Как "Комсомолка" вместе с Кудриным делила Стабфонд
Министр финансов РФ рассказал победителю нашего конкурса, как будут тратиться деньги из нефтяной "кубышки"
"Дать каждому по миллиону!"
Объявляя нашу акцию "Даешь нефтедоллары народу!", мы пообещали: авторы самых интересных предложений, как с умом потратить Стабфонд страны, побывают в правительстве.
Не все читатели поверили в это даже тогда, когда "КП" уже конкретно назвала место этой встречи: кабинет министра финансов Алексея Кудрина. Ведь именно он отвечает в правительстве за пресловутую госзаначку и всячески оберегает Стабфонд от любых попыток запустить туда руку.
Больше полугода мы печатали читательские идеи, что делать с пухнущим как на дрожжах Стабилизационным фондом.
Сергей из Омска вообще предложил раздать всем россиянам по миллиону, категорически запретить на месяц поднимать цены, и пусть каждый поживет как богатый человек - съездит отдохнуть туда, куда ездят депутаты Госдумы, купит машину или попутешествует...
Весь отдел экономики тут же бросился считать: хватит ли денег на всех. Оказалось, нет. Но автора этой заманчивой идеи мы все равно внесли в списки победителей. Но, увы, он так и не откликнулся.
Встреча с министром Кудриным несколько раз переносилась. Главу Минфина внезапно вызывали то в "Белый дом", то в Госдуму, то в Кремль. Человек, у которого ключ от казны, нужен всем.
Наконец в минувшую субботу, 28 января, Алексей Кудрин щедро выделил из своего напряженного графика целых полтора часа для встречи с победителем нашей акции.
К сожалению, двое финалистов по разным причинам не смогли приехать в столицу. Зато москвич, капитан-подводник Игорь Аниканов прибыл к зданию Минфина на Ильинку минута в минуту.
"Вы здесь можете смело хозяйничать!"
- Вы здесь можете смело хозяйничать! - показав на свой просторный кабинет, с ходу предложил министр Кудрин. - Я полностью в вашем распоряжении!
- И Стабфонд тоже? - не удержались мы от провокационного вопроса.
- А он уже в Центробанке, растворился в золотовалютных запасах, - с улыбкой развел руками главный казначей страны.
Узнав, что наш победитель - бывший подводник, Кудрин попросил его показать на огромном глобусе, где тот бороздил моря и океаны.
- И какая у вас пенсия?
- 3100 рублей.
- Конечно, это очень маленькая пенсия, - покачал головой Кудрин. - Надо повышать! Наверное, на увеличение пенсий и предлагаете потратить Стабфонд?
Хотя Игорь Аниканов впервые оказался в высоком кабинете, но не растерялся (все-таки бывший подводник). И выдал все, что наболело:
- Как офицера запаса меня очень волнует работа силовиков. В первую очередь МВД, таможня и налоговая служба. Будут они нормально действовать - экономика рванет вперед. Я предлагаю всем сотрудникам этих ведомств поднять зарплату. Чтобы даже рядовой получал не меньше 30 тысяч рублей.
При этом увеличить уголовную ответственность за преступления, совершаемые сотрудниками правоохранительных органов. Ликвидировать те зоны, в которых они сидят. Пусть в полной мере почувствуют тяжесть наказания, отбывая срок в обычной колонии.
А чтобы разорвать круговую поруку, судьям и прокурорам зарплату не повышать года два-три. Тогда они из чувства элементарной зависти к зарплатам проворовавшихся милиционеров станут давать реальные, а не условные сроки.
Далее. Почему бы не сделать так: отслужил участковый безупречно 15 лет - служебная квартира переходит в собственность. Очень тяжело, когда участковые без конца меняются, больше озабочены личными, нежели общественными проблемами. По личному опыту знаю.
И еще один важный вопрос - пенсии за погибших сотрудников. До 70% зарплаты такого сотрудника должно идти его вдове при наличии несовершеннолетних детей. Если дети взрослые - до 50 процентов.
Алексей Кудрин, министр финансов РФ: - Абсолютно нормальные мысли. Готов подписаться подо всем. Но как бы это сделать не в ущерб другим статьям расходов?
В 2006 году мы беспрецедентно увеличили бюджет, решив часть Стабфонда потратить. Примерно 350 миллиардов рублей.
(Тут министр финансов достал калькулятор и стал считать.) Плюс еще 350 миллиардов мы получили из средств, которые дает казне рост экономики. Получается солидная прибавка в 700 миллиардов на год. Так что каждый год мы могли бы тратить на повышение зарплат силовиков по 50 - 60 миллиардов рублей. Это вполне реально.
Игорь Аниканов: - Может, так и сделать?
Алексей Кудрин: - А теперь давайте посчитаем, кому при такой прибавке силовикам мы не можем так же сильно увеличить зарплату? Что сократить, чтобы прибавить милиционерам? Если сотрудники МВД обычно живут в городах, в целом в цивилизованных условиях, то военные часто оторваны от семьи, мотаются по степям, горам. У них тут же обида появится: а мы чем хуже?!
У нас постоянно такой выбор: строить дороги или зарплату повышать? Вот "Комсомолка" как решила бы эту задачу?
"КП": - А сколько сейчас уходит бюджетных средств на дороги?
Алексей Кудрин: - 118 миллиардов. Регионы выделяют еще примерно 150. Всего где-то 270 миллиардов рублей получается. Из них 100 миллиардов - строительство новых дорог. Остальные идут на их содержание.
"КП": - Не секрет, что часть этих денег уходит в откаты, в карманы чиновников. И следов не найдешь. Не будут же потом асфальт рыть, чтобы выяснить, а сколько на самом деле битума положили. Наверное, все-таки лучше людям зарплаты повышать. Тут хотя бы схема движения денег достаточно прозрачная. Правда, дороги строить тоже надо. Может, хватит и на то, и на другое? Вон сколько денег привалило правительству.
Импортная кофточка и курс рубля
Алексей Кудрин: - Сейчас у нас действительно есть такое ощущение. На 1 января 2005 года Стабфонд составлял 522 миллиарда. А спустя ровно год - 1 триллион 460 миллиардов. Но прежде чем считать, на что их тратить, я напомню несколько экономических правил.
Вот мы хотим добавить денег в оборот, то есть, грубо говоря, напечатать купюр больше, чем все товары в стране стоят, и раздать тем же милиционерам. Но ведь на эту лишнюю сумму товаров в стране нет. Эти благие действия тут же вызовут инфляцию.
"КП": - Но деньги Стабфонда обеспечены накопленными в Центробанке реальными долларами.
Алексей Кудрин: - Это так. Однако давайте смотреть глубже. Да, страна зарабатывает на нефти. Но как? Тонн сырья на экспорт идет столько же, сколько под них произведено товаров. Просто цена на них в три раза выше. В прошлом году цена на нефть с 34,4 доллара увеличилась до 50,6 доллара за баррель. Разница в 16,2 доллара дала стране дополнительно 80 миллиардов долларов. Нефтяные компании меняют эту валюту на рубли и вбрасывают их на рынок. Стоимость рубля повышается. Вот и получаем: долларов больше, а рублей столько же.
"КП": - Надо только радоваться, что рубль, который еще недавно с издевкой называли "деревянным", крепнет.
Алексей Кудрин: - Слабый доллар создает проблемы нашим производителям. Импорт становится слишком дешевым.
Допустим, кофточку на Западе произвели за 100 долларов. За сколько ее нужно продать в России? При курсе 28,7 - за 2870 рублей. А если курс 28,02, то за 2802. По сути, на 68 рублей меньше. Наш товар в этих условиях только дорожает и вытесняется с рынка. Сегодня в России 50% всего потребления - импорт.
Минфин - Центробанку: "Стой насмерть, ни шагу назад!"
"КП": - А если курс дойдет до 20 - 14 рублей за доллар, как предполагают некоторые эксперты?
Алексей Кудрин: - При таком курсе у нас встала бы вся промышленность - наши товары оказались бы неконкурентоспособными по цене. И мы целиком перешли бы на импорт.
Поэтому мы и говорим Центробанку: "Давай на рынок, скупай доллары и держи курс!" Установился курс в 28,7, просим: "Стой насмерть, дальше - ни шагу!" И тогда Центробанк должен скупить те самые 80 миллиардов долларов, которые страна получила из-за роста цен на нефть, и напечатать на них рубли по этому же курсу: 2 триллиона 240 миллиардов рублей. Эти деньги оказываются у нас в экономике.
"КП": - А как же быть с инфляцией?
Алексей Кудрин: - Мы и попытались убрать в Стабфонд часть нефтедолларов, чтобы избавиться от неизбежной инфляции. Если в стране инфляция 11 процентов, то это означает, что у нас денег больше, чем может переварить экономика. В принципе если бы мы не меняли цену отсечения нефти в Стабфонд, то могли бы снизить рост цен до 7 - 8%. Но хочется побольше потратить на зарплаты, дороги, так что планку потихоньку отодвигаем.
Сколько инфляция "отгрызла" от госзаначки?
"КП": - Глава Счетной палаты Степашин не раз заявлял, что из-за инфляции Стабфонд потерял в прошлом году 600 миллиардов рублей. Это правда?
Алексей Кудрин: - Обсуждать, сколько мы теряем на инфляции, некорректно. Если мы будем хранить Стабфонд в рублях, то будем терять на инфляции. Но если потратим, то инфляция будет еще больше. А если вложим в предприятия или ценные бумаги России, то снова получим инфляцию.
"КП": - Замкнутый круг какой-то!
Алексей Кудрин: - Вернемся к разнице курсов валют - 28,7 рубля за доллар в прошлом году и 28,02 в этом. Если сумму Стабфонда перевести в доллары, то получается, что мы всего за 10 дней, ничего не делая, заработали 1 миллиард 400 миллионов долларов!
Стабфонд не должен нигде храниться в рублях. Все подобные фонды, хоть норвежский, хоть казахский, размещаются в золотовалютных резервах или зарубежных высоконадежных активах.
Как Центробанк потратит Стабфонд?
"КП": - Сейчас объявлено, что Стабфонд передается в Центробанк. И как там эти деньги будут работать?
Алексей Кудрин: - Мы открываем счет в Центробанке и меняем весь Стабфонд на доллары. На сегодняшний день это 53,6 миллиарда долларов. Доллары для этого берутся из золотовалютных резервов ЦБ, которые соответственно уменьшатся на эти 53,6 миллиарда. Эта сумма в рублях уйдет с рынка.
В итоге у нас будет в ЦБ договор-счет, на котором будут лежать 53,6 миллиарда долларов. Сам Минфин не станет вкладывать эти деньги куда-либо, а будет размещать их через Центробанк в ценные бумаги других государств, где ставка стабильная. Во Франции, США, Германии и еще ряде стран.
При этом Центробанк будет размещать эти деньги как свои собственные.
Нефтедоллары пенсионерам?
"КП": - Как вы относитесь к тому, что фонд будущих поколений Норвегии возглавил не экономист, а философ?
Алексей Кудрин: - Когда во главе такого фонда становится человек уважаемый и авторитетный, то доверие к сохранности средств возрастает.
"КП": - А наш Стабфонд может стать фондом будущих поколений?
Алексей Кудрин: - У нашего Стабфонда несколько иные функции. Но хочу сказать, что с 1 января 2006 года нефтяной фонд Норвегии преобразован в глобальный пенсионный фонд страны. В связи со старением тамошнего населения. В Норвегии, кстати, тоже ругались по поводу своего нефтяного фонда: мол, у нас не все граждане обеспеченные. И вот, чтобы никто не зарился на эти деньги, фонд стал пенсионным резервом.
"КП": - России тоже угрожает проблема старения населения?
Алексей Кудрин: - Да. Соотношение средней пенсии к средней зарплате в России - всего 26%. Грубо говоря, человек всю жизнь работает, потом выходит на пенсию, и ему дают всего четверть от того, сколько он зарабатывал.
"КП": - Это же мизер!
Алексей Кудрин: - Даже по минимуму Международной организации труда должно быть не меньше 50%. В развитых странах - 70 - 80%. Если мы будем жить так же, как сейчас, и количество активно работающих будет стремительно сокращаться, а ряды пенсионеров постоянно пополняться, то тех денег, которые мы собираем в виде единого соцналога и добавляем из денег правительства, не хватит. А соотношение доходов работающего и пенсионера станет еще хуже - до 20% к 2015 году.
"КП": - Поэтому нам и нельзя Стабфонд сегодня проедать?
Алексей Кудрин: - Нам нужно сделать такой же резерв для пенсионной системы страны, как в Норвегии.
"КП": - Если бюджетникам ничего не светит из Стабфонда, то на какие деньги им тогда дальше рассчитывать?
Алексей Кудрин: - На доходы федерального бюджета. Зарплата бюджетников в этом году вырастет примерно на 27%. А с 2005 по 2007 год мы ожидаем удвоения их зарплаты. И надеемся, что такой рост зарплат опередит инфляцию на 50%. У пенсионеров примерно в тех же пропорциях увеличится пенсия.
Главное - мы не должны допустить, чтобы тарифы на услуги ЖКХ в начале каждого года росли на 20 процентов. Поэтому задача довести уровень инфляции к 2008 году до 4 - 4,5% перед нами остается.
"КП": - Многие наши читатели предлагали в ходе акции потратить нефтедоллары на увеличение детских пособий. Чтобы улучшить демографическую ситуацию в стране.
Алексей Кудрин: - В 2000 году правительство забрало у губернаторов эту статью расходов. И все долги по детским пособиям в стране были погашены.
В 2005 году детские деньги снова отдали местным властям. Но только четверть регионов повысили пособия. В этом году - уже больше половины. Некоторые регионы - до 200 - 300 рублей. Но это не предел.
Игорь Аниканов, победитель акции "КП": - Так можно ли надеяться, что мое предложение найдет отражение в ближайших планах правительства?
Алексей Кудрин: - Мы будем повышать зарплату и силовикам, и бюджетникам. Может быть, не так стремительно, как хотелось бы. Но будем!
Спасибо, что переживаете не только за себя. И спасибо "Комсомолке" за этот конкурс!
02.02.2006