23 января 2007
1996

Инновационные процессы в отечественной экономике

Еще в начале прошлого столетия наш великий соотечественник академик В.И.Вернадский сформули&-ровал тезис о роли человеческого ин&-теллекта как производительной силы глобального масштаба. Он связывал дальнейшее развитие человечества с наукой, интеллектом и гуманизмом, т. е. с ноосферой (от греч. "ноос" - ра&-зум). В начале нынешнего века концеп&-ция знания, как источника экономичес&-кого развития привела к возникнове&-нию нового понятия _ "экономики зна&-ний".

Производство идей, а не товаров ста&-новится теперь основным источником экономического роста и конкурентос&-пособности. В старой экономике источ&-ником преимуществ для страны были доступ к сырью, удобные транспортные маршруты, ем&-кий потребительский рынок, дешевая рабочая сила. В новой экономике факторы успеха - это инновации, создание и применение новых знаний, развитая инфраструктура информации и зна&-ний.

В настоящее время на долю иннова&-ционных технологий в развитых стра&-нах приходится более 70% прироста ВВП. Задача инновационного развития особенно актуальна для экономики России. Сложившаяся сегодня инвести&-ционная модель не обеспечивает мо&-дернизацию основных фондов практи&-чески во всех отраслях промышленно&-сти. Утяжеленная структура экономики в рамках ее экспортно-сырьевой на&-правленности и слабая инновационная активность не позволяют вырваться на траекторию форсированного экономи&-ческого роста в среднесрочной перспективе. Пока инновационные процес&-сы ни по объему, ни по направленнос&-ти не отвечают требованиям повыше&-ния конкурентоспособности нацио&-нальной экономики. По доле затрат на исследования и разработке во ВВП, Россия отстает от ведущих стран, таких как США, Япония, Германия в 2~3 раза. Хотя величина инновационной про&-дукции возрастает, ее уровень не соот&-ветствует требованиям современной экономики. Расширение производства инновационной продукции происхо&-дит в основном за счет тиражирования старых образцов, лишь слегка подвер&-гшихся модернизации. Отсутствует массовое производство инновацион&-ной продукции, что ведет к ее чрезмер&-ному удорожанию. Доля экспорта в ин&-новационной продукции остается край&-не незначительной - всего 20% ее вы&-пуска.

* * *

Несмотря на острейший и длитель&-ный кризис, пережитый в 1990-е годы, наша страна обладает значительным потенциалом, как накопленным в предыдущие десятилетия, так и по крупи&-цам создаваемым в сегодняшних слож&-ных условиях. Он должен быть исполь&-зован в экономике.

Важным конкурентным преимуще&-ством России является достаточно вы&-сокий уровень образования и общей культуры населения. Значимым ресур&-сом в национальной экономике являет&-ся огромный научный потенциал и спо&-собность ее научных кадров генериро&-вать новые идеи и технологии.

В производстве наукоемкой продук&-ции в мире сейчас существует 50-55 макротехнологий. Сейчас Россия спо&-собна конкурировать на мировом рын&-ке примерно по 17 ключевым направле&-ниям. К ним, например, относятся оптоэлектроника, телекоммуникацион&-ное оборудование, в частности оптово&-локно, новые материалы, оптические приборы и синтетическое оборудова&-ние, программное обеспечение.

Поэтому Россия могла бы, как утвер&-ждают специалисты, претендовать на 10-15% мирового рынка наукоемкой продукции, что могло бы приносить 120-180 млрд. долларов в год. Для ре&-ализации инновационного сценария развития России необходимо преодо&-леть ряд препятствий и огра&-ничений, сложившихся в годы сырьевой направленности развития нашей экономики. Во-первых, научные исследо&-вания и разработки недоста&-точно ориентированы на по&-требности экономики и общества. В свою очередь, идеи и разработки рос&-сийских ученых слабо востребованы отечественными промышленниками и предпринимателями. Во-вторых, со&-храняются барьеры между наукой и образованием, и, как следствие - от&-сутствует синергетический эффект от научно-образовательной деятельнос&-ти.

Кроме того, мы имеем неэффектив&-ную систему формирования приори&-тетов бюджетного финансирования науки. С одной стороны, это приводит к недооценке фундаментальной науки как базового компонента развития на&-циональной инновационной системы. С другой стороны, в последнее годы наблюдалось финансирование при&-кладных разработок, не имеющих спроса на внутреннем и внешнем рын&-ках. Фактическое отсутствие частного научно-технического и венчурного секторов снижают конкуренцию и эф&-фективность научной деятельности.

Известно, что инновационная эконо&-мика строится на сочетании научных исследований, венчурного финансирования, грамотного технического вопло&-щения идей и умелого управления. Не менее важно при этом создать благо&-приятные условия для работы предпри&-нимателей, частных предприятий. Ус&-пех базируется на балансе интересов всех участников этого сложного и, во многом противоречивого взаимодей&-ствия, всемерном снижении их эконо&-мических рисков.

Процесс инновационного развития может идти по-разному. Один путь хо&-рошо известен из зарубежного опыта, это путь свободных рыночных отноше&-ний. Он предполагает, что при создан&-ных государством благоприятных усло&-виях будут рождаться тысячи внедрен&-ческих и венчурных предприятий; каж&-дое будет пытаться самостоятельно довести до практического применения свои идеи. Но только единицы добьются успеха.

Есть и другой путь, на мой взгляд, го&-раздо более эффективный. В его осно&-ве лежит научно-практический подход, включающий, в частности, информаци&-онное и методологическое обеспече&-ние, научное прогнозирование, развитие систем обучения и обмена опытом, механизмы страховых и государствен&-ных гарантий. Немаловажно, что в ус&-ловиях нашей страны накоплен огром&-ный практический опыт успешной целенаправленной реализации государ&-ством крупных научно-технологичес&-ких проектов - атомного, космическо&-го и других. Этот опыт можно и нужно использовать в новых, современных ус&-ловиях. Такой путь наиболее перспек&-тивен и реально осуществим в услови&-ях, когда информационные и обучаю&-щие системы государств открыты, а за&-конодательство способствует взаимо&-выгодному сотрудничеству как науч&-ных, промышленных и коммерческих организаций между собой, так и всех их с государством, когда есть возмож&-ность существенно расширять круг уча&-стников инновационных отношений.

Серьезным сдерживающим факто&-ром является неразвитость инфра&-структуры, инновационной деятельно&-сти и механизмов распространения передовых технологий. В России пока явно недостает технопарков, иннова&-ционно-технологических центров, биз&-нес-инкубаторов, центров трансферта технологий, в том числе для малого и среднего инновационного предпринимательства.

Экспорт машиностроительной про&-дукции - главного носителя инноваций - составляет лишь 7% от общего объе&-ма ее производства. В результате доля России на мировом рынке промышлен&-ного экспорта наукоемкой продукции составляет всего 0,3% в то время как, например, продукция США составляет 39% этого рынка.

* * *

Отдельная и очень важная тема - это вопрос о необходимости широкого вовлечения в инновационный процесс предприятий малого и среднего бизне&-са. Они обладают необходимой гибко&-стью, оперативностью, способностью к нестандартным решениям. Эффектив&-ная инновационная деятельность не&-возможна без совершенствования и со&-здания новой нормативно-правовой базы, гармонизированной с международными нормами и правилами. Она должна быть ориентирована на разви&-тие институтов кредитования, венчур&-ного финансирования, страхования ин&-вестиционных рисков для малых и средних предприятий, занятых иннова&-ционным бизнесом. В этой сфере необ&-ходимо также создание правовых усло&-вий для развития рынков долгосрочно&-го заимствования капитала, в том числе фондовых рынков и лизинга, а также совершен&-ствование системы налоговых и других инструментов стиму&-лирования инновационной деятельности.

В соответствии с задачами, постав&-ленными Президентом Российской Фе&-дерации, Правительство и Федеральное Собрание взяли курс на формирование инновационной системы. Разработаны и приняты основы политики РФ в обла&-сти развития науки и технологий на пе&-риод до 2010 года и дальнейшую перс&-пективу. В них предусматривается ком&-плекс мер по обеспечению необходи&-мых условий деятельности националь&-ной инновационной системы на осно&-ве принципов частного государственного партнерства, содействию созда&-ния необходимых инфраструктурных звеньев, поддержки инновационной деятельности, интеграции науки и об&-разования.

Совет Федерации совместно с Госу&-дарственной Думой и Правительством России ведет активную работу по под&-готовке законодательных инициатив в этой области. Одним из ключевых на&-правлений государственной политики должно стать вовлечение в хозяйствен&-ный оборот результатов научно-техни&-ческой деятельности. Цель этого - по&-вышение эффективности использова&-ния интеллектуальных ресурсов стра&-ны, создание экономики, основанной на знаниях. Основа такой политики - принцип баланса интересов государ&-ственного и частного секторов эконо&-мики, независимо от отраслевой при&-надлежности и формы собственности предприятий.

Для комплексного и эффективного решения инновационных проблем тре&-буется организация эффективного и за&-интересованного, основанного на встречной инициативе взаимодействия органов власти с организациями, рабо&-тающими в сфере науки и инновацион&-ного бизнеса. Деятельность Высшего инженерного совета, общественных органов при Совете Федерации направ&-лена на решение этой важнейшей зада&-чи.

Председатель Совета Федерации,
сопредседатель Высшего инженерного совета Сергей Миронов


"Деловая слава России"
01.2007
www.mironov.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован