Аннотация:
Интеллектуальная собственность в России, освободившись в 1992 году от советского определения "общественная", до сих пор не принесла ожидаемого дохода ни государству, ни авторам научно-технических разработок. Одна из главных причин, мешающих внедрению научных изобретений в производство, - отсутствие у организаций-разработчиков права на доход, получаемый от их реализации. Это право в России принадлежит государству как основному источнику финансирования интеллектуальной деятельности. Чем обернется такое положение дел, если Россия станет членом ВТО? Ведь защита интеллектуальной собственности - предмет внимания этой организации. Как продать тот или иной "продукт русского ума", который пока не продается? Эти и другие вопросы обозреватель "Правого дела" Мария МИШУРОВСКАЯ задала Ирине ДЕЖИНОЙ, ведущему научному сотруднику Института экономики переходного периода.
- Какие ключевые проблемы, связанные с защитой интеллектуальной собственности, существуют сегодня в России?
- Если говорить о так называемой промышленной собственности, то есть результатах исследований и разработок, предназначенных для использования в промышленности, то главная проблема - это путаница, связанная с финансированием из госбюджета. В СССР финансирование процессов создания интеллектуальной собственности было исключительно бюджетным. Сегодня 60% всех средств, выделяемых на финансирование науки, опять же - средства из госбюджета. Согласно существующему законодательству, фактически все, что создано за счет бюджетных средств, принадлежит государству либо регулируется им, если та или иная работа выполнена по контракту. Право решать, каким будет контракт с разработчиком, министерство-заказчик оставляет за собой. Оно может написать в контракте, что результат научно-технических исследований принадлежит государству, или, если сочтет нужным, отдать его разработчику.
Интеллектуальная собственность - инструмент рыночной экономики. Как государственная собственность она малоэффективна. Такое положение делает ее коммерциализацию попросту невозможной. Например: НИИ хочет создать малое предприятие, для того чтобы вывести на рынок результат своей интеллектуальной деятельности. Или фирма, наша или зарубежная, заинтересовалась разработкой и хочет ее приобрести. Первый вопрос, который встает в таком случае: кому принадлежат права на интеллектуальную собственность? - Изобретателю, институту, в котором он работает? Нет, оказывается, государству. А купить собственность у государства, скажем так, довольно сложно. Поэтому бизнес тут же перестает интересоваться разработкой. - Кроме того, объект интеллектуальной собственности может попасть под довольно широкое понятие "во-енное, специальное и двойное назначение интеллектуальной деятельности", существующее в российском законодательстве.
- Дело не только в широких понятиях нашего законодательства. Существует государственная парадигма управления - все контролировать, все держать в своих руках. Чиновники понимают, что интеллектуальная собственность - это то, что может принести доход. Логика простая: если государство финансирует разработку, оно ждет дохода от этой разработки. По-моему, в 1999 году в бюджет была включена строка - доходы от продажи интеллектуальной собственности. Насколько мне известно, она так и осталась незаполненной. Другой, более эффективный, способ получения дохода, при котором право на собственность отдается разработчикам, - они ее коммерциализируют и, получая доход от продажи, платят в бюджет налоги - пока не мил сердцу российского чиновника. Для него такой процесс - слишком долгий и неопределенный. А вдруг можно получить что-то сразу?
Однако сознание чиновника медленно, но меняется. Недавно была разработана федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы". В ней появилась, правда в довольно широких формулировках, возможность закрепления интеллектуальной собственности за хозяйствующими субъектами, что должно облегчить коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности.
- Научные работники - не всегда хорошие бизнесмены. Кто и как должен продавать интеллектуальную собственность?
- Сегодня в университетах и НИИ уже начали создаваться центры по передаче технологий, или, как их еще называют, центры трансфера технологий. Это структуры-посредники между наукой и бизнесом. В них должны работать специалисты, которые, например, могут найти для НИИ предпринимателя-заказчика, которые говорят с бизнесом на одном языке. Напрямую науке и бизнесу тяжело общаться друг с другом - слишком разные стили мышления. Таких центров уже очень много. Их создают стахановскими темпами: если в 2003 г. было создано 6 центров трансфера, то в 2005 г. - уже 44. При этом не очень известно, что с ними происходит через год, как они работают и на что они живут. Сегодня их около 70. Но, по экспертным оценкам, только 10% нормально работают. Одна из причин - отсутствие специального образования. Подготовка специалистов в области инновационного менеджмента у нас только разворачивается. Вузов, где есть такие курсы, немного. Еще меньше хороших курсов, дающих действительно качественное образование.
- Какие обязательства по урегулированию проблем интеллектуальной собственности должна взять на себя Россия перед вступлением в ВТО? Что даст нашей науке членство в этой организации: толчок для развития технологий или дополнительные проблемы?
- С точки зрения интеллектуальной собственности главная задача - гармонизация российского законодательства. Вопрос о том, что интеллектуальная собственность принадлежит государству, должен быть пересмотрен. Во всем мире наиболее успешной считается американская модель защиты интеллектуальной деятельности. Она предполагает передачу всех разработок, созданных на государственные средства, организациям, которые их подготовили. В Европе раньше использовали две схемы: схему США и такую, при которой право собственности принадлежит ученым - авторам разработки. Европа убедилась, что вторая схема менее эффективна, поскольку человек в одиночку должен искать пути коммерциализации своей разработки. Когда за разработкой стоит организация - центр трансфера технологий - больше шансов реализовать научное достижение. Во Франции и в Германии изменили законодательство в пользу американской модели. Россия могла бы последовать их примеру, дав, таким образом, организациям-разработчикам выход на рынок. Если это будет сделано под давлением вступления в ВТО, процесс развития технологий пойдет значительно быстрее.
При этом на первом этапе возникнет ряд серьезных проблем. Прежде всего для инновационной сферы. В Россию придет более успешный западный бизнес. Он принесет свои технологии. Российские разработки будут конкурировать с западными и окажутся во многих случаях неконкурентоспособными. Более остро будет поставлен вопрос: чем занимается сегодня огромный госсектор российской науки? И чем он должен заниматься? Обострится проблема его реструктуризации.
Приток зарубежных технологий - это не только красивый дизайн, это пакет услуг. Многие предприятия сегодня покупают западное оборудование, пренебрегая российским. Хотя наше зачастую бывает дешевле. Почему? Отечественные производители требуют стопроцентную предоплату. Западные разрешают платить в рассрочку, присылают сервисные службы. Если запчасти от нашего производителя сломаются, замену им можно ждать годами. Дело не в том, что российские технологии хуже, их эксплуатация в сравнении с западным сервисом оказывается невыгодной. Вступление в ВТО повысит конкурентное давление. Оно будет стимулировать российского разработчика. Когда Восточная Европа открыла свои рынки для западных технологий, ее отраслевая наука, недолго мучаясь, погибла. Но прошло около десяти лет, и отраслевая наука, теперь уже внутрифирменная, начала возрождаться. Скорее всего, так будет и в России: сначала будет плохо, но пройдет время - и наступит долгожданное "хорошо".
www.iet.ru
21.12.2006