19 марта 2005
1252

Интервью Г. Н. Зайцева в рубрике `спецназ` (Спецвыпуск ФСБ-2005)

В канун Дня работника органов безопасности Российской Федерации об истории создания легендарной Группы "Альфа", ее первых боевых операциях делится воспоминаниями бывший командир группы Герой Советского Союза Г. Н. ЗАЙЦЕВ.

- Геннадий Николаевич, расскажите, пожалуйста, как создавалось подразделение антитеррора "А", какие причины подтолкнули руководство Советского Союза к созданию этого спецподразделения?
- Документальных данных о создании "Альфы" лично я не видел, но точно знаю, что вопрос об организации спецподразделения обсуждался на заседании Секретариата ЦК КПСС. Там же и было принято решение о создании подразделения. Для этого, на мой взгляд, были две весомые причины. Во-первых, в Москве в 1980 г. должны были проводиться Олимпийские игры. При подготовке к ним необходимо было учитывать уроки Мюнхенской Олимпиады, когда 5 сентября 1972 г. террористы из группы "Черный сентябрь" захватили олимпийскую сборную Израиля в полном составе, а затем расстреляли. Кроме того, осенью 1973 г. на подлете к Брянску четверка вооруженных бандитов овладела самолетом Як-40 с 40 пассажирами на борту. Проявив выдержку, командир корабля принял решение развернуть самолет в воздухе и посадить его в аэропорту "Внуково" в г. Москве. Руководство операцией по освобождению заложников было возложено на Московское управление КГБ, а поскольку специалистов по решению подобных проблем тогда не было, то к операции были привлечены военнослужащие из дивизии им. Ф. Э. Дзержинского и дежурная часть ГУВД г. Москвы.
Я подчеркиваю, что ситуация возникла крайне сложная, но все же задание было выполнено и заложники освобождены. Два бандита были убиты. Двоих удалось обезоружить и захватить живыми. Тем не менее случилось так, что очевидцами операции стали министр внутренних дел Николай Анисимович Щелоков и первый заместитель председателя КГБ Семен Кузьмич Цвигун, провожавшие в это время зарубежную правительственную делегацию в аэропорту "Внуково-2". Они как раз и оказались свидетелями ликвидации и захвата бандитов, которых Н. А. Щелоков лично допрашивал в своем кабинете.
За действия во время освобождения заложников командир экипажа Як-40 и офицер из ГУВД г. Москвы были удостоены звания Героя Советского Союза. Думаю, что проведенная операция подтолкнула руководство КГБ к тому, чтобы внести в ЦК КПСС предложение о создании подразделения специального назначения. В любом случае, 29 июля 1974 г. приказом председателя КГБ Ю. В. Андропова за N 00 83-ОВ было образовано подразделение, прославившееся как Группа антитеррора "Альфа". Хотя в начальный период полное название звучало как Группа "А" 5-го отдела 7-го управления КГБ СССР.

- Как произошло, что вам довелось возглавить спецподразделение "А"?
- Дело в том, что 27 апреля 1977 г. В. Бубенин написал рапорт, в котором просил руководство КГБ вернуть его обратно в погранвойска. Резолюция Ю. В. Андропова на рапорте дословно звучала так: "Тов. Матросову В. А. (командующий погранвойсками). Прошу тщательно отнестись к просьбе тов. Бубенина В. Д. (первого командира Группы "А") и, по возможности, решить этот вопрос положительно. Ю. В. Андропов".
Решение было принято быстро, и уже 29 апреля В. Бубенин был откомандирован в погранвойска. Группу "А" возглавил майор Р. Ивон.
Такое положение сохранялось до 10 ноября 1977 г. Тогда штат подразделения был увеличен до 56 человек, а сама группа стала действовать на правах оперативного отдела. Вот тогда и встал вопрос о моем назначении командиром группы. Моим заместителем стал Р. Ивон. Вторым замом был назначен М. Романов.

- Понятие "терроризм" тогда еще не было обиходным. Однако подразделение уже формировалось как антитеррористическое. Как это объяснить?
- К сожалению, уже тогда терроризм медленно, но настойчиво вползал в пределы Советского Союза. Люди старшего поколения, наверное, помнят о взрыве в московском метро, взрыве на улице 25-го Октября (ныне Никольская). Думается, что не случайно в положении о группе было записано: "Подразделение для пресечения террористических акций и особо опасных преступных посягательств". Я убежден, что создание Группы антитеррора "А" было не только своевременным, но и мудрым предвидением руководства КГБ дальнейшего развития ситуации в стране. За время своего существования "Альфа" с честью оправдала свое предназначение.

- Геннадий Николаевич, каким было боевое крещение "Альфы"?
- Одним из первых боевых заданий группы стала операция по обезвреживанию террориста, угрожавшего взорвать Посольство США в Москве. 28 марта 1979 г. один из посетителей представительства, угрожая взрывом, потребовал немедленной отправки его в США.
Мне тогда пришлось вступать в переговоры с террористом, выдавая себя за сотрудника консульского управления МИД. В течение двух с половиной часов я убеждал преступника отказаться от своих требований. Однако "посетитель" нервничал, и взрыва избежать не удалось. К счастью, потерь среди сотрудников Группы "А" не было, а сам террорист получил серьезное ранение и вскоре скончался.
Еще одна громкая и крайне опасная операция - происшествие в воздухе в г. Уфе Башкирской АССР в сентябре 1986 г. Тогда в ночь на 20 сентября трое военнослужащих внутренних войск МВД СССР (младший сержант Н. Мацнев, ефрейтор А. Коновал и рядовой С. Ягмуржи) похитили ручной пулемет РПК, снайперскую винтовку СВД и автомат с патронами, самовольно покинули часть и направились в аэропорт. Убив по пути двух милиционеров, они проникли на летное поле, ворвались в самолет Ту-134, выполнявший рейс Львов - Киев - Уфа - Нижневартовск, с 76 пассажирами на борту и 5 членами экипажа, закрыли дверь и, расстреляв двух заложников, потребовали вылета в Пакистан.
По указанию председателя КГБ СССР В. М. Чебрикова Группа "А" срочно вылетела в Уфу для освобождения заложников и обезвреживания террористов. Работники местных органов вели переговоры с террористами, надеясь склонить их к отказу от преступных намерений. Однако бандиты, угрожая оружием, продолжали удерживать на борту в качестве заложников членов экипажа и пассажиров, разместив их в хвостовой части самолета.
Один из бандитов, вооруженный автоматом, находился у входа в салон со стороны пилотской кабины. А другой, вооруженный пулеметом, прикрываясь стюардессой, прятался в конце салона. Глазок в двери пилотской кабины бандиты заклеили, аварийные люки заблокировали изнутри.
Террористам предложили перейти в другой самолет, где предварительно разместилась группа захвата. Они ответили, что полетят только на "своем" самолете, согласившись впустить в салон только одного специалиста и провести ремонт с наружной стороны. К самолету направилась группа из 5 человек, которые установили в местах возможного проникновения в самолет стремянки и подогнали трап. Террористы вдруг отказались пустить на борт специалиста и потребовали убрать трап, но сотрудниками спецподразделения были подготовлены и проведены другие оперативные мероприятия, в результате которых заложники были освобождены. Возникла угроза взрыва самолета и жизни находящихся в пилотской кабине людей. В условиях создавшейся критической ситуации одного из бандитов пришлось ликвидировать.

- Нельзя не помнить о роли спецподразделения "А" в Афганистане...
- Могу отметить, что 22 человека из подразделения участвовали в уникальном по накалу и трагизму штурме дворца Амина 27 декабря 1979 г. Они действовали на самом острие операции, которой руководил полковник В. В. Колесников (впоследствии Герой Советского Союза, генерал-майор). Помимо "Альфы" в штурме принимали участие бойцы КУОКСа (прообраз Группы "Вымпел"), 450 военнослужащих из так называемого "мусульманского батальона", рота десантников.
Отмечу, что подразделение "Альфа" потеряло тогда двух офицеров. 13 человек были ранены и контужены. Из них 6 - тяжело.
Последующее участие "Альфы" в боевых действиях в ДРА называлось "боевой стажировкой личного состава", которая продолжалась до 1987 г. В Афганистан направляли группы по 15 человек сроком на 2 месяца. Они действовали в составе мото-маневренных групп погранвойск в так называемой "зеленой зоне" и выполняли различные задания, в том числе по уничтожению бандформирований. Задачи ставились не из легких. Среди личного состава были раненые и контуженные.

