24 августа 2005
2040

Интервью: Александр Сонин, Гендиректор ЦКБ `Волга` - И вдруг мы стали худшими

(24.08.2005 г.)

Гендиректору ЦБК Волга Александру Сонину не нравятся современные методы корпоративных войн

НИЖНИЙ НОВГОРОД - Комбинат Волга, выпускающий треть газетной бумаги в стране, переживает трудные времена - последние несколько месяцев его непрерывно проверяют различные госорганы. Защиту своего имущества владелец комбината - Ост-Вест Груп - поручил отставному военному Александру Сонину, который с февраля занимает должность гендиректора Волги. О том, как бесконечные проверки влияют на психологическое состояние сотрудников и репутацию предприятия, Сонин рассказал в интервью Ведомостям.

- Как случилось, что вы пришли в лесную промышленность?

- Я руководил компанией Винап-Е в Екатеринбурге, которая занималась торговлей продуктами питания, а также заготовкой, переработкой и продажей леса. Тогда и произошло мое знакомство с лесной отраслью. Потом поступило предложение из Альфа-Эко возглавить торговлю в департаменте лесной и целлюлозно-бумажной промышленности. Я его принял, поскольку направление было новое, компания крупная. Стало интересно попробовать свои силы на этом поприще. А что касается моей деятельности в Минобороны, то там я руководил крупными коллективами, приобрел навыки управления, умение находить общий язык с людьми.

- Правда ли, что вас пригласили возглавить ЦБК Волга, потому что у вас есть успешный опыт защиты Камского ЦБК, принадлежавшего Альфа-Эко, от поглощения Базэлом?

- Я не думаю, что мое назначение связано с этим эпизодом. Хотя при сегодняшней ситуации на Волге опыт противостояния в какой-то мере используется.

- А с чем вам пришлось столкнуться? Как вы защищаетесь?

- Самое страшное в корпоративной войне - участие органов государственной власти. Но наша основная защита - успешная работа. Несмотря на нападки со стороны конкурентов, началась широкомасштабная модернизация. И мы оспариваем претензии, которые к нам предъявляются. Например, выиграли дела в арбитражных судах по поводу публикаций о комбинате в нижегородских газетах Ленинская смена и Московский комсомолец в Нижнем Новгороде. Именно после появления этих публикаций депутат Госдумы Анатолий Грешневиков в феврале отправил запрос в областной комитет охраны природы с просьбой проверить деятельность руководства ЦБК. На основании этого запроса в марте Росприроднадзор, Ростехнадзор, СЭС, прокуратура проверили ЦБК, но никаких нарушений не выявили. В мае другой депутат Госдумы - Николай Павлов написал запрос уже в Минприроды. Результаты последней, июльской проверки говорят о том, что у Минприроды нет претензий к ОАО Волга.

- Проверки сказались как-то на ваших показателях работы?

- Сказались. Например, в феврале на ЦБК приехало спецподразделение МВД и блокировало поставку леса автотранспортом. Был произведен осмотр помещения, где контролер записывает номера машин, проходящих с лесом через КПП. Это психологическое воздействие на поставщиков леса привело к тому, что в течение месяца у нас вдвое упал объем поставок автотранспортом. Только эта ситуация закончилась, приходит бумага о проверке поставщиков сырья уже на железнодорожном транспорте. У нас есть авторитет, деловая репутация за рубежом. Соответственно, формируется негативное представление о предприятии. Правда, на наших делах с партнерами это не сказалось. Но ведь это отражается на инвестиционном климате региона.

- На какой стадии расследование уголовного дела в отношении ЦБК по факту уклонения от уплаты налогов?

- Пять последних лет предприятие признавалось лучшим налогоплательщиком, о чем свидетельствуют дипломы от губернатора. И вдруг мы стали худшими. Проверки проводятся постоянно. Но дело до сих пор в суд не передано, потому что нет доказательной базы. И каждый раз дело продлевается. В его рамках у нас неоднократно проводились обыски. Все эти действия мы обжаловали, но самый большой вред - нанесение психологической травмы работникам предприятия. Постоянные вызовы на допросы сотрудников бухгалтерии, крупномасштабные выемки документов проводились несколько раз. Причем дело возбуждено за период 2001-2003 гг., а документы изымались начиная с 1999 по 2005 г., и среди них те, которые нужны нам для работы сегодня. Мы оспариваем также итоги проверки налоговой инспекции, которая вынесла определение о взыскании с ЦБК более 400 млн руб. Непонятно, почему предприятие, которое успешно работает, не поддерживается властью, а наоборот.

- Вы довольны сменой власти в Балахнинском районе?

- Прежние руководители не уделяли должного внимания развитию района, слабо осуществляли контакты с промышленными предприятиями, в том числе и с нашим, хотя мы предлагали свое сотрудничество. Район постепенно приходил в упадок. Депутаты Земского собрания Балахны проявили гражданскую зрелость и политическую мудрость - убрали неэффективное руководство. Сейчас ситуация меняется в лучшую сторону. Мы близки к подписанию соглашения о социальном партнерстве с администрацией района.

- А как у вас складывались отношения с бывшим нижегородским губернатором Анатолием Ходыревым?

- Губернатор неоднократно публично заявлял о неправильной приватизации восьмой бумагоделательной машины на Балахнинском бумкомбинате. Откуда губернатору, ни разу со мной не встретившись, не поговорив, не побывав здесь, знать, какая у нас машина неправильно приватизирована? Иск нижегородского Минимущества на предмет законности приватизации я тоже считаю необоснованным. Ведь область никогда не была собственником предприятия, ЦБК всегда был федеральной собственностью. И суды подтвердили нашу правоту: мы доказали, что приватизация ОАО Волга прошла без нарушений.

- Что вы ждете от нового губернатора Валерия Шанцева?

- Надеюсь, что область приобрела руководителя, который, используя свой огромный опыт и политическое влияние, сумеет сделать область инвестиционно привлекательной. Московское правительство немало внимания уделяло прекращению корпоративных войн, попыток закрутить новый виток передела собственности.

- В прошлом году Базэл хотел выкупить Волгу. Вы по-прежнему не хотите продавать компанию?

- Реальные шаги по модернизации производства и стратегия развития до 2010 г. позволяют сделать вывод, что планов продажи сейчас нет. У наших акционеров есть желание быть не финансовым инвестором в лесной отрасли, а стратегическим. Их цель - создать холдинг, современное предприятие с прозрачной отчетностью, организованное по международным стандартам. Временщики не стали бы тратить время на подобные проекты.

- Сейчас у Ост-Вест Груп не так много активов в лесной отрасли. Будут ли новые покупки?

- Поскольку мы идем к созданию лесопромышленного холдинга на базе ОАО Волга, то я не исключаю таких шагов, если это будет выгодно предприятию и усилит его позиции на рынке.

- А у вас есть акции Волги или опцион на их покупку?

- Нет ни того ни другого.

- Принадлежащий Ост-Вест Груп Кировский леспромхоз обеспечивает ЦБК сырьем лишь на 10%. Как решается эта проблема?

- Стратегическая программа обеспечения сырьем утверждена правлением и эффективно работает. Мы закупаем сырье у крупных лесозаготовительных предприятий в Кировской области, Республике Коми, Пермской и Свердловской областях. Я не исключаю возможности приобретения леспромхозов, но пока не принят новый Лесной кодекс, мы к этому подходим осторожно.

- Что хорошего сулит вам этот документ?

- В первую очередь меня волнует, чтобы лес не стал объектом для спекуляций. В проекте кодекса прописана идея проведения аукционов. Это не совсем соответствует интересам переработчиков древесины, потому что по условиям аукциона кто даст больше денег, тот и возьмет лес. Более справедлива система конкурсов. Она дает лесоперерабатывающим предприятиям преимущественное право на приобретение леса. Кроме того, предполагается, что участки леса могут стать собственностью частных лиц, в том числе и иностранцев. Я считаю, что государство не должно отдавать частникам контроль над лесом.

- А зачем вам программа модернизации?

- Наша инвестпрограмма на этот год - около 50 млн евро. Первый шаг - модернизация древесно-массного цеха. Сейчас в разгаре строительные работы. Цена проекта - 12 млн евро. Это и заемные средства, и собственные. Мы взяли 6 млн евро в кредит у Волго-Вятского банка Сбербанка РФ, но в целом наше сотрудничество со Сбербанком шире: кредитную линию в $300 млн планируем освоить в течение пяти лет. В 2005 г. запланирована модернизация восьмой бумагоделательной машины стоимостью 20 млн евро. Это позволит увеличить объем выпускаемой продукции на 25% до 300 000 т в год. У нас есть два предложения - от финской Metso и австрийской Voit, - и к середине сентября выберем, кто из них станет подрядчиком. Обновленную машину планируем запустить одновременно с древесно-массным цехом, когда древесной массы станет больше и улучшится ее качество. Думаю, вскоре определимся и с подрядчиком проекта сжигания коры стоимостью около 15 млн евро.

- А энергогенерацию свою не хотите завести?

- Это не исключено. Сети РАО ЕЭС России настолько изношены, что происходит внеплановое отключение предприятия во время гроз. Весной были периоды, когда наше предприятие отключалось три раза в сутки. Такое обеспечение электроэнергией нас не устраивает.

- Вы все еще собираетесь строить завод по переработке макулатуры?

- Пока рано говорить об этом. Некоторые предприятия используют макулатуру в производстве, но системно эта работа в нашей стране не ведется. Даже в Москве, где сосредоточено порядка 40-50% печатной продукции, сбор макулатуры не организован.

- Какова сейчас конъюнктура на рынке?

- Мы экспортируем около 60% продукции, но, поскольку внутренний рынок дает неплохие цены, доля экспорта за последний год несколько снизилась. Рынок сейчас на подъеме. У нас вся бумага законтрактована, и при всем желании продавать больше мы не можем. Производим ровно столько, сколько позволяют возможности. БИОГРАФИЯ

Александр Сонин родился в 1960 г. в Свердловской области. Окончил три вуза, последнее место учебы - Уральская государственная юридическая академия. С 1978 по 1998 г. находился на военной службе, работал в системе Минобороны. С 1998 г. - гендиректор торговой компании ЗАО ТД Винап-Е ( Екатеринбург). В 2001 г. приглашен в Альфа-Эко на должность замдиректора департамента лесной и целлюлозно-бумажной промышленности. В том же году переведен на должность коммерческого директора ФГУП Камский целлюлозно-бумажный комбинат. С 2002 по 2003 г. - гендиректор ОАОЦБК Кама. В 2003-2004 гг. - директор по развитию ЗАО Жешартский фанерный комбинат (Республика Коми). В мае 2004 г. перешел в ЦБК Волга на должность директора управления материально-технического обеспечения, а в феврале 2005 г. назначен гендиректором.

О КОМПАНИИ

ОАО Волга создано на базе Балахнинского целлюлозно-бумажного комбината (Нижегородская обл.), строительство которого началось в 1925 г. В 2001 г. компанию Nizhny Newsprint Holdings Ltd., владеющую 99% акций Волги, приобрела кипрская компания Hayard Investments Ltd., которой на паритетных началах владели Ост-Вест Груп и Альфа-Эко. В прошлом году Альфа-Эко продала свою долю Ост-Вест Груп. В 2004 г. Волга выпустила 565 000 т бумаги. Выручка составила 6,4 млрд руб., чистая прибыль - 250 млн руб. (в 2003 г. - убыток в размере 161 млн руб.). На комбинате работает около 4000 человек.

Екатерина Чичурина, Ведомости, N156 (1437)
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован