Энергичные действия российских денежных властей позволят в 2006 году удержать инфляцию на уровне девяти процентов, однако в условиях отсутствия консенсуса во власти относительно необходимости проведения жесткой бюджетной политики укрепление рубля остается единственным действенным рычагом воздействия на индекс потребительских цен.
Об этом сказал в интервью Рейтер министр финансов РФ Алексей Кудрин.
"Три года вялотекущего снижения инфляции прошли. Центробанк может увести инфляцию и на 8 процентов, и на 5 процентов. Можно было бы и за год согнать инфляцию, но такие резкие перепады вредны для экономики", - говорит Кудрин.
"Центробанк укрепляет рубль, и инфляцию он собьет точно до девяти процентов в этом году, если не будет резкого взлета цен на нефть. Поэтому у нас в стране проблема не инфляции, а быстрого укрепления рубля", - добавил он.
Власти РФ активно озаботились проблемой роста цен с начала марта, когда по итогам двух месяцев инфляция "съела" почти половину годового прогноза. Президент и премьер потребовали от правительства активных действий для снижения инфляции, после чего ЦБ сократил объем покупки валюты, что привело к быстрому укреплению рубля, который в начале мая преодолел отметку 27 рублей за $1 и достиг шестилетнего максимума к доллару.
В 2005 году инфляция составила 10,9 процента. Большинство аналитиков уверены, что в этом году инфляция превысит 10 процентов.
АНТИИНФЛЯЦИОННЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНСЕНУС
В течение последних нескольких лет правительство и Центробанк пытались балансировать между двумя задачами - снижение темпов инфляции и недопущение резкого укрепления рубля.
Многие аналитики говорили, что в условиях масштабного притока валюты в страну попытка выполнить обе цели обречена на неудачу, что доказывали результаты последних лет - инфляция оставалась двузначной и практически каждый год превышала прогнозы, а реальный эффективный курс продолжал укрепляться темпами, близкими к 10 процентам в год.
В марте после критики со стороны президента инфляция стала одним из приоритетов правительства.
"Было признано, что высокая инфляция - это плохо, и мириться с высокой инфляцией нельзя. Но какой ценой - ценой ли сдерживания расходов или ценой укрепления рубля? На этот счет власть высказалась менее четко", - сказал Кудрин.
"Тем не менее, после указания, что инфляция должна быть низкой, Центральный банк получил четкий сигнал. А Центральный банк у нас независим, и нынешние изменения курса ЦБР ни с кем не согласовывает. Даже не знаю, когда и насколько они собираются дальше укреплять рубль", - сказал Кудрин.
УКРЕПЛЕНИЕ РУБЛЯ - ЭТО ПЛОХО, НО ВЫБОРА НЕТ
По словам Кудрина, большинство экономистов признает, что укрепление рубля негативно влияет на конкурентоспособность российской экономики. Однако в условиях, когда правительство не готово проводить жесткую бюджетную политику, рост курса рубля - единственный путь контроля за инфляцией.
С начала этого года правительство повысило "цену отсечения" стабфонда до $27 с $20.
"Вся проблема укрепления рубля и инфляции уперлась в проблему стабфонда и цену отсечения. И то, что мы пошли на изменение цены отсечения до $27, конечно, добавило укрепления", - сказал Кудрин.
Минфин, который в 2005 году выступал против, говорит, что в условиях роста экономика сможет переварить эту цену, однако ее дальнейшее изменение недопустимо.
"Инфляция сбита, курс рубля укреплен. В этом смысле мы нашли равновесную цену. Но дальше нельзя изменять цену отсечения в ближайшие годы", - говорит министр.
По его словам, в бюджетном послании на 2005 год президент РФ Владимир Путин поручил правительству не наращивать расходы бюджета темпами, превышающими рост экономики.
"Если бы у нас не было такого укрепления, экономический рост был бы более высоким... Но сейчас выбора (по сравнению с укреплением рубля) нет. Если бы мы сейчас зафиксировали объем расходов к ВВП, то это было бы самым оптимальным решением", - сказал Кудрин.
По его мнению, рост расходов бюджета соответствующий росту ВВП позволил бы выполнять социальные обязательства, включая обнародованные на прошлой неделе программы поддержки материнства и перевооружения армии.
"НЕНЕФТЯНОЙ" БЮДЖЕТ
Кудрин сообщил, что для того, чтобы как-то ограничить аппетиты чиновников Минфин хочет по образцу Норвегии и Казахстана условно разделить бюджет на две части - "ненефтяную часть" и "нефтяной фонд", где будут концентрироваться доходы от добычи и продажи энергоносителей.
В этом случае правительство должно определить размер перечислений из "нефтяного фонда" для покрытия дефицита "ненефтяного бюджета", который позволит сохранять макроэкономическую стабильность.
"Мы сейчас решили, что в июне докладываем первый вариант, который будет предполагать методологию расчета приемлемого дефицита "ненефтяного бюджета". У нас в основном будет работать цена отсечения, но мы себя будем сверять по дефициту ненефтяной части", - сказал он.
16.05.2006
www1.minfin.ru/off_inf/1815.htm