдельные разновидности
Тема 34. Общая характеристика ЮАК.
Тема 35. Противоправная (правонарушительная) деятельность (ЮАК - продолжение)
Тема 36. Ошибочная юридическая деятельность (ЮАК - продолжение)
Тема 37. Конфликтная юридическая деятельность (ЮАК - продолжение)
Тема 38. Иные разновидности ЮАК (нигилизм, фетишизм, "теневое право" и т.п.)
Тема 39. Юридические риски: проблемы правовой культуры и ЮАК.
Раздел 7. Юридическая ответственность, механизмы правовой защиты, законность и правопорядок в ПСО
Тема 40. Юридическая ответственность: природа, структуры, функции.
Тема 42. Механизмы правовой защиты (национальный и международный аспекты).
Тема 41. Законность в ПСО.
Тема 42. Правопорядок и ПСО.
Раздел 8. Правовая система в гражданском обществе
Тема 43. Место правовой системы в гражданском обществе.
Тема 44. Гуманистические аспекты ПСО.
Тема 45. ПСО в механизме социального регулирования общественных отношений.
Тема 46. Экономическая и правовая системы гражданского общества.
Тема 47. Политическая и правовая системы гражданского общества.
Тема 48. Социальные структуры гражданского общества и его правовая система.
Тема 49. Духовные начала в правовой системе гражданского общества.
Раздел 9. Правовая система общества, общественный прогресс и проблемы глобализации
Тема 50. Общая характеристика общественного и правового прогресса и последствия глобализации.
Тема 51. Механизм детерминации ПСО.
Тема 52. Правовое наследие и преемственность в ПСО.
Тема 53. Механизм правовой аккультурации развитие ПСО.
Тема 54. Юридическая экспансия и ее последствия для национальной ПСО.
Тема 55. Эффективность ПСО.
Тема 56. Качественная характеристика ПСО.
Тема 57. Социальная ценность правовых явлений, процессов и состояний.
_________________________________________________________________________________
1. См. Российская газета. - М., 2000. 13.04. и 15 04.
2. См. Труды МГЮА. - М., 2001. - N7.
3. Entre modernite et mondialisation. - Р., 1998. - Р. 19 -20.
4. См. Труды МГЮА. - М., N 7. - С. 100 - 102.
5. Там же, с. 40.
6. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. - М., 1995. - С. 65; Труды МГЮА. N7. - С. 86 - 87.
Карташов В.Н.
д.ю.н., профессор, Заслуженный деятель науки РФ, зав. кафедрой Ярославского государственного университета
Viperson