Пора переходить от слов к делу
На вопросы главного редактора журнала "Воинское братство" отвечает депутат Государственной Думы, председатель Комитета ГД по безопасности, генерал-лейтенант милиции, генерал-майор (по линии ФСБ), доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации, член Союза писателей А.И. Гуров.
Александр Иванович Гуров родился 17 ноября 1945 года в селе Шушпан-Ольшанка Староюрьевского района Тамбовской области.
Окончил Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова, юрист.
Занимал должность начальника 6-го Главного управления МВД СССР по борьбе с организованной преступностью, коррупцией и наркобизнесом.
Избирался народным депутатом РСФСР, членом Верховного Совета РФ, членом Комитета ВС РФ по вопросам законности, правопорядка и борьбы с преступностью.
Перед избранием в Государственную Думу Федерального Собрания РФ третьего созыва работал начальником Всероссийского научно-исследовательского института МВД РФ.
- Александр Иванович, какие основные задачи ставит перед собой Комитет по безопасности в 2003 году?
- По существу, главная задача остается из года в год прежней. Это - законодательное обеспечение безопасности личности, общества и государства в рамках полномочий, отведенных нашему Комитету. Поясняю. Депутаты и сотрудники аппарата Комитета по безопасности курируют практически все государственные силовые структуры (за исключением Минобороны России) в части их законодательных потребностей. В свою очередь, потребности эти определяются стратегией государственной правовой политики в области обеспечения национальной безопасности. Например, еще совсем недавно одним из приоритетов являлось законодательное обеспечение противодействия легализации преступных доходов. И вот, проект такого базового федерального закона в тесном взаимодействии с Администрацией Президента РФ и Правительства РФ был разработан и принят. В итоге Россию исключили из мировых "черных списков", где мы значились злостными "отмывальщиками" грязных денег.
Сегодня на повестке дня - законодательное обеспечение борьбы с коррупцией. Согласитесь, не очень приятно слышать, что наша страна, по международным экспертным оценкам, занимает далеко не последнее место в рейтинге по данной проблеме и соседствует с Танзанией и Зимбабве. Поэтому мы вновь привлекли крупных ученых страны и разработали проект федерального закона, который уже прошел первое чтение.
В ряду иных немаловажных законодательных намерений - повышение социального и материального статуса работников правоохранительных органов и спецслужб, включение населения в обеспечение общественного порядка, борьба с терроризмом и немало иных законодательных инициатив, о которых говорить пока преждевременно.
Как и в прошлом году, солидную долю времени отнимет работа с письмами избирателей. Похоже, исполнительная и судебная власти не справляются с повседневной реализацией прав и свобод граждан, и отчаявшиеся люди обращаются со своими наболевшими проблемами к депутатскому корпусу, как к последней надежде... Кто-то просит найти пропавшего ребенка, кто-то - трудоустроить, кого-то оговорили, неправомерно осудили, обманули, лишили жилья, обошли льготами, не вернули банковский вклад и прочее.
К счастью, первые лица ведомств, к которым мы обращаемся за содействием по письмам граждан, и здесь мне хотелось бы в первую очередь отметить Генерального прокурора страны Владимира Васильевича Устинова, помогают примерно семидесяти процентам людей. Остальная часть приходится на ставшие нередкими обращения заявителей, страдающих душевными заболеваниями, мошенников различных мастей с липовыми кляузами и недобросовестных ходатаев.
В общем, только успевай поворачиваться!
Между тем, ни в одной стране мира такой формы общения избирателей с депутатами нет. Это - бич России еще с советских времен, что говорит об одном - законы на местах злостно не исполняются. В итоге - миллионы затраченных человеко-часов, бюджетных средств, столь нужных обществу на иные потребности, тонны дополнительной макулатуры. То есть - супербюрократизм. От задач сугубо законотворческого плана подобная деятельность очень отвлекает.
Все это наводит на мысль об острой необходимости проведения жесточайшей государственной политики по неукоснительному соблюдению прав и свобод граждан. Кроме того, нельзя забывать, что нынешние депутаты не обладают полномочиями избранников народа десятилетней давности, имевшими право отслеживать во всех ветвях власти исполнение принятых ими законов.
- Боеспособность Вооруженных Сил является важным фактором безопасности любого государства. Как Вы оцениваете процесс реформирования Российской армии, и решение каких проблем военной сферы считаете первоочередными для Комитета по безопасности?
- Выше я говорил, что военный вопрос напрямую не входит в компетенцию Комитета по безопасности. Поэтому ограничусь лишь одним соображением. Если реформирование военной сферы ведет к укреплению обороноспособности страны, устраивает самих военных, значит, все нормально. В противном случае, как сказал кто-то из великих, нам придется кормить чужую армию.
- Практически весь мир уже втянут в войну с международным терроризмом. Но поскольку террористы ведут эту войну партизанскими методами, то действия регулярных армий малоэффективны. Какие меры Комитет по безопасности планирует предпринять для эффективной борьбы с терроризмом?
- В первую очередь, конечно же, законодательные. В частности, депутаты фракции "Единство", в которую я вхожу, внесли на рассмотрение нашего Комитета перечень принципиальных антитеррористических мер и срочных действий в случае введения чрезвычайного положения, которые обрели черты проектов федеральных законов.
Во-вторых, значимые действия международного характера. По сию пору не ратифицированы 12 основополагающих Конвенций, регулирующих различные направления противодействия актам террора на воде, в небе и на суше. Без решения обозначенного вопроса, который очевидно буксует, в коллегиальном порядке создать какую-либо долгосрочную стратегию борьбы с международным терроризмом вряд ли удастся.
Еще большую несогласованность позиций занимает выработка единообразного понятия терроризма. Кого мы будем признавать террористами: отдельных людей, организации или целые страны? Стоит нам начать понимать под терроризмом любую попытку решить ту или иную политическую проблему с помощью насилия и оружия, и мы полмира отнесем к государствам-террористам. Но как только мы сформулируем определение терроризма - отпадет практика двойных стандартов, терроризм перестанут отождествлять с религией, национальной или культурной традицией.
Наконец, рассуждая о глобальных материях международного терроризма, мы должны решить еще одну стратегическую задачу - создать международный центр борьбы с терроризмом и наркобизнесом. Эта идея неоднократно высказывалась мною среди парламентариев за рубежом и находила поддержку политиков самого высокого ранга. Подхватили ее и российские политики. Настала пора переходить от слов к делу.
Также я бы обратил внимание на многомиллионное тиражирование легальных, а еще больше пиратских, компьютерных игр, открыто пропагандирующих кровавую философию террора, экстремизма. И в то время, когда власти ломают головы, как свести на нет обострение террористической деятельности: то ли с помощью бомбардировщиков, то ли силами наземных и морских сил, то ли гуманитарной помощью - миллионы детей на всех континентах не оторвать от компьютеров. Они в роли виртуальных террористов уничтожают ни в чем не повинных виртуальных граждан, переносят виртуальный мир насилия в свое реально формирующееся социальное сознание, будущий образ жизни.
Но еще более важно, чтобы стратегические и тактические ориентиры борьбы с терроризмом не заслоняли иные, куда более ответственные проблемы - улучшение нравственного и экономического благополучия многих миллионов людей, строительство в России открытого гражданского общества и правового государства.
- Кроме терроризма, для России существует еще одна угроза. Древние говорили: "Предупрежден, значит вооружен". Однако, если предугадать природные катаклизмы удается не всегда, то о возможности техногенных катастроф нас предупреждали постоянно. Но этой зимой цепная реакция разрушения теплосетей стала настоящим стихийным бедствием для ряда регионов России. И, как всегда, русские морозы оказались полной неожиданностью для технических служб и чиновников. Какие меры на государственном уровне необходимо принять, чтобы вся страна не превратилась в "театр военных действий"?
- Монах Киево-Печерского монастыря, летописец Нестор еще в XI-XII веках записал на пергаменте: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет". В XIX веке ему вторил известный русский поэт граф Алексей Константинович Толстой: "Страна у нас огромная - порядка только нет". Выходит, для наших дней эти характеристики остаются злободневными и в том вопросе, который Вы сейчас затронули.
По данным ведомства Сергея Шойгу (МЧС России) в 2002 году чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера повлекли гибель около 2 тыс. человек, пострадало более 340 тыс. населения, что на четверть больше по сравнению с 2001 годом. Основные причины одни и те же - воровство, некомпетентность местной администрации, неготовность действовать в условиях чрезвычайных ситуаций, недостаточное бюджетное и иное финансирование. Неслучайно подразделения поисково-спасательной службы МЧС России, войска гражданской обороны провели более 20 тыс. спасательных операций, в результате которых были сохранены жизни почти 24 тыс. человек. И, между прочим, в декабре 2002 года МЧС России выдвинуло ряд дельных рекомендаций. Например, чтобы вступающие в должность руководители того же бытового сектора в обязательном порядке проходили соответствующий курс обучения и аттестацию.
От себя добавлю, что техногенные катастрофы будут нас преследовать, обостряясь год от года, до тех пор, пока мы не начнем заниматься обновлением производственных фондов. Они уже лет десять не обновлялись. Живем и работаем на старье. Кстати, с производственными фондами туговато и в армии, даже в ракетных частях...
И еще. Тревожные оценки аналогичных событий отмечаются в большинстве стран постсоветского пространства, которые, как и Россия, находятся в переходном периоде от социалистического к капиталистическому обустройству общества. Так, МЧС Украины прогнозирует, что 2003 год в этом вопросе для наших братьев-славян не станет лучше предыдущего.
- Моя милиция меня бережет! Этот лозунг советского периода актуален и сегодня, но только в более утвердительной форме: моя милиция должна меня беречь! Но, к сожалению, не всегда это делает. Что мешает вернуть гражданам былую любовь и уважение к сотрудникам правоохранительных органов? И как защитить самих милиционеров в социальном плане и поднять престиж их нелегкой службы?
- В европейских государствах 60-70% населения дают положительную оценку работе полиции. Последний социологический опрос отношения жителей Москвы к столичной милиции обнаружил всплеск положительных эмоций более чем среди половины опрошенных. А ведь еще года два-три назад эти показатели были куда ниже. Следовательно, руководству ГУВД Москвы удается постепенно изменять криминогенную ситуацию, а вслед за ней и настроения москвичей в лучшую для милиции сторону, чего, увы, не скажешь о многих иных субъектах Российской Федерации.
Огромную роль в защите граждан от преступников играет уровень культуры и образования милиционеров. Разве редкость, когда москвичи, жители иных городов страны, где располагаются специальные учебные заведения системы МВД, наблюдают отвратительное поведение курсантов - будущих офицеров органов внутренних дел? Сквернословие, причем, как среди юношей, так и среди девушек-курсанток, употребление спиртных напитков в общественных местах, неряшливый внешний вид. В общественном транспорте пожилому человеку, женщине, ребенку - места не уступают. А ведь, в конечном счете, все получат на выходе утвержденный государством диплом о высшем юридическом, гуманитарном (!) образовании, приравненный к диплому выпускника юрфака МГУ!
По оценкам Генпрокуратуры, сегодня в органах внутренних дел дознанием занимаются лица, среди которых лишь 12% имеют хоть какое-то юридическое образование. Почему? Да потому, что после окончания милицейских институтов, академий и университетов - не остаются служить, а, получив бесплатное высшее юридическое образование, уходят, как правило, в коммерцию, адвокатуру, криминал. И "щадящая" оплата труда милиции в этом вопросе играет отнюдь не главную роль. Главное - утрачена советская и не создана новая профессиональная культура.
Саму же милицию в социальном плане можно эффективно защитить только с помощью неукоснительного соблюдения государством социальных гарантий, определенных действующим законодательством. Если государство требует от правоохранительных органов строгого соблюдения права, эффективного поддержания правопорядка, то в этой схеме должно присутствовать и соблюдение адресных социальных гарантий государства для тех же работников милиции.
Полагается, допустим, участковому уполномоченному служебная или иная жилплощадь - пусть власть предоставит ему комнату или квартиру.
Гарантируется бесплатное оказание всех видов медицинской помощи сотрудникам милиции и членам их семей (женам, мужьям, детям в возрасте до 18 лет и лицам, находящимся на иждивении сотрудников милиции) - исполните это обязательство.
Есть право сотрудников милиции на обеспечение телефоном и предоставление их детям мест в детских дошкольных учреждениях - соблюдение этого права должно быть неукоснительным.
Не столь давно звучали крайне печальные цифры: личный состав МВД России несет боевые потери - при исполнении служебных обязанностей каждый день погибает в среднем один сотрудник милиции. Сколько для общества стоит его жизнь? Какая должна быть компенсация родным и близким со стороны государства?
Американцы условно для своих внутригосударственных потребностей подсчитали стоимость одной человеческой жизни:
в 1997 году - 2,7 млн, а в 2002 году - 3 млн долларов.
Какими должны быть эти цифры для людей в погонах в условиях современной России, выводил ли их кто-нибудь, и более того, претворял ли в жизнь? Пора в этом вопросе начать говорить правду. Пора везде, во всем говорить правду.
Таким образом, приголубить государева человека может только само государство, причем так, чтобы работник милиции, а также таможенник, пограничник, разведчик, контрразведчик, другие люди в погонах твердо знали, верили, что государство их защищает, опекает и поощряет честный труд. Вот тогда и будет защищена не только милиция, но, в первую очередь, и сами граждане - от милиции и других силовиков.
- Традиционный последний вопрос. Как Вы определяете для себя понятие - "воинское братство", и что бы Вы хотели пожелать воинскому братству России в День защитников Отечества?
- Под воинским братством я подразумеваю, в первую очередь, корпоративность всех людей в погонах, ощущение ими чувства локтя по отношению друг к другу, осознание себя и своих коллег органичной частью общества, действительными защитниками Отечества, всего гражданского населения. Но корпоративность, не перерастающую в панибратство и групповую вседозволенность.
К воинскому братству я также причисляю вольнонаемных служащих, которые трудятся в воинских частях бухгалтерами, уборщиками, рабочими, водителями, инженерами, на других внешне незаметных должностях.
К воинскому братству относятся, по моему убеждению, родные и близкие людей в погонах, их жены и дети, ибо тем крепче и надежней воинское братство, чем крепче тыл, семейная преемственность государевой службы, передаваемая от деда к отцу, от отца к сыну.
К воинскому братству нельзя не присоединить писателей, журналистов, артистов, то есть всех тех людей, кто формирует в сознании населения положительное отношение к людям в погонах.
Что же касается поздравления, то и от себя лично, и от Комитета Государственной Думы по безопасности всему воинскому братству России в День защитников Отечества - этот один из самых замечательных праздников в году, я бы хотел пожелать крепкого здоровья, личного и семейного счастья, долгих лет жизни!
http://voin-brat.ru/content/view/198/20/