United Parcel Service - крупнейшая и старейшая в мире компания в области экспресс-доставки грузов и документов, основанная в 1907 г в Сиэтле и получившая свое нынешнее название в 1929 г.
В настоящее время 13,6 млн отправлений ежедневно проходят через международную сеть UPS и доставляются получателям в более чем 200 странах мира. 80 проц перевозок компании осуществляются в сегменте business-to-business. UPS эксплуатирует 624 грузовых самолета, в том числе 240 собственных и 384 - арендованных. В 1988 г с разрешения Федерального управления авиации США была сформирована авиакомпания UPS Airlines, которая сегодня является 11-й по величине авиакомпанией мира. Наземный технический парк компании UPS насчитывает 157 тыс транспортных средств.
Оборот компании UPS по итогам 2000 г составил 29,8 млрд долл, за год компания доставила 3,5 млрд грузов. Компания UPS является одной из ведущих компаний мира и имеет высший кредитный рейтинг ААА по классификации Standard & Poor"s и Moody"s.
30 ноября UPS отмечает 12-летие работы в России. Сначала операции осуществлялись в Москве, затем - в Санкт-Петербурге и на сегодняшний день количество обслуживаемых городов в России и странах СНГ превысило 600, а число постоянных клиентов UPS достигло 20 тыс.
Иван Викторович Шацких работает в компании UPS c 1991 года и возглавляет ее российское подразделение "Юнайтед Парсел Сервис /РУС/" с 1999 года.
Вопрос: Иван Викторович, компания UPS, являясь старейшим оператором экспресс-доставки, продолжает уверенно лидировать на мировом рынке. Что предпринимает компания для этого, и какие направления инвестиций для UPS являются наиболее перспективными?
Ответ: UPS в течение нескольких последних лет перестала существовать как транспортная компания в чистом виде, как это было в самом начале ее деятельности. Клиенты нуждаются в более широком спектре услуг, и компании для выхода на новый уровень обслуживания необходимо развиваться. Причем развиваться не только в сфере своего основного бизнеса, но и искать альтернативные решения, которые нужны постоянным клиентам. Поэтому значительную часть прибыли компания реинвестировала в развитие дополнительных видов сервиса и совершенствование инфраструктуры.
Для этого в течение последних 3-х лет было создано несколько дочерних компаний, которые стали самостоятельными подразделениями. В частности в целях удовлетворения возрастающих потребностей в логистических услугах была создана компания UPS Logistics Group. Сотрудничество этого подразделения UPS с американским автомобильным гигантом Ford позволило экономить ему ежегодно несколько сот миллионов долларов. UPS Logistics обеспечила это, перестроив логистическую цепочку Ford, начиная со снабжения комплектующими частями для сборки и заканчивая доставкой готовых автомобилей дилерам и покупателям.
Другое подразделение - компания UPS Capital в рамках всеобщей логистической схемы помогает клиенту управлять его финансовыми потоками, либо предоставляет собственные средства для оптимальной организации транспортного цикла в работе клиента. В целях повышения эффективности работы UPS Capital, обеспечивающего регулирование финансовых потоков UPS и ее клиентов, в начале текущего года UPS приобрела за 78 млн долл американский банк First International Bancorp Inc.
Следующим шагом стала покупка в этом году Fritz Companies, Inc - крупнейшего экспедитора, одного из самых крупных таможенных брокеров в мире. Его покупка дает возможность UPS предоставлять клиенту не только сервис по доставке грузов весом до 70 кг, которым мы традиционно занимаемся, но и организовать перевозку любого груза и любым видом транспорта. Таким образом, сейчас в нашем "портфеле" есть все, чтобы удовлетворить любые потребности клиента в транспортных услугах.
В завершение недавно было создано подразделение UPS Consulting, которое занимается консалтингом в сфере управления поставками.
В результате этих приобретений и преобразований бизнеса UPS превратилась в глобальную компанию, которая может предложить клиенту весь спектр услуг по транспортировке любых грузов.
