Эксклюзив
24 апреля 2009
4064

`Интеллектуальная собственность - ХХI век` состоялся Форум - 2009 в Торгово-промышленной палате РФ

В Форуме - 2009 "Интеллектуальная собственность - XXI век" приняли участие представители от: Парламентского Центра Государственной Думы РФ "Наукоемкие технологии и интеллектуальная собственность"; Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Правительства г. Москвы; Фонда ИСПИ РАН "Социология Евразии"; Русского движения "Величие России - on-line"; Международного информационно - аналитического клуба "Русский взгляд"; ПКЦ "Ключ"; ОАО "Уралсвязьинформ"; информационной инфраструктуры Торгово-промышленной палаты РФ; ОАО НПО "Транскомсофт"; Комитета по интеллектуальной собственности Общероссийской организации "Деловая Россия"; Института развития гражданского общества и местного самоуправления; Некоммерческого партнерства "Поставщиков программных продуктов".

Темой прошедшего форума звучала как "Перспективные исследования и решения в целях совершенствования национальной политики по интеграции результатов интеллектуальной деятельности в проекты по развитию информационного общества России". Участники форума "Интеллектуальная собственность - XXI век" от секционной рабочей группы "Интеллектуальная собственность в сфере информационно - коммуникационных технологий" предложили создать организацию, действующую на постоянной основе и реализующей стратегический проект под названием "Стратегический интеллектуальный актив России" (СИАР).

Наша задача - интеллект, наука, информационные технологии, робототехника и интеллектуальная экологически безупречная энергетика, развивающиеся на прочной духовной основе, должны иметь приоритетное значение в развитии общества - в государственном управлении, в бизнесе, в просвещении, в воспитании и других сферах. Цель создания данной организации, в частности, предопределяет необходимость наличия нового подхода в оценке состояния качества использования результатов интеллектуальной деятельности для становления информационного общества. От этого зависит жизнь наших потомков и сам факт существования государства "Россия". Нам, стране, нужны кадры и руководители новой формации, которые способны интегрировать в проекты интеллектуальные силы нации, нам нужна идеология и национальная доктрина развития России, которая объединит усилия нашего народа для достижения целей по улучшению жизни и благосостояния граждан.

Сферами деловой активности создаваемой Организации являются:
- Разработка технологий развития предпринимательства в информационном обществе;
- Защита результатов интеллектуальной деятельности правовыми и техническими методами;
- Внедрение интерактивных роботов и систем с искусственным интеллектом;

Исследования, аналитика и прогностика в следующих предметных областях:
- национальные интересы России и развитие информационного общества;
- идеология и национальная доктрина развития информационного общества;
- приоритеты национальной политики в информационном обществе;
- лидеры нации в информационном обществе;
- роль институтов государства в формировании информационного общества;
- значение церкви в информационном обществе;
- трансформация права в становлении информационного общества;
- управление финансами в информационном обществе;
- развитие инфраструктуры информационного общества;
- средства массовой информации в информационном обществе;
- предпринимательская деятельность в информационном обществе;
- развитие науки в информационном обществе;
- социальные службы и государственные услуги в информационном обществе:
- общественная деятельность в информационном обществе;
- воспитание, образование и просвещение в информационном обществе;
- безопасность граждан и нации в информационном обществе;
- национальные проекты в информационном обществе
- реализация международной политики России в информационном обществе.

Открыл форум своим выступлением Валерий Севостьянов к.т.н., ученый секретарь Парламентского Центра Государственной Думы РФ. На тему: "Усиление правовой защиты интеллектуальной собственности в Интернет как один из способов развития Информационно-коммуникационных технологий в России".

Нынешний этап истории характеризуется формированием глобального информационного общества, проникновением информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизни человеческого общества и составляющих его индивидуумов. Это выдвигает на совершенно новый уровень проблемы информационной безопасности. Как всегда происходит с внедрением достижений научно-технического прогресса, новые информационные технологии дают и новые возможности нарушения информационной безопасности. Фактически, говоря об информационной безопасности, следует иметь в виду сохранение адресатом, потребителем информации способности получать достоверную информацию, адекватно её воспринимать и обрабатывать.

Следует особо отметить, что фактически любые правонарушения в сфере информационной безопасности сводятся к тем или иным нарушениям прав владельцев интеллектуальной собственности (физических или юридических лиц, а к последним может быть отнесено и государство).

