Мы продолжаем тему влияния средств массовой информации, искусства на политику и массовое сознание. На тему влияния интернета на политическое пространство, а также о возможности отработки различных политических сценариев в виртуальном мире мы побеседовали с главным редактором журнала "Политический класс" Виталием Третьяковым.
- У Вас большой опыт работы в печатной журналистике, после которой вы перешли в электронную. Не могли бы их сопоставить и рассказать о проекте respublika.ru?
- Проект respublika.ru существует уже три года. Его открытие произошло 7 ноября 2002 года. В тот момент, когда я его начинал вместе со C вятославом Рыбасом, вскоре после ухода из "Независимой газеты", уже существовал проект "Мировая энергетическая политика", но он был мне не слишком интересен из-за своей энергетической специфики, а respublika.ru стала политическим интернет-изданием, что по тематике мне гораздо ближе.
Первый год мы работали очень активно, и в проект были вложены большие усилия. Последние годы он требует постоянной не только интеллектуальной, но и финансовой подпитки. Возможностей для этого нет, поэтому проект живет своей жизнью, без чьего-либо активного участия. Мы поддерживаем этот сайт, хотя активно в его жизнь не вмешиваемся, что делали на первом этапе.
За эти годы образовались "граждане" этой республики, которые в ней и живут, определяя ее жизнь без нашего вмешательства, что несколько снизило посещаемость, но активность в нем стала очень большая.
- Это заменяет печатную журналистику?
- Хочу сказать, что это не замена печатной журналистики, тем более, что я ее никогда не оставлял. Сейчас, как вы знаете, есть журнал "Политический класс", которым я постоянно занимаюсь.
Интернет представляет дополнительные возможности, которых нет у печатных изданий. Это создает некую виртуальную политическую страну, напоминающую большую российскую цивилизацию, в которой живут не только граждане России, но и все, кто говорит на русском языке, русскоязычные, живущие и за пределами России. И сайт доступен всем, кто может общаться на русском языке.
Конечно мы, как модераторы старались на строительстве этой фантастической страны активно сопрягать виртуальные события в Российской Федерации с тем, что реально происходит в стране, но сама жизнь разводит их. То, что происходит в respublike.ru, конечно, расходится с реальностью, да и люди, живущие в интернете, и вне его, отличаются существенно.
В принципе все написано на сайте, там есть и конституция республики, и куча других документов имитирующих законодательство якобы реальной страны.
- Чисто технологически интернет не вытесняет печатную журналистику?
- Я считаю, что не вытесняет. Они сосуществуют в разных плоскостях. Есть телевидение, печатная пресса, интернет. У каждого вида СМИ есть своя специфика. И сейчас сохранился тип изданий, который был распространен в советское время.
Были неофициальные издания, которые делились на две категории: "официальные неофициальные" издания и "неофициальные неофициальные". К последним я отношу самиздат, а официальными неофициальными изданиями были стенгазеты. Это было просто обязанностью всякой приличной организации, институтского курса, воинской части. В студенческой среде это проявлялось более активно, в среде колхозников, конечно, было более скучно. В воинских частях все соответствовало Уставу. Но все же в некотором смысле это было свободное творчество непрофессиональных журналистов, и было просто некоей графоманией.
И современный интернет является полной калькой в расширенных масштабах на современном технологическом уровне этой стенной и самиздатовской печати. Туда порой пишут и профессиональные журналисты, которые по тем или иным причинам не публикуются в печатных изданиях, не выступают на радио и телевидении, хотя чаще всего они делают это и в печати, и в интернете. Каждое уважающее себя издание имеет свою электронную версию.
Но есть и другая сторона. В значительной степени интернет это чистая самодеятельность диссидентского толка, политического или лингвистического. Куча порнографии, матерщины и прочего. Хотя это касается, в основном, непрофессиональных журналистов. Таким образом, то, что было в советское время самиздатом в основном и перекочевало в интернет.
- Вам не кажется, что газеты в основном читает старшее поколение, а молодежь больше пользуется интернетом?
- Надо просто посмотреть, что собой представляет современный интернет. В нем любой может найти то, что ему хочется. К тому же надо учитывать, что аудитория сайта телеканала гораздо меньше, чем аудитория самого телеканала, но на нем больше интерактивности.
Здесь людям позволяют вмешиваться в процесс, а в передачу вмешаться невозможно. Это же относится и к газетам. Как бы ни были малы современные тиражи газет, их интернет-аудитории еще меньше. Но здесь идет активная интернет-игра с этой аудиторией. Сайт газеты содержательно шире, чем само издание.
Есть и самостоятельные интернет СМИ, в частности информационные агентства. Так вот эти не графоманские, а профессиональные интернет-сайты фактически давно стали информационными агентствами, с определенным количеством комментариев. Но они малобюджетные. Когда нет возможности создать мощное информационное агентство, тогда его делают в интернете.
Кстати, через интернет гораздо чаще сливаются наиболее безответственные вещи из компромата, непроверенных слухов, прямой лжи, чем через классические издания. Можно говорить о том, что этим сознательно пользуются, когда сначала вбрасывают какую-то "утку" в интернет, а серьезные издания начинают на это ссылаться. Потом это возвращается в интернет и продолжает раскручиваться.
Но я не занимаюсь интернетом в чистом виде и могу заверить, что respublika.ru для этого не предназначена.
Беседовал Алексей Диевский
20.06.2005
http://kreml.org/interview/89754192