Деловой завтрак в Нижнем с полномочным представителем Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергеем Кириенко прошел во время Фестиваля Приволжской прессы с участием всех собственных корреспондентов "Российской газеты", работающих в областях и республиках округа. По кругу каждый и задавал свой вопрос, а точнее вопрос наших читателей. Заранее мы объявили телефоны, электронный адрес - вопросов было так много, что отведенных двух часов хватило только, чтобы пройти один круг. Будем считать - первый...
Российская газета Сергей Владиленович, вы во всех субъектах Федерации, которые входят в ваш округ, уже побывали?
Сергей Кириенко Да.
Российская газета Ну тогда поехали!
Российская газета Полпреды рьяно взялись приводить региональные и федеральные законы к единому знаменателю. Но вот у нас в Татарстане очень прогрессивный земельный кодекс, - он предусматривает право частной собственности на землю. Зачем этот кодекс оспаривать? А есть явно неправомерный налог на ветхое жилье, но он никем не оспаривается. Где тут логика?
Сергей Кириенко Представьте, по началу у нас было 671 закон или нормативный акт, которые не соответствовали федеральным нормам. А когда стали проводить экспертизу более глубокую, когда пришлось старые законы поднимать, то количество нестыковок местного законотворчества с федеральным начало расти как снежный ком. На сегодня спорных моментов осталось совсем мало. В основном в Татарстане и меньше в Башкортостане. Главным образом разногласия остались лишь в тех законодательных актах, которые связаны с договорами о разграничении полномочий, подписанными между субъектом и федеральным центром. Берешь закон, а за ним тянется большая цепочка. И нельзя править такой закон - надо так же поправить и договор, и конституцию субъекта Федерации. Длинная цепочка получается.
Что мы сделали? С самого начала договорились и разложили все вопросы, связанные с приведением законодательства в соответствие, на несколько групп.
Первая группа: где и федеральному центру, и республике очевидно, что есть нарушение федерального закона. И изменение очевидно. Вопрос только о сроках принятия решения.
Вторая группа: где понятно, что местный закон разошелся с законом федеральным. Изменить надо, но возникает дискуссия о том, как менять. Есть разные точки зрения, различные формулировки. Для таких случаев была создана согласительная комиссия, которая работала поочередно то в Нижнем, то в Казани, то в Уфе. Согласительная комиссия бурно дискутировала, что менять и как. Для меня здесь было важно следующее: есть вещи, которые не обсуждаются. Для всех, на мой взгляд, принципиальная штука. Наша беда, - это на Западе называют российским договорным капитализмом, - укоренившийся в России принцип: обо всем можно договориться. Это ложный принцип, и он, к сожалению, находил подтверждение во взаимоотношениях местных властей и федерального центра. Для меня, как представителя Президента РФ, очень важно было с самого начала сформулировать позицию, что есть вещи, о которых я не могу договариваться. И не потому, что я плохо отношусь к тому или иному губернатору или президенту. Об исполнении федерального закона нельзя договариваться. Его надо только исполнять. Если хотите, - это догма. Спорить тут не о чем. Поэтому предмет работы согласительной комиссии - как менять. А менять или не менять - это уже не обсуждается.
Третья группа: где позиции разошлись полностью. Где субъект Федерации говорит: мой закон правильный, он не противоречит конституции. Решение тут одно - суд. Приведение местного законодательства в соответствие с федеральным не может являться предметом личной договоренности.
Российская газета И формула "ты - начальник..." здесь тоже не работает?
Сергей Кириенко Нет. Невозможно. Во-первых, потому, что мы знаем, два юриста - это уже как минимум три мнения. Если к этому еще политическую целесообразность добавить, начать разговор о специфике региона, мы уж точно дойдем до ручки. Но есть зона федеральной компетенции, точно оговоренная, которая регулируется только федеральными законами.
Российская газета Но ведь может быть и так, что федеральный закон плохой?
Сергей Кириенко Да, я считаю, и давно об этом говорю, что законодательство о земле в Татарстане и Самаре, например, лучше российского. Давайте менять федеральный закон и будем жить по хорошему закону. А если не смогли поменять, будем жить по плохому, или не самому хорошему, но по российскому закону! Другого не дано. Иначе не будет целостного государства. Поэтому в третьей категории, где есть спор, мы договорились сразу, что дискуссии не должны переходить в выяснение личных отношений, в личные конфликты. А дело отправлять в суд и все. И сейчас мы все к этому уже привыкли, хотя судам пришлось весьма туго, на них свалилось огромное количество решений.
Четвертая группа: это как раз те местные законы, которые по многим позициям объективно лучше федеральных. В таких случаях той же самой согласительной комиссии ничто не мешает обратиться к экспертам Госдумы. А там на основании более удачного регионального закона подготовить проект того, что можно внести, добавить или изменить из российского законодательства. Но не следует забывать, что, к примеру, я, как представитель Президентской власти, не имею права менять законы, и даже Президент РФ не имеет права. Другое дело - мы можем проявить инициативу, поддержать внесенный законопроект. Если Татарстан вносит законопроект по изменению закона о земле, мы окажем всемерную поддержку их инициативе. Но в приказном порядке или указом это не принимается.
Пятая группа: законы, где субъект Федерации безусловно "влез" в зону федеральной компетенции, а федерального закона на эту тему пока нет. Например, пресловутый вопрос о регулировании сбора лома цветных металлов. Естественно, что это зона исключительно в федеральной компетенции, но федерального закона нет, а металл разворовывается. Поэтому исходим из того, что вот примем федеральный закон, выяснится, что ваш будет ему не соответствовать - приведете в соответствие. До той поры глупо предъявлять претензии регионам - ведь без участия федеральной власти ниша оказалась свободной.
Самый сложный вопрос - это о совместной компетенции. Наша позиция очень простая. Есть федеральный закон, принятый полтора года назад, который установил, что договора, подписанные федеральным центром и субъектом, действуют только в той части, которая не противоречит российским законам. В этом, собственно, и спор, и весь сырбор. Многие юристы в республиках считают, что данные договора являются международными и поэтому носят более высокий статус, чем российские законы. А юридическая позиция однозначна - договора не международные. По двум причинам. Первая: ни один из субъектов Российской Федерации не является субъектом международного права. (Или тогда у нас нет единого государства.) Еще один аргумент: международные договора вступают в силу только после ратификации Государственной Думой. Данные договора никогда не ратифицировали, следовательно, если их назвать международными, они просто не вступили в действие. Итог - договора эти действуют в той зоне, где они не противоречат федеральному законодательству.
Российская газета А смысл они не утратили?
Сергей Кириенко Нет, совсем не утратили. Есть еще много вопросов, которые остались в зоне совместного ведения. В мае прошлого года перед Президентом стоял вопрос так: с чего начинать - с экономических преобразований или с реформы системы власти? Бесполезно начинать экономические программы в стране, где в каждом регионе свое законодательство. Где "чужую" водку не разрешают ввозить. Или у каждого свои налоги, свои барьеры. Въезжаешь в соседнюю республику, тут тебе шлагбаум, пост ГИБДД - заплати поборы. А если тебе через несколько субъектов ехать? Поэтому первостепенной задачей стало сформировать единое пространство, выровнять законы. Для этого требовалось восстановить вертикаль федеральной власти, но только в зоне своей компетенции.
Да, был период, когда регионы слишком много себе федеральных функций забрали. Это не их вина. Нет тут крайних и виноватых. Вспомните лозунг того времени: берите полномочий кто сколько может. Да, это было пустое пространство, а свято место пусто не бывает. Но теперь наша главная задача на 2001 год - и об этом шел серьезный разговор 25 декабря 2000 года, когда Президент собирал полпредов, - это разграничение полномочий и ответственности. Не продление федеральной вертикали, - ни в коем случае мы не должны влезать в зону ответственности муниципалитета или субъекта РФ, - а точное понимание, кто за что отвечает. Президент приводил в пример Приморье. Там кризис, люди в холодных домах. Кто несет ответственность? Все друг на друга валят. Вот к чему приводит отсутствие четкости в разграничении полномочий. Тот, у кого права, у того должна быть и ответственность. Если этого нет, начинается куча-мала, полная неразбериха. Вот детские пособия, например. В большинстве регионов выдача детских пособий задерживается на 1,5-2 года. Отвечают все - конкретно спросить не с кого. С 1 января этого года внесена ясность: начиная с 2001 года, детские пособия - прямая ответственность федерального бюджета. За пенсии отвечает также федеральный бюджет. Понятно с кого спрашивать. И дискуссий не может быть.