Фактически, говоря об информационной безопасности, следует иметь в виду сохранение адресатом, потребителем информации, способности получать достоверную информацию, адекватно её воспринимать и обрабатывать. Идущие процессы глобализация характеризуются формированием единого общемирового информационного пространства, функционирование которого отнюдь не всегда и не во всем тождественно национальным интересам большинства суверенных государств. Использование Интернета дает как возможности непосредственной информационно-пропагандистской атаки, так и злонамеренного воздействия на системы управления. Уже сейчас многие конфликты сопровождаются вторжением в информационные сети государственного управления той или иной страны, лишением её руководства возможности объективно оценивать обстановку и принимать ответные меры.

Сегодня по предложению ПЦ "НТИС" принято решение организовать Рабочую группу экспертов по проблемам защиты интеллектуальной собственности в Интернете определены цели её деятельности которыми являются:
- Экспертное участие специалистов в разработке концепции проекта Федерального Закона об Интернете;
- Экспертно-консультативное участие в разработке иных законопроектов, поправок в действующее законодательство, нормативных актов;
- Экспертно-консультативное участие в экспертизе законодательных инициатив, поступающих в Государственную Думу, имеющих отношение к Интернету.

Направления деятельности Рабочей группы определены:

1.Экспертное.
Предусматривается экспертное участие в разработке глоссария Интернет-терминов, необходимых при создании концепции законопроекта для унификации определений и понятий. В настоящее время появились термины, связанные с Интернетом и не имеющие достаточно чётких для использования в законах определений. В различных законодательных инициативах могут использоваться одни и те же термины, не идентичные друг другу по смыслу. Необходимо создавать такие определения, которые будут нормативными для создания законов, их использующих. Консультативное участие в экспертизе законопроектов, проектов и иных нормативных актов в области
Интернета и интеллектуальной собственности.
Разработка рекомендаций по стратегическим вопросам реализации в Интернет-пространстве образовательных и иных программ, использования научного потенциала, интеллектуальной собственности, а также предложений по совершенствованию законодательного обеспечения мероприятий в области защиты авторских прав и охраны интеллектуальной собственности.

2. Участие в законотворчестве.
Планируется экспертное участие в разработке концепции проекта федерального закона об Интернете, иных законопроектов, поправок в действующее законодательство, нормативных актов. По мнению экспертов в Законе об Интернете обязательно должно быть законодательно урегулировано следующее:
2.1. Публичная оферта
В настоящее время законодательство требует заключения письменного договора для продажи чего-то клиенту даже через Интернет. В ситуации множества клиентов сетевого сервиса, контактирующих с сервисом только удалённо, это невозможно и тормозит развитие сервисов в Рунете. Требуется разработка форм договоров присоединения и публичной оферты. Необходима также разработка норм в законе, определяющая права сторон такого бездокументного соглашения, момент вступления его в силу и т.п., способ идентификации сторон соглашения и т.п.
2.2. Ответственность за контент
Необходимо дать определение того, кто отвечает за недопустимое, незаконное, неприличное содержание сайтов и сетевых сервисов. Сейчас, суды трактуют по-разному ответственность провайдеров, хостеров, владельцев форумов и блогов за пользовательский контент. Разработка модели и норм ответственности, дающие иммунитет техническим поставщикам доступа и хостинга, и нормы, возлагающие ответственность на авторов и владельцев незаконного контента. Определение правового статуса сайтов отличным от традиционных СМИ в соответствии с интересами общества.
2.3.Интеллектуальная собственность
Необходимо разрешение несоответствий прямого перенесения существующих законов в Интернет. Разработка в российском сегменте Интернета своего законодательство в области ИС, в том числе набор различных публичных лицензий (аналогов Creative Commons. GPL etc.), которые позволят авторам передавать свою ИС в публичное достояние, определять условия использования, взимать плату за использование без письменных договоров (что сейчас в принципе невозможно в случае массовых сервисов).
2.4. Доменные имена и Торговые Знаки
Требуется определение правового статуса доменных имен, которые сейчас не являются собственностью, а частным сервисом провайдера (но могут стоить огромных денег) и соответствующими им товарными знаками (которые являются собственностью). Определение типовых ситуаций владения доменами и товарными знаками, способы разрешения конфликтов всех типов, определение прав и обязанностей регистраторов.
2.5. Защита прав граждан РФ
Необходимо определение зоны, в которой люди раскрывают личную информацию, а правила обращения с ней и её коммерческого оборота не определены.
Разработка закона, который защитит частных владельцев личной информации, определит права и обязанности держателей социальных сервисов (таких как Одноклассники.ру, В Контакте и имеющих подобную информацию), права их по коммерциализации доверенной им информации и т.п.

Требуется раскрытие общественно значимой информации в Сети. Определение видов информации для обязательной доступной и бесплатной публикации, важной для граждан РФ на сайтах органов власти и компаний, продающих населению товары и оказывающие платные услуги.

Учитывая сложность проблем правового регулирования в рассматриваемой сфере и необходимость привлечения к их решению широкой общественности, эксперты внесли предложение о формировании специальной саморегулируемой общественной организации - "Союза пользователей Интернета". Внесен также ряд предложений по разработке эффективных и одинаковых для всех правил, ведения бизнеса в Интернете.
Рабочая группа экспертов планирует развернуть среди пользователей Интернета большую дискуссию в сети по проблемам законодательного регулирования защиты информации, охраны авторских и смежных прав. Это позволит привлечь большие силы общественности (и прежде всего профессиональных пользователей Интернета) для разработки рекомендаций для парламентариев.

Советник министра Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Правительства г.Москвы к.ю.н., А.А. Карцхия, посвятил свое выступление на тему: "Правовое обеспечение инновационного развития".

А.А. Карцхия отметил, что Государством вкладываются значительные средства в развитие инновационной экономики и финансирования перспективных научно-технических разработок. При этом, около трех четвертей НИОКР по инновационным проектам финансируются за счет бюджетных средств и только четверть - за счет средств частных инвесторов. Применение механизма государственного стимулирования создания новейших научно-технических результатов и их промышленного использования заключается в образовании инфраструктуры инновационной экономики России, создании крупных компаний, аккумулирующих значительные бюджетные средства для финансирования перспективных научно-технических разработок и широкого промышленного использования полученных результатов интеллектуальной деятельности. Далеко не всегда существующая система создания и управления интеллектуальной собственностью оказывается эффективной и приспособленной к реалиям сегодняшнего дня. Например, ставшая широко известной ситуация с Российской Венчурной компанией, которая, имея существенные государственные средства в уставном фонде, использовала их не в инновационных проектах в соответствии с задачами и целями компании, а нашла более оптимальным вложить предоставленные денежные средства в банковские депозиты и иные финансово-кредитные инструменты. Помимо прочих аспектов надлежащего использования бюджетных средств этот пример свидетельствует о низкой эффективности системы управления интеллектуальной собственностью, слабостью механизмов использования результатов интеллектуальной деятельности в структуре экономики России.

Вовлечение в экономический, гражданский оборот продуктов интеллектуальной деятельности во многом может влиять на тенденции его развития и результативность. Правовая конструкция "интеллектуальных прав", которая лежит в основе доктринальной концепции части 4 Гражданского кодекса РФ, предполагает включение в гражданский оборот имущественных прав на различные результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц товаров, работ, услуг и предприятий, а также права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства и права на единую технологию.

Современный мировой экономический кризис стал оборотной стороной мировой глобализации и проявил ряд интересных закономерностей, которые возможно послужили главными его причинами. Уровень инновационного развития экономики имеет определяющее значение для выхода производственного сектора экономики из кризиса. Способствует ли этому дальнейшее проведение в жизнь линии на неограниченную, монопольную охрану интеллектуальных прав?

Монополизация интеллектуальных прав приводит как прямое следствие (а в большинстве случаев -как непосредственная цель установления охраноспособности объекта и его защиты) к монополизации хозяйственной деятельности, монополизации рынка, что в свою очередь означает установление контролируемых цен на продукцию или услуги, ограничения в общем научно-техническом развитии и препятствие повышения технического уровня и качества продукции, предоставление преимуществ в коммерческой деятельности, устранении конкуренции. Чтобы предотвратить исключительную монополизацию сфере технологических новаций и не устанавливать дополнительные препятствия техническому прогрессу применяются различные юридические конструкции, ограничивающие исключительные права на охраноспособные объекты интеллектуальной собственности, основанные на нормах ограничения прав по ст. 30 ТРИПС (ограничение прав в законных интересах третьих лиц). К ним также относятся предусмотренные законом случаи свободного использования изобретений и действия, не являющиеся нарушением патентных прав, свободное использование объектов интеллектуальной собственности в авторском праве.