Важно отметить, что UPS является высокотехнологичной компанией, ежегодно инвестирующей в развитие информационных технологий порядка 1 млрд долл, что превышает вложения в развитие транспортной сети компании. Еще в 1985 г компания приступила к созданию своей многоуровневой телекоммуникационной компьютерной сети, которая сейчас обеспечивает проведение операций во всем мире.
Вопрос: Каковы перспективы бизнеса UPS в целом?
Ответ: Некоторые эксперты предсказывали падение объемов перевозок в связи с развитием Интернета. Они считали, что очень сильно сократятся перевозки документов, и люди будут обмениваться документами в электронном виде. Ввиду того, что с самого начала деятельности UPS была ориентирована на перевозку грузов, доля перевозки документов в нашем обороте достаточно мала. Поэтому, процесс внедрения электронного документооборота практически не отражается на объеме наших перевозок.
С развитием электронных средств ведения бизнеса и сокращением использования бумажных носителей, электронная коммерция и торговля через Интернет постоянно дает дополнительные заказы на доставку грузов, перевозкой которых мы занимаемся. В частности, в прошлом году UPS перевезла 55 проц всех товаров, проданных в США через Интернет, и порядка 49 проц - в мире. Несмотря на то, что этот вид бизнеса в настоящее время испытывает некоторые трудности, торговля через Интернет обладает рядом очевидных преимуществ, как для продавца, так и для покупателя. Поэтому, появившись однажды, этот вид услуг, вероятно, будет востребован и в будущем.
Следует отметить, что для нашего бизнеса характерны сезонные пики активности клиентов, приходящиеся на весну и на ноябрь-декабрь. В текущем году, несмотря на сложную экономическую ситуацию в мире и, в первую очередь в Америке, мы прогнозируем пик перевозок на 18 декабря. Ожидается, что в этот день будет доставлено 18 млн отправлений при среднедневном объеме 13,5 млн. Для этого планируется использовать дополнительно 12 большегрузных самолетов и привлечь большое количество людей.
Вопрос: На сколько серьезен урон, нанесенный компаниям, специализирующимся в области экспресс-доставки, в результате террористических актов в США, а также в связи с обнаружением в почтовых отправлениях спор сибирской язвы?
Ответ: Конечно, трагические события 11 сентября не могли не отразиться на нашем бизнесе. В связи с террактами компании экспресс-перевозчики были вынуждены на несколько дней "посадить" свои самолеты и использовать альтернативные способы доставки, что было сопряжено с дополнительными расходами. Но, наверное, в большей степени сказалось общее снижение деловой активности в этот период. Не смотря на то, что в целом финансовые результаты 3 квартала были успешными, в результате этих трагических событий UPS недополучила прибыль на сумму 130 млн долл. Однако, понимая трагичность события, произошедшего 11 сентября, компания UPS, тем не менее, пожертвовала 5 млн долл в пользу пострадавших от терракта. В частности, компания приняла решение об оказании любых транспортных услуг на сумму 3 млн долл, а также 2 млн долл были направлены в фонд ликвидации последствий терракта.
Вопрос: Что предпринимается для обеспечения безопасности прохождения отправлений? Консолидируют ли свои усилия в этом направлении ведущие компании, специализирующиеся в области экспресс-доставки?
Ответ: Необходимо отметить, что UPS, заинтересованная в обеспечении сохранности доставляемых грузов, всегда предпринимала эффективные меры безопасности, поэтому вероятность отправки опасного груза ничтожно мала. Тем не менее, к нам поступают немногочисленные звонки клиентов, интересующихся: не опасно ли пользоваться нашими услугами.
Я думаю, что злоумышленник не сможет воспользоваться услугами UPS по нескольким причинам. Во-первых, наши услуги слишком дороги для массовой рассылки, доставка только одного конверта обойдется в несколько десятков долларов. В этом смысле "выгоднее" воспользоваться услугами обычной почты, разослав несколько тысяч писем и заплатив за это в десятки или сотни раз меньше. Но даже если предположить, что террористы не ограничены в средствах, им все равно не удастся воплотить свой план в жизнь.
Основное отличие наших услуг от почты заключается в том, что и отправитель, и получатель всегда персонифицированы. Простые письма попадают в обычный почтовый ящик, доступ к которому не ограничен, в то время как UPS работает с конкретными клиентами. Информация о всех клиентах, которые хотя бы раз воспользовались услугами компании, хранится в компьютерных системах UPS постоянно. И самое главное, отправления от людей, которые не являются нашими постоянными клиентами, принимаются только в открытом виде независимо от вида отправления /конверт это или коробка/ и подвергаются тщательному осмотру.
Воспользоваться услугами постороннему лицу под видом нашего клиента также практически невозможно, так как каждый клиент имеет свой собственный номер, и сотрудник компании по базе данных проверяет соответствие названного клиентского номера данным, указанным в базе /адрес, название фирмы, контактные лица/.
Конечно, UPS и другие крупные компании мира, занимающиеся экспресс-доставкой, предпринимают дополнительные меры безопасности. Компании, работающие в одном сегменте рынка и являющиеся, по сути, конкурентами, в этом случае понимают, что терроризм, в том или ином виде, - это общая опасность, поэтому консолидируют свои усилия в согласовании дополнительных мер и конкретных шагов с федеральными органами США, контролирующими безопасность использования самолетов и предъявляющими очень высокие требования к авиакомпаниям по обеспечению безопасности.
Вопрос: Какова структура пользователей услуг UPS в России?
Ответ: В самом начале деятельности в России услугами UPS пользовались в основном международные компании, которые на тот момент пришли в Россию, а также немногочисленные внешнеторговые организации и банки, которые существовали в то время и обладали монополией на этот вид деятельности в бывшем Советском Союзе. В ходе изменения российской экономики и формирования рынка к настоящему времени достигнут паритет между компаниями с участием иностранного и российского капитала. При этом отрадно отметить, что российские компании в настоящее время приносят UPS больше дохода, так как занимаются реальным производством, а иностранные компании и банки в основном перевозят документацию.
Динамика объема перевозок товаров российских производителей свидетельствует о том, что в России производится достаточно много видов продукции, в том числе и в области высоких технологий, конкурентной на мировом рынке. Поэтому UPS, обеспечивающая жесткий контроль за прохождением грузов и гарантированную экспресс-доставку, рассматривает сотрудничество с российскими производителями как одно из самых перспективных направлений своего бизнеса. UPS активно поддерживает сотрудничество с такими корпоративными клиентами, создавая им режим наибольшего благоприятствования. В результате такие компании становятся нашими постоянными клиентами.
Миграция клиентов весьма незначительна и характерна скорее для небольших компаний - тех, кто пользуется нашими услугами не более чем, несколько раз в год. Более того, по нашим данным в настоящее время две трети новых клиентов UPS приходят к нам по рекомендации наших постоянных клиентов.
Вопрос: Насколько оценка Минсвязи, по Вашему мнению, отражает расклад сил на российском рынке услуг по экспресс-доставке?
Ответ: Необходимо отметить, что ни Минсвязи, ни кто-либо другой не могут сегодня объективно оценить состояние рынка экспресс-перевозок. Для реальной оценки необходим глубокий анализ, учитывающий все аспекты деятельности компаний - экспорт, импорт и доставку на территории России. Во всех ранее опубликованных данных не поясняется, какие именно параметры учитывались при анализе рынка. Создается впечатление, что в данном случае были слегка модифицированы цифры, продвигаемые одним из наших основных конкурентов.
По оценкам Ассоциации экспресс-перевозчиков, UPS, DHL, TNT и FedEx контролируют около 85 проц российского рынка экспресс-перевозок. Остальные 15 проц приходятся на долю десятка компаний, ориентированных преимущественно на внутрироссийские перевозки.
По нашему мнению мы делим 1 - 2-е места по количественным показателям, при этом UPS является признанным лидером по срокам доставки и качеству услуг. Мы являемся единственной компанией, использующей собственные ежедневные чартерные рейсы, что делает возможными стандартные сроки доставки в крупные города Европы и США на следующий день до 10.30. Некоторые другие компании также могут предоставить такие сроки, но только по специальному тарифу, превышающему стоимость наших услуг в 1,5-2 раза. Кроме того, для этого конкурентам необходимо забрать такое отправление не позднее середины рабочего дня, в то время как мы это делаем вплоть до 17.00.
Использование собственных самолетов UPS также обеспечивает полный контроль за сохранностью грузов. Компании, не располагающие такими ресурсами, вынуждены пользоваться услугами коммерческих авиалиний, что приводит к частичной утрате контроля.
Существенным преимуществом UPS также является единый тариф на отправку документов формата А4 весом до 1,5 кг, в то время как у конкурентов минимальный тариф ограничен весом в 250-500 г.
Вопрос: В чем заключается специфика ведения бизнеса в России для международной компании?
Ответ: Если говорить о крупных российских городах, то сервис, предоставляемый в Москве, не отличается от сервиса, предоставляемого в Париже.
Сложности возникают на удаленных территориях из-за слабого развития транспортной инфраструктуры. Ни одна авиакомпания, выполняющая внутренние рейсы в России не дает гарантии, что доставит груз на следующий день.
Другое, что заметно отличает бизнес в России - это сложность таможенного оформления грузов. Тем не менее, совместные усилия ГТК и Ассоциации экпресс-перевозчиков уже привели к заметным результатам. Приняты нормативные документы, которые позволяют ускорять таможенное оформление экспресс-грузов. UPS - это единственная компания, использующая эти возможности в полной мере - более года назад была внедрена так называемая "технология условного выпуска". Эта технология позволяет начинать таможенное оформление груза до его фактического прибытия на территорию РФ, и после осуществления "условного выпуска" доставлять грузы постоянным клиентам на следующий день. Внедрение данной технологии особенно важно для клиентов, которые заинтересованы в непрерывном снабжении своих высокотехнологичных производств необходимыми запасными частями и расходными материалами.
При этом UPS сама осуществляет все таможенные платежи и лишь затем - получает деньги с клиента. Такое оформление грузов UPS предлагает своим постоянным корпоративным клиентам.
Вопрос: Как может отразиться на бизнесе UPS реформирование российской почты, запланированное Минсвязи на ближайшие годы?
Ответ: Российская почта не является нашим прямым конкурентом - у нас совершенно другой бизнес, но она может им стать в будущем, если создаст под своей эгидой подразделение, занимающееся экспресс-перевозками. В различных странах эта проблема решается по-разному: где существует монополия на перевозку писем для государственной почты, где-то вводится ограничение для негосударственных перевозчиков по цене, и государственная почта, таким образом, получает определенное преимущество.
В России введение каких-то ограничений вряд ли сможет серьезно отразиться на бизнесе UPS, в структуре дохода которой преобладают перевозки грузов. Кроме того, реально реформа почты в России может произойти не скоро, так как государство в настоящее время не располагает ни финансовыми, ни технологическими возможностями, необходимыми для эффективного развития.
В России UPS предоставляет один единственный вид сервиса - экспресс. На Западе клиенту предлагается несколько видов сервиса с разными сроками доставки по соответствующим ценам. Доставка за 3-4 дня за небольшие деньги - это прямая конкуренция почте. В России, в силу ее географического положения это пока невозможно.
Вопрос: Согласно официальным данным западных компаний-перевозчиков, DHL обладает более развернутой по сравнеию с UPS сетью в России. Не связано ли это с более поздним выходом UPS на российский рынок?
Ответ: По-моему, это не важно - сколько филиалов и агенств работает в регионах РФ, важно осуществить доставку в требуемое место назначения. Хотя основной бизнес сосредоточен в Москве и Санкт-Петербурге,существующая на сегодня сеть UPS охватывающая более 400 российских городов позволяет удовлетворять все нужды клиентов.
http://www.prime-tass.ru/