Российская газета Судя по такому вашему длинному ответу, достал все-таки вас Татарстан?
Сергей Кириенко Да нет. Много было разговоров о том, что обязательно у нас будет конфликтная ситуация с Казанью, с Минтимером Шаймиевым. Отношения наши не всегда бывают особо легкими, понятно - есть разные интересы, но они всегда конструктивны. Хорошо работаем.
Российская газета Конкретный вопрос от группы наших читателей из Новочебоксарска. Точнее личная просьба к вам. Они долгие годы работали на военных химических производствах. А сегодня получают мизерную пенсию, поскольку не могут доказать, что их работа была вредной для здоровья. Что им делать? Как можно помочь?
Сергей Кириенко Передайте нам их письмо. Я знаю эту ситуацию, был на заводе. Там проблема не только с выплатами, там проблема конверсии оставшегося производства, про-блема уничтожения основного цеха, который попал под международную конвенцию об уничтожении химического оружия. Средств на это нет. Все легло на плечи акционерного общества. Готового ответа тоже пока нет, потому что денег, которые предусмотрены федеральным бюджетом, недостаточно.
Нам, кстати, досталось в этом плане тяжелое наследство: две трети российского химического оружия оказалось на территории Приволжского федерального округа. Почти все бывшие объекты по производству и две трети хранилищ. Это Киров, Удмуртия, Пенза, Саратов. По нашей инициативе вопрос рассматривался на совещании в Совете Безопасности. Принято решение о формировании государственной комиссии по химическому разоружению, задача которой в том числе - разобраться со всеми объектами, которые подлежат конверсии. Уже действует специальная служба - Российской агентство по боеприпасам, которое возглавляет очень опытный и грамотный специалист Зиновий Петрович Пак.
Как сделать так, чтобы могильники не повисли в Кирове? Кирово-чепецкий комбинат собирались акционировать, продавать госпакет, а там могильники огромные с отходами химического производства. Вы можете представить: акционерное общество, частный собственник, у которого на балансе смертоносное имущество... Будет он много денег тратить на его сохранность? Да нет, конечно. А блоки стоят над городом, по течению под водозабор попадают. Дамоклов меч. У меня, к сожалению, на сегодня нет готового ответа для ваших читателей. Со всем этим надо разбираться заново. Комиссия, я думаю, будет создана к концу февраля, и наши представители в ней будут.
Российская газета Удмуртские ветераны вооруженных сил просят полпреда взять их со всеми своими социально-бытовыми проблемами под защиту. Вы готовы это сделать?
Сергей Кириенко Может быть, подумать об общественной организации? Мое предложение: я буду в Удмуртии 1 - 2 марта, надо ваши материалы передать главному федеральному инспектору Чикурову Сергею Витальевичу. Он к моему приезду попробует разобраться, я ему сегодня дам команду. Хочу обратить Ваше внимание на то, что мы специально в каждом регионе открыли или открываем общественные приемные полномочного представителя Президента РФ. В Удмуртии они есть. Там уже несколько филиалов создали.
Российская газета Как раз о приемных много вопросов. Люди жалуются, что в них трудно попасть. Не всегда отвечают на их заявления.
Сергей Кириенко Приемные только открываются и желающих в них обратиться огромное количество. При всем желании ни я, ни работники моего аппарата не могут целыми днями сидеть в приемной. Тем не менее , график регулярный есть. Я и мои заместители, и руководители окружных структур в обязательном порядке ведут личные приемы. И не только в Нижнем, но и во всех регионах, куда выезжают.
Люди к нам идут как в последнюю инстанцию... К сожалению, чаще всего, процентов 70-75 всех жалоб, которые адресуют нам, не находятся в зоне ответственности и компетенции федеральной власти. Процентов 30-40 - это вопросы, связанные с деятельностью муниципалитетов. Если там нет нарушений законодательства, то единственное, что мы можем сделать, это переправить жалобу муниципалитету со строгой резолюцией: разберитесь, это Ваша ответственность. Действует психологически. Они получают такое письмо уже не от жалобщика, а из аппарата полпреда. Мы их предупреждаем грозно, что ставим этот вопрос на контроль. Хотя при этом понимаю, что нарушаю разграничение полномочий и компетенции, потому что лезу в зону, к которой федеральные власти не имеют никакого отношения. Вот именно поэтому нужно точное разграничение и ответственности, чтобы каждый человек точно знал, кто перед ним и за что отвечает. Именно такую задачу поставил перед нами Президент в 2001г.
Российская газета Мы знаем, что вы пришли к нам с окружного совещания. Что обсуждаете, если не секрет?
Сергей Кириенко Тема не секретная, но очень серьезная. Там собрались окружные руководители, у нас идут своего рода "штабные учения". Четырехдневное совещание по разработке детального плана действий в этом году, чтобы были согласованы действия федеральной власти, региональной, муниципалитетов. У нас начался второй этап взаимодействия с регионами. Первый был конфликтным, что понятно: мы ведь возвращали федеральные полномочия, которые куда-то ушли. А это неприятно. Даже при том, что мы их просто возвращали обратно. Даже люди, по-государственному настроенные, говорят: все понимаем, но нам было гораздо "проще" работать, когда мы командовали налоговой полицией, криминальной милицией. Теперь у нас начинается второй этап, когда мы - абсолютные союзники. Потому, что дальше надо говорить о программах экономического развития регионов. И тут мы приходим к тому, что почти ни одна из этих программ не может быть решена одним регионом самостоятельно. Химоружие. Может ли хотя бы один регион - Удмуртия ли, Киров ли, Пенза ли сами решить проблему? Невозможно.
Государственная граница, пролегающая по Оренбургской области. Может ли Оренбург справиться с целой границей? Да никогда!
Автомобилестроение. Проект, который мы в прошлом году для себя поставили как приоритетный. И я рад, что ситуация в отрасли начинает изменяться, новые инвесторы пришли в автомобилестроение. И оживилось дело.
То же самое нефтехимия. Руководство Татарстана говорит: мы понимаем, что сегодня нефтехимию нельзя развивать только в рамках Татарстана, хотя их нефтехимия одна из лучших. Туда большие деньги вкладывала республика. И тем не менее президент Татарстана первый говорит о том, что если мы хотим конкурировать в мире, нам надо строить интеграционную цепочку. Вместе!
Итак, вместе с губернаторами нам надо построить совместные экономические проекты. И возникают новые преграды. Экономика не совпадает с административными границами. Было время, когда вся экономика развивалась в рамках административных границ. И собственно любой губернатор мог вполне управлять экономикой, деля все по принципу: наш - не наш. "Наш" - поможем, "не наш" - шлагбаум на границе. И благодаря тому, что проделано в прошлом году, когда мы все эти шлагбаумы поснимали, законы поубирали, запрещающие ввоз и вывоз, свою акцизную марку, свой дополнительный налог. Теперь создается единое правовое и экономическое пространство, и мы вплотную подошли к насущной необходимости межрегионального экономического развития.
Это не вопрос границы. А гораздо более серьезный. Летом прошлого года запустили по округу экспедицию экономгеографов. Кстати, этим летом эта экспедиция у нас пойдет в еще большем составе. Я думаю, об этом интересно написать. Они шли по малым городам, поселкам, разговаривая с людьми, составляя карту, как на самом деле устроена жизнь. Интереснейшая нарисовалась картина. Чем живет регион, где, что и кто ворует, кто у кого какие взятки берет? Ответы на эти вопросы очень сильно отличаются от госкомстатовских данных, как вы понимаете. Что выявилось? Неожиданная для меня вещь. Я понимал, что есть большой разрыв, например, в уровне жизни людей в Пензенской области и Самарской. Однако выяснилось, что разрыв внутри регионов, например, между Тольятти и находящемся в 50 километрах малым городом гораздо больше, чем разрыв между Самарской и Пензенской областями. В успешных точках типа Тольятти или Балаково, областных городах, где происходит промышленная концентрация, где более высокая заработная плата, где меньше проблем с безработицей, куда стягиваются квалифицированные специалисты и куда приходят инвестиции. А совсем рядом - запустение и провал в соседних малых городах. Вот этот разрыв гораздо страшнее, чем разрыв между областями. И никаким объединением регионов, одними изменениями административных границ мы эту проблему не решим..
Моя версия заключается в том, что действия Президента по созданию федеральных округов в какой-то мере и есть ответ на проблемы новой регионализации, макроэкономических проектов, неравенства социального развития. С образованием федеральных округов появился субъект, орган государственного управления, в рамках которого эти программы можно строить. Чем вообще должен заниматься институт полномочных представителей? Функции какие? Конечно, в первую очередь, выполнение функций Президентской власти на территории, удержание вертикали федеральной власти и обеспечение целостности страны. Кадровая политика Президента. На этот год он дал нам поручение - формировать резерв кадров во всех федеральных органах исполнительной власти. Чтобы не в последнюю секунду выбирать, а подготовить людей заранее, отбирать конкурсно.
Вторая задача - антикризисное управление. У нас специально в округе создан антикризисный центр. Почему я все знаю про Балаково? Потому что про каждую точку потенциального кризиса в аппарат полпреда мгновенно приходит информация. Мой заместитель Владимир Юрьевич Зорин возглавляет совет этого антикризисного центра, и они каждый месяц говорят, где у нас тревожные точки. Зимой мы следили за теплом и электроэнергией. И перехватывали ситуа-цию, которая была в Ульяновске или Кирове, не давая ей дойти до кризисного уровня.
Вот Ульяновск. Не должен полномочный представитель Президента и его аппарат заниматься включением тепла. Но при этом мы понимали - идут выборы, губернатор - кандидат, мэр - кандидат, война между ними нешуточная, они мстят друг другу, в результате тепла нет. До периода выборов ничего не кончится. Единственный выход, надо вклиниться на эти два месяца...
Российская газета И сделать так, чтобы губернатором избрали генерала Шаманова?
Сергей Кириенко Ну , нет, это не наша функция. А сделать так, чтобы до периода, когда новый губернатор вступит в должность, тепло было в домах. Это не значит, что мы и дальше будем продолжать заниматься теплом в Ульяновске. Мы закрыли проблему кризисную. Теперь власть выбрали - есть кому занимайться.
Еще одна из главных задач , которую Президент поставил перед нами на этот год - реформирование территориальных органов исполнительной власти. Ведь сегодня в каждом субъекте изобилие подразделений всяких министерств и ведомств. Сумасшедшее количество! Никто точ-но не знает, чем они занимаются, за что отвечают. При этом ни одно ведомство никогда не сможет реформировать само себя.
Российская газета Вы уже упоминали о границе России с Казахстаном, проходящей по Оренбургской области. Какой она будет?
Сергей Кириенко Во-первых она должна быть точно проведена. Там не заложена контрольно-следовая полоса, слишком большая протяженность - почти 2 тысячи километров. Предусмотрена система застав, дежурства вдоль границы. Колючей проволоки не будет. Но все равно должна быть серьезная государственная граница. Поскольку мы имеем там огромные потери и проблемы: это наркотики, оружие, контрабанда.
Российская газета А что с новыми паспортами в Татарстане и Башкортостане?
Сергей Кириенко Проведена большая согласительная работа вместе с руководством республик. Решение принято. Графы "национальность" в паспорте не будет. Есть в Конституции право человека самоопределяться по национальности, и он будет иметь право указать свою национальность, но не в детском возрасте, когда мало что понимает, а при достижении совершеннолетия. И не в паспорте отметка ему будет делаться, а в метрике. В паспорт вшиваются две странички вкладыша. Они содержат герб национальной республики в составе РФ и данные паспорта дублируют на национальном языке. Выпущено постановление Правительства, которое внесло соответствующие изменения, и вся процедура готова. Я думаю, что это займет месяц-полтора. Необходимо напечатать в Перми на фабрике Госзнака новые бланки паспортов.
Российская газета К вам идут жаловаться на всех. А на вас люди жалуются и куда?
Сергей Кириенко На меня жаловаться начинают при каждой конфликтной ситуации. Это естественно. В Марий Эл Кислицын на меня жаловался основательно и долго. Много шума и криков было, когда приводили законодательства в соответствие. Очень много было проблем, когда мы в ряде регионов были вынуждены вмешиваться, чтобы обеспечить соблюдение законности на выборах. Очень часто есть попытка двух конфликтующих сторон "втянуть" на свою сторону. Путем бесконечных апелляций и призывов, "открытых писем" и т.д. и т.п. Я чувст-вую, что сейчас это будет происходить и на выборах в Нижнем Новгороде. Надоело. Разбирай-тесь сами, прекратите без конца перекладывать ответственность. Делайте свою работу сами, только знайте - выборы будут законными, и мы это обеспечим.
Российская газета А где живет ваша семья? В Москве?
Сергей Кириенко Нет, семья в Нижнем Новгороде. Хотя жена возмущается, что я в Нижнем почти что не бываю. По сложившемуся графику получается , что три дня в неделю я в Нижнем, два дня - в Москве, два дня в поездках по регионам. Сын поступил в Высшую школу экономики, перевелся из Москвы сюда.
Российская газета Обратили внимание: в вашей команде много молодых компетентных людей. Такой команде в округе не тесно?
Сергей Кириенко Я полномочный представитель Президента РФ. И этим все сказано.
Именно поэтому я приостановил членство в "Союзе правых сил". Но идеология не изменилась и не изменится, как и мои убеждения. Я пошел на эту работу, потому что понимал : абсолютное большинство того, что заложено в программу Президента, совпадает с нашей предвыборной программой. И у меня появилась прекрасная возможность сделать то, в чем я убежден. Я пришел работать к Президенту Путину и сделаю все от меня зависящее, чтобы на следующих президентских выборах он был избран Президентом вновь.
А что касается команды, то это действительно сильные квалифицированные специалисты. Каждый человек должен быть на своем месте лучшим специалистом. Моя ключевая позиция в кадровой политике: каждый мой заместитель в своей сфере должен быть на голову выше меня. Если он не знает свою тему лучше меня, тогда зачем он нужен.
Российская газета Мы представляем общефедеральную "Российскую газету. В эпоху парада суверенитетов из регионов экономически и политически вытеснили федеральную прессу. Как вы оцениваете положение печатных федеральных СМИ в ваших регионах и есть ли они там? Будете ли помогать федеральной прессе вернуться в регионы?
Сергей Кириенко Меня это очень волнует. Когда мы говорим о задачах, которые Президент в том году ставил для формирования единого федерального поля, "сшивания" страны, то не можем не видеть, что без единого информационного пространства не может быть и правового, и экономического. Не будет единого информационного пространства, всего остального не будет. Ведь даже на самом простом бытовом уровне очень важно, чтобы люди просто знали, как живут соседи. Все начальники любят сравнивать свои успехи, со своими же собственными достижениями в прошлом году. А может сравнить с тем, у кого это лучше получается?! И, например, в Пензе сравнивать свои результаты с Самарой, в Кирове с Пермью или Казанью?! А жить в информационной изоляции так приятно. Каждый руководитель может смело рассказывать, что он в своем деле, если не первый, то второй-третий как минимум. А когда выясняется, что регион по данному вопросу 13-й из 15-и - мало приятного. Зато создается механизм соревнования, рейтинг социально-экономического развития регионов.
В предвыборную кампанию в Марий Эл я приехал встретиться с главами районных администраций. На них неизгладимое впечатление произвела простая вещь: зачитывание номеров и сумм платежек, которые поступали из федерального бюджета в республику. Больше ничего не надо было говорить. Представитель Министерства финансов зачитывал, например: поступило 10 декабря 25 миллионов - детское пособие. Поступило 11 декабря 11 миллионов - трансферт. Эти цифры для глав районных администраций оказалось полным откровением, потому что ни копейки этих денег они не получили и их кормили рассказами, что федеральный бюджет опять ничего не дал. Сам факт получения объективной информации уже снимает огромное количество вопросов. Более всего я заинтересован в том, чтобы в округе появились механизмы передачи информации, новости, переток информации. Собственно, как один из способов прорыва этого дела, мы и затеяли фестиваль приволжской прессы.
Ну а у федеральных СМИ здесь особые возможности. Сама трибуна вашего, например, "Эхо России" - это уже сравнение и анализ всероссийского масштаба, не зависящие от вкусов и жела-ния любого местного начальника.
Российская газета И напоследок, Сергей Владиленович, пользуясь случаем, не можем не поинтересоваться как вы восприняли нашу акцию "Народный диктант". Принимаете предложение "Российской газеты" написать диктант всей своей командой?
Сергей Кириенко Акцию вы затеяли архиважную. Многонациональное государство связывает и единый общегосударственный язык. То есть русский язык. Это самая мощная связывающая нас всех вещь. С удовольствием сяду за парту писать диктант. Только предупреждаю, в школе по литературе у меня обычно была оценка: 5/3. Первая за содержание, вторая сами знаете за что. Буду учиться.
28.02.2001
http://www.pfo.ru/?id=1935