Перспективы развития инновационной активности, использования передовой техники и технологии в общественном производстве, как и всякого продукта экономической деятельности, зависят от рентабельности производственного процесса. Например, в 2000-е годы экономическое развитие России в значительной мере финансировалось за счет масштабного притока средств из-за рубежа, что стимулировало рост инвестиций и потребления. Применительно к процессу развития инновационной инфраструктуры и эффективного создания и использования (внедрения) охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности можно констатировать, что разработка передовых технических решений и их внедрение требует существенных финансовых и производственных затрат (также как и создание современных авторских произведений в различных областях: начиная с классических музыкальных и аудиовизуальных произведений и кончая программами для ЭВМ). Венчурные же инвестиции (инвестиции в передовую технику и технологию) помимо высокого коммерческого риска предполагают значительные финансовые вложения в научно-технические разработки. Выхода два: снижать издержки таких разработок или расширять свободный доступ к техническим новациям и средствам индивидуализации в целях ускорения технического прогресса.

В настоящее время существует определенная тенденция - правообладатели используют как средство борьбы с контрафактом или незаконным использованием авторских произведений прибегают к такому средству как отказ от высоких размеров авторского вознаграждения и заключение с "пиратами" лизинговых
договоров (франчайзинговых соглашений) об использовании, например, видеомузыкального контента в сети Интернет по сниженным ставкам авторского вознаграждения. Иные пути: привлечение к административной и уголовной ответственности нарушителей авторских прав в интернете либо предъявление гражданских исков в судах, - требуют больше финансовых и временных затрат.

Вопросы использования и применения технических новаций, их широкое использование в экономике теперь являются особенно актуальными. Во многих случаях требуется заинтересованность в применении таких новшеств, однако рыночные условия не являются безусловным двигателем для их внедрения. Разработки пылятся годами, что связано с либо замалчиванием, либо не желанием использовать, либо недобросовестной конкуренцией. Инновационный путь развития должен сочетать различные меры: создание технопарков и иных аналогичных предприятий инновационной направленности; привлечение бюджетных средств путем финансирования научно-технических разработок на основании госзаказа или создания высокотехнологических разработок на базе единой технологии, а также льготное кредитование НИОКР, развитие инфраструктуры венчурных инвестиций с участием государственного и частного капитала и т.д.

Заместитель директора отдела "Социология Евразии" ИСПИ РАН В.В. Ушаков, высказался на тему: "Интеллект нации как новая интерактивная информационно - коммуникативная система".

В.В. Ушаков отметил, что в середине 2008 года мир резко и "как-то неожиданно" погрузился в глубочайший финансово-экономический кризис. Поскольку в настоящее время в нашем обществе не представлена модель "жизни кризиса", видимо, по этой причине отсутствуют и научно обоснованные прогнозы его развития и преодоления. С первыми проблесками восхода солнца нового этапа экономического развития Россия должна будет определяться с "посткризисным" путем. Путь инновационного технологического прогресса непреодолим, если будет недооценен самый высший интеллектуальный продукт - научный. Сегодня Академия наук имеет несколько сотен профильных институтов. В них создается огромный массив этого самого интеллектуального продукта. Доступ к определенной информации заинтересованных лиц, конечно же, имеется. С помощью Интернет-сайтов пользователь может ознакомиться со статьями и другими научными публикациями. Однако, к сожалению, в настоящий момент не существует общей системы обмена информацией в структуре научных институтов, входящих в Российскую Академию Наук. В тоже время, именно там сосредоточены наши основные экспертные ресурсы. Каждый институт имеет Интернет-сайт. Качество сайтов, как правило, не очень высоко и они статичны. Существующая технология продвижения научной мысли не дает возможность (сроки подготовки и размещения материала, узость круга научного общения, противоречивость методологического аппарата различных школ) объединять усилия научного сообщества посредством межличностного общения. Периодически проводимые конференции, форумы, семинары в какой-то мере снимают остроту потребности высказаться, но не удовлетворяют ее целиком. Именно поэтому в январе 2009 года Институт социально- политических исследований РАН (руководитель - академик Осипов Геннадий Васильевич) приступил к реализации проекта по созданию информационно-коммуникативной системы "Интеллект нации" (ИКС).

ИКС "Интеллект нации" - это инструмент экспресс-анализа в Интернете важнейших социально-политических и экономических явлений, происходящих в нашей стране и за рубежом методом экспертной оценки. На основе ИКС формируется банк данных ученых-экспертов ("Совет экспертов"). Они в режиме непосредственного общения с помощью специально разработанных программ принимают участие в обсуждении актуальных социально-политических проблем, сформулированных модераторами системы. Одна из важнейших задач проекта - максимально использовать потенциал ученых-экспертов и дать им возможность участвовать в оценке событий жизни нашей страны и событий, происходящих за рубежом, наряду с "раскрученными политологами" из СМИ и самодеятельными аналитиками. Экспертный опрос позволит сконцентрировать внимание управленческой элиты (политической и экономической) на вопросах первостепенной важности. К числу, которых, прежде всего, следует отнести: социально-экономические программы преодоления глобального финансово-экономического кризиса, а также внедрение научных
разработок в производство и их практическое применение. Что может дать стране реализация проекта "Интерактивная информационно-коммуникативная система "Интеллект нации"? По мнению инициаторов его создания, следующее:
-сконцентрировать интеллектуальные ресурсы научных работников, институтов Академии наук, депутатов Государственной Думы и Федерального Собрания РФ, представителей администрации регионов РФ, ученых работающих в общественных и коммерческих организациях на решение актуальных вопросов развития России;
-интегрировать общественность стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья;
-активизировать интерес молодежи к научной деятельности, интенсивно включить ее в социально-политические процессы страны;
-найти пути решения проблемы "востребованности" ученых и их трудов;
-создать активный диалог ученого сообщества с властью, привлечь внимание к проблемам создания;
защиты интеллектуально собственности и продвижения интеллектуального продукта на мировой рынок;
-благодаря внедрению в практику научных методов анализа, прогнозирования и управления, создать в обществе атмосферу доверия к принятию управленческих (в том числе и политических) решений различного уровня;
-наконец, создать трибуну для борьбы с невежеством в нашей стране. В условиях мировоззренческого и идеологического хаоса проект позволит развить диалог науки с обществом, популяризировать науку, прививать патриотический взгляд российской научной школы и на развитие личности, нации, Державы.

Профессор, д.э.н, академик РАЕН - Г.Н.Карандаев выступил с докладом на тему: "КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ on-line как один из путей решения по сохранению интеллектуального ресурса информационного общества для совершенствования кадровой политики во властных институтах России".

Сфера развития информационных технологий, робототехники и в целом науки, как высшего проявления интеллекта, - наш приоритетный национальный интерес. Это курс на жизнь! Стремительно развивающиеся новые технологии коммуникации, киборгизации человека, компьютеры нового поколения уже через короткий срок обеспечат сверхмощные конкурентные преимущества и уникальные практические возможности преуспевающим в данном направлении странам. Другие государства и нации - станут вассалами и сателлитами. Нужно начать комплексную программу интеллектуального прорыва, одним из оснований которой будет являться интерактивно формирующийся банк данных персоналий - "КАДРОВЫЙ. РЕЗЕРВ -ON-LINE" (www.viperson.ru). Институт развития гражданского общества и местного самоуправления в инициативном порядке разработал и ввел на портале www.viperson.ru рубрику "Кадровый резерв", в которой на обсуждение Интернет-сообщества представлены наиболее значимые должности всех ветвей государственной власти и.местного самоуправления. В наш "Кадровый резерв" включены как действующие государственные, региональные, муниципальные служащие так и другие граждане РФ, которые на наш взгляд могут занять эти должности в будущем. Цель портала "Рейтинг персональных страниц" сохранение и развитие интеллектуального и духовного потенциала нации в цифровом формате - уникальные материалы, которые несут в себе нераскрытый потенциал интеллектуальных ресурсов, важных и полезных для России. На портале сконцентрировано более 40 тысяч персональных библиотек. Он стал основным источником информации о перспективных гражданах России. Цель рубрики "Кадровый резерв": формирование резерва управленческих кадров и предоставление данных об их участниках для общественного обсуждения всего ИнтернетСообщества в Администрацию Президента Российской Федерации для дальнейшей проработки экспертной группой по направлениям в соответствии с распоряжением Администрации Президента Российской Федерации от 27 августа 2008г. N1153.

М.Ю.Вьясков, исполнительный директор Ассоциации DVD издателей выступил с докладом на тему: "Юридический общественный договор как средство межотраслевого регулирования вопросов авторского права в сети Интернет".

Идея Общественного договора между правообладателями, представителями правообладателей с одной стороны и провайдерами, хостинг-провайдерами владельцами сетевых ресурсов с другой стороны, может быть представлена в виде следующих программных тезисов:
1.Право на защиту и рекламу получает тот правообладатель, который передаёт для законного распространения в сети свой медиаконтент на оговорённых стандартных условиях.
2.Право на законное распространение медиаконтента получают те провайдеры и владельцы сетевых ресурсов, которые добровольно обеспечивают комплекс "антипиратских" мер и рекламу в отношении медиаконтента на оговорённых стандартных условиях.
3.Участники Общественного договора присодиняются к нему на добровольной основе путём исполнения договора публичной аферты, регистрации и заключения стандартных соглашений.

Посредством действующего Общественного договора необходимо создать условия при которых любой правообладатель в мире будет иметь в российской части интернета и локальных сетях эффективную защиту и рекламу только в том случае, если он передаст, свой медиаконтент участникам российского интернет-рынка для легального распространения на своих коммерческих условиях.

О.В. Ревинский, к.ю.н, патентовед озвучил доклад на тему: "Возможности патентной охраны компьютерных программ".

Компьютерное программное обеспечение по самой своей сути является одним из основных средств для реализации провозглашенного в нашей стране перехода на инновационный путь развития. Существующая ныне авторско-правовая охрана распространяется только на форму, в которой выражена созданная программа, но отнюдь не на ее алгоритм. Содержание охраняется патентом, но введенная с 2008г. часть IV ГК РФ не относит программы как таковые к изобретениям. Однако программа, когда она введена в компьютер, становится его составной частью, т.е. уже составляет неотъемлемую часть технического решения. Поэтому использование программы в компьютере следует рассматривать по меньшей мере как объект изобретения или полезной модели, и описывать, характеризовать программу надо через те действия, которые под ее управлением выполняет компьютер, тогда программа будет охраняться в составе изобретения или полезной модели как часть объекта, не исключенного из числа охраняемых патентным правом. Подробности такой охраны приведены в "Рекомендации по составлению и экспертизе заявок на изобретения или полезные модели, связанные с компьютерным ПО".

Д.В.Новиков, эксперт ПКЦ "КЛЮЧ" по созданию информационных ресурсов озвучил доклад на тему: "Интеллектуальное решение - требование аудита "ХИМЕРЫ"".

12 февраля 2009 года на заседании Совета по развитию информационного общества Президент РФ Д. Медведев сказал: "у нас никакого электронного правительства нет, всё это - "химера". Мы поддерживаем данную оценку ситуации. Но вопрос в другом - а какие выводы и последующие решения мы делаем исходя из признанного факта. На "химеру" было потрачено большое количество денег налогоплательщиков. Денег, которые из бюджета могли получить наши пенсионеры, учителя, врачи, военные, ученые. Денег, которых изначально было достаточно не на "химеру", а на ясный общественно полезный план и результат. Но кто скормил эти средства "химере"? Глупость, разгильдяйство или воровство? Не пора ли назвать конкретные имена и структуры. Поставить гласно вопрос об их ответственности. Не исключено, что именно эти люди и организации и сейчас продолжают "кошмарить" развитие информационного общества. Полезно для анализа ошибок прошлого и для назидания на перспективу в будущее проводить регулярный народный аудит Интернет-ресурсов госструктур. Для этого мы приняли решение о целесообразности создания информационного ресурса в сети, на котором информация о качественных свойствах интернет-сайтов организации по установленным критериям будет соседствовать с информацией о бюджетных средствах, истраченных на создание и поддержку этого ресурса. Рекомендуем также Президенту РФ выступить с инициативой о создании специальных правовых норм, при которых на каждом интернет - сайте органа государственной власти будет обязана существовать страница с информацией о финансах, использованных для разработки данного сайта, и о разработчике ресурса. Эта информация по закону не тайна, а когда она собрана системно и в одном месте, многие факты растрат столь наглядно явственны, очевидны и пронзительны, что и дополнительно комментировать не нужно. Потому что даже беглый анализ тех сумм бюджетов, которые были потрачены на создание и поддержку сайтов министерств Правительства РФ, Правительств субъектов РФ и других властных органов (с учетом того, что эти сайты частенько "виснут", редко удобны в использовании, почти всегда с отвратительным дизайном, и никогда несовместимы друг с другом) говорит нам о том, что если те же заказчики будут и дальше строить сайты с теми же подрядчиками, а у них по понятным причинам не мало общих дел, то нам с "химерой" пребывать всегда.

К.Г.Власюк, к.с.н., эксперт ПКЦ "КЛЮЧ" по региональной политике провел доклад на тему: "Качество "человеческого капитала" - главный фактор обеспечения безопасности и развития России в новом тысячелетии".

Основной причиной нынешнего всемирного и системного кризиса является завершение текущего этапа промышленно-экономического и социально-политического развития, исчерпание потенциала освоенных механизмов и нарастающая потребность в новых источниках и стимулах движения вперед. А это значит, что без смены парадигмы и основополагающих принципов развития общества, этот кризис успешно преодолен быть не может. При этом, находясь в различных условиях и на разных стадиях развития, все страны, отрасли и предприятия кроме общих, имеют также, свои, индивидуальные причины, проявления и последствия этого кризиса, в основе которых лежит накопленный груз нерешенных задач и противоречий.

Россия обладает 30% всех мировых природных богатств, но производит немногим более 1% глобального валового продукта. США производят около 20% глобального валового продукта, а потребляют 40% мировых ресурсов, но при этом, имеют годовой оборонный бюджет 500 млрд. долларов США - больше чем все развитые страны мира вместе взятые. По мере приближения к "тупику Форестера - исчерпанию важнейших природных ресурсов", борьба за обладание ими становиться все более ожесточенной и разнообразной.

Очевидно, что в природно-климатических условия России совокупные затраты на условную единицу любой, в том числе высокотехнологичной, продукции массового потребления всегда будут выше, чем в странах с более теплым климатом и более дешевой рабочей силой. А это значит, что нам нужна не просто инновационная экономика, а "экономика производства знаний". Отсюда наши альтернативы:
- или мы в мобилизационном режиме перенастраиваем всю мощь государственной машины, перенацеливаем все возможности и ресурсы нашего общества на лидирующее овладение идеологией, механизмами, инструментами новой "экономики знаний";
- или Россия неизбежно продолжит утрату позиций и статуса в международном сообществе, вплоть до очередного, добровольно-принудительного расчленения.

Уже принятые позитивные меры по создание благоприятных возможностей для труда и бизнеса, а также достойных условий жизни старшего поколения, должны быть дополнены третьей, главной компонентой - "Интересы будущих поколений имеют безусловный приоритет". Это балансирует текущие и стратегические цели и задачи и обеспечивает главный результат: - "Каждое следующее поколение россиян становиться лучше предыдущего и лучшим на планете". Причем "не живет все лучше, потребляя все больше", а становиться здоровее, чище и сильнее: духовно, нравственно, ментально и физически. Долг нынешних поколений - обеспечить жизнь и процветание своих детей и внуков, а для этого, как еще семь лет назад обосновал И.М.Ильинский, необходима новая "образовательная революция".

Победу СССР во Второй Мировой войне обеспечили два фактора: патриотизм народа, и образовательная революция, породившая сначала наилучшую на планете систему всеобщего образования, а затем индустриализацию (в том числе оборонную промышленность) и фундаментальную отечественную науку, позволившую создать и удерживать до сих пор ядерный паритет на планете. Логика научно-технического развития неумолима - очередные научно-технические прорывы создают небывалые возможности, в том числе новые виды оружия, что радикально меняет расклад сил в пользу наиболее развитых стран. К сожалению, из года в год мы теряем свои позиции в ключевых технологиях, необходимых для обеспечения независимости и безопасности страны. Выход здесь только один - новая образовательная революция, главной целью которой является спасение страны и народа, как суверенного и лидирующего субъекта мирового сообщества.

Поскольку "качество человеческого капитала" - решающий фактор обеспечения безопасности державы, то Президент России должен быть не только Главнокомандующим, но "Главновоспитующим". Лидеры нации, все органы высшей государственной власти должны своей главной задачей иметь - наилучшее на планете оснащение всех образовательных учреждений страны материально-техническими ресурсами, научно-методическими разработками, а главное - высококвалифицированными, уважаемыми и достойно вознаграждаемыми педагогами. Необходимо в полной мере вернуть нашей системе образования общедоступность. Равенство стартовых возможностей подрастающих поколений необходимо для поддержания морально-нравственного здоровья нашего общества и достижения наилучших результатов. Необходимы и возможны качественные и радикальные перемены в подходах и принципах организации образовательного процесса на основе уже хорошо известных и статистически подтвержденных достижений лучших педагогов и педиатров России и мира.

Сегодня, снова необходимо "ликвидировать безграмотность", но теперь информационно-компьютерную, управленческую и мировоззренческую. Необходимо, как и в начале прошлого века, изучить, отобрать и внедрить у себя все лучшее в сфере воспитания и обучения. чтобы вернуть нашей общеобразовательной системе статус лучшей на планете. Время диктует вместить в школьные годы процессы усвоения всех основных знаний и навыков, необходимых современному человеку, что требует их кратного сжатия за счет кросдисциплинарной интеграции, а также интенсификации и облегчения образовательных процессов за счет повышения их смысловой насыщенности и связности. Программа обязательного образования должна содержать основы вузовской подготовки, освобождая зрелые годы для углубленной профориентации. Следует срочно заимствовать опыт омоложения процессов обучения, например, в спортивной гимнастики или в акробатики, поскольку сознание и психика инструменты еще более пластичные, чем тело.

Целью и главным результатом работы новой системы российского образования должна стать подготовка наиболее успешных и лидирующих на передовых фронтах научно-технического прогресса патриотически-ориентированных ученных и специалистов. Главных инструментов решения этой задачи должны стать интерактивные инфокоммуникации, как необходимая инфраструктурная среда, развитие и функционирование которой, подчинено повышению эффективности всех иных видов деятельности и,в том числе, созданию "Всероссийской системы всеобщего, непрерывного образования и самообразования". Инфокоммуникации пока, в наибольшей мере служили целям общения, отдыха и развлечения, необходимо умощнить деловое направление его использования, что даст колоссальный экономический эффект во всех отраслях народного хозяйства. Пришла пора дополнить Интернет в рамках России "Трунетом" - регламентированной, ответственной средой делового, в том числе учебного, взаимодействия, где нет места анонимности и злоупотреблениям на ее основе.

Необходимо в кратчайшие сроки ликвидировать "цифровое неравенство", обеспечив равный широкополосный доступ к образовательным методикам и ресурсам. Это создаст базовые предпосылки получения равнодоступного образования высокого качества в интерактивной образовательной среде независимо от места проживания. При этом, наиболее эффективно возмещать образовательные расходы или выделять субсидии прямым получателям образовательных услуг, при условии их государственной сертификации. Эффективное применение формулы национальной доктрины, озвученной 24 марта текущего года президентом России Д.А. Медведевым: "Безопасность через развитие" также невозможно без ликвидации "цифрового неравенства".

Для ликвидации "цифрового неравенства" и решительного перевода страны на интенсивный путь развития, следует установить директивных сроков (и санкции за их нарушение) по переводу всех основных услуг федеральных, региональных и муниципальных органов управления населению и юридическим лицам на оказание в электронной форме. Традиционно, в положениях об органах государственного и муниципального управления основной упор делается на права, функции и задачи этих органов. При этом, результат использования прав, исполнения функций, решения задач теряется из поля зрения. Перевод органов государственного управления на оказание услуг в электронной форме - это мощный рычаг решения множества хронических проблем, начиная с коррупции и заканчивая радикальным повышением эффективности и качества государственного управления. Попутно и наиболее рационально будет решена задача создания интерактивной инфокоммуникационной среды, необходимой для развития и функционирования "Всероссийской системы всеобщего, непрерывного образования и самообразования".

Мультиплицирующий эффект создания и реализации "Комплексной программы перевода информационно-справочных, учетных, регистрационных, образовательных и т.п.услуг в электронную форму" трудно переоценить. Решение этой задачи приведет к созданию сотен тысяч новых рабочих мест в самых различных отраслях и сферах деятельности. Задача отечественных специалистов и предприятий инфокоммуникационной отрасли в кратчайший срок качественно преобразить и перевести в электронную форму действующие методики и технологии оказания максимального крлличества услуг населению и юридическим лицам. Совокупный экономический эффект реализации такой программы рассредоточен практически по всем отраслям и сферам деятельности и проявляется качественном и кратном росте производительности и качества всех видов труда.

В завершении необходимо отметить, что несмотря на мировой финансово - экономический кризис в России активным образом выносятся на обсуждения проблемы регулирования и развития Информационно - коммуникационных технологий (ИКТ). В ближайшее время будет зарегистрирована организация под названием "Стратегический интеллектуальный актив России" (СИАР). Которая как видимо и будет заниматься развитием ИКТ в России.

24 апреля 2009 г.
В.Зыков
www.viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован