Анатолий Чубайс прилетел в Варшаву как президент Электроэнергетического совета СНГ и сопредседатель международной конференции "Навстречу общеевропейскому энергетическому партнерству", которую РАО "ЕЭС России" организовало совместно с Европейским союзом энергетической промышленности "Еврэлектрик".
Тема конференции по нынешним временам революционная: синхронизация энергосистем Востока и Запада, которые разделил пресловутый "железный занавес". Накануне в Москве состоялось заседание Электроэнергетического совета СНГ, который в конце концов пришел к единому мнению: предложить Западу идею объединения энергопотоков в единую евразийскую систему. Европа приняла идею всерьез.
О том, что происходит в российской энергетике, и перспективах ее взаимодействия с западными системами председатель правления РАО "ЕЭС России" Анатолий ЧУБАЙС рассказал после окончания конференции варшавскому корреспонденту "МН" Валерию МАСТЕРОВУ.
- Если произойдет то, что предложено Электроэнергетическим советом СНГ, то на земном шаре образуется беспрецедентная единая синхронизированная энергетическая система, - считает Анатолий Чубайс. - Ее масштабы - от Байкала до Женевского озера, от Казахстана до Лиссабона, от Мурманска до Рима. Машина закрутилась. Мы ее запустили, получив базу для задач на следующем этапе: политических, профессиональных, правовых, научных и т. д.
- Возникают сомнения, достаточно ли электроэнергии в России? В Европе хорошо известны ситуации на нашем Дальнем Востоке.
- Разговоры о том, что у нас у самих мало электроэнергии и безумие ее продавать за рубеж - довольно часто возникающая версия, которая полностью не соответствует действительности. У нас в стране, в результате деятельности в том числе и нашей компании, имеются неограниченные возможности для поставок электроэнергии. Запасы топлива у нас вдвое больше, чем в прошлом году, запасы мазута - в полтора раза больше, техническое состояние всех энергетических объектов было полностью готово к зиме.
Есть только одна проблема: мы категорически не будем раздавать энергию даром. Кто бы на это ни претендовал - Ракетные войска стратегического назначения, службы ФСБ или школы. Мы работаем на платежеспособный спрос. Ровно столько, сколько нам заплатят, ровно столько мы и произведем. Ни одного киловатт-часа больше. Поэтому проблема дефицита в действительности является проблемой оплаты. А вспомните Дальний Восток в этом году: разве были массовые отключения электроэнергии? Пришел нормальный губернатор, который наконец решил проблему собственного бюджета.
- Значит, у РАО "ЕЭС России" экспортные возможности больше, чем мы о них думаем?
- Дело в том, что синхронизация энергопотоков, по моему убеждению, не имеет прямой связи с экспортом. Будет неправильно сказать, что мы добиваемся синхронизации для того, чтобы экспортировать. Синхронизация - это всерьез и надолго. Не на год, думаю, даже не на десятилетия, а больше. Как будет развиваться экономическая конъюнктура в течение десятилетий, сегодня никто сказать не может. Ценность же синхронизации в том и состоит, что она облегчает любые направления потоков электроэнергии. По сути, снимаются любые барьеры!
- Но пока эти барьеры есть...
- В том-то и дело. Так получилось, что мы сегодня пришли к состоянию, когда по границе бывшего Советского Союза проходит граница между двумя гигантскими энергосистемами. Мы восстановили энергетическую "Берлинскую стену", которую обязаны разрушить. Дать возможность свободному потоку электроэнергии идти в любую сторону в зависимости от того, какая складывается ситуация.
Масштабы прорыва выходят далеко за пределы собственно энергетики. Это означает, что любой иностранный инвестор в России, вкладывая капитал не только в энергетику, а куда угодно, например, в молочный завод или производство посуды, будет пользоваться одними стандартами снабжения электроэнергией на создаваемом им предприятии. То есть условия будут абсолютно идентичны в Брюсселе и Калуге, в Париже и Брянске. Это немаловажно и для отечественных инвесторов. Мы пока еще к этому не подошли по-настоящему, наш потребитель еще не дозрел до того, чтобы с нас жестко спрашивать за качество, но совершенно ясно, что это будет происходить. И в этом смысле синхронизация выводит нашу энергетику на другой уровень технологической работы.
- Рассматривается ли вопрос о главном диспетчерском пункте, каким была, к примеру, Прага в Объединенной энергетической системе стран-членов СЭВ?
- Это очень непростой вопрос. Вот спросите у наших западных соседей: где ваш центр управления? Совсем не Брюссель, как многие считают. Есть две крупные диспетчерские организации, а всего их гораздо больше. Но они взаимодействуют между собой. Без одного большого начальника, который скажет "Вперед!", а все ответят "Есть!". А наша диспетчерская система строилась по вертикали.
- То есть как и почившая в бозе система "Мир"?
- Абсолютно правильно. Сегодня я еще не готов ответить, как будет осуществляться управление. Но что точно потребуется - так это существенное укрепление взаимосвязи внутри Электроэнергетического совета СНГ между входящими в него энергосистемами.
- Польша весьма заинтересована в сотрудничестве с Калининградом.
- Этому была посвящена значительная часть моих встреч. Речь шла о строительстве Калининградской ТЭЦ-2 и возможности привлечения Польши к инвестициям в этот проект. Отношение к этому позитивное. Мало того, могу добавить, что есть важная для нас новость, которая появилась в результате этой части переговоров. Существует проект линии 400 киловольт Литва - Польша, который я бы назвал несколько странным, поскольку движения энергии между Литвой и Польшей пока нет и в ближайшее время не предвидится. Логика в этом проекте видится только политическая: отделиться, перепрыгнуть через границу и замкнуться на Запад. Смысла же энергетического не видно. Другое дело - линия плюс наша станция. Премьер Касьянов недавно съездил в Калининград, заявил там о решении строительства ТЭЦ-2. В перспективе эта станция может работать и на запад, и на восток: Литва - Калининград - Польша. Пока есть время, можно объединить усилия и создать после обмена информацией единый проект. Кажется, я убедил польских коллег.
- Вы уже были в Варшаве, когда газеты начали писать о блокировании реформы электроэнергетики в России, имея в виду выступление замминистра энергетики Виктора Кудрявого против решения правительства создать Федеральную сетевую компанию. Не странно ли: государственное решение блокирует чиновник, который к тому же является представителем государства в совете директоров РАО "ЕЭС России"? Не перерос ли технический вопрос в политический?
- Да, действительно, такая парадоксальная ситуация возникла. Это, как вы заметили, решение правительства, а Кудрявый, один из госпредставителей в РАО "ЕЭС", ее нарушает, причем постоянно, почти при всех голосованиях. Правительство же смотрит на это, как на дождь или ветер, то есть как на явление природы, а отнюдь не политическое...
http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/personal.cgi?news=00000000094