- Как повлиял закат перестройки, не без основания называемой "временем обманутых надежд", на судьбу подразделения?
- Прямо скажу, отрицательно. Особенно когда спецгруппу стали иcпользовать во всех "горячих точках": в Нагорном Карабахе, Душанбе, Армении. Удар по моральному духу был нанесен во время проведения операции, связанной со штурмом телецентра в Вильнюсе в 1991 г., во время которого погиб лейтенант В. Шатских. Во всех газетах тогда сообщали, что в ответ на запросы в кадровый аппарат Министерства обороны, в КГБ, в погранвойска поступали ответы: "У нас такого нет. Не значится". Более того, М. С. Горбачев заявил, что он не в курсе, как подразделение "А" оказалось в Вильнюсе. Создавалось впечатление, что мы сами сели в самолет и полетели...
Бойцов просто "подставили". Гибли люди, а все шишки сыпались на бойцов "Альфы". Кстати, события в Вильнюсе коренным образом повлияли на решение бойцов "А" отказаться от штурма Белого дома в августе 1991 г.

- После всего происшедшего ни у кого из руководства "Альфы" не возникло мысли поддержать ГКЧП и, как говорится, "изменить ход истории"?
- Категорически могу заявить, что так вопрос не стоял. В голову никому не приходило. А вот штурмовать Белый дом все же отказались.
События 1991 г. не прошли даром. Тогда многие офицеры написали рапорты и ушли из подразделения. На их решение повлияло и то, что подразделение из КГБ передали в службу безопасности президента, находившуюся в подчинении коменданта Московского Кремля. Сильно повлияли и слова министра Бакатина, заявившего: "Я выбью из голов этих людей дух "чекизма"". Правовая база применения подразделения в то время также была крайне шаткой. Во время проведения одной из боевых операций по освобождению заложников предлагалось покончить с главарями вооруженных бандитов огнем снайперов. Но санкцию на применение оружия представитель прокуратуры не дал, сказав: "Я такой санкции дать не могу. Эти люди пока никого не убили. Если совершится убийство - другой вопрос. А сейчас как же в них стрелять?"
Хочу подчеркнуть, что подобная позиция привела в конечном итоге к тому, что в 1992-1994 гг. только в районе Минеральных Вод было совершено порядка 8 захватов заложников. А когда в 2002 г. в Москве террорист, захвативший заложников в автобусе, был убит выстрелом снайпера, число охотников захватывать людей резко сократилось. Хочу подчеркнуть, что адекватная реакция на всякий вооруженный захват гражданских людей действует отрезвляюще на тех, кто планирует и осуществляет подобные акции.

- Как вы сможете охарактеризовать подразделение антитеррора "А" сегодня?
- Сегодня подразделение находится в постоянном действии. Недавно состоялся выпуск курсов первоначальной подготовки вновь зачисленных сотрудников "Альфы". На этой церемонии присутствовал весь состав Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора "Альфа". Хочу сказать, что когда объявили приказ и один из руководителей Центра специальной подготовки давал характеристику каждому выпускнику, было отрадно слышать, что из 30 выпускников только 3 имеют звание прапорщика. Остальные - офицеры, имеющие боевой опыт, отмеченные государственными наградами. Они далеко не новички и в подразделение пришли из Министерства обороны, погранвойск, МВД. Глядя на них, не могу не заметить, что идет достойная смена ветеранам.

- Расскажите, пожалуйста, какую работу ведет Ассоциация ветеранов подразделения антитеррора "Альфа"?
- Ассоциация ветеранов подразделения антитеррора "Альфа" была создана в 1992 г. Одной из ее главных задач является создание рабочих мест для тех, кто уволился из этого подразделения. Другой важной задачей является оказание материальной помощи семьям погибших и ушедших из жизни сотрудников. Им всем оказывается существенная материальная поддержка.
Ассоциация взаимодействует со всеми ветеранскими организациями. Конечно, задача их объединения не стоит, однако было бы целесообразным создать единый координационный центр для более эффективного осуществления их деятельности.

- Геннадий Николаевич, что бы вы могли пожелать сотрудникам и ветеранам спецслужб?
- Прежде всего стабильности в стране, чтобы обстановка стала такой, когда не надо ежедневно прибегать к использованию бойцов спецподразделений, в том числе подразделения "А".
Хочу пожелать, чтобы звучное слово "чекист" вновь воплотило в себе чистоту помыслов, стало символом высокого профессионализма и служения Отечеству.
Ну а в новом году хотел бы пожелать всем сотрудникам органов безопасности успехов в боевой учебе, крепкого здоровья и счастья!

Виктор ВОЛОДИН

http://voin-brat.ru/content/view/187/20/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован