Еще в начале прошлого столетия наш великий соотечественник академик В.И.Вернадский сформули&-ровал тезис о роли человеческого ин&-теллекта как производительной силы глобального масштаба. Он связывал дальнейшее развитие человечества с наукой, интеллектом и гуманизмом, т. е. с ноосферой (от греч. "ноос" - ра&-зум). В начале нынешнего века концеп&-ция знания, как источника экономичес&-кого развития привела к возникнове&-нию нового понятия _ "экономики зна&-ний".
Производство идей, а не товаров ста&-новится теперь основным источником экономического роста и конкурентос&-пособности. В старой экономике источ&-ником преимуществ для страны были доступ к сырью, удобные транспортные маршруты, ем&-кий потребительский рынок, дешевая рабочая сила. В новой экономике факторы успеха - это инновации, создание и применение новых знаний, развитая инфраструктура информации и зна&-ний.
В настоящее время на долю иннова&-ционных технологий в развитых стра&-нах приходится более 70% прироста ВВП. Задача инновационного развития особенно актуальна для экономики России. Сложившаяся сегодня инвести&-ционная модель не обеспечивает мо&-дернизацию основных фондов практи&-чески во всех отраслях промышленно&-сти. Утяжеленная структура экономики в рамках ее экспортно-сырьевой на&-правленности и слабая инновационная активность не позволяют вырваться на траекторию форсированного экономи&-ческого роста в среднесрочной перспективе. Пока инновационные процес&-сы ни по объему, ни по направленнос&-ти не отвечают требованиям повыше&-ния конкурентоспособности нацио&-нальной экономики. По доле затрат на исследования и разработке во ВВП, Россия отстает от ведущих стран, таких как США, Япония, Германия в 2~3 раза. Хотя величина инновационной про&-дукции возрастает, ее уровень не соот&-ветствует требованиям современной экономики. Расширение производства инновационной продукции происхо&-дит в основном за счет тиражирования старых образцов, лишь слегка подвер&-гшихся модернизации. Отсутствует массовое производство инновацион&-ной продукции, что ведет к ее чрезмер&-ному удорожанию. Доля экспорта в ин&-новационной продукции остается край&-не незначительной - всего 20% ее вы&-пуска.
* * *
Несмотря на острейший и длитель&-ный кризис, пережитый в 1990-е годы, наша страна обладает значительным потенциалом, как накопленным в предыдущие десятилетия, так и по крупи&-цам создаваемым в сегодняшних слож&-ных условиях. Он должен быть исполь&-зован в экономике.
Важным конкурентным преимуще&-ством России является достаточно вы&-сокий уровень образования и общей культуры населения. Значимым ресур&-сом в национальной экономике являет&-ся огромный научный потенциал и спо&-собность ее научных кадров генериро&-вать новые идеи и технологии.
В производстве наукоемкой продук&-ции в мире сейчас существует 50-55 макротехнологий. Сейчас Россия спо&-собна конкурировать на мировом рын&-ке примерно по 17 ключевым направле&-ниям. К ним, например, относятся оптоэлектроника, телекоммуникацион&-ное оборудование, в частности оптово&-локно, новые материалы, оптические приборы и синтетическое оборудова&-ние, программное обеспечение.
Поэтому Россия могла бы, как утвер&-ждают специалисты, претендовать на 10-15% мирового рынка наукоемкой продукции, что могло бы приносить 120-180 млрд. долларов в год. Для ре&-ализации инновационного сценария развития России необходимо преодо&-леть ряд препятствий и огра&-ничений, сложившихся в годы сырьевой направленности развития нашей экономики. Во-первых, научные исследо&-вания и разработки недоста&-точно ориентированы на по&-требности экономики и общества. В свою очередь, идеи и разработки рос&-сийских ученых слабо востребованы отечественными промышленниками и предпринимателями. Во-вторых, со&-храняются барьеры между наукой и образованием, и, как следствие - от&-сутствует синергетический эффект от научно-образовательной деятельнос&-ти.
Кроме того, мы имеем неэффектив&-ную систему формирования приори&-тетов бюджетного финансирования науки. С одной стороны, это приводит к недооценке фундаментальной науки как базового компонента развития на&-циональной инновационной системы. С другой стороны, в последнее годы наблюдалось финансирование при&-кладных разработок, не имеющих спроса на внутреннем и внешнем рын&-ках. Фактическое отсутствие частного научно-технического и венчурного секторов снижают конкуренцию и эф&-фективность научной деятельности.
Известно, что инновационная эконо&-мика строится на сочетании научных исследований, венчурного финансирования, грамотного технического вопло&-щения идей и умелого управления. Не менее важно при этом создать благо&-приятные условия для работы предпри&-нимателей, частных предприятий. Ус&-пех базируется на балансе интересов всех участников этого сложного и, во многом противоречивого взаимодей&-ствия, всемерном снижении их эконо&-мических рисков.
Процесс инновационного развития может идти по-разному. Один путь хо&-рошо известен из зарубежного опыта, это путь свободных рыночных отноше&-ний. Он предполагает, что при создан&-ных государством благоприятных усло&-виях будут рождаться тысячи внедрен&-ческих и венчурных предприятий; каж&-дое будет пытаться самостоятельно довести до практического применения свои идеи. Но только единицы добьются успеха.
Есть и другой путь, на мой взгляд, го&-раздо более эффективный. В его осно&-ве лежит научно-практический подход, включающий, в частности, информаци&-онное и методологическое обеспече&-ние, научное прогнозирование, развитие систем обучения и обмена опытом, механизмы страховых и государствен&-ных гарантий. Немаловажно, что в ус&-ловиях нашей страны накоплен огром&-ный практический опыт успешной целенаправленной реализации государ&-ством крупных научно-технологичес&-ких проектов - атомного, космическо&-го и других. Этот опыт можно и нужно использовать в новых, современных ус&-ловиях. Такой путь наиболее перспек&-тивен и реально осуществим в услови&-ях, когда информационные и обучаю&-щие системы государств открыты, а за&-конодательство способствует взаимо&-выгодному сотрудничеству как науч&-ных, промышленных и коммерческих организаций между собой, так и всех их с государством, когда есть возмож&-ность существенно расширять круг уча&-стников инновационных отношений.
Серьезным сдерживающим факто&-ром является неразвитость инфра&-структуры, инновационной деятельно&-сти и механизмов распространения передовых технологий. В России пока явно недостает технопарков, иннова&-ционно-технологических центров, биз&-нес-инкубаторов, центров трансферта технологий, в том числе для малого и среднего инновационного предпринимательства.
Экспорт машиностроительной про&-дукции - главного носителя инноваций - составляет лишь 7% от общего объе&-ма ее производства. В результате доля России на мировом рынке промышлен&-ного экспорта наукоемкой продукции составляет всего 0,3% в то время как, например, продукция США составляет 39% этого рынка.
* * *
Отдельная и очень важная тема - это вопрос о необходимости широкого вовлечения в инновационный процесс предприятий малого и среднего бизне&-са. Они обладают необходимой гибко&-стью, оперативностью, способностью к нестандартным решениям. Эффектив&-ная инновационная деятельность не&-возможна без совершенствования и со&-здания новой нормативно-правовой базы, гармонизированной с международными нормами и правилами. Она должна быть ориентирована на разви&-тие институтов кредитования, венчур&-ного финансирования, страхования ин&-вестиционных рисков для малых и средних предприятий, занятых иннова&-ционным бизнесом. В этой сфере необ&-ходимо также создание правовых усло&-вий для развития рынков долгосрочно&-го заимствования капитала, в том числе фондовых рынков и лизинга, а также совершен&-ствование системы налоговых и других инструментов стиму&-лирования инновационной деятельности.
В соответствии с задачами, постав&-ленными Президентом Российской Фе&-дерации, Правительство и Федеральное Собрание взяли курс на формирование инновационной системы. Разработаны и приняты основы политики РФ в обла&-сти развития науки и технологий на пе&-риод до 2010 года и дальнейшую перс&-пективу. В них предусматривается ком&-плекс мер по обеспечению необходи&-мых условий деятельности националь&-ной инновационной системы на осно&-ве принципов частного государственного партнерства, содействию созда&-ния необходимых инфраструктурных звеньев, поддержки инновационной деятельности, интеграции науки и об&-разования.
Совет Федерации совместно с Госу&-дарственной Думой и Правительством России ведет активную работу по под&-готовке законодательных инициатив в этой области. Одним из ключевых на&-правлений государственной политики должно стать вовлечение в хозяйствен&-ный оборот результатов научно-техни&-ческой деятельности. Цель этого - по&-вышение эффективности использова&-ния интеллектуальных ресурсов стра&-ны, создание экономики, основанной на знаниях. Основа такой политики - принцип баланса интересов государ&-ственного и частного секторов эконо&-мики, независимо от отраслевой при&-надлежности и формы собственности предприятий.
Для комплексного и эффективного решения инновационных проблем тре&-буется организация эффективного и за&-интересованного, основанного на встречной инициативе взаимодействия органов власти с организациями, рабо&-тающими в сфере науки и инновацион&-ного бизнеса. Деятельность Высшего инженерного совета, общественных органов при Совете Федерации направ&-лена на решение этой важнейшей зада&-чи.
Председатель Совета Федерации,
сопредседатель Высшего инженерного совета Сергей Миронов
"Деловая слава России"
01.2007
www.mironov.ru