10 апреля 2008
2223

Интервью начальника УФСКН России по Пензенской области - генерал-майора полиции Ю. А. Денисова

Начальник Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Пензенской области Юрий Денисов рассказал "Любимой газете", почему наркодилеры занесли наш регион в "красный пояс", станут ли студенты проходить проверку на употребление наркотиков и зачем игроки регбийного клуба "Пенза" получат погоны сотрудников Госнарконтроля.

Отчего в Пензенской области мало наркотиков

- Юрий Александрович, по уровню преступности, связанной с наркотиками, Пензенская область занимает в России шестидесятое место. Это говорит о том, что наркотики в нашем регионе не получили широкого распространения, или есть другая причина?
- У нас регион стабильный и спокойный. У меня был заместитель, Яшин Михаил Борисович. Он сейчас работает начальником такого же управления в Тверской области. Он на Новый год приехал и делился впечатлениями: мы в Пензе ищем результат, а в Твери его даже искать не надо. Чтобы поймать преступника, не надо прикладывать особых усилий. И наркотиков там намного больше, чем в Пензенской области.
До создания Госнарконтроля сотрудники УВД и ФСБ успешно работали против поставщиков наркотиков. Недавно мы вытянули в Пензенскую область одного наркодельца из Узбекистана. Наши коллеги из других правоохранительных органов часто брали "из-под него" людей, которые покупали у него наркотики, а его самого сюда не удавалось вытащить. Мы провели оперативную комбинацию, заставили его приехать в Пензенскую область. Когда мы его взяли, он сказал: "Знал же, что Пенза - красный регион! Знал, что нельзя сюда ехать, и всё равно поехал". Сейчас он осужден на восемь лет.
Это на самом деле говорит о том, что Пензенская область - очень спокойный регион. У нас основной вид наркотиков - травяные: конопля, мак, которые произрастают в нашей области. Сейчас больше появляется синтетических наркотиков. Их делают из лекарств, находящихся в свободной продаже. Героин есть, но не в таких количествах, как в Самарской или Ульяновской области. Наркоманы ныряют в "ямы" в этих областях, покупают там наркотики малыми дозами, привозят сюда для личного употребления. Здесь героин купить достаточно трудно. Об этом говорят сами наркозависимые люди.

Врачи не знают, как лечить новых наркоманов

- Дефицит героина в Пензе - это заслуга правоохранительных органов?
- Чем крупнее берешь поставщика, тем сильнее героиновый голод ощущается. В июле прошлого года мы взяли одного крупного сбытчика - он пол-Пензы снабжал. Задержали на трассе машину, в которой перевозили около двух килограмм героина. После этого в Пензе моментально появился героиновый голод. Тогда же мы закрыли еще один канал поставки героина из Таджикистана через Челябинск.
- С чем связано, что наркоманы стали чаще использовать синтетически наркотики, которые готовят самостоятельно?
- Из лекарственных препаратов получаются довольно дешёвые наркотики. Они намного дешевле героина, один грамм которого стоит в розницу 1200 рублей.
Наркологи говорят: мы не знаем, что делать с этими наркоманами. Когда к ним привозят героинщика после передозировки, они знают, как его лечить. А синтетические наркотики варят в самых разных условиях, что в них только не добавляют, даже бензин. У наркоманов, которые колют себе такие наркотики, экземы на руках появляются. И как их лечить, врачи не знают.
- Некоторое время назад появилась информация, что такие лекарственные препараты, как корвалол и валидол, могут оказаться под запретом свободной продажи в аптеках, потому что их используют для приготовления синтетических наркотиков. Их действительно для этого применяют?
- Нет, мы про это не слышали.

Почему офицеры Госнарконтроля не ночуют дома?

- Как вы оцениваете деятельность вашего управления в прошлом году?
- Мы уже встали на ноги. Не то, что в первые годы. Тогда основная масса личного состава училась работать по новой специальности. Налоговые преступления и преступления, связанные с наркотиками - это две большие разницы. Профессиональный уровень наших сотрудников вырос, что позволило нашему управлению в течение года находиться в десятке лучших по России. В Приволжском федеральном округе мы занимаем лидирующие позиции. Это говорит о том, что результаты есть. И мы не дадим наркодельцам чувствовать себя свободно.
- Вы сказали о том, что пензенское управление являетесь лучшими в округе. За счет чего?
- Это зависит от каждого из нас, начиная от начальника Управления и заканчивая оперативными сотрудниками. Когда подчиненный сотрудник видит, что начальник работает, то сам не ленится. Если сотрудник видит, что начальник ленится, то он тоже начинает отходить от работы. Каждый из нас старался работать.
Как сказал владыка Филарет, мы делаем богоугодное дело: убираем "грязь" с улиц, делаем так, чтобы в семьях было меньше слёз. Осознание этого позволяет работать с утроенной энергией.
Зачастую бывает так, что "зацепили" мы кого-то, начали раскручивать дело, и сотрудники отсюда неделями не уходят. Здесь спят, работают в городе, дома не бывают. Никто их к этому не понуждает. Они сами знают, что если этого не сделать сегодня, то завтра будет поздно.

Дети богатых родителей - первая группа риска

- Кто сейчас, по вашим наблюдениям, является основными потребителями наркотиков?
- В основном это молодые люди, в возрасте до тридцати лет. Без разницы, студенты они, безработные или на хорошо оплачиваемой работе. У многих наркоманов родители занимают высокое положение: люди, занимающиеся сбытом, заинтересованы, чтобы это были дети богатых родителей.
Сбытчики в основном - безработные, скажем так, люди. Из тех, кого в прошлом году поймали на сбыте, 27 процентов были ранее судимы за эти же, как правило, преступления. Людей, которые занимались сбытом наркотиков, тюрьма не исправляет.
- Говорят, что дилеры отслеживают потенциальных клиентов, еще когда те учатся в школе.
- Таких людей, которые готовят себе клиентов со школьной скамьи, у нас не очень много. Потому что, как правило, срок их нахождения на свободе очень короток. Пенза - небольшой город. Здесь все про всех знают. Если кто-то продает наркотики, он может быть уверен, что он уже в поле нашего зрения, мы уже против него работаем.
Большинство дилеров мы знаем. Кто, чем занимается. И они с хорошей периодичностью садятся в тюрьму.

Какие тесты предложат студентам?

- Года два назад начали ходить разговоры о том, что студентов будут проверять на употребление наркотиков. Есть ли такая практика в пензенских вузах?
- Пока такого нет. Это может быть инициативное тестирование. Или в случае, если у нас есть подозрение, что человек употребляет наркотики, мы везем его в наркологию, чтобы проверить это. Но заставить студентов принудительно проходить такую проверку - это нарушение прав человека.
Возможно, что в договора студентов при поступлении в вуз будут включать пункт о том, что они обязаны проходить тесты на употребление наркотиков. Если студент подпишет такой договор, значит, пойдет на это добровольно.
Областное законодательство предусматривает возможность внести в устав вуза изменения такого рода, чтобы обязать студентов ежегодно проходить медицинский осмотр. И в рамках этого смотра сдавать тест на наркотики. Этот вопрос сейчас находится на контроле правительства области.

В деревнях курят то, что растет на огородах

- Можете ли вы сказать, как много в Пензенской области потребителей наркотиков?
- На официальный учет в наркологию ставят только тех, кто сам приходит туда, кто говорит: я наркозависимый, я хочу встать у вас на учет и получать лекарства. И еще несовершеннолетних, которых приводят родители и просят поставить их на учет. Есть профилактический учет, на который ставят наркологи после положительного освидетельствования. На этот учет ставятся люди, которых сотрудники правоохранительных органов привлекают к уголовной и административной ответственности за хранение или употребление наркотиков. Но мы не знаем полную картину, сколько у нас наркозависимых людей. В городах их однозначно больше. Особо выделяются Пенза, Кузнецк, Заречный, Сердобск и Никольск.
В городах больше состоит на учете людей, употребляющих героин и опийные наркотики. В деревнях и селах употребляют наркотики растительного происхождения.
- В прошлом году сотрудники вашего управления провели рейд в одном из ночных клубов Пензы и задержали в нем двенадцать человек в состоянии наркотического опьянения. Часто ли ваши подчиненные собираются такой "урожай" в развлекательных заведениях?
- В сентябре на базе отдыха "Чистые пруды" была дискотека на открытом воздухе. Вот оттуда автобусами надо было вывозить людей в наркотическом опьянении, - так их было много.
В "закрытых" дискотеках есть службы безопасности, они наблюдают за посетителями. И мы их учим распознавать людей в состоянии наркотического опьянения. Как правило, на территории этих заведений наркотики не распространяют: для этого выходят куда-то за угол, и употребляют там же. В клубах продают наркотики только своим. Тем, кого знают в лицо.

Наркотики завозят мелкими партиями

- Какие вы можете назвать основные каналы поставки наркотиков в Пензу?
- Основной канал - цыганский. Они, говоря торговым языком, создают оптовый канал продажи наркотиков. Но малыми партиями. И предпочитают не связываться с человеком, если он говорит, что ему нужна крупная партия наркотиков, в килограмм-два. Они сразу подозревают, что это из милиции или из наркоконтроля. Как правило, цыгане привозят наркотики партиями по 100-200 грамм из "ям", находящихся в соседних областях Поволжья. Есть прямые каналы поставки наркотиков из Таджикистана и Узбекистана. А трава в Пензенской области своя растёт.
Поставками наркотиков занимаются многие из ранее судимых. Они во время судебных процессов узнают про нашу тактику и методику ведения розыскных мероприятий и учатся на этом. Выходя из тюрьмы, они начинают работать. Их труднее брать, чем раньше.

Большие деньги не стоят чести мундира

- Юрий Александрович, что вас лично больше всего поразило в прошлом году?
- Самоотверженность некоторых моих сотрудников. Это приятно удивило. Когда работали по одному из крупных сбытчиков, которого взяли с двумя килограммами героина - я говорил о нем - люди не считались ни с чем. Они очень долго вели машину, в которой ехал сбытчик, боясь ее упустить. Вот это больше всего поразило, как они болели за результат. Неделю они за этой машиной гнались и при въезде в область они ее взяли. Приехали дикие, обросшие, грязные, но довольные тем, что результат достигнут.
- Ваши подчиненные работают против поставщиков наркотиков, которые получают огромную прибыль. При таких доходах есть большой соблазн подкупить своих "противников". Скажите, насколько вы уверены в чистоте рядов вашего Управления?
- Помните, я говорил про узбека, который сказал: знал, что Пензенская область - это "красный пояс". Мы у него спросили: "Что такое красный пояс?". Он объяснил: если здесь попадёшься, точно не откупишься, однозначно сидеть придётся. В этом смысле у нас спокойный регион.
Чистоте своих рядов мы придаем большое значение. Был случай. В наше управление пытался устроиться человек, на любую должность. Даже на рабочего, а мы их найти не можем. Понимаете, с каким умыслом шёл? Отдел собственной безопасности дал по нему отрицательное заключение, мы его не взяли. Оказалось, были правы. Потом мы взяли этого человека за наркотики. Сейчас он в тюрьме сидит.

Пензенские регбисты наденут погоны

- Говорят о том, что Госнаркоконтроль может взять под свое крыло регбийный клуб "Пенза". Это действительно так?
- Ситуация такая. Сейчас прорабатывается вопрос создания на базе регбийного клуба "Пенза", которая играет в высшей лиге, клуба под условным названием "Динамо-Пенза". Есть задача, чтобы этот регбийный клуб выступал в суперлиге. Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков собирается частично содержать эту команду. Мы подали предложение: выделить в регбийном клубе штатные должности и прикомандировать их к нашему Управлению. Мы на эти должности назначим игроков, которые будут играть в регби и получать московскую зарплату. Федеральная служба берет на себя зарплату и командировочные расходы, а другую часть расходов возьмет на себя областной бюджет.
Мы подготовили предложения. Нам необходимо 46 должностей. Сорок три должности в погонах и три должности государственных гражданских служащих. Если Директор ФСКН России примет такое решение, команда "Динамо-Пенза" будет. Игроки и тренерский состав будут все с погонами. Они согласны на это.
Если все получится, мне предлагают должность президента этого клуба. Значит, будем развивать регби. Хотя, если честно, я в нем ни черта не понимаю.


10.04.2008
fskn.pnz.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован