17 декабря 2008
1360

Интервью Дениса Михайлина Оксане Королевой (журнал Оffice Magazine)

Перед тем, как мы начнем, я бы хотел определиться с терминами. В рамках этого интервью я буду подразумевать под термином "директ-мейл" письма, которые рассылают организации другим организациям или частным лицам значительными тиражами, требующими производственного решения для осуществления предпочтовой подготовки.

1.
- В чем преимущества директ-мэйла?
- Отвечаю по пунктам:
а) Директ-мейл позволяет компании обратиться с предложением своего продукта напрямую к потенциальному потребителю. При наличии правильно подготовленной адресной базы люди, которым продукт вообще неинтересен и ненужен, никогда не получат предложение о его приобретении.
б) Директ-мейл сосредотачивает все внимание получателя в момент прочтения. Влияние "рекламного шума" на изучение и понимание человеком предложения минимизировано и сведено к нулю. Ничего не мешает адресату спокойно изучить и понять содержимое письма.
в) Сэмплинг. Для некоторых видов продукции важно дать потребителю попробовать (понюхать) свой товар для того, чтобы ему легче было принять решение по покупке. Директ-мейл решает эту задачу через рассылку так называемых "пробников".
г) Формы обратной связи (дисконтные карты, анкеты клиента на почтовых карточках, специальные пропуска, например, в ночной клуб) не только позволяют оценить эффективность рассылки с минимальными затратами, но и увеличивают эту самую эффективность, поскольку содержат призыв к действию. Рассылка форм обратной связи возможна только через директ-мейл.

2.
- В каких случаях компании обращаются к услугам директ-мэйла?
- Таких случаев немного. Например,
а) Директ-мейл - это "последняя миля" любой нормальной рекламной кампании, если следовать принципу медиапланирования AIDA (Atraction-Interest-Desire-Action). Директ-мейл - это побуждение к совершению действия (сделки) потенициального потребителя после того, как его мозг уже достаточно подготовлен для этого шага традиционной рекламой.
б) Директ-мейл - удобное и недорогое средство оповещения клиентской базы о событиях (events): открытие филиала, отдела, запуск нового продукта, распродажа и т.д.
в) Исполняет директ-мейл и служебные задачи. Например, рассылка документов: счетов, уведомлений поставщикам и клиентам компании. Считаю, что использование термина "директ-мейл" в данном случае тоже возможно.

3.
- Какие нюансы надо учитывать клиенту, который решает использовать директ-мэйл?
- Зависит от того, какие цели стоят перед ДМ-кампанией и от того, какие ее этапы клиент готов исполнить сам, а какие передать на outsourcing.
а) Сердце рассылочной рекламы - это база данных. Я бы настоятельно рекомендовал заказчику готовить базу данных для первичной рассылки самостоятельно, и только в случае полной неосуществимости этого, заказывать этот этап ДМ-кампании "на стороне". При этом нужно будет проконтроллировать этот процесс очень серьезно.
б) Директ-мейл - это недешево. Стоимость одного контакта начинается от 10-12 рублей.
в) С доставкой уже готовых писем возможно возникновение "непротокольных ситуаций". Важно выбрать поставщика, у которого есть прямой договор со службой доставки, будь то ФГУП "Почта России" или альтернативная курьерская служба. ДМ-агентство, которое работает с доставщиком писем напрямую, готовит тираж таким образом, чтобы почтовое отделение или экспедиция курьерской службы тратило минимум времени на такие процедуры, как сортировка, маркировка и франкирование писем. В этом случае процент потерь писем стремится к нулю, а скорость доставки будет максимальной.
г) Следует также выбрать по какому тарифу проводить доставку: простыми или "заказными" письмами. Если речь идет о юридически значимой переписке, то, конечно, избрать нужно "заказные" письма. В случае же рекламной рассылки желательно воспользоваться простыми письмами.

4.
- Какие компании являются лидерами на рынке директ-мэйла?
- Компаний, которые заявляют себя ДМ-агентствами, довольно много. Но у каждой компании своя специфика. Есть фирмы, которые утверждают, что они осуществляют полный спектр ДМ-услуг. Их больше всего. Называть их не буду. И вот почему: для того, чтобы оказывать полный комплекс ДМ-услуг от подготовки базы данных, ее актуализации до рассылки писем, контроля и последующего телемаркетинга нужно иметь довольно серьезное оборудование, квалифицированные кадры и соответствующие помещения. Иначе велика вероятность провала и срыва заказа.
Поэтому лидерами рынка ДМ-услуг являются те компании, которые сумели найти свою нишу и довести свое мастерство в узкой специальности до совершенства. ДМ-агентство "ФорПост" специализируется на предпочтовой подготовке в промышленных масштабах. На этом рынке заметными игроками являются также компании "Аккорд-Пост" и "BS-Post".

5.
- Как компания отчитывается перед клиентом?
- Существует несколько инструментов контроля на разных этапах производства. Мы предоставлям нашим клиентам все эти инструменты в комплексе. Наше оборудование оснащено средствами контроля (счетчиками). По их показаниям можно следить за скоростью исполнения заказа. После того, как тираж готов к отправке, мы его экспедируем на почту для последующей адресной рассылки. Служащий почты выписывает нам официальные документы (накладные), которые мы предоставляем нашему заказчику. Таким образом, наши клиенты всегда уверены в том, что мы упаковали и передали на почту тот тираж писем, который нам был заказан и оплачен. В случае "заказных" писем вместо накладной оформляется "Форма N103", которая фактически является реестром писем.
Механизм отчета перед своим клиентом примерно одинаков у всех подобных нам организаций. Цель его работы в том, чтобы подтвердить документально тираж упаковки и тираж рассылки. Но мы, кроме прочих способов контроля и отчетности, всегда готовы принять делегацию заказчика на своем производстве и показать, как мы работаем с тиражом.

6.
- Как происходит контроль эффективности рассылки?
- Контроль эффективности происходит по-разному. Но я бы очень рекомендовал использовать формы обратной связи для проведения мониторинга эффективности, потому что это единственный бесперебойный и безошибочный способ. Например, заказчик - чайная компания. Тираж рассылки - 10 000 писем. В конверт вложены буклет, пробный пакет чая и дисконтная карта, которая может быть активирована при первом посещении торговой точки сети в течение 3 месяцев. После этого срока оцениваем количество активированных карт и видим, что 859 человек совершили покупку и стали постоянными клиентами. Эффективность этой ДМ-кампании равна 8,6%.

7.
- Какие риски несет клиент, использующий директ-мэйл?
- В основном финансовые.

8.
- Какие риски несет компания, обслуживающая клиента?
- Самый большой риск для такой компании - это риск потери клиента. Все остальное - это вопросы обсуждаемые и решаемые.

9.
- Как выбрать оптимальную компанию по адресной рассылке? На что обращать внимание при выборе?
- Я советую оценить ее производственные мощности, обсудить и закрепить детали работы и сроки, обратиться за рекомендациями к
ее клиентам. Но самое главное - повстречайтесь с людьми, которым Вы хотите доверить рассылку своего тиража, посмотрите им в глаза. В современной России - это самый верный способ избежать ошибки.

10.
- Сколько стоит услуга адресной рассылки? Из чего складывается цена?
- Это довольно просто:
1. основная составляющая - это почтовый тариф,
2. стоимость конверта, нанесение логотипа и обратного адреса на него,
3. стоимость тиражирования (распечатки) вложений, адресации конвертов и прочих расходных материалов,
4. транспорт, маркировка, сортировка тиража,
5. дополнительные услуги, если необходимо.

11.
- Советы тем, кто планирует использовать в маркетинговой стратегии бизнеса адресную рассылку?
- Очень хороший совет давал всем своим клиентам мой коллега Дмитрий Ушаков:
1. Думайте о рассылке заранее.
2. Думайте о рассылке заранее.
3. Думайте о рассылке хотя бы ЗА ТРИ МЕСЯЦА до ее запуска.
Если серьезно, то важно понимать, что ДМ-кампания это очень сложная и многоэлементная акция. Мне думается, чтобы отснять и запустить ролик на ТВ, нужно совершить раза в два меньше действий и шагов. Отсюда следует правило серьезного подхода и продумывания каждого шага в проведении почтовой рассылки. Рассылка должна быть:
а) встроенной в текущую рекламную кампанию,
б) продуманной и подготовленный как ОСНОВНОЙ элемент воздействия на потребителя.

12.
- В каких случаях адресная рассылка гарантированно не сможет быть эффективной?
- Вариантов "завалить заказ" довольно много. Следует понимать, что соотношение затрат к эффективности является прямопропорциональным. Например, можно провести рассылку по непроверенной базе данных. Часть писем не дойдет до адресатов, часть попадет к не тем людям и т.д. Эффективность таких рассылок трудно предсказать. А можно проверить (актуализировать) базу данных перед рассылкой с помощью ее прозвона call-центром. Это стоит денег. Очень возможно, что цена эта будет сравнима с той суммой, которую Вы отдадите за письма, недошедшие до адресатов, если базу предварительно не проверить.
Другой способ снижения эффективности - это халатное отношение к вложениям, к виду и содержанию Вашего коммерческого предложения. Ну и так далее.

13.
- От чего зависит эффективность рассылки?
- От набора компонентов:
а) качество адресной базы, ее верного сегментирования,
б) нацеливание коммерческого предложения, его вида и качества,
в) использование вспомогательных элементов в письме (игрушек, сувениров, розыгрышей и т.д.),
г) качество доставки писем.

14.
- Как происходит контакт с содержимым рассылки? Есть ли какие-нибудь способы проверить, прочли рекламное письмо, или выбросили конверт, даже не распечатав его?
- Процесс довольно интимный и происходит у всех по разному. Самое главное, что контакт с содержимым писем происходит подготовленно. Человек устраивается поудобнее, чтобы вскрыть конверт и прочесть письмо. Он подсознательно готовит мозг для восприятия информации. Это огромный плюс по сравнению с тем, как происходит воздействие на потенциального клиента в рекламном блоке на ТВ или радио.
Стопроцентно работающих способов проверить прочел ли получатель письмо или нет, я не знаю. Но могу сказать, что по сравнению с развитыми странами (США и Канадой) то количество рекламных писем, которое получает среднестатистический житель Москвы (я не говорю о регионах), можно назвать смешным. Так что, шлите письма не теряя времени! Пока еще получатель наш не избалован. Примет и прочтет практически любое письмо с охотой и интересом.

15.
- На какие уловки идут компании, чтобы заинтересовать адресата и "заставить" его не только открыть конверт, но и прочесть содержимое письма?
- В качестве примера могу привести рассылку с рекламной открыткой в виде пазла. Некоторые компании вкладывают купюры в конверты, купон на участие в розыгрыше приза. Придуманных способов замотивировать получателя открыть и изучить содержимое конверта много. Еще больше непридуманных. Так что, есть над чем поразмыслить.

--
С уважением,
Денис Михайлин
директор по развитию
ЗАО "ФорПост"

Наши технологии на службе Вашего бизнеса!

Оffice Magazine
17.12.2008
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован